Прошлая статья о Canon PowerShot G9 была посвящена описанию того, как камера снимает (качество, скорость, макро). Эта статья — о функциональных возможностях.
Если менять камеры не часто (раз в три-пять лет), то знакомство с возможностями новых моделей может вызвать чувство большее, чем простое удивление. Аппараты становятся все сложнее. И расчет на то, что со старыми навыками можно легко «пересесть» на новую модель слишком оптимистичен. Опытный фотограф без особого труда разберется, как камерой снимать (но иногда требуется чтобы ее кто-нибудь включил). Однако, вряд ли без дополнительных разъяснений поймет, зачем нужны многие функции. Конечно, качество снимков (само изображение) от незнания новых функций не пострадает (пока разработчики не придумают нечто совсем уж революционное и непривычное). Но использовать современную цифровую камеру, как древнюю «механику», все равно, что ездить на велосипеде с переключателем скоростей после обычного, «регулируя» скорость и момент ногами. Ездит и хорошо, но сил приходится тратить больше, да и не разгонишься. Нужно изучать матчасть. Читать руководство, держа камеру под рукой.
Чтение руководства при тестировании камеры процедура обязательная. У меня же в чтении был и свой интерес. Может есть в инструкции что-нибудь про дистанционное управление и работу с компьютером, в частности управление съемкой через USB интерфейс? Про первое ничего, про второе только упоминание.
Системы дистанционного управления PowerShot G камеры лишились давно. Неприятно. А вот через USB ней управлять можно. Но с ограничением - нельзя снимать RAW, а только JPEG. Практически с каждой камерой Canon дарит нам какой-нибудь сюрприз. Остается надеяться на альтернативные микропрограммные коды для Canon Digiс процессоров, позволяющие, в частности, реализовать ДУ через USB разъем. Пока для G9 они не опубликованы (интересующиеся могут отслеживать их появление на сайте chdk.wikia.com), опишем камеру как она есть.Конструкция
Конструкция камеры не предполагает, что пользователь будет активно пользоваться оптическим видоискателем. Он, конечно, есть, но только для условной оценки будущей картинки. По нему не оценишь ни фокус, ни экспозицию. Для такой оценки предусмотрены два светодиодных индикатора рядом с окном видоискателя, которые предупредят о неготовности камеры к съемке, «нефокусе» и длинных выдержках.
Отключить дисплей, если от него нет никакой пользы (при ярком освещении) или при желании увеличить ресурс аккумулятора, можно с помощью кнопки DISPLAY. Но у этой кнопки три «состояния», а просто, как «включить-выключить» она не работает. Кнопку пользовательских настроек «S» (она же служит для запуска процесса прямой печати и передачи данных на компьютер) можно определить на выключение электронного дисплея, чтобы он не светил в глаз, когда пользуешься оптическим. Но не тут то было. Полунажатие на спусковую кнопку после такого выключения снова включит дисплей. Возможно, разработчики недоработали, а может намеренно отучают от видоискателя.
Единственный диск настроек находится на задней поверхности корпуса, что удобно именно для съемки с использованием дисплея. Управлять камерой с его помощью было бы некомфортно, если смотреть через оптический видоискатель. Но делать так никто не будет — все равно в видоискателе ничего из того, что можно настроить диском не отображается.
Разобраться в назначении кнопок управления помогут значки. Но у камеры есть множество полезных функций, узнать о которых можно лишь прочитав инструкцию. Вот лишь несколько примеров.
Если при включении удерживать нажатой кнопку «*» (фиксация экспопараметров / микрофон), то все системные звуки будут отключены и камера будет работать тихо (не будет пищать при фокусировке и т.п.).
В режиме «М» нажатие на кнопку фиксации экспозиции «*» включит автомат экспозиции.
Зафиксировав значение экспозиции с помощью кнопки «*» можно выбрать пару выдержка-диафрагма с помощью дискового селектора.
Включение ручной фокусировки (кнопка MF) фиксирует последнее положение системы автофокусировки.
Нажатие на кнопку выбора режима фокусировки (она же удаления снимков) в режиме ручной фокусировки включит автоматическую «дофокусировку».
Вызвать расширенное меню управления вспышками (встроенной или внешней, режим работы автомат-ручной, срабатывание по «первой/второй» шторке и пр.) можно длительным нажатием на сектор «вспышка» мультиселектора. При привычном «быстром» нажатии вызывается краткое меню — включить или выключить вспышку.
Кнопка режима просмотра еще включает и камеру; объектив, разумеется, при этом не выдвигается в съемочное положение.
При нажатии на кнопку DISPLAY в режиме отслеживания лиц, камера сообщит сколько лиц она распознала (в руководстве сказано, что возможно отображение до 35 рамок распознанных лиц).
Если при включении камеры или во время работы удерживать кнопку FUNC.SET более 1 с, то дисплей несколько секунд (длительность показа настраивается через меню) будет работать в режиме часов.
При необходимости оперативно повысить яркость дисплея, достаточно нажать и удерживать кнопку DISPLAY.
В сюжетных режимах «Дети и животные» и «Спорт» диапазон фокусировки ограничен минимальным значением 1 м и 1м / 3 м (W/T), что позволяет сократить время, необходимое для фокусировки.
Без описанных функций можно и обойтись, но комфорт эксплуатации (а иногда и точность настроек) они повышают существенно.
Съемка
«Творческие режимы» | «Сюжетные режимы» и «видео» |
Дисплей в режиме съемки «Приоритет диафрагмы» с экспокоррекцией -2 Ev. | Выбор сюжетного режима (переключатель режимов SCN) осуществляется поворотом диска настроек. |
Режим ручной фокусировки. Для точной настройки фокуса предусмотрено увеличение той части кадра, в которой размещалась зона автофокуса FlexiZone до перехода в режим MF. То есть вручную можно фокусироваться по произвольной зоне поля кадра. | В сюжетном режиме «ISO 3200» максимальное разрешение 3 Мп. |
Настройки серийной съемки и съемки с задержкой по таймеру. | Сюжетный режим «Акцентирования цветом» позволяет превратить снимок в черно-белый, оставив лишь выбранный цвет. |
Настройка задержки таймера. Задержка до 30 с, серия до 10 кадров. | Настройка режима «Акцентирования цветом» — определение цвета и «допуска» (степени монохромности цвета). |
Настройки «баланса белого». | Режим «Замены цвета» позволяет без компьютера заменить один цвет на другой. Настраиваются заменяемый, целевой цвет и допуск для заменяемого. |
Выбор режима экспозамера. | Дисплей в режиме съемки видеоклипов. |
Настройка разрешения снимка. | Возможные настройки камеры при съемке видеоклипов. |
Режимы работы вспышки (при «коротком» нажатии на кнопку «вспышка»). | Один из режимов работы дисплея при съемке — проверка фокусировки. Сразу после съемки отображается уменьшенный снимок, положение зоны фокусировки и увеличенный фрагмент объекта в зоне фокусировки. Если съемка выполняется в режиме автофокусировки с определением лиц, то в рамке увеличенного фрагмента сразу можно увидеть, не закрыты ли глаза. |
Фокусировка
Дисплей при выборе режима работы автофокуса с помощью кнопки режимов (кнопка «белый крест в кадре»). Режим фокусировки с произвольным выбором зоны FlexiZone. Зону фокусировки в режимах FlexiZone и AiAF можно сделать больше или меньше, нажав на кнопку DISPLAY. | Выбор алгоритма работы системы автофокуса может быть осуществлена и через меню. |
Зоны фокусировки в режиме AiAF, в котором камера сама находит объект для фокусировки. | Настройки фокусировки в меню: включение / отключение увеличения центральной зоны кадра при ручной фокусировке (Зум точки MF), автоматическая дофокусировка при ручной фокусировке (Безопасная MF), режим фокусировки покадровый / непрерывный, включение / отключение подсветки фокусировки. |
Камера в режиме съемки с определением лиц. После «захвата» автоматика может отслеживать перемещение лица в кадре. Предусмотрена возможность переключения с «одного лица на другое». Практически камера справляется только с лицами анфас. Если лицо перекрывается, к примеру, рукой камера легко его теряет. | Дополнительная страховка от ошибки фокусировки в ручном режиме — вилка фокусировки. Длину «шагов вилки» можно регулировать. |
Управление вспышкой
Камера позволяет гибко настраивать как встроенную вспышку, так и внешнюю. Из настроек вспышки, которые можно найти на иллюстрациях, пояснения, возможно, требует «Безопасная FE». Если эту функцию включить, автоматика постарается не допустить переэкспозиции при съемке со вспышкой.
Встроенная вспышка имеет небольшую мощность. Ее ведущее число при ISO 100 и фокусном расстоянии 44,4 мм, примерно, 9. Отражатель, возможно, и эффективен с точки зрения охвата всего диапазона фокусных расстояний, но перераспределить световой поток, который он формирует, не удается. Если на зеркалках без труда можно соорудить систему отражателей и рассеивателей, чтобы подсветить и объект и потолок, то с G9 сделать это пока не удалось.
Производитель обещает совместимость камеры со вспышками Canon Speedlite 220 EX, 430 EX, 580 EX и 580 EXII. Со вспышкой Sigma EF-500 DG Super автоматика камеры работает некорректно. В ручном режиме работы вспышки при использовании ее встроенного калькулятора делителя мощности «сообщаемая» камерой во вспышку диафрагма позволяет получить правильно экспонированный снимок. Но в режиме ETTL вспышка более-менее корректно работает только при открытых диафрагмах. А чем больше диафрагменное число, тем большую положительную коррекцию надо вводить, чтобы добиться правильной экспозиции.
Меню съемочных настроек
Камера может одновременно снимать RAW и JPEG. | Установки камеры. |
Настройки стабилизатора. Режимы: при съемке, постоянно, панорамирование. | Можно настроить камеру так, что каждый день, каждый день недели или каждый месяц будет создаваться новая папка для новых снимков. |
Определение функции для пользовательской кнопки «S». | Настройки интерфейса камеры. |
Просмотр
Большой дисплей и функции просмотра снимков / видеоклипов позволяют экономить время на последующей сортировке снятого. Можно существенно сократить время, которое обычно тратится на первоначальную обработку данных в компьютере, если делать это с помощью камеры. Предварительно стоит включить функцию автоматического создания папок для снятого (ежедневно, еженедельно или ежемесячно, в зависимости от того, как много приходится фотографировать). А затем отбирать самое лучшее и удалять ненужное, пользуясь большим дисплеем и разнообразными функциями просмотра.
Просмотр миниатюр снимков в режиме постраничного «листания» (по 9 миниатюр зараз). | Отображение съемочной информации. |
Просмотр миниатюр при покадровом «листании». | Просмотр с проверкой фокусировки. |
Различные варианты создания виртуальных подборок. Нажав на кнопку «Экспокоррекции / Перехода» вызываем меню, которое позволяет выбрать сортировку: по дате, по категории, по папке, с «листанием» десятками или сотнями снимков зараз. | Сортировка снимков по категориям. Если съемка выполняется в сюжетных режимах, то камера сама может назначать снимкам категории. |
Стирать снимки не менее удобно, чем просматривать. | Большое увеличение позволяет оценить точность фокусировки и общую четкость. Удалять некачественные снимки с помощью камеры так же быстро (если не быстрее), чем при помощи компьютера. |
Меню просмотра. С помощью него можно и обработать снимки (размер, коррекция красных глаз, «Мои цвета») или видео (удаление фрагмента), и настроить слайд-шоу, отобрать файлы для передачи на компьютер или на принтер. | Просмотр и редактирование видео. Возможен замедленный и покадровый показ. |
Камера комплектуется программным обеспечением, которого фотографу-любителю будет достаточно для решения большинства задач. Помнится, в комплекте с Canon G2 был Photoshop Le. Теперь — только «фирменные» программы. Для Windows — ZoomBrowser (о ней можно прочесть в статье «Программное обеспечение компактных камер Canon (на примере комплекта камеры Canon PowerShot G7)»). Одна из новинок — модуль обработки RAW файлов — RAW Image Task.
Маленькая матрица с большим разрешением не помеха для съемки инфракрасных снимков. С фильтром Heliopan Infrarot 715 в солнечный день выдержки достаточно короткие, чтобы получать четкие снимки.
матрица: | ПЗС 1/1,7 дюйма, 12,1 Мп |
объектив: | 9 элементов в 7 группах, 1 двусторонний асферический, 7,4-44,4 мм, f/2,8-f/4,8, оптический стабилизатор, адаптер для установки афокальных насадок LA-DC58H |
фокусировка: | ручная с автодофокусировкой (при необходимости), автоматическая TTL, 9-точечная интеллектуальная автофокусировка, произвольный выбор зоны фокусировки, отслеживание лиц, непрерывная и покадровая, подсветка, минимальная дистанция в макро 1 см |
экспозиция: | замер оценочный, усредненный с увеличенным весовым коэффициентом для центра, точечный, в том числе, с привязкой к зоне фокусировки, при отслеживании лиц оценивается яркость лиц |
чувствительность: | 80, 100, 200, 400, 800, 1600 фильтр нейтральной плотности три ступени |
баланс белого: | автоматический, дневной свет, облачно, лампа накаливания, флуоресцентная лампа (два режима), вспышка, подводная съёмка, по мишени |
видоискатель / дисплей: | оптический, диоптрийная коррекция |
вспышка: | 0,3/0,5-4/2,5 м (W/T) при ISO «Авто», компенсация экспозиции, настройка мощности, синхронизация по началу и окончанию экспонирования, предотвращение эффекта «красных глаз», горячий башмак внешних вспышек |
режимы съемки: | творческие: M, Av, Tv, P, C1/2 (пользовательские), компенсация, автоматическая вилка, диапазон выдержек 15–1/2500 с, принудительное шумоподавление при выдержке более 1,3 с «зеленая зона», сцены: портрет, пейзаж, ночной сюжет, спорт, ночная съёмка, дети и животные, в помещении, листва, снег, пляж, фейерверк, аквариум, подводная съёмка, ISO 3200, акцентирования цвета, режим замены цвета |
диктофон: | есть, длительность до 2 часов |
форматы файлов: | RAW, 4024 ×3016, JPEG, максимальное разрешение 4000 ×3000 AVI (Motion JPEG), наилучшее качество 1024 ×768 15 к/с или 640 ×480 30 к/с, интервальный режим с интервалом 1 или 2 с |
серийный режим / таймер: | до 1,5 к/с, 2, 10 с, пользовательские настройки (задержка, серия) |
интерфейс: | USB 2 (PictBridge совместимый), AV |
сменная память: | SD, SDHS, MMC |
питание: | NB-2LH/NB-2L, с NB-2LH (7,4 В, 720 мА·ч) ресурс по CIPA 240 снимков (при включенном дисплее) |
размер / вес | 106,4×71,9×42,5 мм 320 г |
Цены
В таблице ниже приведена средняя розничная по Москве цена, актуальная на момент чтения вами данной статьи:
Canon PowerShot G9 |
Н/Д(0) |