Кинотеатральная линейка от крупнейшего производителя LCD-матриц для проекторов пополнилась моделью Epson EMP-TW700. Ее обзор мы и предлагаем Вашему вниманию.
Комплект поставки, характеристики и цена
Вынесены на отдельную страницу.
Внешний вид
Стильный корпус изящных обводов достался этому проектору от предыдущей модели лишь в слегка модифицированном виде. В глаза бросается крупный сильно выступающий объектив.
Корпус, за исключением серебристой пластмассовой вставки спереди, изготовлен из пластика с молочно-белым гладким (но не глянцевым) покрытием.
Корпус относительно немаркий, отпечатки пальцев и пыль на нем не выделяются. На верхней панели ближе к задней части расположены кнопки управления и индикаторы состояния.
Интерфейсные разъемы находятся в глубокой нише на задней панели.
Кроме того, на заднюю панель помещены разъем и механический выключатель питания, разъем для замка Кенсингтона и круглое окошко ИК-приемника. Второй ИК-приемник — в передней части. Воздухозаборная решетка расположена на днище, выдувается отработанный воздух через решетку на передней панели. Проектор оснащен двумя вывинчивающимися из корпуса ножками, позволяющими устранить небольшой перекос и/или немного приподнять переднюю часть проектора при его размещении на горизонтальной поверхности. Для крепления к кронштейну в днище проектора вделаны 4 металлические втулки с резьбой.
Пульт
Матово-белый пульт довольно крупный и увесистый, он весь такой округлый, и, несмотря на сужение в центральной части, немного толстоватый. Тем не менее, на большинство кнопок нажимать удобно, а так как кнопок относительно мало, расположены они свободно, распределены по группам, и не все одинаковые, то самые нужные кнопки легко находятся на ощупь. Есть светодиодная подсветка, включающаяся фосфоресцирующей кнопкой. Функции включения и выключения расточительно разнесены на разные кнопки. О нажатии на кнопку сигнализирует подмигивающий красный светодиод. На свежих батарейках и в небольшом помещении команды пульта достигают проектора при любой взаимной ориентации пульта и проектора — результат работы двух смотрящих чуть в стороны ИК-диодов пульта, двух ИК-приемников проектора, помноженной на отражения ИК-лучей от предметов и стен.
Коммутация
5 из 6 разъемов — стандартные, для подключения к ним источников видеосигнала никаких специфических кабелей не требуется. Необычный для бытовой техники разъем D4 (или просто D) предлагается использовать для подключения к источникам RGBS-сигнала, оборудованным разъемом SCART. В комплекте поставки присутствует переходник с розетки SCART на D-вилку и на RCA-штекер, который подключается к композитному входу проектора и служит для ввода синхросигнала.
В принципе, вход D4 совместим и с компонентными цветоразностными сигналами. Используя D4 для SCART-подключения, нужно в меню для D-входа выбрать соответствующий режим работы.
Переключение между источниками осуществляется или перебором всех с помощью кнопки Source на корпусе проектора, или 6-ю кнопками на пульте в группе Source — каждая соответствует одному видеовходу. Автораспознавания активного подключения нет. Экран с электромеханическим приводом можно подключить к выходу Trigger out — при включенном проекторе на него подается 12 В (если эта функция не отключена).
Меню
Дизайн меню аскетичный — нет никаких цветастых иконок, анимационных переходов и прочих украшательств. Шрифт меню удобочитаемый, но меню в целом несколько мелковато, что снижает его эргономичность.
Настроек много, на страницах первого уровня все они не помещаются — вынесены, не всегда оправданно, на страницы четвертого уровня вложения. Перемещаться по меню удобно, внизу выводится подсказка с текущими функциями кнопок (ее можно отключить). При настройке параметров, влияющих на изображение, на экран выводится минимум информации — только список режимов или ползунки, что облегчает настройку картинки. Для оперативной настройки изображения можно воспользоваться однострочным меню, содержащим ряд важных параметров. Вызывается это меню кнопами Select на корпусе и на пульте, а параметры перебираются стрелками вверх-вниз. Меню не русифицировано.
Управление проекцией
Фокусировка изображения на экране осуществляется вращением внешнего ободка с насечкой, а изменение фокусного расстояния — широкого кольца объектива.
Два ребристых колесика рядом с объективом позволяют сдвигать объектив вправо-влево и вверх-вниз так, что изображение при этом сдвигается максимум на 102% от высоты вверх и вниз по вертикали и на 50% от ширины вправо и влево по горизонтали относительно центрального положения. При сдвиге по горизонтали диапазон вертикального сдвига уменьшается и наоборот. Центральное положение объектива отмечено легкой, со щелчком, фиксацией колесиков.
Есть функция цифровой коррекции вертикальных трапецеидальных искажений (±15 градусов). Настройку проекции можно облегчить, выведя на экран тестовый шаблон кнопкой Pattern пульта.
Режимов геометрической трансформации 6: Normal — изображение без искажений увеличивается на весь экран, оптимально для просмотра фильмов в формате 4:3, Squeeze — картинка увеличивается и растягивается до соотношения 16:9, идеально для анаморфированных фильмов, Zoom — увеличение до ширины экрана, подходит для формата LetterBox, Wide — увеличение и неравномерное растягивание по горизонтали, так, что в центре искажений меньше, — вариант просмотра картинки 4:3 на широком экране. И 2 режима без увеличения: Squeeze Trough — с растяжением, и Trough — пиксель матрицы соответствует пикселю исходной картинки. В режиме Auto проектор пытается сам определить оптимальный режим трансформации, выбирая из Normal, Squeeze и Zoom. Только в режиме Zoom появляется возможность чуть поджать изображение по вертикали и переместить его вверх-вниз так, чтобы на экран поместились субтитры.
Настройка Output Scaling влияет на обрезку краев изображения, при значении Normal картинка немного увеличивается и по периметру немного выходит за область проекции, при Larger — ничего не обрезается. Функций стоп-кадра и масштабирования нет, вывод изображения временно приостанавливается кнопкой Blank.
В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный, а при максимальном фокусном расстоянии объектива — так вообще длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его лучше располагать примерно на линии первого ряда зрителей или за ней.
Настройка изображения
На картинку очень большое влияние оказывает текущий цветовой режим, поэтому начинать настройку изображения лучше с выбора режима.
Режим определяет мощность лампы, профиль цветокоррекции, а также включение-выключение фирменного «Epson Cinema Filter». В режиме Dynamic и Living Room фильтр отключен, в других — включен, в режимах Theatre Black 1 и 2 мощность лампы (и шум от системы вентиляции) снижается. В руководстве приведены иллюстрированные рекомендации по использованию режимов в различных условиях просмотра. Жаль только, что пользователь не может непосредственно управлять корректирующим фильтром и мощностью лампы.
Настроек, влияющих на ярксотный и цветовой баланс очень много. В некоторых случаях для достижения одной и той же цели можно воспользоваться альтернативными способами. Так яркостный баланс грубо можно подстроить привычными «яркость» (Brightness) и «контрастность» (Contrast) и регулировками «уровень белого» (White Level) и «уровень черного» (Black Level).
Для тонкой подстройки яркостного баланса нужно перейти на страничку Gamma, где можно выбрать предустановленные значения или самому подправить кривую гамма-коррекции. При этом корректируемый уровень яркости можно выбрать как на стилизованной гамма-кривой, так и непосредственно на текущем изображении, воспользовавшись курсором-указателем.
Цветовой баланс настраивается интуитивно-понятными «насыщенность» (Color Saturation), «оттенок» (Tint), «цветовая температура» (Abs. Color Temp., от 5000 до 10000 К) и «оттенок кожи» (Skin tone).
Продвинутые пользователи могут отрегулировать яркость и контрастность трех цветов (RGB) или оттенок (Hue) и насыщенность (Saturation) шести (RGBCMY).
В случае, когда самые светлые части изображения пересвечены, может помочь включение фирменного режима EPSON Super White. Функция Auto Iris автоматически регулирует диафрагму — прикрывает, когда изображение в основном темное, и открывает — когда светлое. Режимов регулировки контурной резкости два: Standard — традиционный ползунок, и Advanced — целых 4 ползунка, определяющих, какие контуры, в каком направлении и насколько выделять.
Параметр Progressive определяет режим работы функции деинтерлейсинга.
(В зависимости от текущего режима и типа подключения некоторые настройки могут быть недоступны.) Сочетания настроек можно сохранить в 9 ячейках.
Для ориентировки рядом с каждой заполненной ячейкой выводится название режима, послужившего отправной точкой. Дополнительно настройки изображения и режимы трансформации автоматически сохраняются для каждого типа подключения и/или вида видеосигнала, и/или режима.
Дополнительные возможности
Есть функция автоматического включения при подаче энергии (Direct Power On, можно включить и выключить), таймер на выключение при отсутствии сигнала (Sleep Mode, можно выключить или выбрать интервал срабатывания из 5, 10 и 30 мин), защита от случайного включения — проектор будет включаться только после 3-х секундного нажатия на кнопку Power на корпусе (Child Lock), блокировка всех кнопок на корпусе (Operation Lock), а заставку можно поменять на захваченную картинку (User's Logo).
Проектором, скорее всего, можно управлять по интерфейсу RS-232C (если он не предназначен только для обновления прошивки), но в руководстве кроме распайки разъема нет никакой другой информации, относящейся к этому интерфейсу.
Измерение яркостных характеристик
Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.
Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива вверх чуть больше чем на 50% (низ изображения находился немного выше оси объектива). Результаты измерений по методике ANSI для Epson EMP-TW700:
Световой поток в режиме | |
Dynamic | 1545 лм |
Living room | 715 лм |
Natural | 460 лм |
Theatre | 380 лм |
Theatre Black 1 | 370 лм |
Theatre Black 2 | 310 лм |
sRGB | 460 лм |
Равномерность (Dynamic) | +16%, -41 |
Контрастность (Dynamic) | 280:1 |
Максимальный световой поток практически соответствует паспортному значению. Заметим, что только в режиме Dynamic настройки подбирались так, что бы яркость была максимальной. В частности мы установили Abs. Color Temp. = 6500 K и Skin tone = 4. Неравномерность освещенности довольно большая, но визуально это почти незаметно — просто в внизу в центре экран немного светлее, а к краям и выше — темнеет, резких перепадов нет. Впрочем, производитель предупреждает, что равномерность и световой поток достигают наилучших значений при центральном положении объектива. Контрастность очень высокая.
Звуковые характеристики
Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.
Режим | Уровень шума, дБА | Субъективная оценка |
высокой яркости (Dynamic) | 39 | Тихо |
пониженной яркости (Theatre black 1 и 2) | 32 | Очень тихо |
Проектор тихий, особенно — в режимах Theatre black 1 и 2. К сожалению, пользователю не оставляется право выбора — если хочется добиться максимальной тишины, придется мириться с очень низкой яркостью, так как в режиме Dynamic с минимальной коррекцией цвета и без светового фильтра нельзя принудительно включить низкую мощность лампы. Шум от системы вентиляции не раздражает.
Тестирование видеотракта
Тестирование VGA-подключения проводилось при разрешении 1280 на 720 пикселей (вертикальная частота 60 Гц). Белое и черное поля субъективно воспринимаются как очень равномерные. На черном поле бликов нет. Геометрия идеальная. Детали различаются как в тенях, так и в светах (после небольшой подстройки White Level и Black Level). Шкала серого равномерно серая, ее небольшой цветовой оттенок определяется выбранной цветовой температурой. Цвета яркие и правильные. Четкость очень высокая. Хроматические аберрации объектива минимальны — только в верхних углах можно заметить тонкую (менее 1/3 пикселя) светло-фиолетовую кайму на границах контрастных объектов. На обычных изображениях автоподстройка под параметры VGA-сигнала работает неудовлетворительно. Найденные автоматикой параметры запоминаются, а принудительного запуска автоподстройки нет, поэтому единственный вариант получить четкую картинку — это настроить параметры вручную.
Режим 1280 на 720 пикселей при подключении к DVI-выходу (с помощью кабеля-переходника с HDMI на DVI) видеокарты компьютера поддерживается (проектор сообщает, что готов принять сигнал до 1920 на 1080 пикселей). Для корректного отображения без интерполяции нужно установить Output Scaling = Larger. HDMI-подключение тестировалось в режимах 480p, 576p 720p и 1080i при подключении к DVD-плееру. Яркостная и цветовая четкость превосходят параметры источника — более 540 и 270 ТВЛ соответственно. Как при DVI-, так и при HDMI-подключении для отображения всего диапазона яркости оттенков нужно выставить DVI-Video Level в Expanded. В целом, цифровое подключение, по сравнению с компонентными аналоговыми, характеризуется, прежде всего, высоким микроконтрастом.
Яркостная четкость (ТВЛ) | ||
Композитный | более 540 | Отлично |
S-Video | более 540 | Отлично |
SCART-RGBS | более 540 | Отлично |
Компонентный (SD-режим) | более 540 | Отлично |
Цветовая четкость (ТВЛ) | ||
Композитный | 110 | Очень хорошо |
S-Video | 100 | Средне |
SCART-RGBS | более 270 | Отлично |
Компонентный (SD-режим) | более 270 | Отлично |
Яркостная четкость очень высокая. Цветовая четкость при композитном и S-Video-подключениях могла бы быть и выше. Тестовые шаблоны с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются (незначительные завалы в светлой и темной областях не выходят за «безопасные» границы). Цветовой баланс правильный.
Параметр Progressive определяет режим работы функции деинтерлейсинга: Off — изображение выводится по полям, Video — для неподвижных частей изображения (т. е. совпадающих для двух кадров) выполняется «честный» деинтерлейсинг, а меняющиеся — выводятся по полям, Film — проектор пытается полностью восстановить исходный кадр. Качество деинтерлейсинга зависит от типа сигнала, для PAL — в режимах Video и Film на частых неподвижных мирах можно заметить множество артефактов, которые отсутствуют при NTSC-сигнале. В любом случае, проектор не способен правильно выполнить преобразование 2-2, т. е. просто склеить кадр из двух смежных полей, тем не менее, с преобразованием 3-2 проектор справляется, правильно восстанавливая 24 кадра в секунду из NTSC-сигнала. Сглаживание границ объектов не производится — диагонали на объектах в движении имеют выраженные ступеньки.
Выводы
Можно утверждать, что Epson EMP-TW700 — это слегка модернизированный EMP-TW600. TW700 получил новую оптическую систему, с очень хорошим объективом и немного увеличенным диапазоном фокусного расстояния (за счет длинной его части, к сожалению), ну и работает несколько тише, чем TW600. Это нисколько не повлияло на список достоинств и недостатков — он остался практически без изменений. Полностью свой потенциал проектор раскрывает при подключении к источнику с качественной прогрессивной разверткой (лучше — по HDMI), так как встроенный в проектор алгоритм деинтерлейсинга не всегда работает идеально.
Достоинства:
- Хорошее качество изображения
- Тихая система охлаждения
- Наличие 6-ти типов видеовходов, в том числе HDMI
- Механизм сдвига объектива имеет большой рабочий диапазон
- Удобный пульт ДУ с подсветкой
- ТВ-тюнер в комплекте
Недостатки:
- Невозможно непосредственно управлять мощностью лампы, диафрагмой и включением оптического фильтра
- Нерусифицированное меню