Мы продолжаем изучение Sony Xperia Tablet Z, и теперь нам предстоит протестировать производительность и автономную работу, а также оценить качество работы с видео, автономную работу и фото/видеосъемку.
Платформа и производительность
Планшет работает на базе SoC Qualcomm APQ8064 (Snapdragon S4 Pro). Платформа не новая, ту же SoC мы видели уже во флагманах конца прошлого года — например, в LG (Google) Nexus 4, а также в мобильных новинках начала 2013 года: LG Optimus G, Xiaomi MI-2 и, наконец, Sony Xperia Z. Подробно о самой однокристальной системе рассказано здесь. Поэтому мы не будем углубляться в детали, а лишь повторим основные моменты.
SoC включает четыре ядра Krait, работающих на частоте 1,5 ГГц. В качестве GPU используется Adreno 320. Кроме того, планшет оснащен 2 ГБ оперативной памяти. Все это стандартные характеристики современного топового мобильного устройства, но так получилось, что смартфоны с аналогичной конфигурацией добрались до рынка раньше, чем планшеты. Поэтому хотя сами цифры бенчмарков не стали для нас большим сюрпризом, мы сравним их с результатами главных конкурентов: ASUS Transformer Pad Infinity, Apple iPad четвертого поколения и Google Nexus 10.
В Quadrant Standard планшет набрал 7935 баллов. Это отличный результат на фоне планшетов-конкурентов, но не рекорд, если взять в рассмотрение флагманов смартфонного рынка. У того же Samsung Galaxy S4 результат в этом тесте приближается к 10 000 баллов.
В браузерном тесте SunSpider 0.9.1 планшет показал неплохой результат — 1346,7 мс. Это лучше, чем у ASUS Transformer Pad Infinity, и примерно на уровне Google Nexus 10, но хуже, чем у Apple iPad четвертого поколения (впрочем, это сравнение не совсем корректно, потому что использовались разные браузеры).
Sony Xperia Tablet Z | Google Nexus 10 | ASUS Transformer Pad Infinity | Apple iPad четвертого поколения | |
SunSpider 0.9.1 (меньше — лучше) | 1346,7 мс | 1297,3 мс | 1926,0 мс | 867,0 мс |
Quadrant Standard (больше — лучше) | 7935 | 4667 | 5076 | — |
Процессорный тест Super Pi планшет прошел за 310,02 секунды, что тоже слабовато — по меркам флагманских устройств. При этом SuperPi видит все четыре ядра.
Sony Xperia Tablet Z | Google Nexus 10 | ASUS Transformer Pad Infinity | Apple iPad четвертого поколения | |
Geekbench 2 (больше — лучше) | 1925 | 2432 | 1957 | 1776 |
SuperPi (меньше — лучше) | 229,592 с | 229,592 с | 269,853 с | — |
В свою очередь, в GeekBench планшет набрал результат, даже превзошедший iPad четвертого поколения. Правда, рекорд поставить опять не удалось.
Скорость чтения и записи на карту microSD мы проверили с помощью бенчмарка SD Tools. Использовалась microSD-карта Kingmax Class 10. И здесь планшет показал очень приличную скорость: 6,8 МБ/с на записи и 18,1 МБ/с на чтении. Таким образом, с планшетом имеет смысл использовать карты Class 10, минимум Class 6, но никак не более низкого класса, иначе производительность упрется именно в ограничения карты.
Производительность графики мы протестировали в Epic Citadel и GLBenchmark. Epic Citadel содержит игровую сцену на движке Unreal: это значит, что результат, показанный данным бенчмарком, будет свидетельствовать о производительности устройства в реальных играх — таких, например, как Dark Meadow, Horn и других.
Sony Xperia Tablet Z набирал в Epic Citadel в разных запусках от 55,9 до 57,2 fps. Это означает, что игры на движке Unreal будут идти на планшете идеально.
В таблице ниже — результаты популярных планшетов на разных платформах.
Sony Xperia Tablet Z (Qualcomm S4 Pro) | Ainol Novo 9 Spark (Allwinner A31) | ASUS Transformer Pad Infinity (NVIDIA Tegra 3) | Samsung Galaxy Note 8.0 (Exynos 4412) | |
Epic Citadel (больше — лучше) | 57,2 fps | 45,4 fps | 38,5 fps | 46,7 fps |
Хорошо видно, что Sony Xperia Tablet Z лидирует с приличным отрывом даже от планшета на базе NVIDIA Tegra 3.
Что касается GLBenchmark, то здесь нам интересны, в первую очередь, результаты сцены Egypt HD, которая есть в версии бенчмарка 2.5.1 и 2.7.0. В новейшем GLBenchmark 2.7.0 есть еще более современная сцена T-Rex HD, однако, игр такого уровня пока попросту нет, поэтому пока актуальнее результаты Egypt HD, соответствующей топовому уровню игр второй половины 2012 — начала 2013 года. Приводим результаты.
Sony Xperia Tablet Z | Google Nexus 10 | iPad четвертого поколения | ASUS Transformer Pad Infinity | |
GLBenchmark 2.5 Egypt HD (C24Z16) | 31 fps | 25 fps | 41 fps | 12 fps |
GLBenchmark 2.5 Egypt HD (C24Z16 Offscreen) | 32 fps | 32 fps | 48 fps | 13 fps |
Как мы видим, в режиме Onscreen (то есть разрешение экрана — реальное для данного планшета; в данном случае это 1920×1200, у iPad — 2048×1536, а у Google Nexus 10 — 2560×1600) планшет уступил только iPad, сильно обогнав всех остальных. В режиме Offscreen (разрешение экрана — фиксированное: 720р) Sony Xperia Tablet Z показал результат, аналогичный Google Nexus 10, отстал от iPad, но обогнал ASUS Transformer Pad Infinity.
Таким образом, на сегодняшний момент Sony Xperia Tablet Z — это один из лучших игровых планшетов. В реальных играх эти результаты полностью подтверждаются. Кроме того, можно отметить отличную совместимость с играми. Мы попробовали практически все основные 3D-хиты: Asphalt 7: Heat, Need for Speed: Most Wanted, Modern Combat 4, N.O.V.A. 3 и другие. Везде графика отрисовывалась гладко, никаких подтормаживаний замечено не было. Приводим скриншоты нескольких игр.
Оригиналы скриншотов доступны по клику на изображение
Резюмируя наши впечатления от тестов производительности, отметим, что на данный момент это, пожалуй, лучший игровой Android-планшет. Конкурировать с ним может Google Nexus 10, но он официально в России не продается, и неизвестно, будет ли продаваться.
Да, в процессорных бенчмарках Sony Xperia Tablet Z не побил рекорды и выступил не везде ровно (хотя в целом и на уровне других флагманов), однако для реального использования гораздо важнее именно GPU-производительность. За исключением разве что воспроизведения видео, где может задействоваться и то, и другое. Этому вопросу, а также выводу изображения на внешний экран, мы посвятили отдельный раздел. Тестирование провел и описал Алексей Кудрявцев.
Воспроизведение видео
Для тестирования интерфейса MHL мы использовали монитор LG IPS237L, поддерживающий прямое MHL-подключение с помощью пассивного кабеля-переходника с разъема Micro-USB на HDMI. При этом вывод по MHL осуществляется в разрешении 1920 на 1080 пикселей с частотой 30 кадр/с. По умолчанию при подключении по MHL автоматически запускается программа-оболочка TV launcher с иконками нескольких приложений, наиболее нуждающихся в большом экране, но действие по этому событию можно изменить в редакторе реакции на события. Независимо от фактической ориентации планшета вывод видео на экраны планшета и монитора осуществляется только в ландшафтной ориентации. На монитор выводится точная копия экрана планшета, но из-за несовпадения разрешения картинка на мониторе немного сжата по вертикали, а справа и слева остаются черные полосы. В итоге фактическое разрешение на экране монитора меньше разрешения экрана планшета. Если уменьшить значение настройки, отвечающей за масштабирование вывода изображения, то картинка на экране монитора немного уменьшается и черные полосы появляются также сверху и снизу.
Звук по MHL выводится (в данном случае звуки было слышно через подключенные к монитору наушники, так как в самом мониторе громкоговорителей нет) и имеет хорошее качество. При этом по крайней мере мультимедийные звуки через громкоговорители самого планшета не выводятся, и кнопками на корпусе планшета громкость не регулируется, но звук выключается на минимальной позиции ползунка регулировки громкости. Подключенный по MHL планшет заряжается.
Особого описания заслуживает вывод видео средствами штатного плеера. Для начала с помощью набора тестовых файлов с перемещающимися на одно деление за кадр стрелкой и прямоугольником (см. Методику тестирования устройств воспроизведения и отображения видеосигнала. Версия 1) мы проверили, как видео выводится на экран самого планшета. Снимки экрана с выдержкой в 1 с помогли определить характер вывода кадров видеофайлов с различными параметрами: варьировались разрешение (1280 на 720 (720p) и 1920 на 1080 (1080p) пикселей) и частота кадров (24, 25, 30, 50 и 60 кадр/с). Результаты этого (блок, озаглавленный как «Экран») и следующего теста сведены в таблицу:
Файл Равномерность Пропуски Экран watch-1920x1080-60p.mp4 не воспроизводился watch-1920x1080-50p.mp4 не воспроизводился watch-1920x1080-30p.mp4 отлично нет watch-1920x1080-25p.mp4 хорошо нет watch-1920x1080-24p.mp4 хорошо нет watch-1280x720-60p.mp4 отлично нет watch-1280x720-50p.mp4 хорошо нет watch-1280x720-30p.mp4 хорошо нет watch-1280x720-25p.mp4 хорошо нет watch-1280x720-24p.mp4 отлично нет MHL (монитор) watch-1920x1080-60p.mp4 не воспроизводился watch-1920x1080-50p.mp4 не воспроизводился watch-1920x1080-30p.mp4 отлично нет watch-1920x1080-25p.mp4 отлично нет watch-1920x1080-24p.mp4 отлично нет watch-1280x720-60p.mp4 плохо много watch-1280x720-50p.mp4 плохо много watch-1280x720-30p.mp4 отлично нет watch-1280x720-25p.mp4 отлично нет watch-1280x720-24p.mp4 отлично нет MHL (адаптер) watch-1920x1080-60p.mp4 отлично нет watch-1920x1080-50p.mp4 хорошо нет watch-1920x1080-50p.mp4 отлично нет watch-1920x1080-50p.mp4 хорошо нет watch-1920x1080-50p.mp4 хорошо нет Примечание: Если в обоих столбцах Равномерность и Пропуски выставлены «зеленые» оценки, то это означает, что, скорее всего, при просмотре фильмов артефактов, вызванных неравномерным чередованием и пропуском кадров, или не будет видно совсем, или их количество и заметность не будет влиять на комфортность просмотра. «Красные» отметки отмечают возможные проблемы, связанные с воспроизведением соответствующих файлов.
Файлы 1080p с 50 и 60 кадр/с фактически не воспроизводятся, но кроме этих двух случаев визуально заметить артефакты достаточно сложно. Заметим, что в любом случае равномерное чередование кадров является относительно неустойчивым состоянием, так как какие-то внешние и внутренние фоновые процессы приводят к периодическому сбою правильного чередования интервалов между кадрами или даже к пропуску отдельных кадров. При воспроизведении видеофайлов с разрешением Full HD (1920 на 1080 пикселей) на экране планшета изображение собственно видеофайла выводится один-в-один, точно по ширине экрана в истинном разрешении Full HD (сверху и снизу остаются черные полосы, при этом в нижней полосе на месте программных кнопок остаются размытые бледные точки). Отображаемый на экране диапазон яркости немного не соответствует исходному — в тенях отображаются все градации оттенков, но в светах пять-шесть оттенков серого неотличимы от белого цвета (для видео в диапазоне 16—235). При воспроизведении видео на подключенном по MHL мониторе отображается точная копия экрана планшета. Изображение собственно видеофайлов с разрешением Full HD (1920 на 1080 пикселей) выводится в слегка уменьшенном виде, поэтому истинного разрешения Full HD уже нет. Отображаемый на мониторе диапазон яркости заметно не соответствует исходному — в тенях завал на 14 оттенков, в светах — на 16 (для видео в диапазоне 16—235). Результаты тестов приведены в таблице выше в блоке «MHL (монитор)». Файлы 1080p с 50 и 60 кадр/с не воспроизводятся, в случае файлов 720p при 50 и 60 кадр/с, часть кадров, естественно, пропускается, но в остальных случаях качество вывода очень хорошее.
Дополнительно был протестирован вывод видео (штатным плеером) по MHL с использование MHL-адаптера. При использовании этого адаптера вывод на монитор осуществлялся в режиме 720p при 60 кадр/с, что определяло максимальное фактическое разрешение изображения. За исключением разрешения и частоты кадров все остальное — характер вывода интерфейса, подзарядка, вывод звука и шкалы серого — не отличалось от прямого подключения по MHL. Результаты тестов приведены в таблице выше в блоке «MHL (адаптер)». Качество вывода достаточно высокое, и более высокая кадровая частота позволила нормально отобразить файлы с 50 и 60 кадр/с. Играть в динамические игры, видимо, лучше с использованием подобного адаптера.
В принципе, подключение по MHL можно использовать для игр, просмотра кино, вывода веб-страниц и прочего вида деятельности, которая выигрывает от многократного увеличения размера экрана. Однако недочеты в реализации есть, и они существенные — истинного разрешения Full HD на внешнем устройстве отображения получить нельзя, а завал в тенях и в светах (особенно в тенях) также не способствует получению удовольствия от просмотра кино.
Автономная работа и нагрев
В планшете установлена батарея емкостью 6000 мА·ч. Это немного. Так, например, у Apple iPad четвертого поколения батарея имеет емкость 11 560 мА·ч, а у Transformer Pad Infinity — 6757 мА·ч, но к нему можно подсоединить еще клавиатурную док-станцию, которая содержит дополнительную батарею.
Тем не менее, мы не можем сказать, что Sony Xperia Tablet Z радикально уступает другим Android-планшетам по продолжительности автономной работы. Да, небольшой проигрыш планшету ASUS Transformer Pad Infinity налицо, но, например, китайский планшет Ainol Novo 9 Spark выступил еще слабее (кажущийся выигрыш в тесте батареи GLBenchmark не должен вводить в заблуждение: этот тест проводится с максимальной яркостью экрана, а она у Ainol в два с половиной раза меньше).
Sony Xperia Tablet Z | Ainol Novo 9 Spark | ASUS Transformer Pad Infinity | Apple iPad четвертого поколения | |
Воспроизведение видео с YouTube (яркость экрана — 100 кд/м²) | около 8 часов | 6 часов 15 минут | 8 часов 20 минут | не тестировался по данной методике |
GLBenchmark 2.5.1 Battery Test (Egypt HD, 60 fps, максимальная яркость) | 3 часа 15 минут | около 4 часов | около 4 часов | около 5 часов |
Понятно, что небольшая емкость батареи — плата за малую толщину и массу корпуса. Но эта плата не столь уж велика. К тому же в настройках планшета можно активировать режим экономии заряда батареи, это позволит дольше работать с планшетом без подзарядки (разумеется, речь не идет об увеличении времени работы под большой нагрузкой).
Нагрев планшета ощущается лишь при работе очень ресурсоемких приложений (например, GLBenchmark), но он никогда не выходит за пределы комфортного использования.
Операционная система и ПО
Планшет работает под управлением ОС Google Android 4.1.2 (Jelly Bean). Через несколько дней после получения планшета из Японии нам было предложено обновить прошивку «по воздуху», что мы и сделали. В итоге тестирование проводилось на сборке 1.0.1.E.0.250. Версия ОС не изменилась.
Компания Sony сделала свою программную оболочку. Помимо видоизмененных иконок здесь есть некоторые любопытные особенности. Во-первых, панель с дополнительными иконками и папками на главном экране, вверху. Вы можете самостоятельно менять набор иконок, делать папки из приложений.
Во-вторых, это так называемые мини-приложения, панель с которыми открывается по касанию кнопки внизу, по центру главного экрана.
Суть мини-приложений в следующем: это нечто среднее между виджетами и полноценными приложениями. Они открываются не на весь экран, а лишь на его часть, поверх полноценных открытых приложений. Например, у вас открыт текстовый документ, в котором записаны какие-то цифры, и вам нужно запустить калькулятор, чтобы сложить их. Вы, не закрывая документ, открываете мини-приложение Калькулятор и работаете с ним так же, как если бы работали на ПК. Проще говоря, мини-приложения переносят классический принцип окон на мобильную ОС.
Особенно полезно это будет тем пользователям, которые планируют использовать планшет в качестве пульта дистанционного управления. Планшет оснащен инфракрасным портом и может заменять универсальный пульт ДУ. Эту возможность Sony Xperia Tablet Z унаследовал от Sony Tablet S, так что подробно рассказывать о ней не будем (читайте описание этой возможности в статье про Sony Tablet S). Но в данном случае мы об этом вспомнили в связи с тем, что одно из мини-приложений — как раз Дист.управление. Что очень удобно: можно открывать его, не убирая используемого приложения с экрана.
Пользователь планшета может добавлять новые мини-приложения. Существует два источника: во-первых, в мини-приложение можно преобразовать виджет (для этого достаточно нажать на кнопку Добавить на панели мини-приложений, выбрать Виджеты и указать один из имеющихся виджетов).
Второй источник, как видно на скриншоте выше — Google Play Store. Однако там набор доступных мини-приложений довольно ограничен. На момент написания статьи их было всего 30. Тематика мини-приложений хорошо видна на скриншоте.
Набор предустановленных на планшете приложений в целом стандартен, если не считать приложений «японского» происхождения и вышеупомянутого Дист.управление, а также Менеджера файлов. Последний нас очень порадовал своим интерфейсом. Вот как в нем реализовано, например, копирование файлов между внешним носителем и встроенной флэш-памятью устройства.
Впрочем, в вопрос предустановленных приложений мы не будем углубляться, поскольку комплектация ПО в российском устройстве может сильно отличаться.
Камеры
Как и положено любому современному планшету, Sony Xperia Tablet Z оснащен двумя камерами. Фронтальная камера предназначена для видеообщения и поддерживает разрешение Full HD при передаче видео.
Что касается тыловой камеры, то она характеризуется разрешением 8 Мп, при съемке видео поддерживается Full HD.
Качество снимков неплохое, хотя при 100%-ном увеличении фрагмента кадра видны артефакты и нехватка четкости.
Впрочем, если изображение не увеличивать, то существенных претензий к нему нет. Цветопередача нормальная, никаких дефектов в глаза не бросается.
Вот еще один городской пейзаж (по клику доступен оригинал).
Наш тест съемки страницы с текстом тыловая камера планшета прошла без проблем, хотя опять-таки при 100%-ном увеличении недостатки налицо.
Пример съемки видео (32 секунды, 70,5 МБ) можно скачать здесь. В целом качество ролика приличное, хотя иногда ощущается нехватка четкости. В качестве плюса отметим, что видео снимается со стереозвуком.
Выводы
Продажи планшета Sony Xperia Tablet Z подзадержались. В Японии устройство появилось только в апреле, а в других странах его ожидают не раньше второй половины мая — начала июня. Это может немного усложнить продвижение планшета, потому что в мае-июне у него появятся очень серьезные конкуренты — прежде всего, ASUS Padfone Infinity.
Но на данный момент Sony Xperia Tablet Z — безусловный лидер среди Android-планшетов. Его козыри: превосходный дизайн, качественный экран класса Full HD, отличная производительность в играх, хорошая комплектация, множество интересных деталей (мини-приложения, возможность использовать планшет в качестве пульта ДУ…). Это продукт качественный и благородный (в отличие от китайских поделок без стиля и индивидуальности).
Разумеется, у Sony Xperia Tablet Z есть и недостатки: это не совсем корректная работа вывода изображения на внешний экран через интерфейс MHL, средняя продолжительность автономной работы. Но во-первых, их совсем немного, а во-вторых, они не настолько значительны, чтобы ради них отказываться от этого действительно яркого устройства. Если бы оно поступило на российский рынок уже сейчас и стоило на уровне других топовых Android-планшетов, мы бы смело рекомендовали его к приобретению. Но в июне, когда Sony Xperia Tablet Z появится у нас в продаже, все будет зависеть от конкурентов и цены.
В любом случае мы награждаем Sony Xperia Tablet Z нашими обеими наградами: Original Design за выдающийся дизайн устройства и Excellent Package за наличие док-станции и наушников в комплекте.