Почти два года назад в первом чтении был принят законопроект о цифровых финансовых активах (ЦФА). С тех пор текст дорабатывался и претерпел значительные изменения. Источник опубликовал интервью с директором юридического департамента Банка России Алексей Гузновым, который рассказал, к какому консенсусу пришли российские власти в отношении обращения криптовалюты на территории РФ и какие новые термины и требования появились в законопроекте.
Алексей Гузнов отметил, что изначально законопроект был больше ориентирован на определение цифровых активов и почти не содержал правил их обращения. Поэтому основной упор при доработке был сделан на включении ЦФА в контур регулирования.
При этом было важно сделать, чтобы цифровые финансовые активы не пересекались с теми объектами права, которые сейчас уже регулируются, то есть с ценными бумагами и безналичными денежными средствами. Законопроект также определяет основную инфраструктуру организации выпуска и обращения цифровых финансовых активов, операторов информационных систем и операторов обмена, какие требования предъявляются к этим институтам и их руководителям.
Что касается криптовалюты, позиция ЦБ остается неизменной. В банке уверены, что существуют большие риски при легализации обращения криптовалюты, как с точки зрения финансовой стабильности и системы противодействия отмывания доходов, так и с точки зрения защиты прав потребителей. По словам Алексея Гузнова, консенсус может состоять в том, что никто не будет запрещать владеть цифровой валютой, однако при этом будет действовать запрет на выпуск криптовалюты и организацию ее обращения. Это, в частности, означает, что конвертировать криптовалюту в традиционную валюту или обналичить ее, не нарушив закон, в России будет невозможно.