Больше плееров — хороших и разных!
Вообще-то лозунг "Больше … — хороших и разных!" применим к любому товару, а не только к портативной аудиотехнике. Но мы не будем рассматривать весь рынок, а ограничимся все же его частью. Причем достаточно узкой частью: только МР3-плеерами. Причем не всякими, а на этот раз моими любимыми: использующими для хранения информации флэш-память. Буквально за пару лет эти плееры прошли большой путь: от первых моделей Saehan и Diamond, больше напоминающих технические казусы, нежели полноценные устройства, до мощных плееров с массой дополнительных функций (причем по той же или меньшей цене). Сделать это было не так уж и просто, а впереди борьба не только со старыми и привычными конкурентами (такими, как CD и MD-плееры), но и с новичками типа CD-MP3 или моделями, оснащенными емкими и компактными жесткими дисками. Однако плееры на флэш-памяти уже сумели доказать право на существование и не планируют сдавать позиций: эта техника нашла своего покупателя, да и своего производителя. На сегодняшний день уже нужно конкретизировать, какой именно цифровой плеер имеется ввиду — названия фирмы-производителя уже недостаточно. Итак, перейдем к делу. Сегодня на повестке дня рассмотрение десяти базовых моделей МР3-плееров на флэш-памяти и одной "дополнительной примочки" к ним, реально продающихся в Москве. Заодно попробуем заглянуть в будущее этих устройств и оценить их перспективы в борьбе с МР3-плеерами, использующими другие носители (со старыми конкурентами их уже сравнивали неоднократно).
Daewoo MPIO FMC
- Емкость встроенной памяти: 32/64 Мбайт
- Расширение памяти: один слот SmartMedia (до 32 Мбайт на карте)
- Подключение к компьютеру: прямое при помощи LPT или USB (специальным кабелем)
- Программное обеспечение: собственное; MPIO Desk (Win 95/98/NT4/2000)
- Эквалайзер: четыре предварительных настройки (Normal, Pop, Rock, Classic)+ручная настройка высоких, средних и низких частот в пределах ±10 дБ
- ЖКД: сегментный+графический
- Поддерживаемые типы файлов: МР3 (CBR, VBR), WAV (MP3, ADPCM)
- Отображение информации о проигрываемой песне: номер трека, ID3-tag, длина песни, текущая позиция, битрейт
- Запоминание номера проигрываемого трека: нет
- Управление: проигрывание/пауза, стоп, "перемотка" по треку вперед/назад, переход на следующий/предыдущий трек, блокировка кнопок
- Дополнительные возможности: диктофон, FM-тюнер,телефонная книжка, подключение DSC
- Перенос любых файлов: да
- Питание: две батарейки ААА или аккумулятора
- Индикатор уровня заряда батарей на ЖКД: да
- Размеры: 66×90×18 мм
- Масса: 75 грамм
- Защита интерфейсного разъема от внешних воздействий: пластмассовая крышка
- Способ ношения: в кармане, клипса для крепления на пояс
Совсем новой эту модель назвать трудно: практически это дальнейшее развитие лучшего (не побоюсь этого слова) МР3-плеера прошлого года MPIO C (о котором можно прочесть здесь). Поэтому я не буду расписывать все с азов, а расскажу лишь о том, что изменилось.
Наиболее существенное дополнение это, безусловно, FM-тюнер, о необходимости которого так давно говорилось. Казалось бы, чего лучше: возможность слушать радио способна исправить основную проблему флэшовых плееров — малый объем хранимой музыки (из-за достаточно высокой цены на память). Но почему-то производители догадались о необходимости такого усовершенствования позже пользователей.
Итак, слушаем радио. На бумаге все гладко: диапазон от 87.5 до 108 МГц (в который попадают практически все FM-радиостанции в наших краях), автопоиск и ручная настройка с шагом 0.05 МГц, 14 хранимых в памяти настроек. Внешне практически ничего в плеере не изменилось: просто кнопка "Mode" умеет переключать плеер в еще один режим работы (кроме собственно МР3, диктофона или телефонной книжки), поиск станции, переключение между предварительно записанными настройками и ручная подстройка осуществляются кнопками "Back" и "Forward", запись настроенной станции в память — кнопкой "Erase". Казалось бы, для выполнения последней операции логичнее было бы использовать диктофонную кнопку "Rec", однако, в отличие от "Erase" она срабатывает сразу, без предупреждения, не оставляя пользователю возможность подумать — нужно ли ему это на самом деле. Неприятный минус — выключить плеер можно лишь в режиме проигрывания МР3 (ранее этот недостаток был менее заметен).
Что можно сказать о практической пользе от FM? Слабовато… Во многих зданиях поймать невозможно ничего. На улице ловит станции 2-3 (это при всем их многообразии) в зависимости от района города. В районе метро "Курская", например, близко расположенная "РДВ" принимается отлично, но при этом забивает весь эфир. На "Киевской" нормально принимаются три радиостанции, в окрестность Кремля — аж пять. Чем дальше от центра, тем хуже. За МКАД даже на открытом воздухе найти хоть одну станцию весьма проблематично. Ладно, ничего не может поймать в моей квартире (там редкий FM-приемник способен работать), так буквально на расстоянии двух остановок на электричке от кольцевой глохнет. Даже если местность "правильная" и поймать что-нибудь удалось, качество приема очень часто не просто далеко от идеала — временами возникает ощущение, как будто на дворе старый добрый 1985 и пытаешься послушать активно заглушаемый "Голос Америки". Словом, действительность оказалась куда хуже, чем ожидалось (как говорится: "а счастье было так возможно"). Нужно, конечно, сделать скидки на размеры устройства, но ведь тюнер в кассетных плеерах, которые лишь раза в три больше, играет несравнимо лучше, равно как и в отдельных портативных FM-приемниках. В общем, нужно ли нам такое радио — выбирать покупателю. С одной стороны оно вносит свой вклад в цену, при этом принося не столь уж большую практическую пользу. С другой — при цене устройства порядка 200 долларов (модель с 64 Мбайтами) лишние 15% цены FMC (по сравнению с С) не так уж и заметны. Ну а теперь о приятных изменениях. Небольшим, но полезным дополнением стала ручная настройка эквалайзера — в старых моделях были лишь предварительно настроенные режимы работы. В некоторых случаях это способно улучшить качество звучания (и без того весьма неплохое)
Немного изменилось и программное обеспечение: старые версии Desk имели досадную ошибку, из-за которой файлы формата SC4 (в котором сохраняются диктофонные записи) при переписывании на компьютер в WAV перекодировались неправильно. Теперь эта проблема решена (С это тоже касается). Также в новой версии появилась возможность работать не только через LPT, но и подключив плеер к шине USB (правда, соответствующий кабель нужно покупать отдельно).
Словом, фирма Daewoo в очередной раз выпустила весьма качественный продукт, продолжая успешно бороться за лидерство на этом рынке (надо заметить, что у нее это неплохо получается). Если бы FM-тюнер работал нормально, это стало бы вообще безоговорочным преимуществом FMC перед большинством конкурентов, но и так, в общем-то, все достаточно неплохо.
Daewoo MPIO DSC
Это не плеер. И вообще — это устройство имеет к плеерам косвенное отношение: это модуль для захвата изображений (capture). А может все-таки прямое отношение: работает оно только с плеерами Daewoo серий C/FMC и самостоятельно неприменимо (потому и фотография общая). Ну, обо всем по порядку.
Итак, когда появился Daewoo C, информация о возможности приобрести специальный видеомодуль, при помощи которого плеер с легкостью превращался в цифровой фотоаппарат, привела многих (и меня тоже) в буйный восторг. С тех пор прошло немало времени и видеомодуль-таки докатился до нашей Родины. Что он из себя представляет? Нечто длиной и толщиной с сам плеер и примерно сантиметра полтора в ширину. На "морде" объектив и видоискатель, на одном боку кнопка, на другом — разъем для подключения к плееру. Собственно все: ни батареек, ни индикаторов, ничего. Пользоваться им легко и просто: соединяем с разъемом на плеере (с тем, к которому обычно подключается кабель для связи с компьютером), после чего появляется дополнительный режим DSC (выбирается все той же кнопкой "Mode" на плеере). Для удобства длительного использования в соединенном состоянии можно открутить клипсу для крепления на пояс от плеера и намертво прикрутить видеомодуль при помощи специально закрепленной на нем планки (объяснять это трудно, проще показать; в общем весь процесс сводится к откручиванию двух болтов, поворота упомянутой планки на 90 градусов с последующим закручиванием одного болта ;) ). Затем наводим получившийся агрегат на цель, нажимаем кнопку и… фотография готова. Впрочем, готова она не сразу — на запись изображения в память плеера уходит некоторое время, в течение которого на экране горит надпись "CAPTURE" и ползет индикатор процесса в виде строки из звездочек. Внутри плеера фотографии хранятся в собственном формате DSC. Один кадр занимает примерно 600 Кбайт, что дает нам 55 кадров на каждые 32 Мбайт памяти (встроенной или внешней). Таким образом, число кадров теоретически неограниченно, а практически зависит лишь от наличия свободных финансов на карты расширения. Впрочем, 110 кадров, которые помещаются в 64 Мбайта встроенной памяти, это уже более чем неплохо. Лишь бы… лишь бы хватило батареек: DSC собственного питания не имеет, но весьма прожорлив, так что полного заряда батареек или аккумуляторов хватает лишь на 50-60 кадров. При переписывании на компьютер файлы конвертируются в BMP размером 900 Кбайт (если снять одну галочку в настройках MPIO Desk, их, как и диктофонные SC4 можно получить на компьютере в "первозданном" виде; зачем только непонятно), а что с ними дальше делать, это уже вам решать.
Ну а теперь о неприятном — о качестве. Разрешение составляет лишь 640х480 точек, что очень далеко от современных цифровых фотоаппаратов. Но это еще полбеды — фиксированное фокусное расстояние (!) и отсутствие вспышки заставляют усомниться в практической применимости DSC. Попытки использования подтверждают эти сомнения. Относительно неплохо получаются уличные пейзажи, снятые днем. Вечером же освещения уже недостаточно. При искусственном освещении зачастую искажаются цвета, а близкорасположенные предметы получаются плохо, независимо от освещения. Впрочем, чего уж много говорить: посмотрите на примеры (этот снимок сделан вечером в квартире, а этот — на улице; ну и наиболее сильный пример — сфотографировали мы друг друга одновременно: при помощи DSC и обычным фотоаппаратом).
Вывод: интересная игрушка (примерно как МР3-плееры полтора года назад). Интересная, но дорогая (130 долларов). Круто, но почти бесполезно. Но если сам факт обладания технологической новинкой способен согреть душу, то DSC — ваш выбор ;)
Daewoo MPIO X
- Емкость встроенной памяти: 32/64 Мбайт
- Расширение памяти: один слот SmartMedia (до 32 Мбайт на карте)
- Подключение к компьютеру: прямое при помощи LPT или USB (специальным кабелем)
- Программное обеспечение: собственное; MPIO Desk (Win95/98/NT4/2000)
-
Эквалайзер: четыре предварительных настройки (Normal, Pop, Rock, Classic)
ЖКД: сегментный - Поддерживаемые типы файлов: МР3 (CBR, VBR), WAV (MP3, ADPCM)
- Отображение информации о проигрываемой песне: номер трека, текущая позиция
- Запоминание номера проигрываемого трека: нет
- Управление: проигрывание/пауза, стоп, "перемотка" по треку вперед/назад, переход на следующий/предыдущий трек, блокировка кнопок
- Дополнительные возможности: нет
- Перенос любых файлов: да
- Питание: одна батарейка АА или аккумулятор
- Индикатор уровня заряда батарей на ЖКД: да
- Размеры: 65×65×17.5 мм
- Масса: 58 грамм
- Защита интерфейсного разъема от внешних воздействий: нет
- Способ ношения: в кармане, на шнурке на шее (шнурок в комплект не входит)
Чем занимались все фирмы производители МР3-плееров в течение прошлого года? Совершенствованием своих моделей. Daewoo делала не только это: силы тратились еще и на получение МР3-плеера максимально возможной портативности. За основу была взята модель С, а потом от нее начали отсекать все занимающее место. Первыми "жертвами" стали различные режимы работы: Х способен только проигрывать МР3-файлы и ничего более. Затем взгляд конструкторов упал на достаточно крупный ЖК-экран и… его участь была решена. Сначала просто убрали графическую часть (а вместе с ней и информацию о проигрываемой песне). Затем возникла мысль, что не так уж и нужно постоянно показывать битрейт, и эта часть была убрана. Для того, чтобы сэкономить место, уходящее на отображение режимов эквалайзера, было принято достаточно оригинальное решение: надписи "Pop", "Rock" и "Classic" нанесли прямо на корпус, а на ЖК добавили маленький треугольничек, загорающийся напротив выбранного режима (если его нет, значит эквалайзер выключен, т. е. режим — "Normal"). Что осталось от ЖКД? Номер проигрываемого трека, текущая позиция проигрывания, индикатор уровня заряда батарей, да спецсимвол для отображения факта подключения к компьютеру.
Из-за недостатка места пришлось расстаться со скользящей пластиковой крышкой, закрывающей разъем для интерфейсного кабеля. Управление же плеером, как ни странно, стало более удобным: решая вопрос, как его лучше сделать, конструкторы отказались от большой "качающейся" клавиши, сделав отдельные функциональные кнопки. Единственное пришлось уменьшить размер кнопок регулировки громкости, но к этому можно привыкнуть.
Таким образом, получилось то, что получилось. Дальнейшее уменьшение
устройства привело бы к снижению удобства использования или уменьшению
функциональных возможностей (и так столько урезать пришлось). Качество
проигрывания МР3-файлов точно такое же, как и у моделей С/FMC (если
не учитывать улучшенного эквалайзера в FMC), чего, в общем-то, следовало
ожидать: практически вся электронная начинка осталась той же самой.
Вместе с плеером поставляется немного модифицированная версия MPIO Desk. Изменения коснулись как функциональных возможностей (серия Х, например, файлов типа DSC или SC4 создавать неспособна в принципе, так что их конвертация не нужна), так и внешнего вида. С одной стороны последнее изменение можно считать косметическим: к кнопкам "Upload" и "Download" между рабочими областями добавились еще "Connect&List" и "Delete". С другой же стороны это позволяет теперь выполнять все операции вообще не пользуясь никакими меню.
Итак, что мы имеем в итоге. Плеер лишь ненамного меньше, чем серия С. Качество проигрывания файлов у этих линеек одинаковое, однако функциональных возможностей у С существенно больше, а цена отличается лишь чуть-чуть. Я считаю, что 2.5 см длины и примерно 20 грамм массы (в снаряженном состоянии) вполне разумная плата за диктофон и информативный ЖКД, так что больших перспектив для MPIO X не наблюдаю.
Samsung Yepp E
- Емкость встроенной памяти: 32/64 Мбайт
- Расширение памяти: один слот SmartMedia (до 32 Мбайт на карте)
- Подключение к компьютеру: прямое при помощи LPT или USB (специальным кабелем)
- Программное обеспечение: собственное; Yepp Explorer (Win 95/98/NT4/2000)
- Эквалайзер: четыре предварительных настройки (Normal, Jazz, Rock, Classic) + три последних в 3D -режиме
- ЖКД: сегментный+графический
- Поддерживаемые типы файлов: МР3 (CBR, VBR), WAV (MP3, ADPCM)
- Отображение информации о проигрываемой песне: номер трека, ID3-tag, длина песни, текущая позиция, битрейт
- Запоминание номера проигрываемого трека: нет
- Управление: проигрывание/пауза, стоп, "перемотка" по треку вперед/назад, переход на следующий/предыдущий трек, блокировка кнопок
- Дополнительные возможности: диктофон, телефонная книжка
- Перенос любых файлов: да
- Питание: две батарейки ААА или аккумулятора
- Индикатор уровня заряда батарей на ЖКД: да
- Размеры: 87×65×17.2 мм
- Масса: 75 грамм
- Защита интерфейсного разъема от внешних воздействий: нет
- Способ ношения: в кармане, клипса для крепления на пояс
По своим характеристикам данный плеер выглядит практически как брат-близнец MPIO C, да и работает похоже. Есть правда некоторые отличия, к сожалению, в основном в худшую сторону.
Ну, сначала о хорошем. В отличие от овального ЖКД MPIO C/FMC, экран у всех моделей Samsung (и продающихся, и планирующихся к продаже) прямоугольный. Впрочем, это косметическое отличие: он отображает ровно столько же информации, несмотря на три строки в графической части (против двух в MPIO). Отличается лишь способ отображения битрейта текущего трека: в MPIO для этого отведено отдельное поле в сегментной части, Samsung же показывает данную характеристику в бегущей строке (вместе с названием и длиной трека). Плюс к тому плееры ведут себя по-разному в остановленном состоянии: MPIO показывает информацию о текущем треке, Yepp — только названия, но текущего (выделен бегущей строкой) и двух последующих треков.
Еще небольшое отличие: все кнопки, расположенные у MPIO на верхнем торце, переехали на боковую поверхность. Вроде бы изменение небольшое, но когда плеер лежит в кармане подход Daewoo несколько более удобен.
Теперь о телефонной книжке. У Samsung подход к ней более правильный:
для каждого человека хранятся два телефона — рабочий и домашний (благо
графическая часть ЖКД на одну строку больше). И стоило бы этому порадоваться,
но… Но все впечатление портит программа для работы с записями книжки:
по неизвестной науке причине, возможности экспорта в ней слабее. Причем
существенно: пропала лишь возможность экспорта из файлов .CSV, но
я бы предпочел, чтобы лучше осталась она, ценой потери двух других
источников импорта. Дело в том, что CSV-файлы способна создавать любая
мало-мальски серьезная программа. Даже если вы храните телефонную
базу в Excel, экспортировать ее для использования с MPIO легко и просто:
всего в два шага. А вот пользователю Yepp фактически придется набирать
все заново. Использование Excel в данной сфере конечно практически
везде, кроме 1/6 части суши, скорее исключение, чем правило, но ведь
все вышесказанное применимо и к практически любой нормальной PIM-программе.
Так что тем, кто выберет Yepp, но при этом скептически относится к
адресным книгам от Microsoft, придется осваивать быстропечатание.
Вообще, разработка ПО, по-видимому, ахиллесова пята Samsung. После работы с Desk пользоваться Yepp Explorer можно только по принуждению. Ощущение, что делали ее по принципу "чтобы было". Нет дерева каталогов, зато всегда отображается окошко для работы с картой расширения, даже если ее нет и в помине. Как в плеер загружаются файлы? Нажимаем кнопку и видим стандартный диалог Windows "Open" со всеми его недостатками. Достаточно лишь того, что в данном случае не видно ни размера файла, ни, тем более, общего размера выделенной группы, так что память приходится заполнять "на ощупь". А, кроме того, при выделении группы, Windows перебирает файлы в каком-то ведомом лишь ей самой порядке, так что после записи нужно обязательно пользоваться менеджером плейлиста. Процесс записи файлов в память малоинформативен: не ясно, сколько же файлов записывается. В общем Download — дело тонкое.
Upload файлов тоже доставит пользователю немало веселья. Выбор каталога также выполняется при помощи стандартного диалога Windows. А если попробовать переписать с плеера МР3-файл: сообщение о недопустимости сего деяния вы получите только после выбора каталога (не иначе поиздеваться хотели — нельзя было раньше предупредить что ли?).
В результате единственным приемлемым способом работы является перетаскивание файлов из Windows Explorer. Впрочем, проблемы с порядком проигрывания это нисколько не решает.
Ладно бы дело на этом кончалось — наслушавшись ругани пользователей программисты наверняка сделают новые версии программ (хочется верить), а в эпоху бурного развития сетей обновить софт — не проблема. Но ошибки, похоже, есть и в firmware. Так в некоторых случаях заполнить всю память не удается: после записи некоторого количества файлов, попытка передать еще хотя бы один приводит к глухому "зависанию" плеера! Кнопки Reset у него, к сожалению, нет, так что приходится вынимать и вставлять на место элементы питания. Сначала я грешил именно на количество песен, однако оно оказалось меняющимся от случая к случаю. Более того: данная проблема возникает не всегда. В общем, напортачили не пойми где. Причем это точно не ПО: перезапуск Yepp Explorer и даже перезагрузка компьютера не помогает.
Ну ладно, с этим разобрались. Что у нас еще из отличий? Эквалайзер. В Samsung видимо попсу не любят и пользователям того же советуют, заменив "Pop" на "Jazz", ну и бог с ним (все равно мне больше понравилось на том же Daewoo слушать поп-музыку в режиме "Classic"). 3D вместо обычного стерео вещь все-таки хорошая, если… работает. В данном случае этого не наблюдается. Может виновата технология, может реализация, но качество звука портится, а приятных уху эффектов практически не появляется (в отличие от других плееров с поддержкой данной функции, представленных в обзоре).
Итак, что мы имеем в итоге: плеер, фактически эквивалентный Daewoo MPIO С по качеству проигрывания МР3-файлов и дополнительным возможностям (если не считать DSC), содержащий ошибки в firmware и комплектующийся отвратительным ПО, по цене… А теперь сядьте если стояли: рекомендованная розничная цена Yepp E32 чересчур близка к MPIO C64, а Е64 стоит дороже, нежели FMC64. Комментировать даже не хочется. Уж Samsung, микросхемы памяти которого используют все конкуренты, мог бы, пожалуй, и цену пониже сделать. Или понадеялись на торговую марку? Так Daewoo тоже не "подвальная контора" (а для пересевших с "Жигулей" и "Москвичей" на "узбекских девочек" вообще имя, каких мало). В общем, печально. Так что рекомендовать модели серии Е к приобретению тяжеловато. Подождем Yepp Y и других: может там проблемы исправят.
Thomson Lyra
- Емкость встроенной памяти: 0 Мбайт
- Расширение памяти: один слот CompactFlash (до 64 Мбайт на карте)
- Подключение к компьютеру: нет; запись карт при помощи CompactFlash HardDrive
- Программное обеспечение: любая программа, поддерживающая форматы Lyra
- Эквалайзер: четыре предварительных настройки (Normal, Pop, Rock, Classic) + ручная настройка высоких, средних и низких частот в пределах ±10 дБ (в графическом режиме)
- ЖКД: графический с подсветкой
- Поддерживаемые типы файлов: МР3 (CBR, VBR), RealAudio, WAV (MP3, ADPCM), WMA
- Отображение информации о проигрываемой песне: номер трека, ID3-tag, длина песни, текущая позиция, битрейт
- Запоминание номера проигрываемого трека: да
- Управление: проигрывание/пауза, стоп, "перемотка" по треку вперед/назад, переход на следующий/предыдущий трек
- Дополнительные возможности: нет
- Перенос любых файлов: не является функцией плеера, возможно для устройства записи
- Питание: две батарейки АА или аккумулятора, разъем для внешнего источника питания
- Размеры: 114.3×63.5×22.2 мм
- Масса: 80 грамм
- Защита интерфейсного разъема от внешних воздействий: нет разъема
- Способ ношения: в кармане, клипса для крепления на пояс
Устройство записи карт CompactFlash HardDrive
- Слоты для карт: один
- Подключение к компьютеру: прямое при помощи LPT
- Сквозной порт для принтера: да
- Программное обеспечение: после установки драйверов доступно любому ПО как накопитель со сменными дисками
- Перенос любых файлов: да
- Питание: от разъема клавиатуры
Lyra, один из самых больших и тяжелых плееров среди рассмотренных, как нельзя лучше подходит для прослушивания музыки. По данному параметру он превосходит всех. А вот что касается дополнительных возможностей, то нет их у него, просто ни радио, ни диктофона, ни телефонной книжки. И встроенной памяти тоже нет. И музыку он сам записывать неспособен.
Откуда же берутся такие габариты и масса? Во-первых, стоит отметить жидкокристаллический дисплей. Несмотря на то, что по своим размерам он вполне сравним с аналогичными у Yepp E и MPIO C/FMC, после включения плеера обнаруживаются отличия. Дисплей стал полностью графическим, причем точки меньше, чем у конкурентов, что позволяет разместить на нем не две-три, а десяток строк вполне читаемого текста. Особенно удобно в результате выбирать трек для проигрывания: когда видишь сразу пол-альбома, эта операция существенно упрощается. Причем в темное время суток владелец Lyra будет находиться в куда лучшем положении, нежели обративший свое внимание на модели от Samsung или Daewoo: экран снабжен подсветкой.
Во-вторых, в отличие от полностью аппаратных декодеров в моделях конкурентов, Lyra снабжена более сложным программно-аппаратным. Обратите внимание на список поддерживаемых форматов: этот плеер действительно единственный (пока), кто способен проигрывать файлы RealAudio и WMA. Причем перечисленными форматами дело при необходимости не ограничится: к ним легко могут добавиться и другие, как уже добавился WMA (изначально отсутствовавший). Дело в том, что для распаковки звука используются программные модули, которые хранятся на карте флэш-памяти. Причем никто не заставляет таскать с собой весь набор: не пользуетесь RealAudio ну и не занимайте память соответствующим плагином.
Но преимущества не кончаются большим (теоретически вообще неограниченным) числом поддерживаемых музыкальных форматов. Специально разработанный набор микросхем позволяет оторваться от конкурентов и по качеству проигрывания музыки. Lyra действительно лучше всех остальных плееров, которые мне удалось подержать в руках. В чем заключаются отличия, словами передать трудно, скорее всего, даже просто невозможно: это стоит слышать. В общем-то, уже после первых минут прослушивания музыки у меня напрочь пропала ирония по поводу имеющегося в комплекте кабеля "миниджек-два тюльпана", предназначенного (согласно инструкции) для подключения к Hi-Fi аудиотехнике. Естественно, если сжать файл с постоянным битрейт порядка 64 Кбит, да еще и чем-нибудь, типа первоначальной версии Xing или mp3 Producer, тут уж никакой плеер не спасет, но в остальных случаях все отлично. Немаловажным дополнением к высокому качеству являются наушники из комплекта поставки. В отличие от дешевых "вставочек" сопровождающих в коробке остальные плеера (от древнего Rio, но новых моделей), наушники от Thomson по меньшей мере не вызывают желания выкинуть их в первую же минуту. Если бы я сравнивал плееры используя штатные "уши" из каждого комплекта, а не Sony MDR14 (для чистоты эксперимента), разница между игрой "Лиры" и всеми остальными была бы еще более значительной.
Ну а теперь поговорим об остальных особенностях Lyra. Их, в общем-то, не так и много. Первая: плеер запоминает номер проигрываемого трека, так что после включения не приходится вспоминать, что уже слушалось, а что нет. Этим могут похвастаться далеко не все МР3-плееры (в данном обзоре таких три из десяти). Вторая: вместо кнопок для регулировки громкости используется оригинальное колесико, способное отклоняться от своего положения на 45 градусов в каждую сторону. Если его оттянуть и держать, эффект такой же, как у нажатой кнопки; будучи отпущено оно возвращается в нейтральное положение. В остановленном состоянии это колесико применяется для "путешествия" по плей-листу. Данный орган управления мне понравился больше стандартных кнопок (да и нащупать его гораздо проще). А вот третья особенность неприятная: вложив немало сил в дизайн плеера, конструкторы напрочь забыли о блокировке кнопок! Так что в толпе с висящей на поясе "Лирой" передвигаться неудобно: она постоянно выключается или переходит на следующий трек (остальными кнопками в сограждан упираешься реже).
А теперь — о записи файлов. Для выполнения данной операции в комплект входит интересное записывающее устройство, подключаемое к LPT-порту и разъему клавиатуры (для получения питания). Разработано оно было вроде как фирмой Shattle как универсальное средство записи/считывания карт CompactFlash, так что возможно где-то и отдельно продается. При установленных драйверах и вставленной карте это устройство для Windows выглядит просто как накопитель со сменными дисками, ежели карту вытащить из списка дисковых устройств оно исчезает (подобно тому, как ведет себя пустой CD-ROM в MacOS или BeOS). Причем аналогия с дисковым устройством полная: работают все программы, можно создать дерево каталогов, даже отформатировать карту штатными средствами можно :) Словом, отличное приспособление для замены дисковода.
Но не стоит радостно потирать руки, предвкушая запись музыки при помощи Explorer или даже FAR: Lyra работает с файлами в собственном зашифрованном формате (в целях борьбы с аудиопиратством). Поэтому для записи нужна программа, умеющая шифровать файлы согласно применяемому алгоритму (подобный же подход применен в Creative Nomad). Файлы формата RA можно записать при помощи имеющейся в комплекте программы RealJukeBox, для работы с WMA следует скачать MusicMatch JukeBox, c WAV и МР3 работает любая из этих программ. Стоит отметить, что обе программы относятся совершенно к другому классу ПО, нежели поставляемые с остальными моделями программы-менеджеры: оба JukeBox способны создавать файлы соответствующих сжатых форматов, а также позволяют без особых проблем управляться с достаточно большими музыкальными коллекциями (в случае же других плееров использование дополнительного ПО для этих целей необходимо).
Загрузка музыки в плеер ничего особенного не представляет, хотя и отличается от других моделей. Сначала из коллекций в RJB (на момент тестирования ситуация с WMA была еще до конца неясно, так что MMJB скачивать не хотелось) выбираются новые песни, а затем они одним махом записываются в память плеера. Такой подход следует признать более удобным, нежели классический. Ну а архивы или что-нибудь подобное на флэш-карту можно записать и при помощи Explorer.
Когда музыка записывается она, как уже было сказано выше, шифруется. Кроме того, на карте обязательно создается директория, в которую складываются модули для проигрывания. Кстати, я попробовал переписать на компьютер (при помощи FAR) зашифрованный МР3-файл, сменил ему расширение на МР3 и… WinAmp его воспринял как родного, но вместо звука я услышал лишь шипенье, бормотанье и дребезжание. Значит, по поводу шифрования не обманули :)
Итак, что мы имеем в итоге. Lyra — отличный плеер, способный "расти" вслед за требованиями покупателя: возможна поддержка любого формата музыки и увеличение объема памяти (когда увеличится емкость карт CompactFlash). Он проигрывает музыку лучше других, имеющихся на сегодня. Так что для меломана Lyra окажется отличным выбором. С другой стороны, следует учесть, что кроме собственно плеера в данной модели ничего нет, переносить с ее помощью файлы не очень удобно (проще взять с собой кабель, нежели устройство записи), а цена достаточно высока (кроме того, для перехода на USB придется сменить устройство записи, выкинув старое, за которое уже "уплочено").
Eisen DAP
- Емкость встроенной памяти: 32/64/96/128 Мбайт
- Расширение памяти: один слот SmartMedia (до 32 Мбайт на карте), кроме модели со 128 Мбайтами встроенной памяти
- Подключение к компьютеру: прямое при помощи LPT
- Программное обеспечение: собственное; DAPManager (Win 95/98/NT4/2000)
- Эквалайзер: нет; только регулировка высоких/низких частот
- ЖКД: графический с подсветкой
- Поддерживаемые типы файлов: МР3 (CBR, VBR)
- Отображение информации о проигрываемой песне: номер трека, имя файла, длина песни, текущая позиция (в текстовой и графической форме)
- Запоминание номера проигрываемого трека: да
- Управление: проигрывание/пауза, стоп, переход на следующий/предыдущий трек, блокировка кнопок
- Дополнительные возможности: нет
- Перенос любых файлов: нет (да с ухищрениями)
- Питание: одна батарейка АА или аккумулятор
- Размеры: 90×60×17 мм
- Масса: 57 грамм
- Защита интерфейсного разъема от внешних воздействий: нет
- Способ ношения: в кармане, чехол для крепления на пояс
На сегодняшний день этот плеер имеет самый большой возможный объем памяти из представленных на рынке (128 Мбайт против максимум 96 Мбайт у конкурентов). Причем речь идет о встроенной памяти, которая обходится пользователю дешевле, нежели внешняя. Что такое 128 Мбайт? Это два часа музыки с битрейтом 128 Кбит, или час при 256 Кбит. После того, как музыканты наконец-то насытились емкостью CD, размеры одного альбома перестали превышать час (двойного два), чаще сводясь к привычным 45-и минутам. А это означает, что в память данного плеера вмещается два альбома с битрейтом 128 или даже 192 Кбит (ну, или один двойной альбом при тех же условиях). Вместо того, чтобы таскать с собой громоздкий CD-плеер и пару компакт-дисков, можно просто бросить в карман DAP. Мда… Вспоминается Rio с 32 Мбайтами памяти, реально расширяемыми на момент его появления до 48 (карты объемом 32 Мбайт тогда только проходили "клинические испытания"). Такой прогресс МР3-плееров на мой взгляд является лучшим ответом скептикам, не верящим в данное направление аудиотехники. Осталось только дождаться 512 Мбайт с расширением до гигабайта за приемлемые деньги и… плееры на флэше похоронят всех конкурентов ;)
А в остальном — ничего особенного. Это даже производитель признал, назвав свое детище просто и безыскусно: Digital Audio Player. Просто проигрываются МР3-файлы и больше ничего — даже эквалайзера как такового нету. Неплох дисплей, однако стоит признать, что демонстрация имени файла вместо ID3-тэга это все-таки полумера. Зато порадовала подсветка: в отличие от Lyra, возможен автоматический режим, в котором она включается при нажатии на любую кнопку и выключается через некоторое время. Но вот плохо, что про индикатор уровня заряда батарей забыли. Отвратительно даже, я бы сказал. А ведь могли все сделать очень удобно и красиво: при помощи прогресс-баров отображаются и текущий уровень громкости, и текущая позиция проигрывания, и настройки высоких/низких частот, не так уж сложно было бы добавить еще режимчик, где показывалось бы состояние элементов питания. Впрочем, если включен автоматический режим включения/выключения подсветки, то о близкой кончине элементов питания вы узнаете заранее: сначала перестает работать именно она, а на экране начинает появляться паническое сообщение "Low Power".
В общем и целом управление не лучшее. Обидно лишаться "перемотки" по треку. Хорошо хоть проигрываемый трек запоминает, но если бы не запоминал, это бы было настоящим издевательством (памяти-то много, пока нужное место найдешь). Существенным недостатком является жесткая ориентация на LPT.
Хотя может быть это виноват софт, а для самого плеера какой-нибудь переходник придумают. Вообще, ПО оставляет желать лучшего. На первый взгляд DAPManager выглядит неплохо: есть все, что нужно и ничего лишнего. Очень удобно отображается информация при передаче файлов: нет никаких всплывающих окон, все в основном окне — два прогресс-бара в верхней части (первый для текущего файла, второй — для группы) и имя текущего передаваемого файла в строке состояния внизу. Но! Этот Manager не видит никаких файлов, кроме имеющих расширение МР3. Впрочем, обмануть его можно: меняем (или добавляем второе) расширение на МР3 и файл преспокойно отправляется в память плеера. Зачем? А чтобы извлечь его после транспортировки: хитрым инженерам из Eisen баталии вокруг пиратства нипочем, так что МР3-файлы (и все, что под них маскируется) легко направляется в любую сторону — с компьютера на плеер и обратно. Лучше б они, конечно, сделали вместо этой "багофичи" нормальную работу с любыми типами файлов, а то несколько напрягает помнить, что определенные куски плей-листа следует пропускать. Немного подсластить пилюлю способно то, что возможен обмен файлами между встроенной памятью и картой расширения (в других плеерах этого нет).
В процессе эксплуатации обнаружилась одна, более чем неприятная проблема. Кто в ней виноват (софт или firmware) непонятно, но, как бы то ни было, впечатление от плеера она портит значительно. Дело в том, что иногда файлы при записи в память способны "побиться". В случае МР3 это приводит к кратковременному пропаданию звука, что переживаемо, но неприятно. А доверять перенос обычных данных плееру с такими особенностями становится страшновато: для какого-нибудь архива это может кончиться просто порчей без возможности исправления.
Какая из четырех моделей наиболее предпочтительна? Однозначно следует забыть про 32 Мбайт памяти. В общем-то не стоит и смотреть в сторону 64-х: теряем единственное преимущество DAP перед конкурентами. 96 или 128: вот в чем вопрос? Кажется, что 96 предпочтительнее: ведь емкость карт будет расти, да и их с собой можно взять несколько, а старшая модель слотов расширения памяти лишена. Однако… однако выясняется, что 128 Мбайт это максимум для DAP, да и на быструю замену сменных карт рассчитывать не стоит. Специалисты фирмы рассматривали карты именно как средство расширения памяти, а не сменный носитель, поэтому слот засунули в самую глубину плеера. Нужно открыть батарейный отсек, вытащить батарейку, а потом еще суметь вытянуть карту (лучше это делать пинцетом; голыми руками с ней приходится минут пять возиться). Вот такие вот дела. С другой стороны, испытывая этот плеер, я внезапно понял, что 128 Мбайт памяти мне даже много (для обычного ежедневного использования). Просто на работе и дома музыку есть на чем послушать, а опаздывать на автобус я начал чаще, чем во время пользования другими плеерами (пока еще 128 Мбайт музыки выберешь и через LPT запишешь) :) Видимо 96 — в самый раз.
I&C MPMaster IM-100WP
- Емкость встроенной памяти: 0 Мбайт
- Расширение памяти: два слота MultiMediaCard (до 32 Мбайт на карте)
- Подключение к компьютеру: нет; запись карт при помощи любого устройства для записи ММС
- Программное обеспечение: нет
- Эквалайзер: Rock, Jazz, отдельно включается 3D
- ЖКД: нет (только лампочка-индикатор)
- Поддерживаемые типы файлов: МР3 (CBR, VBR), WAV (MP3, ADPCM)
- Отображение информации о проигрываемой песне: нет по причине отсутствия ЖКД
- Запоминание номера проигрываемого трека: нет
- Управление: проигрывание/пауза, стоп, переход на следующий/предыдущий трек, блокировка кнопок
- Дополнительные возможности: нет
- Перенос любых файлов: не является функцией плеера, возможно для устройства записи
- Питание: одна батарейка АА или аккумулятор
- Размеры: 63×60×19 мм
- Масса: 38 грамм
- Защита интерфейсного разъема от внешних воздействий: нет разъема
- Способ ношения: в кармане, на шнурке на шее (шнурок в комплект поставки не входит)
Устройство записи ММС I&C MPMaster AK-10W
- Слоты для карт: один
- Подключение к компьютеру: прямое при помощи LPT
- Сквозной порт для принтера: да
- Программное обеспечение: собственное; MPMaster (Win 95/98)
- Перенос любых файлов: да
- Питание: разъем для внешнего БП или специального шнура для питания от разъема клавиатуры
Фирма I&C сделала самый маленький на сегодня плеер. В ближайшем будущем она обещает побить свой рекорд, встроив плеер прямо в наушники. Да, признак зрелости рынка — началась его сегментация: одни делают достаточно тяжелые модели, но обладающие большими возможностями, другие стремятся к миниатюризации, третьи набивают свои устройства все новыми функциями.
Кстати, IM-100WP не только самый маленький МР3-плеер — это еще и самый дешевый МР3-плеер: стоит он всего 70 долларов. Правда, цена эта не совсем честная: встроенной памяти нет, да и устройство записи карт надо покупать отдельно. На сегодня доступно только AK-10W ценой 30 долларов, карта ММС емкостью 32 Мбайт стоит 95 долларов, вот и получаем, что плеер с памятью 32 Мбайт будет стоить… 195 долларов. Ну, к счастью, цена комплекта ниже, чем по отдельности, так что обойдется это все долларов в 150, что вообще-то все равно многовато.
А теперь о плеере. В общем-то, и говорить особо нечего: файлы играет и все. ЖКД даже нет, дополнительных возможностей — никаких. Интересно сделан эквалайзер: он не выключается вообще, а переключение осуществляется тем же "движком", что и блокировка кнопок. В заблокированном состоянии запоминается последнее положение (Rock или Jazz). 3D-звук включается и выключается отдельной кнопкой (при этом меняется цвет встроенного в корпус светодиода). Как ни странно, несмотря на миниатюрные размеры и вес, этот плеер превосходно играет музыку, а 3D-режим реально добавляет звуку объем.
Теперь о записи файлов. Большим минусом ПО для AK-10W является неспособность работать под управлением Windows NT4/2000 — программа честно устанавливается, но при попытке использования вызывает ошибку защиты и с грохотом валится. Под 9Х же все в порядке. Хотя, после работы с "писалкой" из комплекта Lyra, использование специальной программы для записи карточек кажется не очень удобным: лучше бы сделали полноценные драйвера эмуляции дискового устройства. I&C по-видимому так же, как и некоторые другие фирмы санкций за поощрение аудиопиратства не боится, поэтому никакого шифрования файлов не используется: для устройства записи и его программного обеспечения что МР3, что ZIP — одно и тоже. Можно даже сравнить IM-100WP с непишущим плеером на любом другом носителе (только в данном случае используются не кассеты, минидиски или CD, а флэш-карты).
К плюсам устройства записи стоит отнести также разъем питания: в отличие от прилагаемого к Lyra питать его через порт клавиатуры не обязательно (хоть и возможно).
В общем, получаем достаточно интересную модель плеера. Симпатичный дизайн, небольшие размеры, хорошее качество проигрывания музыки и относительная дешевизна самого плеера (даже если сломается, не столь это страшно — лишь бы карточки целыми остались) способны, например, сделать его хорошим подарком ребенку на день рождения. Самому как-то ходить с таким несколько несерьезно (мне так кажется). Но, в любом случае, этот плеер своего покупателя найдет.
amac Hansori Han-14XS
- Емкость встроенной памяти: 16/32/64 Мбайт
- Расширение памяти: один слот SmartMedia (до 32 Мбайт на карте)
- Подключение к компьютеру: прямое при помощи LPT
- Программное обеспечение: собственное; Han-14XS Manager (Win95/98)
- Эквалайзер: нет; только SRS 3D ЖКД: сегментный
- Поддерживаемые типы файлов: МР3 (CBR, VBR), WAV (MP3, ADPCM)
- Отображение информации о проигрываемой песне: номер трека
- Запоминание номера проигрываемого трека: нет
- Управление: проигрывание/пауза, стоп, переход на следующий/предыдущий трек, блокировка кнопок
- Дополнительные возможности: возможно подключение внешнего FM-тюнера
- Перенос любых файлов: да
- Питание: одна батарейка ААА или аккумулятор
- Размеры: 60×60×16 мм
- Масса: 50 грамм
- Защита интерфейсного разъема от внешних воздействий: резиновая заглушка
- Способ ношения: в кармане, на шнурке на шее (шнурок входит в комплект), пластиковый "стакан" для крепления на пояс
Этот плеер является ближайшим конкурентом MPIO X (для борьбы с MPMaster он все-таки великоват). Он несколько более компактен (особенно если учесть более легкую батарею ААА вместо АА), но имеет менее удобное управление и менее информативный дисплей, а также лишен эквалайзера. Кнопки на передней панели разбросаны несколько хаотически, так что пока не привыкнешь пользоваться плеером неудобно. Верхние же кнопки по цвету и материалу (черная мягкая пластмасса) отличаются от серебристого пластика корпуса, что смотрится оригинально, но не очень красиво. В отличие от MPIO X, плеер не умеет проигрывать песни в случайном порядке, да и "перемотка" по треку отсутствует. Что касается ЖКД, то его вообще уменьшили донельзя. В результате отображается только номер трека, да режим работы. Визуально понять, играет плеер что-нибудь или нет, можно лишь по небольшим черточкам, бегущим по экрану в режиме проигрывания музыки.
Но есть у Han-14XS и сильная сторона — отлично реализованный 3D-режим (кстати, только в документации к этой модели указано, что используется технология SRS, чего стесняются остальные непонятно). Качество его работы ощутимо выше, нежели у MPMaster, не говоря уже о Samsung. Так же очень хорошо проработан вопрос с ношением плеера. Я б даже сказал, что в данном смысле эта модель превосходит всех остальных участников тестирования — пластмассовый кронштейн как у пейджера куда удобнее прикручиваемой прямо к корпусу клипсы или закрытого тканевого чехла. Да и шнурок специальный вложить не поленились (в MPIO X и MPMaster есть только место, куда его крепить).
Программное обеспечение данного плеера работает только под Windows 9X, да еще и неспособно настраиваться на параметры LPT-порта (используется фиксированный базовый адрес). В остальном же пользоваться им достаточно удобно. Окошко для отображения содержимого карты расширения показывается всегда, но понять, установлена ли карта физически можно легко: при этом рисуется ее изображение в стилизованном "слоте". Осуществляются загрузка и выгрузка любых файлов (как и в DAP), порядок проигрывания можно менять не открывая никаких дополнительных окон. Сильным местом этой программы является встроенная утилита форматирования SMC. Она способна привести карту не только к собственному формату плеера (что умеют все), но и к так называемому Factory Default, т. е. формату по умолчанию, с каковым карты идут с завода. Хотя лучше было бы пожалуй просто всегда использовать этот формат (как поступают Daewoo и Samsung).
Внешний FM-модуль потестировать не удалось по причине его отсутствия в наших краях. А жаль — было бы интересно сравнить его работу с MPIO FMC.
В целом плеер оставил после себя немного странное ощущение. Прямо какая-то смесь достоинств и недостатков, причем чего больше непонятно. Складывается впечатление, что с его выходом на рынок просто немного поспешили, выпустив до конца недоработанную модель.
amac Hansori Han-31XB
- Емкость встроенной памяти: 32/48 Мбайт
- Расширение памяти: нет
- Подключение к компьютеру: прямое при помощи LPT
- Программное обеспечение: собственное Hansori Downloader (Win95/98)
- Эквалайзер: Normal, Jazz, Classic, Rock+MegaBass (Min, Max, Normal)
- ЖКД: сегментный
- Поддерживаемые типы файлов: МР3 (CBR, VBR), WAV (MP3, ADPCM)
- Отображение информации о проигрываемой песне: номер трека, текущая позиция
- Запоминание номера проигрываемого трека: да
- Управление: проигрывание/пауза, стоп, переход на следующий/предыдущий трек, блокировка кнопок
- Дополнительные возможности: нет
- Перенос любых файлов: да
- Питание: две батарейки ААА или аккумулятора
- Размеры: 72×89×16.5 мм
- Масса: 70 грамм
- Защита интерфейсного разъема от внешних воздействий: резиновая заглушка
- Способ ношения: в кармане, в руках в специальном мешочке
Этот плеер имеет оригинальный дизайн и не похож на все остальные. Достаточно лишь того, что ЖК-дисплей расположен на верхнем торце, а в корпусе с трудом можно найти прямые линии. Стильненько.
Но дизайн дизайном, а памяти сказать по правде мало. Идея выпуска модели с 48 Мбайт встроенной памяти интересная и верная: это чуть больше среднего размера одного альбома (не вмещающегося в 32 Мбайт) и при этом дешевле 64 Мбайт. Вот только такой объем в наше время должен быть минимально, а не максимально возможным! Расширить же память нельзя: ну нет у плеера разъемов для этого.
Есть ли в этой модели что-нибудь хорошее? Да есть: она запоминает позицию проигрывания, снабжена хорошим эквалайзером, а также поддерживает режим MegaBass. Последние настраиваются интересно: как и в MPMaster их переключение совмещено с ползунком блокировки кнопок. Как и там, он трехпозиционный, но прямого переключения режимов не производит: в одном положении блокируются кнопки, в другом можно выбрать конкретный режим работы эквалайзера, в третьем — режим MegaBass. Установки последних двух запоминаются до тех пор, пока не будут изменены таким же образом. Комбинация эквалайзера и MB дает очень неплохие результаты, во многих случая сильно улучшая качество проигрывания.
Полностью изменилось ПО: вместо достаточно удобного менеджера как у Han-14XS, с этой моделью поставляется Hansori Downloader — программа, вобравшая в себя почти все возможные недостатки. Как и Yepp Explorer она лишена дерева каталогов, что заставляет записывать или считывать файлы достаточно кривым образом, но при этом еще и работает только под Windows 9X. Возможность записи МР3-файлов на компьютер греет слабо.
Сначала я обрадовался тому, что в Hansori Downloader можно выбрать приоритет записи файлов (чего нет в других программах-менеджерах). Однако радость оказалась преждевременной: конечно, в режиме с минимальным приоритетом запись музыки не мешает работе других программ, зато сама часто прерывается из-за ошибки тайм-аута. Пришлось дать ей максимальный приоритет, что эквивалентно единственному режиму работы остальных даунлодеров.Но, в общем-то, одного лишь малого объема памяти без какой-либо возможности расширения достаточно для того, чтобы отказаться от покупки этой модели. Если бы были варианты 64/96 Мбайт, а не 32/48 или хотя бы слот SmartMedia, еще можно было бы о чем-то говорить и ругать ПО и прочее, а так это лишено смысла.
Pontis MPlayer3 SP503
- Емкость встроенной памяти: 0 Мбайт
- Расширение памяти: два слота MultiMediaCard (до 32 Мбайт на карте)
- Подключение к компьютеру: прямое к COM-порту (специальный кабель и переходник для Мас)
- Программное обеспечение: собственное L.E.D. (Win95/98/NT4/2000, Linux, Mac OS)
- Эквалайзер: нет; только регулировка высоких и низких частот
- ЖКД: графический
- Поддерживаемые типы файлов: МР3 (CBR, VBR), WAV (MP3, ADPCM)
- Отображение информации о проигрываемой песне: номер трека, ID3-tag, текущая позиция
- Запоминание номера проигрываемого трека: нет
- Управление: проигрывание/пауза, стоп, "перемотка" по треку вперед/назад, переход на следующий/предыдущий трек, переключение между картами
- Дополнительные возможности: нет
- Перенос любых файлов: да с оговорками
- Питание: две батарейки АА или аккумулятора, разъем для внешнего источника питания
- Размеры: 110×70×20 мм
- Масса: 90 грамм
- Защита интерфейсного разъема от внешних воздействий: нет
- Способ ношения: в кармане, чехол для крепления на пояс
В отличие от подавляющего большинства испытуемых, этот плеер сделан в Германии, а не в Юго-Восточной Азии (по крайней мере так заявляет производитель, горда указывая на коробке "Made in Europe"). Кроме того, его сильными сторонами являются ориентация не только на Windows, но и на другие операционные системы и даже аппаратные платформы. Это единственный плеер в обзоре, рассчитанный на подключение к последовательному порту. Так же можно отметить наличие кроме обычного, еще и специального спортивного варианта SP503 (отличается агрессивной расцветкой корпуса, да невыпадающими из ушей наушниками). Вот и все его особенности. Ну а теперь — более подробно.
Что касается основной своей задачи (проигрывания музыки), то с ней плеер справляется вполне на уровне. Впрочем, "на уровне" означает лишь то, что он делает это не хуже и не лучше большинства. Несколько неприятно отсутствие эквалайзера, но с этим вполне можно примириться.
А вот с эргономикой подкачали — плеер получился уж слишком большим и тяжеловесным. Причем почему так вышло, совершенно неясно — ничего неординарного в нем нет. ЖКД достаточно маленький (хоть и графический), диктофона нет, прочих "фишек" тоже. Управление, должен отметить, неудобное. Да, на корпусе имеется пять кнопок и регулятор громкости (аналоговый кстати), но некоторые вещи приходится выполнять при помощи меню. Так, битрейт можно увидеть лишь в специальном режиме, да и при присоединении к компьютеру нужно перейти в особый режим (остальные плееры делают это автоматически, реагируя на подключение кабеля). Плохо и то, что блокировка кнопок включается только из меню, а выключается последовательным нажатием нескольких кнопок. Если другие плееры можно вообще не доставать из кармана при использовании, то с MPlayer3 это не пройдет.
Теперь о самом грустном — применение СОМ-порта лишает эту модель самого важного преимущества МР3-плееров: высокой скорости записи данных. 16 Мбайтовая флэш-карта заполняется минут 10-15, т. е. столько же, сколько и проигрывается :( И чего этим добились? Разве что возможности подключать плеер к старым Mac'ам. Сомнительное преимущество за слишком высокую цену. Уж лучше в таком случае купить MD-плеер: его вообще хоть к музцентру подключай.
Впрочем MD неспособны переносить обычные файлы. Посмотрим, как с этим у MPlayer3. Честно говоря, не блестяще. Да, файл можно записать в память и извлечь оттуда. Но при этом плеер будет пытаться его проигрывать! Не распознав формат, он пропустит файл, но на это уходит время. А при извлечении из плеера файлу будет присвоено расширение МР3. Кроме того, извлечение коротких файлов затруднено: плеер после конца файла начнет передавать мусор, который приходится отделять вручную. Впрочем, может быть в этом виноват софт, а не сам плеер.
Кстати, о софте. Он достаточно удобен. Позволяет, например, выбрать файлы из разных каталогов и записать их в память "в одно действие", есть редактор ID3, а также возможна конвертация WAV в МР3. Последняя возможность правда работает без дополнительной регистрации лишь 30 дней, причем предупреждение об этом выскакивает всякий раз, когда запускается L.E.D. Я компрессором пользоваться вообще не собирался, поэтому данное диалоговое окно очень мешало. Еще одной "ложкой дегтя" является невозможность стереть любой из записанных на карту файлов: либо все, либо последний записанный. Впрочем, возможно это ограничение того формата, в котором MPlayer3 хранит данные, однако вот другие плееры такой проблемы лишены.
Достаточно интересной частью комплекта поставки является специальный футляр для четырех ММС. Пустячок, а приятно. А вот зачем в комплекте зажим для носа (!) это пожалуй стоит спросить у маркетологов компании ;)
Видимо сами специалисты из фирмы-производителя осознали, что с такой скоростью записи далеко не уедешь. Поэтому недавно они начали выпускать специальное устройство для записи ММС, подключающееся к параллельному порту. Честно говоря, идея не очень интересная: два раза платить за возможность записи? Нет уж, увольте. В общем, ничего интересного эта модель не представляет.
Pontis MPlayer3 SP504
- Емкость встроенной памяти: 0 Мбайт
- Расширение памяти: два слота MultiMediaCard (до 32 Мбайт на карте)
- Подключение к компьютеру: прямое при помощи USB (специальныv кабелем)
- Программное обеспечение: собственное L.E.D. (Win98/2000, Mac OS)
- Эквалайзер: нет; только регулировка высоких и низких частот
- ЖКД: графический
- Поддерживаемые типы файлов: МР3 (CBR, VBR), WAV (MP3, ADPCM)
- Отображение информации о проигрываемой песне: номер трека, ID3-tag, текущая позиция
- Запоминание номера проигрываемого трека: нет
- Управление: проигрывание/пауза, стоп, "перемотка" по треку вперед/назад, переход на следующий/предыдущий трек, переключение между картами
- Дополнительные возможности: нет
- Перенос любых файлов: да с оговорками
- Питание: две батарейки АА или аккумулятора, разъем для внешнего источника питания
- Размеры: 110×70×20 мм
- Масса: 90 грамм
- Защита интерфейсного разъема от внешних воздействий: нет
- Способ ношения: в кармане, чехол для крепления на пояс
Как видно из фотографии и краткого описания, этот плеер практически ничем не отличается от SP503. Единственное отличие — он подключается к USB, а не к СОМ. Это, конечно, в значительной степени снижает гибкость, зато позволяет им нормально пользоваться, не скучая в процессе записи файлов (хотя должен заметить, что скорость для USB низковата).
Что ксается проигрывания, управления и переноса обычных файлов с данными, то тут отличий почти никаких. Более того — используется абсолютно та же программа-менеджер, что и в случае SP503, нужно лишь немного изменить настройки (одна и таже программа рассчитана на обе моделей плееров и на "писалки" для карт).
Впрочем, пара отличий есть. Так, например, плеер теперь сам переходит в режим взаимодействия с компьютером, без нажатия каких-либо кнопок. Кроме того, кроме обычного управления плейлистом, теперь появилось возможность создавать так называемые "программы", в которых порядок файлов может быть совсем не таким, как в плейлисте. Более того — в программе файл может встречаться более одного раза.
Однако эту модель, несмотря на существенный прогресс по сравнению с предшественницей рекомендовать все равно трудно. Самые неприятные недостатки, конечно, исправлены, однако особых преимуществ перед конкурентами так и не появилось.
VBR и временные парадоксы
Все протестированные плееры отлично относятся к файлам МР3 с переменным битрейтом (VBR), по крайней мере, все они способны их проигрывать. А вот в плане отображения информации об этих файлах начинаются курьезы. Разумеется, нет никаких проблем с отображением номера трека, а так же информацией об имени файла или содержимом ID3-тэга (если это вообще отображается). Сложности, как этого и следовало ожидать, возникают с тем, что показывается под видом битрейт, а также временем проигрывания (как прошедшим, так и общим).
Что касается битрейт, то Samsung и Daewoo очень любят наткнувшись на VBR бодро отрапортовать: 64 Кбит/с, а Pontis вообще заявляет о 48 Кбит/с. Thomson несколько ближе к истине: его информация чаще звучит как 154 Кбит/с или в этом роде (по крайней мере, сразу видно, что это VBR). Впрочем, это не совсем проблема плееров: так себя ведут многие программы, отображающие не текущий битрейт (как Winamp, где в результате содержимое соответствующего поля непрерывно меняется), а нечто общее. Популярный в последнее время Napster например тоже определяет все файлы с переменным битрейт как 64 Кбит/с. А вот Real JukeBox в этом плане близок к Lyra (так что совместим он с ней не только по записи файлов). Ну а раз уж производители софта до сих пор не переписали свои программы, чего уж ждать от разработчиков аппаратных кодеков?
А со временем творится неладное. Определив битрейт как 64 или 48 Кбит, плееры от Daewoo, Pontis и Samsung уверены, что файл будет проигрываться раза так в 2.5-3 дольше, чем на самом деле. Вычисленное время они и показывают. Но к финишу нужно прийти вовремя, так что секунды в данном случае начинают бежать ощутимо быстрее, нежели на самом деле (MPIO X, неспособный показывать ни битрейт, ни общее время проигрывания, ведет себя точно так же). Поведение же Lyra еще более интересно: скорость времени для данного плеера меняется в зависимости от того, с каким битрейт закодированы проигрываемые в текущий момент фреймы: с большим, нежели средний, — секунды ускоряются, меньшим — замедляются. Машины времени да и только.
Лишь DAP и Han-31XB отображают время корректно. К сожалению, эти плееры неспособны показывать битрейт файла — возможно просто в них уже применен новый кодек, где все эти ошибки исправлены.
Говорьите ли вьи po russki?
Проблема буржуйской техники с родным для нас языком всегда стояла, стоит и, похоже, будет стоять и дальше. Нет, софта это не касается: все программное обеспечение нормально относится к файлам с русскими именами (если, конечно, система локализована). Точно так же без каких-либо проблем данные файлы заносятся в память плееров и совершают обратное перемещение. Проблема в другом.
Отображение ID3-тэгов было правильным шагом, который можно только приветствовать. За неимением лучшего, большим плюсом является хотя бы показ имени файла, как в DAP. Вот только те, кто предпочитает отечественную музыку (как я, например), в данном случае сталкиваются с большими проблемами: ЖКД ни одного из плееров неспособен показывать русские буквы. MPIO C/FMC рисуют их как пробелы, Yepp, Lyra, MPlayer3 и DAP вместо русских букв показывают "кракозяблы", похожие на те, которые будут продемонстрированы пользователю, открывшему файл в неправильной кодировке. Особенно огорчила такая "подстава" от Samsung: фирма все-таки всегда тратит немалые силы на локализацию своих продуктов, даже инструкцию по-русски для Yepp сделали (причем не какой-то вкладыш, а полноценный раздел в руководстве пользователя), а вот с ЖКД так и не разобрались.
Обидно. Остается только искать утилиту, преобразующую ID3 в транслит перед записью песен в плеер или писать такую самостоятельно.
Долгий путь к USB
Сколько не повторяй "халва", во рту слаще не станет. Сколько не говори о том, что подключение к LPT устарело, неудобно и чревато массой проблем, а большинство производителей так и продолжают выпускать плееры, рассчитанные только на этот способ подключения, рассматривая USB в лучшем случае как Optional. В отдельную группу попадает разве что MPMaster, которому все равно, что LPT, что USB: важно лишь то, на какой тип подключения будет рассчитано выбранное вами устройство для записи карт. В некоторой степени это касается и Thomson: сама Lyra файлов не пишет. С другой стороны, неясно: где взять и сколько при этом будет стоить устройство для записи карт CompactFlash, подключаемое к USB-порту, будет ли оно совместимо с программным обеспечением и куда при этом девать писалку из комплекта. Про Hansori и DAP вообще говорить не о чем: они просто не рассчитаны на USB (и очень зря — запись 128 Мбайт через LPT-порт способна заставить материться даже святого). Ну а Pontis все-таки сделал модель, рассчитанную на USB (лучше б они с нее и начали, если честно).
Остаются плееры от Daewoo и Samsung. Кабели-переходники для обоих уже появился в продаже на момент написания статьи (стоят правда по 40 долларов). Что можно сказать? Работают, причем Daewoo с любой из трех серий плееров этой фирмы: Х, С и FMС. Благо, чего бы им не работать: плееры изначально делался в расчете на возможность такого подключения, а в Desk или Yepp Explorer достаточно лишь вместо LPT выбрать USB. Скорость передачи информации нельзя сказать, чтобы сильно увеличилась (такое ощущение, что она искусственно ограничена для совместимости с обоими типами портов), но это не главное. Наиболее заметно то, что теперь при работе с плеером можно спокойно продолжать выполнять остальные задачи. В случае использования LPT все не так: можно было бы смириться с невысокой скоростью, занимаясь своими делами, но только даже на компьютере с процессором Pentium II 450 и 128 Мбайтами ОЗУ под управлением Windows NT 4.0 становится ощутимым время переключения между приложениями, а запуск AVP вообще приводит машину в состояние изумления.
Единственный минус: чтобы прочувствовать прелести от USB-подключения пользователям NT придется-таки перейти на Windows 2000, а тем, кто до сих пор использует Windows 95 желательно перебраться на 98SE. Но для них остается старый вариант подключения. Хорошо бы, конечно, если бы новый адаптер стоил бы раза в два дешевле, но, с учетом вышеизложенного, он является вполне оправданной покупкой даже за те деньги, которые за него просят продавцы (тем более, что универсальный переходник USB-LPT дороже, да и не известно, как бы себя повел плеер при подключении через него).
Немного статистики
А теперь попробуем взглянуть на испытуемых с этой стороны. Занятие, в общем-то, небесполезное: хорошо просматриваются некоторые тенденции развития.
Итак, начнем с памяти. Шесть из испытываемых плееров имеют встроенную память, четыре работают только с картами расширения. Интересно, что из плееров с встроенной памятью пять имеют слоты расширения для карт типа SmartMedia, а у одного память нерасширяемая. Плееры же рассчитанные на карты и не имеющие собственного интерфейса с компьютером работают либо с CompactFlash, либо с MultiMediaCard. Похоже, что производители техники, использующей флэш-память, четко разделили эти карты: SMC рассматривается именно как вариант для расширения встроенной памяти, а CF и MMC — как универсальный носитель данных.
Максимальный объем памяти почти не вырос по сравнению с прошлым годом. Для четырех линеек плееров это 96 Мбайт, четырене имеющих встроенной памяти одновременно могут получить лишь 64 Мбайт, один плеер имеет 48 Мбайт и только рекордсмен DAP способен "тянуть" аж 128 Мбайт памяти.
Кстати, о способе подключению к компьютеру. Из восьми плееров, способных на это, лишь три модели могут работать как с LPT, так и с USB, одна только c USB остальные же три — только LPT, а одна вообще рассчитана на СОМ-порт. Устройства записи для остальных двух испытуемых так же жестко рассчитаны на параллельный порт. Что бы там не говорили, а внедрение USB идет со скрипом.
Запоминание номера трека при выключении появилось еще в плеерах Saehan, выпуск которых начался ранее, чем Diamond Rio. Однако эта функция к большому сожалению так и не стала стандартной: ее поддерживают лишь три плеера из десяти.
Несколько больше повезло информативным графическим ЖКД: их имеет большинство моделей, причем у двух из них экран оборудован подсветкой. Конструкторы же из I&C по-видимому решили, что толку от маленького сегментного дисплея все равно мало, и просто не стали устанавливать экран на MPMaster.
Форматы поддерживаемых файлов тоже практически не изменились. Все плееры поддерживают МР3 и лишь один способен работать с RA и WMA. А что делать: несмотря на активные старания MS, МР3 как был наиболее распространенным стандартом, так им и остается и продлится это еще достаточно долго.
Разработчики форматов жутко волнуются по поводу авторских прав и "наезжают" по этому поводу на незащищенный МР3. Однако, как видно, производителям эти потуги не нужны и не важны — они не стремятся делать даже то, что все-таки стало правилом хорошего тона: пять плееров спокойно позволяют записывать МР3-файлы обратно на компьютер. Можно даже сказать шесть плееров, если учесть "писалку" от I&C.
Только два плеера снабжены софтом, рассчитанным на использование ОС, альтернативных для Windows. Более того — с тремя плеерами можно работать лишь под управлением Windows 9X, забыв напрочь про существование NT4 и 2000. Не шевелятся даже разработчики из третьих фирм: SBA успокоилась "научив" работать под Linux, BeOS и FreeBSD плееры от Diamond и Saehan, а больше никто этим вопросом даже и не задался.
Не стала нормой и интеграция в плееры большого числа функций: только модели от Daewoo и Samsung способны на что-то большее, нежели простое проигрывание музыки. Более того: добавив к С FM-тюнер и наконец-то выпустив DSC, Daewoo сделала и шаг назад, выпустив на рынок серию MPIO X. Впрочем, amac предусмотрел возможность подключения внешнего FM-модуля к Han-14XS и вариант Han-31XB со встроенным диктофоном, но нет их пока на нашем рынке.
А вот транспортировка файлов стала неотъемлемой возможностью плееров (Rio со стандартным ПО этого не умел). Несколько выбивается из общего ряда разве что DAP, но в его случае проблема решается простым изменением расширения файла: внутренний формат его программное обеспечение не проверяет. Ну и с MPlayer3 возможны проблемы, но решаемые.
Вот такая вот статистика.
Будущее за флэш?
В этом году у "классических" МР3-плееров на флэш-памяти наконец-то появились более-менее серьезные конкуренты: CD-MP3, HDD-MP3, а также флэшовый плеер от Sony, рассчитанный на ATRAC3 (гибрид минидискового ATRAC и МР3). Сумеет ли "классика" столь же хорошо бороться с новичками, как со старыми конкурентами (такими как обычные CD-плееры, а также MD и MC модели)?
Плеер Sony пока рассматривать не будем: не продается он у нас, да и имеет тот же недостаток, что и обычные модели — небольшой объем достаточно дорогой памяти (не говоря уже о своих собственных минусах, таких как необходимость конвертации файлов).
CD-MP3 на первый взгляд выглядят очень сильным конкурентом из-за очень дешевых и емких носителей информации. Однако, несмотря на прогресс в области оптической записи, CD-R/RW пока есть далеко не в каждом компьютере (в отличие от LPT или даже USB-порта). Ну и еще такая проблема: внезапно возникает желание взять с собой в дорогу песни, разбросанные по пяти-шести дискам. Остается два варианта: либо сбрасывать их на одну "болванку" на что нужно не так уж и мало времени, да и неудобно это, либо весь таскать целую пачку дисков. Плюсом выглядит возможность применения пиратских CD с МР3-файлами. Но пираты зачастую приделывают файлам какие попало расширения, так что не всегда плеер может распознать, что это именно МР3-файл, а не что-либо еще. О такой вещи, как ID3-теги, они видимо вообще слабо догадываются. Впрочем, существующие CD-МР3-плееры теги пока вообще не отображают, что ни в коей мере плюсом не является. Да и вообще: наверняка пройдет как минимум год, пока для CD-MP3 стандартом станут столь же информативные ЖКД, как у обычных плееров (пока на рынок идут лишь полуэкспериментальные модели, от которых требуется хотя бы просто работать). При использовании флэшовых плееров проблемы с подбором плейлиста, именами файлов и тегами решаются просто: сбрасываем файлы с дисков на винчестер, переименовываем "в одно касание" и прописываем теги (причем ручной работы можно даже избежать, воспользовавшись CDDB), а затем сбрасываем все в память плеера. Можно, конечно, точно так же записать все на диск, вот только так в конце концов можно и на "болванках" разориться: сегодня хочется одного, завтра другого, а с CD-RW пока проблемы. Да и нужны ли эти 15 часов музыки в дороге из дома на работу? А использовать просторы CD для того, чтобы писать файлы с более высоким качеством не всегда получается — многие модели CD-MP3 высоких значений битрейт не понимают. А цена? Это вообще отдельная песня: 300 долларов за плеер, да еще пара сотен за CD-RW. Последний конечно полезен и в других целях, да и перенос файлов с его помощью легко осуществить, но только в одном направлении. Я с работы домой информацию часто таскал на CD-RW, а вот для переноса файлов из дома на работу частенько использовал плеер и никаких проблем (а иначе что мне — еще и домой RW покупать что ли?). Ну и о прочих дополнительных возможностях, типа встроенного диктофона или телефонной книжки можно забыть: их добавление уж очень сильно увеличит цену устройства, поскольку нет у этих плееров возможности записи, а если б была, то речь бы шла не о трех, а о пяти-шести сотнях долларов.
Плееры на жестких дисках в этом плане выглядят интереснее. Но и они не лишены проблем. Хотя бы та же самая цена: винчестер денег стоит и неплохих. Да и пока весь этот объем забьешь, мало не покажется: тут даже пропускной способности USB становится маловато. Хорошо хоть заниматься этим придется не так уж часто: один раз записать, а потом лишь обновлять плейлист, выкидывая надоевшие композиции и записывая новые. Ну и ЖК-дисплеи в этих плеерах еще до ума долго доводить будут.
Есть у этих двух групп общие недостатки, являющиеся платой за их достоинства. Как ни крути, а чем больше в устройстве движущихся частей, тем больше энергопотребление и вероятность поломки. В флэшовом плеере ломаться просто нечему (если им об пол не стучать, конечно). А вот приводам CD и жестким дискам вибрация и прочие "прелести" походного образа жизни крайне противопоказаны. Еще следует учесть размеры и массу устройства: после флэшовых МР3-плееров даже минидисковые устройства кажутся громоздкими и тяжеловесными мастодонтами, не говоря уже о CD/CD-MP3.
А теперь посмотрим на проблему с другой стороны. Всего год назад простенький плеер с 32 Мбайтами флэша стоил больше 200 долларов, а SMC 32 MB — еще 130. Итого за час музыки 330 долларов — очень много. Сейчас плеер со встроенным диктофоном, записной книжкой и 64 Мбайтами памяти можно купить за те же 200 долларов, а карта на 32 Мбайта уже дешевле 100 долларов. А ведь все только начинается: все производители флэш-памяти планируют резкое увеличение производства этих микросхем, да и без этого технический прогресс на месте не стоит. С достаточно большой долей уверенности можно предполагать, что через полгода-год 128 Мбайт будут стандартным объемом памяти, а не чем-то выдающимся. Кому этого мало, будут приобретать по сотне долларов карты расширения емкостью 64 Мбайт и радоваться жизни. И все это не выходя за рамки все тех же 50-70 грамм. Так что будущее выглядит более чем неплохо.
А что купить?
И самый последний абзац хочется отвести под окончательный итог: что лучше приобретать, если возникнет такое желание. Сколько людей, столько и мнений, поэтому я не буду давать жестких рекомендаций — просто скажу, кто из испытуемых больше всего понравился мне и почему.
На самом деле, точно определиться я так и не смог: наиболее привлекательными выглядят две модели. Это, во-первых, MPIO FMC: за цену, несколько превышающую 200 долларов, получается плеер с 64 Мбайтами памяти, диктофоном, телефонной книжкой и радио. И пусть последнее звезд с неба не хватает, но во многих местах вполне работоспособно. Кроме того, серия MPIO комплектуется отличной программой-менеджером, работающей под любой версией Windows, хорошо проигрывает музыку и способна работать через USB. А во-вторых, это Lyra: при близкой цене в ней невозможно найти столь большого числа "фишек", но этот плеер обеспечивает превосходное качество воспроизведения и поддержку большого (теоретически неограниченного) числа форматов музыкальных файлов. Можно будет никогда не волноваться по поводу того, какой стандарт выйдет победителем: "Лира" сумеет работать с любым.
На этом все. Впрочем, продолжение следует…
Дополнительно |
|