Тестовые измерения Hercules Game Theater XP


 

Перейдём к измерениям цифро-аналогового и аналого-цифрового трактов карты, но сначала позвольте маленькое лирическое отступление. К нашим статьям о звуковых картах и измерениях предъявлялись следующие, довольно обоснованные претензии:

  1. Обычно у звуковых плат линейный вход имеет гораздо худшие характеристики, чем линейный выход. Поэтому ценность измерений параметров "линейный выход в линейный вход" не высока — ведь пользователя в первую очередь волнует тракт D-A. В то же время параметры цепочки A-D на 5-10 дБ хуже, в том числе и по данным производителей (Sigmatel, Wolfson, CS). А какие могут возникнуть курьёзы, например, при измерении АЧХ методом "линейный выход в линейный вход" для 3 разных звуковых карт, написано в статье Звуковая карта SB Live! Platinum от Creative. Результаты таких измерений часто далеки от действительности.
  2. Параметры измерения во многом зависят от положения фейдеров на запись и воспроизведение. Понятно, что нужно выровнять уровень выхода и входа под 0 дБ. Только вот сколько положений Master, Wave и Line-In этому соответствует? А на измеряемые параметры это может повлиять очень здорово. Поэтому нужно знать некоторые хитрости. Следует выбирать положения регуляторов, соответствующие 0 дБ усиления, дабы избежать выхода за разрядную сетку в цифре. Эту информацию можно почерпнуть в документации от производителя кодека. Обычно регуляторы уровня находятся в 0 дБ сразу же после установки драйверов (на чистую систему).
  3. Повторить наши измерения SpectraLAB-ом затруднительно даже человеку с высшим техническим образованием. Что же говорить о простом смертном…

В целях преодоления последнего недостатка и расширения спектра тестов была использована программа Sound Card Analyser v 1.0. Для генерации сигнала и снятия измеренных параметров применялась референсная звуковая карта EgoSys WaveTerminal 2496. Это профессиональная карта, имеющая характеристики, с запасом превышающие таковые у бытовых звуковых карт.


     

EgoSys WaveTerminal 2496: 16 бит 48 кГц Line Out — Line In

EgoSys WaveTerminal 2496: 16 бит 44.1 кГц Line Out — Line In

Для подтверждения первого тезиса можно привести тесты звуковой карты Creative SB Live! Live! Player 5.1 (кодек Sigmatel STAC 9708) для входа-выхода, линейного входа, линейного выхода:

Creative SB Live! Player 5.1: 16 бит 48 кГц, Line Out — Line In

Creative SB Live! Player 5.1: 16 бит 48 кГц, Line In

Creative SB Live! Player 5.1: 16 бит 48 кГц, Line Out

 Live! 5.1 16 бит 48 кГц Line Out — Line In Line In Line Out
Frequency responce -1.15, +0.03 dB -1.04, +0.04 dB -0.15, +0.00 dB
Interference and noise -81.0 dB -82.5 dB -86.6 dB
Dynamic range -73.8 dB -74.9 dB -82.5 dB
THD + noise 0.023 % 0.022 % 0.011 %
Stereo crosstalk -75.9 dB -90.2 dB - 89 dB

Здесь хорошо видно, что Line Out — Line In фактически характеристики линейного входа и очень далеки от показателей линейного выхода. А ведь пользователь в 99% случаев слушает музыку и только в 1% пользуется линейным входом карты. Это очень важный для понимания факт.

А теперь переходим к подробным тестам Hercules Game Theater XP.

Фронтальный линейный выход, 48 кГц Line Out

Калибрация

Частотный диапазон


Шумы и наводки


Динамический диапазон


Шумы и искажения в присутствии сигнала 1000 Гц @ -3 дБ


Проникновение каналов


Сводная таблица

Фронтальный линейный выход, 44.1 кГц Line Out

Калибрация

Частотный диапазон


Шумы и наводки


Динамический диапазон


Шумы и искажения в присутствии сигнала 1000 Гц @ -3 дБ


Проникновение каналов


Сводная таблица

Ещё раз подчеркну, что данные цифры, относящиеся к конкретному экземпляру карты, были получены при использовании определенной программы с её специфическими алгоритмами и не претендуют на абсолютные показатели. Однако эти результаты пригодны для относительного сравнения карт в аналогичных тестовых условиях — на место звуковой карты Hercules Game Theater XP была вставлена карта Creative SB Live! Player 5.1 (модель SB0060), вслед за чем были проведены те же самые тесты.

Нам было интересно сравнить характеристики двух карт одного класса (такая же модель используется и в Creative SB Live! Platinum 5.1):

Creative SB Live! Player 5.1 16 бит 48 кГц Line Out


Creative SB Live! Player 5.1 16 бит 44.1 кГц Line Out


Линейный выход Hercules Game Theater XP vs. Creative SB Live! Player 5.1, сравнительная таблица характеристик:

 Line Out Helcules XP
48 kHz
SB Live!
48 kHz
Helcules XP
44.1 kHz
SB Live!
44.1 kHz
Frequency responce -0.05, +0.25 dB -0.15, +0.00 dB -1.95, +0.30 dB -3.95, +0.00 dB
Interference and noise -82.7 dB -86.6 dB -82.8 dB -86.4 dB
Dynamic range -77.3 dB -82.5 dB -77.6 dB -82.4 dB
THD + noise 0.016 % 0.011 % 0.017 % 0.011 %
Stereo crosstalk -77.6 dB -89.0 dB -78.4 dB -86.8 dB

Какие можно сделать выводы? Обе карты показывают уверенно хорошие характеристики. В режиме 44.1 кГц у обеих карт частота среза фильтра лежит немного левее отметки 20 кГц, поэтому измерительная программа зарегистрировала небольшой провал в характеристиках. На это можно не обращать внимание, т.к. АЧХ в области слышимых частот — идеальная прямая. Немного меньшее значение динамического диапазона у Helcules объясняется наличием дизеринга в алгоритмах микширования. Аналогичные характеристики показывает Live! 4830 в режиме Digital Output Only с фронтального выхода (подробнее в статье Santa Cruz). Единственный минус Game Theater XP — взаимное проникновение каналов, проявляющееся в ухудшении локализации звуковых образов по панораме. Однако этот недостаток можно услышать лишь на дорогой аппаратуре или в наушниках. Учитывая же двухметровый шнур, соединяющий кодеки карты с внешним модулем, можно только восхититься инженерами Hercules, которые уберегли сигнал, идущий с карты, от наводок и значительных потерь в качестве.

Тесты линейного входа

Тех, кто будет использовать линейный вход звуковой карты, например, для оцифровки музыки с радиоприёмника с целью дальнейшей упаковки в MP3, может заинтересовать качество линейного входа тестируемой карты. Заведомо полагая, что двухметровый соединительный шнур от внешнего модуля, по крайней мере, не улучшит качество, для тестов был выбран разъём линейного входа (Aux In), предусмотрительно расположенный на задней панельке звуковой карты.

Перейдём к результатам:

Hercules Game Theater XP Aux In 48 кГц


Hercules Game Theater XP Aux In 44.1 кГц


А теперь посмотрим на характеристики конкурента:

Creative SB Live! Player 5.1 16 бит 48 кГц Line In


Creative SB Live! Player 5.1 16 бит 44.1 кГц Line In


И финальная табличка:
линейный вход Hercules Game Theater XP vs. Creative SB Live! Player 5.1:

 Line In Helcules XP
48 kHz
SB Live!
48 kHz
Helcules XP
44.1 kHz
SB Live!
44.1 kHz
Frequency response -0.15, +0.09 dB -1.14, +0.04 dB -2.20, +0.14 dB -1.10, +0.15 dB
Interference and noise -80.8 dB -82.5 dB -80.6 dB -82.5 dB
Dynamic range -75.7 dB -74.9 dB -75.6 dB -75.2 dB
THD + noise 0.023 % 0.022 % 0.021 % 0.021 %
Stereo crosstalk -86.8 dB -90.2 dB -85.5 dB -88.6 dB

А вот линейный вход карты от Hercules (точнее, работа АЦП кодека CS4294-JQ) традиционно порадовал. Он не уступает по характеристикам карте от Creative. А если послушать его работу при записи с внешнего тюнера, воспользовавшись файлами из обзора Santa Cruz (там применялся тот же самый кодек), то можно обнаружить более "прозрачные" высокие частоты. Вероятно, это следствие применения фирменной технологии CrystalClear от Crystal Semiconductor.

Однако кому-то по душе придётся тембральный окрас Лайва на средних частотах — тут уж "на вкус и цвет"... Тому, кто не услышит разницы в звучании, можно посоветовать не "загружаться" по поводу всех вышеприведённых цифр и выбирать звуковые карты из других соображений. Например, просто по удобству использования или по наличию полезных фич.

"На сладкое" характеристики выхода на наушники:

Hercules Game Theater XP Headphones Out 48 кГц

Hercules Game Theater XP Headphones Out 44.1 кГц

 

Дополнительно

Тестовые измерения Hercules Game Theater XP

Тестовые измерения Hercules Game Theater XP

 

Перейдём к измерениям цифро-аналогового и аналого-цифрового трактов карты, но сначала позвольте маленькое лирическое отступление. К нашим статьям о звуковых картах и измерениях предъявлялись следующие, довольно обоснованные претензии:

  1. Обычно у звуковых плат линейный вход имеет гораздо худшие характеристики, чем линейный выход. Поэтому ценность измерений параметров "линейный выход в линейный вход" не высока — ведь пользователя в первую очередь волнует тракт D-A. В то же время параметры цепочки A-D на 5-10 дБ хуже, в том числе и по данным производителей (Sigmatel, Wolfson, CS). А какие могут возникнуть курьёзы, например, при измерении АЧХ методом "линейный выход в линейный вход" для 3 разных звуковых карт, написано в статье Звуковая карта SB Live! Platinum от Creative. Результаты таких измерений часто далеки от действительности.
  2. Параметры измерения во многом зависят от положения фейдеров на запись и воспроизведение. Понятно, что нужно выровнять уровень выхода и входа под 0 дБ. Только вот сколько положений Master, Wave и Line-In этому соответствует? А на измеряемые параметры это может повлиять очень здорово. Поэтому нужно знать некоторые хитрости. Следует выбирать положения регуляторов, соответствующие 0 дБ усиления, дабы избежать выхода за разрядную сетку в цифре. Эту информацию можно почерпнуть в документации от производителя кодека. Обычно регуляторы уровня находятся в 0 дБ сразу же после установки драйверов (на чистую систему).
  3. Повторить наши измерения SpectraLAB-ом затруднительно даже человеку с высшим техническим образованием. Что же говорить о простом смертном…

В целях преодоления последнего недостатка и расширения спектра тестов была использована программа Sound Card Analyser v 1.0. Для генерации сигнала и снятия измеренных параметров применялась референсная звуковая карта EgoSys WaveTerminal 2496. Это профессиональная карта, имеющая характеристики, с запасом превышающие таковые у бытовых звуковых карт.


     

EgoSys WaveTerminal 2496: 16 бит 48 кГц Line Out — Line In

EgoSys WaveTerminal 2496: 16 бит 44.1 кГц Line Out — Line In

Для подтверждения первого тезиса можно привести тесты звуковой карты Creative SB Live! Live! Player 5.1 (кодек Sigmatel STAC 9708) для входа-выхода, линейного входа, линейного выхода:

Creative SB Live! Player 5.1: 16 бит 48 кГц, Line Out — Line In

Creative SB Live! Player 5.1: 16 бит 48 кГц, Line In

Creative SB Live! Player 5.1: 16 бит 48 кГц, Line Out

 Live! 5.1 16 бит 48 кГц Line Out — Line In Line In Line Out
Frequency responce -1.15, +0.03 dB -1.04, +0.04 dB -0.15, +0.00 dB
Interference and noise -81.0 dB -82.5 dB -86.6 dB
Dynamic range -73.8 dB -74.9 dB -82.5 dB
THD + noise 0.023 % 0.022 % 0.011 %
Stereo crosstalk -75.9 dB -90.2 dB - 89 dB

Здесь хорошо видно, что Line Out — Line In фактически характеристики линейного входа и очень далеки от показателей линейного выхода. А ведь пользователь в 99% случаев слушает музыку и только в 1% пользуется линейным входом карты. Это очень важный для понимания факт.

А теперь переходим к подробным тестам Hercules Game Theater XP.

Фронтальный линейный выход, 48 кГц Line Out

Калибрация

Частотный диапазон


Шумы и наводки


Динамический диапазон


Шумы и искажения в присутствии сигнала 1000 Гц @ -3 дБ


Проникновение каналов


Сводная таблица

Фронтальный линейный выход, 44.1 кГц Line Out

Калибрация

Частотный диапазон


Шумы и наводки


Динамический диапазон


Шумы и искажения в присутствии сигнала 1000 Гц @ -3 дБ


Проникновение каналов


Сводная таблица

Ещё раз подчеркну, что данные цифры, относящиеся к конкретному экземпляру карты, были получены при использовании определенной программы с её специфическими алгоритмами и не претендуют на абсолютные показатели. Однако эти результаты пригодны для относительного сравнения карт в аналогичных тестовых условиях — на место звуковой карты Hercules Game Theater XP была вставлена карта Creative SB Live! Player 5.1 (модель SB0060), вслед за чем были проведены те же самые тесты.

Нам было интересно сравнить характеристики двух карт одного класса (такая же модель используется и в Creative SB Live! Platinum 5.1):

Creative SB Live! Player 5.1 16 бит 48 кГц Line Out


Creative SB Live! Player 5.1 16 бит 44.1 кГц Line Out


Линейный выход Hercules Game Theater XP vs. Creative SB Live! Player 5.1, сравнительная таблица характеристик:

 Line Out Helcules XP
48 kHz
SB Live!
48 kHz
Helcules XP
44.1 kHz
SB Live!
44.1 kHz
Frequency responce -0.05, +0.25 dB -0.15, +0.00 dB -1.95, +0.30 dB -3.95, +0.00 dB
Interference and noise -82.7 dB -86.6 dB -82.8 dB -86.4 dB
Dynamic range -77.3 dB -82.5 dB -77.6 dB -82.4 dB
THD + noise 0.016 % 0.011 % 0.017 % 0.011 %
Stereo crosstalk -77.6 dB -89.0 dB -78.4 dB -86.8 dB

Какие можно сделать выводы? Обе карты показывают уверенно хорошие характеристики. В режиме 44.1 кГц у обеих карт частота среза фильтра лежит немного левее отметки 20 кГц, поэтому измерительная программа зарегистрировала небольшой провал в характеристиках. На это можно не обращать внимание, т.к. АЧХ в области слышимых частот — идеальная прямая. Немного меньшее значение динамического диапазона у Helcules объясняется наличием дизеринга в алгоритмах микширования. Аналогичные характеристики показывает Live! 4830 в режиме Digital Output Only с фронтального выхода (подробнее в статье Santa Cruz). Единственный минус Game Theater XP — взаимное проникновение каналов, проявляющееся в ухудшении локализации звуковых образов по панораме. Однако этот недостаток можно услышать лишь на дорогой аппаратуре или в наушниках. Учитывая же двухметровый шнур, соединяющий кодеки карты с внешним модулем, можно только восхититься инженерами Hercules, которые уберегли сигнал, идущий с карты, от наводок и значительных потерь в качестве.

Тесты линейного входа

Тех, кто будет использовать линейный вход звуковой карты, например, для оцифровки музыки с радиоприёмника с целью дальнейшей упаковки в MP3, может заинтересовать качество линейного входа тестируемой карты. Заведомо полагая, что двухметровый соединительный шнур от внешнего модуля, по крайней мере, не улучшит качество, для тестов был выбран разъём линейного входа (Aux In), предусмотрительно расположенный на задней панельке звуковой карты.

Перейдём к результатам:

Hercules Game Theater XP Aux In 48 кГц


Hercules Game Theater XP Aux In 44.1 кГц


А теперь посмотрим на характеристики конкурента:

Creative SB Live! Player 5.1 16 бит 48 кГц Line In


Creative SB Live! Player 5.1 16 бит 44.1 кГц Line In


И финальная табличка:
линейный вход Hercules Game Theater XP vs. Creative SB Live! Player 5.1:

 Line In Helcules XP
48 kHz
SB Live!
48 kHz
Helcules XP
44.1 kHz
SB Live!
44.1 kHz
Frequency response -0.15, +0.09 dB -1.14, +0.04 dB -2.20, +0.14 dB -1.10, +0.15 dB
Interference and noise -80.8 dB -82.5 dB -80.6 dB -82.5 dB
Dynamic range -75.7 dB -74.9 dB -75.6 dB -75.2 dB
THD + noise 0.023 % 0.022 % 0.021 % 0.021 %
Stereo crosstalk -86.8 dB -90.2 dB -85.5 dB -88.6 dB

А вот линейный вход карты от Hercules (точнее, работа АЦП кодека CS4294-JQ) традиционно порадовал. Он не уступает по характеристикам карте от Creative. А если послушать его работу при записи с внешнего тюнера, воспользовавшись файлами из обзора Santa Cruz (там применялся тот же самый кодек), то можно обнаружить более "прозрачные" высокие частоты. Вероятно, это следствие применения фирменной технологии CrystalClear от Crystal Semiconductor.

Однако кому-то по душе придётся тембральный окрас Лайва на средних частотах — тут уж "на вкус и цвет"... Тому, кто не услышит разницы в звучании, можно посоветовать не "загружаться" по поводу всех вышеприведённых цифр и выбирать звуковые карты из других соображений. Например, просто по удобству использования или по наличию полезных фич.

"На сладкое" характеристики выхода на наушники:

Hercules Game Theater XP Headphones Out 48 кГц

Hercules Game Theater XP Headphones Out 44.1 кГц