Активные студийные мониторы
ADAM S2.5A
ADAM — хорошо известная в профессиональном мире марка студийной акустики средней и высшей ценовой категории. Достаточно сказать, что Пол Уайт (автор переводного сетевого бестселлера «Творческая звукозапись» и прочих учебников по студийным технологиям, бессменный редактор английского «Sound on Sound») использует мониторы ADAM в качестве референса при прослушивании студийного оборудования и сравнения с другими мониторами.
Мониторы ADAM регулярно попадают в престижную номинацию TEC «за выдающиеся технические достижения». Рассматриваемая сегодня модель S2.5A номинировалась в 2003 году.
![](adam/s25a/firehouse.jpg)
На студии Firehouse 12 мониторы ADAM S3A названы
«хорошей альтернативой мейн-мониторам Genelec 1038»
Характерной особенностью всех мониторов ADAM является применение твиттеров и среднечастотных динамиков, изготовленных по технологии A.R.T. (Accelerated Ribbon Technology). Принцип действия основан на научной работе доктора Оскара Хейла «Air Motion Transformer», вышедшей в 1972 году, но сам динамик был серийно выпущен лишь в наши дни, во многом благодаря развитию технологий и появлению новых материалов.
Суть технологии A.R.T. заключается в том, что находящейся в магнитном поле катушкой является сама мембрана, выполненная в виде гофрированной ленты, на поверхность которой змейкой нанесен проводящий слой. Это позволяет существенно снизить вес и инерционность подвижной системы, с увеличением площади излучателя и сохранением высокой жесткости. Благодаря этому, по сравнению с традиционными конструкциями, повышается чувствительность, улучшается равномерность частотной характеристики, снижаются искажения, КПД увеличивается в 2-3 раза. Единственный минус — довольно высокая себестоимость изготовления, что отражается на конечной цене.
![](adam/s25a/prinzip2.jpg)
![](adam/s25a/prinzip1.jpg)
На картинке показана схема работы ВЧ-динамика A.R.T. и конструкция в разобранном состоянии. Надо сказать о том, что многие нестандартные конструктивные решения ВЧ-динамиков помимо преимуществ имеют и свои недостатки, такие как низкая перегрузочная способность, низкий КПД, специфические резонансы, окрашивающие звучание. ADAM заявляет, что их твиттеры не имеют подобных проблем, поэтому нам было очень интересно убедиться в этом на собственном опыте.
Помимо теоретических преимуществ имеются и подробные данные измерений в материале Клауса Хайнца по технологии ART, представленном на конвенции AES 106. Чувствительность составляет 93 дБ/Вт/м, линейность импеданса 3.1±0.05 Ом и ровная ФЧХ ±1° по всему диапазону. АЧХ приведена на графике.
![](adam/s25a/tweeter.gif)
В ”S” серии мониторов используется НЧ-динамик со специальной конструкцией диффузора HexaCone. Основой служит сотовая структура из материала Nomex, обладающего легким весом и повышенной жесткостью. Лицевую и тыловую стороны диффузора покрывает кевлар, который выдерживает нагрузки более чем в 1000 раз выше, чем сталь, что обеспечивает устойчивость к деформациям и увеличение линейной частотной зоны работы динамика. По заявлению производителя, НЧ-динамик из HexaCone гораздо более жесткий, чем из бумаги, полипропилена или алюминия тех же размеров.
![](adam/s25a/woofer.jpg)
S2.5A
Студийная акустика ADAM насчитывает порядка пятнадцати различных моделей мониторов, включая два сабвуфера. Контрольная акустика разделена на три линейки: ближнего (Nearfield), среднего (Midarfield) и дальнего (Main). Между тем, строгих ограничений нет, некоторые модели ближнего поля можно с успехом использовать и в качестве акустики среднего поля. Некоторые активные модели мониторов имеют также и пассивный вариант исполнения. В данном обзоре мы рассмотрим старшую модель S-серии в линейке мониторов ближнего поля — S2.5A.
Акустическим оформлением мониторов является схема с фазоинвертором. Порт фазоинвертора выведен на переднюю панель. Корпус колонок изготовлен из фибролита. Ножек или специальных прокладочек снизу корпуса не предусмотрено. Мониторы S2.5A имеют достаточно большие габариты: 28×45×30 см.
![](adam/s25a/all.jpg)
Все органы управления расположены на передней панели мониторов.
![](adam/s25a/panel.jpg)
Панель управления включает в себя кнопку выключения (режим stand by), регуляторы подстройки фильтров, чувствительности входа и относительной громкости ВЧ-динамика. Панель также оснащена индикатором питания, который в режиме энергосбережения горит красным цветом.
Особо отметим наличие регулятора громкости отдельно высокочастотного динамика — именно не эквализацию, а регулировку усиления твиттера. Это дает возможность компенсировать потерю на высоких частотах вследствие излишне заглушенного в высокочастотной области помещения.
![](adam/s25a/open.jpg)
Внутри корпус монитора разделен на две изолированные камеры. В одной из них расположены динамики, в другой находится усилительная часть. За счет этого полностью исключено возникновение различных призвуков и резонансов от элементов усилительной части.
К сожалению, узнать, на базе чего собран усилитель, нам не удалось. Распознать маркировку без риска повредить усилитель не позволило крепление к радиатору.
![](adam/s25a/back.jpg)
На задней металлической панели расположен выключатель питания и балансный вход с разъемом XLR. Разъем TRS не предусмотрен.
Измерения в RMAA5.5.2
Посмотрим на график АЧХ тестируемых колонок, полученный воспроизведением тестируемой системой логарифмически нарастающего синуса (swept sine).
![](adam/s25a/fr.png)
График АЧХ монитора ADAM S2.5A
Судя по графику, неравномерность АЧХ составляет ±4 дБ в диапазоне 45 Гц — 20 кГц.
![](adam/s25a/fr0-30-45.png)
Графики АЧХ монитора ADAM S2.5A,
измеренные под разным углом к оси динамика
На графиках АЧХ, измеренных под разным углом, можно видеть, что при отклонении измерительного микрофона от оси ВЧ-динамика на 45 градусов, падение амплитуды на 15 кГц составляет всего 6 дБ.
Следовательно, диаграмма направленности у высокочастотного динамика, изготовленного по технологии A.R.T, достаточно широкая и ничуть не уступает традиционным купольным пищалкам.
![](adam/s25a/fr-eq.png)
Графики АЧХ монитора ADAM S2.5A,
измеренные при разных настройках
На измеренных графиках можно наглядно видеть, каким образом изменяется АЧХ при разных положениях регуляторов. График АЧХ белого цвета измерен в нейтральном положении регуляторов. Зеленый и синий графики представляют крайние положения.
Перейдем к измерениям гармонических искажений. Мы измеряем уровень искажений в логарифмическом масштабе, так как восприятие человека линейно пропорционально логарифму. Для ориентира -20 дБ = 10%, -40 дБ = 1%, -60 дБ = 0,1%.
![](adam/s25a/thd-2+3.png)
Спектрограммы гармонических искажений
(2+3 гармоники) монитора ADAM S2.5A
На спектрограммах гармонических искажений (2+3 гармоники) мы видим очень низкий уровень искажений, который в среднем составляет 0,2%.
Интересно, что по измерениям в материале Клауса Хайнца по технологии ART, также приводится цифра искажений 0,2%.
Однако наиболее интересно узнать отдельно уровень третьей гармоники.
![](adam/s25a/thd-3.png)
Спектрограммы гармонических искажений
3-й гармоники монитора ADAM S2.5A
Как мы видим, на высоких частотах наблюдается падение амплитуды третьей гармоники до уровня 0,1%. Это свидетельствует о достаточно детальном воспроизведении на высоких частотах.
Давайте посмотрим на спектр сигнала на 3 кГц.
![](adam/s25a/spectr3khz.png)
Спектр сигнала, воспроизводимого
ADAM S2.5A при подаче частоты 3 кГц
Как видим, никаких паразитный гармоник, кроме второй и третьей, нет вообще!
Из всей протестированной акустики в нашей лаборатории это единственные колонки, имеющие такие хорошие показатели искажений на высоких частотах.
От теории перейдем к практике. При тестировании мониторы подключались к профессиональному интерфейсу Lynx TWO по балансному соединению +4 dBu.
Наши опасения, связанные со специфическим оттенком звучания на высоких частотах вследствие необычной конструкции твиттера, оказались напрасными. В звучании высоких частот мы не услышали ничего отличительного, присущего только динамикам, изготовленным по технологии A.R.T. Если, конечно, не считать отличием то, что твиттер S2.5A воспроизводит все детали чисто и проработано.
Стоит отметить качественное звучание и в среднем/нижнем диапазоне. Благодаря хорошей импульсной характеристике СЧ-головки, атака прослушивается в достаточной степени четко. Отсутствие высокого уровня гармонических искажений позволяет услышать многие нюансы исполнения инструмента с широким частотным диапазоном.
Если помните, в статье о мониторах KRK мы назвали качество звучания V8 Series2 тем самым минимально-приемлемым уровнем, при котором уже можно говорить о профессиональной работе со звуком. По этой строгой шкале ADAM — это без всяких компромиссов высококачественная профессиональная акустика. Если она и имеет недостатки, то это уже совершенно другой уровень.
Небольшой недостаток в звучании S2.5A все-таки нашелся. На наш взгляд, в верхнем регистре средних частот в звучании не хватает проработанности. Надо сказать, что это больное место всех двухполосных систем. Всегда приходится чем-то жертвовать: максимальная достоверность на средних vs. расширенный диапазон на низких. Для сведения, всё же важнее достоверность в максимальном диапазоне, взамен небольшой потери деталей на средних. В более дорогих старших моделях (S5A MK2, S5VA MK2 и S6VA MK2), этот недостаток конструктивно устранен применением дополнительных СЧ-динамиков.
Напомним, вопрос абсолютной оценки качества студийных мониторов не ставится. При оценке нас интересуют другие вопросы. В первую очередь, пригодны ли мониторы для звукорежиссерской работы? Какие профессиональные задачи позволяют решать, в частности? Насколько удачным соотношением цена/качества данные мониторы обладают, и нет ли лучшего решения у производителей-конкурентов?
В результате подробного тестирования мы пришли к выводу, что возможности мониторов ADAM S2.5A позволяют уверенно решать самые высокие задачи в области сведения. (Интересно, что, несмотря на высокую цену, мониторы ADAM не залеживаются, а данная модель пользуется исключительным спросом.)
Cредняя цена по Москве на монитор ADAM S2.5A (1 шт.) составляет Н/Д(0)
По результатам тестирования мониторы ADAM S2.5A получают награду «Оригинальный дизайн» за передовую конструкцию ВЧ-динамика.
дистрибуторским центром PROAUDIO.RU
Дополнительно |
|