Методика тестирования усилителей мощности (и усилителей для наушников) — программное обеспечение, проведение теста и обработка результатов
(Варианты корректно отображаемых результатов и ошибочных)
Потеря сэмплов при воспроизведении/записи
Тестовый сигнал №1 загружается в анализ RMAA. Первым делом смотрится Интермодуляционные искажения (переменная частота). Если тест произведен корректно — вид графика будет как зеленый без резких пиков.
Если во время теста происходил срыв синхронизации, и часть сэмплов «потерялось», на графике будут вертикальные пики, как на оранжевом.
Вид волны выглядит так — вверху исходный вид, нижний — потерянные сэмплы. При такой потере сэмплов у волны получается излом, который на всех графиках будет выражаться как повышенные искажения.
Второй вариант некорректного отображения графиков из-за «щелчков» — неверное определение RMAA синхронизирующего тона. Это хорошо видно в тесте Интермодуляционные искажения — 60 Гц и 7 кГц, сигнал анализируется между участками Гармонические искажения — 1 кГц и Интермодуляционные искажения — 60 Гц и 7 кГц. Как правило в таком случае АЧХ представляет собой бессмысленную изломанную линию.
Потеря сэмплов может быть не обязательно при воспроизведении, что слышно как «щелчки» — но и во время записи при корректном воспроизведении без щелчков. Если случилась такая проблема — следует выгрузить лишние программы, звуковой карте скорее всего не хватило ресурсов. Так же у части внешних карт USB может быть ограничение на одновременное воспроизведение и запись в высоких частотах дискретизации.
Клиппинг
Во время теста надо следить, что бы при записи не произошло клиппинга. Однако его можно получить и во время обработки результата.
По умолчанию в RMAA предлагается нормализовать амплитуду сигнала по отношению к синхронизирующему тону. Для звуковых карт синхронизация по тону 1 кГц вполне корректна — практически все звуковые карты сейчас имеют АЧХ с малой неравномерностью. Однако усилитель, особенно с тембр блоком может иметь подъемы АЧХ в сравнении с синхронизирующем тоном. В примере показан клиппинг в районе 7 кГц. На АЧХ сложно увидеть, произошел клиппинг или нет.
Клиппинг хорошо заметен в тесте Интермодуляционные искажения (переменная частота).
Зеленый график — нет клиппинга, оранжевый — клиппинг есть.
Варианта избежать клиппинга два — использовать синхронизирующий тон в области максимального подъема АЧХ, либо отключить нормализацию сигнала. В случае отключения нормализации сигнала, численные значения в таблице недействительны. Более того, численные значения при нелинейной АЧХ будут корректны только для тех тестов, где после нормализации уровень тона/тонов соответствуют тому уровню, по которому производится расчет численного значения.
Отсутствие клиппинга при калибровке в RMAA и наличие перегрузки на графиках
Может получится так, что откалибровав уровни рядом с порогом перехода усилителя в искажения
маркер показывает место перехода в искажения
участок до искажений
учесток после перехода в искажения
Длительность участка, на котором нет искажений, составила 0,15 сек. Во время калибровки подается небольшой продолжительности сигнал и такие искажения просто не успевают проявится.
Влияние шумов на график АЧХ и взаимопроникновение каналов
RMAA строит АЧХ и взаимопроникновение каналов по мультитоновому сигналу. Мультитоновый сигнал энергетически близок к реальному музыкальному сигналу и уровень гармоник ВЧ невысок. При наличии наводок в ВЧ спектре или шумов АЧХ может быть неверной.
В качестве примера возьмем X-Fi XtremeMusic, c записанным сигналом на E-MU1616m. Как видно, выше 50 кГц наблюдается подъем шумовой полки из-за особенностей работы ЦАП карты. На самых высоких частотах гармоники мультитонового сигнала оказываются ниже шумов.
При анализе записанного сигнала на АЧХ появляется подъем, который построен уже по «шумам».
В при наличии шумов большого уровня измерения синусом с переменной частотой предпочтительнее за счет более высокого соотношения сигнал/шум к амплитудному значению гармоники. Но к нему то же есть нарекания, этот сигнал менее приближен к музыкальному и построение АЧХ будет сделано на большей выходной мощности усилителя (как в тестах THD). Второй момент, уже касающийся текущей версии RMAA — калибровка АЧХ возможна только на мультитоновом сигнале. В идеале АЧХ нужно строить на разных типах сигналов для более полной картины.
К слову, из-за большого влияния шумов мультитоновый сигнал не используется в акустических измерениях (и аналогичные нарекания справедливы и для измерений шумом и MLS сигналами).
Посмотрим на взаимосвязь шумовой полки в стандартных отображениях результатов RMAA
Так выглядит спектр шумовой полки в стандартном отчете.
Так построит RMAA АЧХ по шумам (зеленый график получен заменой мультитонового сигнала на шум)
Вот так выглядит взаимопроникновение каналов (вместо мультитона подставлен шум)
Хочется в очередной раз подчеркнуть, что RMAA — это инструмент и интерпретация данных зависит только от квалификации пользователя. К сожалению, когда квалификации не хватает, зачастую начинаются поиски «ошибок в программе, показывающей непонятные результаты».
Ссылки
- Методика тестирования усилителей (вторая редакция)
- Программное обеспечение, проведение теста и обработка результатов
- Описание примеров отчетов тестирования усилителей и усилителей для наушников
- Пример отчета тестирования усилителя для наушников Prodigy HD2 Gold
- Пример отчета тестирования усилителя для наушников X-Fi XtremeMusic
- Пример отчета тестирования усилителя для наушников E-MU 1616m
- Пример отчета тестирования усилителя на базе LM3886
- Пример отчета тестирования усилителя Behringer A500
- Измерительная аппаратура
Дополнительно |
|