Почти год прошел с того времени, как мы впервые увидели Full HD проектор EMP-TW1000 на европейской пресс-конференции EPSON, проходившей в Лондоне. (См. статью «Европейская пресс-конференция EPSON».) И, наконец-то, мы получили этот проектор на тестирование.
Комплект поставки, характеристики и цена
Вынесены на отдельную страницу.
Внешний вид
О стильном корпусе изящных обводов мы уже упоминали. Но в отличие от предыдущих моделей корпус данного проектора изготовлен из пластика с гладким черным антрацитовым покрытием, с проблескивающими вкраплениями (черный металлик). Выглядит проектор дорого, но не пошло. И главное, черный — это единственно правильный цвет для серьезного домашнего кинотеатра. Отметим, что покрытие относительно прочное, стойкое к появлению царапин, а из-за выраженной хаотической подповерхностной структуры отпечатки пальцев, мелкие царапины и другие загрязнения и повреждения на корпусе не заметны. Из общей черной серебристости выпадает фигурный щиток на передней панели, изготовленный из черной прочной и, видимо, термостойкой пластмассы с матовой поверхностью. Выбор материала для этой детали обусловлен наличием спереди вентиляционной решетки, через которую выдувается отработанный горячий воздух (воздухозаборная решетка с фильтром расположена на днище). Термостойкая пластмасса от нагрева не коробится и не выделяет вредных веществ.
На верхней панели, ближе к задней части расположены кнопки управления и индикаторы состояния.
Интерфейсные разъемы находятся в глубокой нише на задней панели. Кроме того, на заднюю панель помещены разъем и механический выключатель питания, разъем для замка Кенсингтона и круглое окошко ИК-приемника.
Второй ИК-приемник — на передней панели. Проектор оснащен двумя вывинчивающимися из корпуса ножками, позволяющими устранить небольшой перекос и/или немного приподнять переднюю часть проектора при его размещении на горизонтальной поверхности. Для крепления к кронштейну в днище проектора вделаны четыре металлические втулки с резьбой.
Пульт
Пульт также поменял расовую принадлежность — был матово-белым, стал матово-черным. В остальном остался таким же, как у предыдущей модели: крупным, увесистым и округлым. Несмотря на сужение в центральной части, пульт немного толстоватый, и к тому, как он лежит в руке, приходится привыкать. Тем не менее, на большинство кнопок нажимать удобно, а так как кнопок относительно мало, расположены они свободно, распределены по группам и не все одинаковые, то самые нужные кнопки легко находятся на ощупь. Есть светодиодная подсветка, включающаяся фосфоресцирующей кнопкой. Функции включения и выключения разнесены на разные кнопки. О нажатии на кнопку сигнализирует подмигивающий красный светодиод. На свежих батарейках и в небольшом помещении команды пульта достигают проектора при любой взаимной ориентации пульта и проектора — результат работы двух смотрящих чуть в стороны ИК-диодов пульта, двух ИК-приемников проектора, помноженной на отражения ИК-лучей от предметов и стен.
Коммутация
Проектор оснащен традиционным для данного вида проекторов от EPSON набором видеовходов. «Профессиональный» разъем D4 (или просто D) обычным европейским и российским пользователям предлагается использовать для подключения к источникам со SCART-разъемам (в режиме RGBS). В комплекте поставки присутствует переходник с розетки SCART на D-вилку и на RCA-штекер, который подключается к композитному входу проектора и служит для ввода синхросигнала.
Вход D4 совместим и с компонентными цветоразностными сигналами, но переходник придется где-то доставать. HDMI-вход совместим со спецификациями вер. 1.3.
Переключение между источниками осуществляется или перебором всех с помощью кнопки Source на корпусе проектора, или шестью кнопками на пульте в группе Source — каждая соответствует одному видеовходу. Автораспознавания активного подключения нет. Экран с электромеханическим приводом можно подключить к выходу Trigger out — при включенном проекторе на него подается 12 В (если эта функция не отключена).
Меню
Меню строгое, по-умолчанию имеет черно-серо-белое оформление и не содержит отвлекающих декоративных элементов и неуместной анимации. Шрифт меню удобочитаемый — несколько увеличенная ширина меню позволила использовать шрифт с нормальными пропорциями. Настроек много, некоторые расположены на страницах третьего уровня вложения. Навигация удобная, самая нижняя строчка содержит подсказку по функциям кнопок (ее можно отключить). При настройке параметров, влияющих на изображение, на экран выводится минимум информации — только список режимов или ползунки, что облегчает настройку картинки.
Для оперативной настройки изображения можно воспользоваться однострочным меню, содержащим ряд важных параметров. Вызывается это меню кнопами Select/Line Menu на корпусе и на пульте, а параметры перебираются стрелками вверх-вниз. Есть русская версия меню, перевод в целом адекватный. Из замеченных ошибок — «Глубокий цвет», лучше бы поменять на «Глубина цвета».
Управление проекцией
Фокусировка изображения на экране осуществляется вращением внешнего ободка с насечкой, а изменение фокусного расстояния — широкого кольца объектива. Два ребристых колесика рядом с объективом позволяют сдвигать объектив вправо-влево и вверх-вниз так, что изображение при этом сдвигается максимум на 96% от высоты вверх и вниз по вертикали, и на 47% от ширины вправо и влево по горизонтали относительно центрального положения.
При сдвиге по горизонтали диапазон вертикального сдвига уменьшается и наоборот. Центральное положение объектива отмечено легкой, со щелчком, фиксацией колесиков. Для облегчения настройки проекции можно кнопкой Pattern пульта вывести на экран тестовый шаблон. Защита объектива от пыли обеспечивается крышкой из полупрозрачного полиэтилена, просто одевающейся на объектив и никак не прикрепленной к корпусу.
В проекторе нет функции цифровой коррекции трапецеидальных искажений, что при наличии системы сдвига объектива не так страшно. И корректировать трапецию цифровым способом — себя и свои глаза не уважать.
Режимов геометрической трансформации четыре: Нормальное — изображение без искажений увеличивается на весь экран, оптимально для просмотра фильмов в формате 4:3, Полное — картинка увеличивается и растягивается до соотношения 16:9, идеально для анаморфированных фильмов, Увеличенное — изотропное увеличение до ширины экрана, подходит для формата LetterBox, Растянутое — увеличение и неравномерное растягивание по горизонтали до границ проекции, так, что в центре искажений меньше, — вариант просмотра картинки 4:3 на широком экране. В режиме Авто проектор пытается сам определить оптимальный режим трансформации. В режиме Увеличенное появляется возможность чуть поджать изображение по вертикали и/или переместить его вверх-вниз так, чтобы на экран поместились субтитры.
Настройка Область отображен. влияет на обрезку краев изображения, при значении от 92 до 98% картинка немного увеличивается и по периметру выходит за область проекции, при 100% — ничего не обрезается, и в режимах Full HD картинка выводится пиксель-в-пиксель, без интерполяции. Вывод изображения временно приостанавливается кнопкой Blank.
В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный, а при максимальном фокусном расстоянии объектива, скорее, длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его лучше располагать примерно на линии первого ряда зрителей или за ней.
Настройка изображения
Очень большое влияние на картинку оказывает текущий цветовой режим, поэтому начинать настройку изображения лучше с выбора режима. Режим определяет профиль цветокоррекции, а также включение-выключение фирменного «Epson Cinema Filter». В режиме Действие и Гостиная фильтр отключен, в других — включен. В режиме Театр (чер.) 2 мощность лампы (и шум от системы вентиляции) принудительно снижается.
Настроек, влияющих на яркостный и цветовой баланс очень много. Яркостный баланс можно подстроить настройками Яркость и Контраст (жаль, что убрали прямую регулировку белого и черного уровней входного сигнала).
На страничке Гамма можно выбрать предустановленные значения гамма-кривой или вручную подправить кривую гамма-коррекции. При этом корректируемый уровень яркости выбирается или на стилизованной гамма-кривой, или непосредственно на текущем изображении курсором-указателем.
Цветовой баланс настраивается параметрами Насыщен. цвета, Оттенок, Абсол. цвет. темп. (12 значений от 5000 до 10000 К) и Телесные тона. Продвинутые пользователи могут отрегулировать яркость и контрастность трех цветов (RGB) или оттенок и насыщенность шести (RGBCMY).
В случае, когда самые светлые части изображения пересвечены, может помочь включение фирменного режима EPSON Super White. Функция Автонаст. диафраг. автоматически регулирует диафрагму — прикрывает, когда изображение в основном темное, и открывает, когда светлое. Режимов регулировки контурной резкости два: традиционный ползунок или четыре ползунка, определяющих, какие контуры, в каком направлении и насколько выделять. (В зависимости от текущего режима и типа подключения некоторые настройки могут быть недоступны.)
Сочетания настроек можно сохранить в десяти ячейках. Для ориентировки, рядом с каждой заполненной ячейкой выводится название режима, послужившего отправной точкой. Также настройки изображения и режимы трансформации автоматически сохраняются для каждого типа подключения, и/или вида видеосигнала, и/или режима.
Дополнительные возможности
Есть функция автоматического включения при подаче энергии (Direct Power On, можно включить и выключить), таймер на выключение при отсутствии сигнала (Спящий режим, можно выключить или выбрать интервал срабатывания из 5, 10 и 30 мин), защита от случайного включения — проектор будет включаться только после 3-х секундного нажатия на кнопку Power на корпусе (Защита от детей), блокировка всех кнопок на корпусе (Блокир. управл.).
Проектором, возможно, можно управлять по интерфейсу RS-232C (если он не предназначен только для обновления прошивки), но в руководстве кроме распайки разъема нет никакой другой информации, относящейся к этому интерфейсу.
Измерение яркостных характеристик
Измерения светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.
Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива вверх чуть больше чем на 50% (низ изображения находился немного выше на оси объектива). Результаты измерений для проектора Epson EMP-TW1000:
Световой поток в режиме | |
Действие | 1085 лм |
Действие, пониженная яркость | 840 лм |
Гостиная | 650 лм |
Нейтральный | 340 лм |
Театр | 340 лм |
Театр (чер.) 1 | 340 лм |
Театр (чер.) 2 | 230 лм |
Равномерность | +18%, -38% |
Контрастность в режиме | |
Действие | 223:1 |
Театр (чер.) 1 | 216:1 |
Театр (чер.) 2 | 203:1 |
Нейтральный | 216:1 |
Максимальный световой поток немного ниже паспортного значения (менее, чем на 10%). Неравномерность освещенности относительно большая. Заметим, что производитель предупреждает, что равномерность и световой поток достигают наилучших значений при центральном положении объектива. Контрастность высокая, но не выдающаяся. Все режимы, в которых включен фильтр «Epson Cinema Filter», отличаются очень низкой яркостью (230-340 лм), а значит, непригодны для просмотра фильмов на большом экране (шире 1,5 м) даже в полной темноте.
Звуковые характеристики
Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике, и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.
Режим | Уровень шума, дБА | Субъективная оценка |
Высокой яркости | 40 | Тихо |
Пониженной яркости | 34 | Очень тихо |
Проектор тихий. Не самый тихий в своем классе, но достаточно тихий, чтобы не быть источником раздражения даже в режиме высокой яркости. Этому способствует и то, что шум от системы вентиляции не имеет неприятных призвуков.
Тестирование видеотракта
VGA-подключение
Тестирование VGA-подключения проводилось при разрешении 1920 на 1080 пикселей и при вертикальной частоте 60 Гц. Режим этот почему-то не указан в списке поддерживаемых. Даже на «удобных» изображениях автоподстройка под параметры VGA-сигнала в режиме 1920 на 1080 работает неудовлетворительно, приходится вручную подстраивать положение и фазу. Белое поле слегка неравномерно по яркости и местами имеет легкий примесный оттенок. Черное поле равномерное, бликов и цветных разводов не имеет. Геометрия идеальная. Детали различаются как в тенях, так и в светах (после небольшой подстройки яркости и контрастности). Шкала серого равномерно серая, ее небольшой цветовой оттенок определяется выбранной цветовой температурой. Цвета яркие и правильные. Четкость очень высокая. Сетки пикселей через 1 выводятся без артефактов и интерполяции. Хроматические аберрации объектива минимальны — только в верхних углах можно заметить тонкую (примерно 1/2 пикселя) светло-фиолетовую кайму на границах контрастных объектов. Отметим, что в данном проекторе используется объектив от предыдущей модели EMP-TW700. В соответствующей статье мы отметили высокое качество объектива, видимо, в EPSON оправданно посчитали, что этот объектив не спасует и в случае Full HD.
DVI/HDMI-подключение
При подключении к DVI-выходу (с помощью кабеля-переходника с HDMI на DVI) видеокарты компьютера поддерживается режим 1920 на 1080 пикселей. Для корректного отображения без интерполяции нужно установить Область отображен. в 100%. Картинка при DVI-подключении четкая, артефактов нет. HDMI-подключение тестировалось в режимах 480p, 576p, 720p, 1080i и 1080p при подключении к DVD-плееру и HD-плееру с жестким диском. Яркостная и цветовая четкости соответствуют разрешению Full HD. Поддерживается кодирование цвета в RGB и YCbCr (4:4:4 и 4:2:2). При HDMI-подключении для отображения всего диапазона оттенков нужно выставить Видеодиапазон HDMI в Увеличенное. В целом, цифровое подключение, по сравнению с компонентными аналоговыми, характеризуется, прежде всего, высоким микроконтрастом.
Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала
Яркостная четкость (ТВЛ) | ||
Композитный | более 540 | Отлично |
S-Video | более 540 | Отлично |
SCART-RGBS | более 540 | Отлично |
Компонентный (480/576, i/p) | более 540 | Отлично |
Компонентный (1080i) | более 1080 | Отлично |
Компонентный (1080p) | 1080 | Очень хорошо |
Цветовая четкость (ТВЛ) | ||
Композитный | 110 | Очень хорошо |
S-Video | 110 | Хорошо |
SCART-RGBS | более 270 | Отлично |
Компонентный (480/576, i/p) | более 270 | Отлично |
Компонентный (1080i) | более 540 | Отлично |
Компонентный (1080p) | 540 | Очень хорошо |
Яркостная и цветовая (кроме композитного и S-Video-подключения) четкости очень высокие. В режимах 1080p качество изображения было несколько ограничено, скорее всего, качеством видеовыхода использованного для тестов плеера. Упомянем также, что для проверки разрешения использовались MPEG2/4-фрагменты, в которых цветовая четкость по определению в два раза ниже яркостной. Тестовые шаблоны с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков хорошо различаются в тенях и на светлых участках изображения. Цветовой баланс правильный.
Параметры Прогрессивная и Распозн. движения определяют режим работы функции деинтерлейсинга. Если Прогрессивная = Выкл, то изображение выводится по полям; Видео — для неподвижных частей изображения (то есть совпадающих для двух кадров) выполняется «честный» деинтерлейсинг, а меняющиеся выводятся по полям; Фильм/Авто — проектор пытается полностью восстановить исходный кадр. Качество деинтерлейсинга зависит от типа подключения. Лучше всего деинтерлейсинг выполнялся при SCART-подключении, хуже — композитном и S-Video, и совсем плохо — при компонентном (вот так!). Тем не менее, обычно проектор правильно склеивал кадры как в случае кодирования 2-2, так и 3-2, а артефактов в виде характерной «расчески» мы не видели. При интерполяции до Full HD присутствует некоторое сглаживание границ объектов. Функция шумоподавления работает неагрессивно, не доводя процесс улучшения картинки до появления артефактов.
Выводы
В целом EMP-TW1000 является продуктом последовательной и постепенной эволюции кинотеатральных проекторов от EPSON (см. EMP-TW700 и EMP-TW600), но примененные Full HD-матрицы и видеотракт переводят проектор в качественно иную категорию видеотехники высокого разрешения. Из менее кардинальных изменений отметим разумное уменьшение количества настроек, улучшение читаемости меню, русификацию меню, появление пункта Режим яркости и, конечно, «правильный» цвет корпуса и пульта. Осталось дождаться возможности непосредственного управления диафрагмой и «фирменным» светофильтром. Общим местом будет повторение того, что для полной и беспроблемной реализации всего потенциала Full HD рекомендуется использовать цифровое подключение и желательно в прогрессивном режиме.
Достоинства:
- Высокое качество изображения
- Стильный корпус
- Наличие шести типов видеовходов, в том числе HDMI
- Механизм сдвига объектива имеет большой рабочий диапазон
- Удобный пульт ДУ с подсветкой
- Русифицированное меню
Недостатки:
- Невозможно непосредственно управлять диафрагмой и включением оптического фильтра
Мы считаем, что за дизайн корпуса и пульта проектор заслуживает награды за уникальный дизайн.