Активная 5.1 акустика Cambridge SoundWorks DTT2200
От редакции: Эта замечательная статья нашего постоянного читателя является прекрасной иллюстрацией того факта, что даже недорогая мультимедийная акустика может принести пользователю PC массу положительных эмоций. И это несмотря на очень критические отзывы о подобных колонках наших штатных экспертов.
Компьютерная акустика. Мониторы со встроенными акустическими системами. Многие привыкли к тому, что вместе с компьютером используются низкокачественные компьютерные спикеры, да и ассортиментный перечень компьютерных магазинов чаще всего состоит из двух-трех наименований 2…5-ваттных колонок (если их можно так назвать) с гордыми наклейками 80 Watt PMPO. Да, некоторые "продвинутые" пользователи подключают музыкальные центры или усилители к звуковой карте, но это скорее исключение из правила. Однако в последнее время ситуация меняется: в связи с появлением в компьютерах таких устройств, как DVD-ROM, продвинутых аудиокарт, новых игр, поддерживающих сумасшедшие эффекты, пользователи все чаще и чаще покупают или хотят купить более современные акустические системы, можно сказать, комплексы, состоящие из четырех, пяти и даже шести компонентов.
С одним из таких "навороченных" комплексов Cambridge SoundWorks DTT2200 я и хочу познакомить вас в данном обзоре. Также попытаюсь разъяснить вопросы подключения различных акустических систем к звуковым картам.
Стандарты звуковой индустрии
Все чаще и чаще мы сталкиваемся с понятием трехмерного звука, обязательным атрибутом которого являются многокомпонентные акустические системы и аппаратные средства, с помощью которых, соответственно, мы этот звук и получаем.
Аппаратные средства (звуковые карты) и акустика должны работать вместе в определенных режимах, которые регламентируют различные стандарты.
Чаще всего среди них называют Dolby Surround Pro Logic, Dolby Digital (AC3), EAX 1.0, 2.0, A3D.
Dolby Surround Pro Logic, Dolby Digital (AC3) чаще всего используют в киноиндустрии. Причем стандарт Dolby Surround Pro Logic является аналоговым, имеет 4 раздельных канала — два фронтальных, центр и тыл (общий, т.е. задние каналы работают как бы в монофоническом режиме). Сабвуфер (если он вообще есть) не является отдельным каналом, а воспроизводит низкие частоты фронтальных каналов. У Dolby Digital все совсем по-другому: стандарт полностью цифровой, имеет 6 независимых раздельных каналов (2 фронтальных, центральный, два тыловых и сабвуфер — канал для низких частот). Dolby Digital поддерживается картами Sound Blaster Live! 5.1, точнее, АС3-декодирование выполняется не аппаратно картой, а ее драйвером. Однако для пользователя в том нет никакой беды. К звуковым картам типа 5.1. можно подключать громкоговорители любых конфигураций (2, 4, 6, наушники), наилучший результат достигается, разумеется, при использовании акустических систем 5.1.
В играх используются EAX 1.0, 2.0, A3D 1.0, 2.0 (впрочем, в некоторых играх, таких как UT, может применяться и Dolby Surround Pro Logic). Если звуковые карты с этими стандартами на борту имеют только два фронтальных и два тыловых канала, то к ним подключаются четырехкомпонентные системы (а также 4.1-наборы).
Несколько дополнений. Существуют акустические системы с цифровыми входами и собственными декодерами. То есть с помощью обычной (не 5.1) звуковой платы, имеющей цифровой выход, мы можем получить 6-канальный звук в фильмах (пример такой системы — Cambridge SoundWorks DTT2500) или стереозвук в играх. Делается это следующим образом: в программном DVD-плеере выставляем режим отправки цифрового потока на S/PDIF Out. Карты серии Live! имеют многоканальные цифровые выходы, но для того, чтобы их использовать, требуются соответствующие наборы акустики с многоканальными цифровыми входами (Cambridge SoundWorks DTT3500). Это довольно дорогое удовольствие, и гораздо более выгодным вариантом в плане экономии денег является использование звуковой карты 5.1 с подключенным к ней акустическим комплексом 5.1 по аналогу. Допустим, у вас звуковая карта серии Live! 5.1 — она может обеспечить пятиканальный звук и при просмотре DVD, и в играх через свои многоканальные аналоговые выходы.
Рассмотрим в качестве примера карту Sound Blaster Live! Player 5.1:
Линейный выход 1 — передние колонки или наушники (светло-зеленый);
Линейный выход 2 — задние колонки(черный);
Комбинированный цифровой и аналоговый выход (оранжево-желтый);
Последний может работать в двух режимах: в цифровом (сигнал поступает на внешний DD-декодер или комплект акустических систем с цифровым входом и декодером) или аналоговом (на центральный канал и сабвуфер).
С подключением разобрались, перейдем непосредственно к рассмотрению продукта.
Cambridge SoundWorks DTT2200
Для начала комплект поставки.
- 5 саттелитов (громкоговорителей небольшого размера, воспроизводящих средние и высокие частоты) размером 89 × 89 × 89 мм. Мощность каждого спикера 6 Ватт (RMS) при 10% THD.
- Сабвуфер (в него также встроен многоканальный усилитель) имеет корпус закрытого типа, порт фазоинвертора на боковой панели 203 × 165 × 168, мощность 19 Ватт (RMS) при 10% THD.
- Блок питания 13,5 В, 2,5 А трансформаторного типа.
- Пульт управления (регулировка громкости, баланса между тыловыми и фронтальными громкоговорителями, включение/выключение питания)
- 5 Подставок для сателлитов с легким наклоном назад, одна — для установки центрального громкоговорителя на монитор.
- Соединительные провода 3 по 3 метра, 2 по 5 метров.
- Крепежный материал — клейкая лента, шурупы и т.д., руководство пользователя на РУССКОМ языке.
Черного цвета комплект, бархатистые на ощупь сателлиты. Удобный пульт с зеленым индикатором. Все выглядит дорого, солидно, стильно. К дизайну претензий нет — восторг да и только!
Итак, подключаем. Возможны три варианта.
1. Подключение к линейному выходу — работают 2 сателлита и сабвуфер (а жаль, неплохо было бы, если бы работали все четыре сателлита).
2. К двум линейным выходам — система работает в режиме 4.1.
3. Нормальное 5.1-подключение.
Три провода для подключения к звуковой карте собраны в лентообразный кабель, что очень удобно. Цвет кабелей соответствует цвету разъемов, так что подключить неправильно просто невозможно, к сателлитам провода крепятся пружинными зажимами — нарастить провод в случае нехватки не составляет труда. Разъемы позолоченные, все садится на свои места без усилий и в то же время прочно. В общем, да здравствуют буржуины, которые заботятся о простом юзере! Кстати, для особо "особо одарённых" на диске с драйверами к Sound Blaster Live! имеется демонстрационная программа по подключению акустических систем. :)
Немного подробнее о компонентах. Сателлиты довольно увесистые, пластиковые, но не дребезжат, как обычные дешевые пластиковые колонки. Плотно садятся на подставку с услужливо наклеенными резиновыми ножками. Сабвуфер деревянный, неэкранированный (т.е. вблизи монитора его ставить не рекомендуется), на лицевой панели гнезда для коннекторов регулятор уровня баса и фирменный знак Creative — эмблема EAX. Пульт соединяется с сабвуфером отдельным проводом, при желании приклеивается двусторонней липучкой к столу или монитору. Блок питания удивляет большим весом и размером — самый тяжелый предмет комплекта, честный трансформаторный, а не модное импульсное чудо. Диапазон воспроизводимых частот — от 47 до 20000 Гц.
Что не понравилось? Отсутствие выхода на наушники. В самом деле, не все же ночью спят! Коротковатые провода. Невозможность прикрепить задние сателлиты "вверх ногами" к обратной стороне стола, как это было еще у FPS 1000 (там в комплекте были клейкие липучки). Пришлось выходить из положения с помощью двусторонней клейкой ленты, купленной в магазине "Евроремонт" (кстати, такая же лента идет в комплекте с компьютерными розетками.
Теперь разберемся с расположением акустики. Сабвуфер внизу, под столом. Фронтальные сателлиты после нескольких экспериментов я поставил на расстоянии чуть более метра от центра монитора: ближе — звук здорово теряет объем, дальше — система звучит не как комплект, а как разрозненные источники звука. Центральный громкоговоритель (забегая вперед, скажу, что мощности его явно недостаточно) лучше выдвинуть вперед или поставить на монитор. С тыловыми громкоговорителями возможны варианты: поместить их сзади на треногах, привинтить к стене на уровне головы или, подав фронт вперед, поставить на стол чуть спереди.
Второй и третий варианты для меня отпали сразу. Первоначально я прилепил громкоговорители к внутренней поверхности стола. Однако результат мне не понравился: пришлось давать больше громкости назад, да и ощущение, что звук не сзади, а снизу, пришлось не по душе, посему я просто поставил громкоговорители на стол сзади и при необходимости раздвигал их на расстояние, необходимое для установки фронтальных сателлитов. Когда система бездействует, сдвигаю эти спикеры на край стола.
Перейдем к тестированию!
1. В играх DTT2200 оказался на высоте! Взрывы звучат именно как взрывы: в серванте подрагивают стекла, нервные соседи вызывают милицию, думая, что наверху орудуют киллеры. Диалоги в играх идут через центральный канал, да и панорама звука достойная. К примеру, в SOF позиционирование просто прекрасное, несмотря на низкое качество звука в самой игре. Я заново прошел Deus Ex — играть стало намного приятнее, даже интереснее; в Undying звуковой фон, гроза и завывания монстров просто ошеломляют, создается эффект присутствия. Одев стереоочки в дополнение к этому комплекту, можно вообще сойти с ума :). До этого я использовал FPS 1000 — разница заметна "невооруженным ухом" как из-за большей мощности, так и из-за присутствия в DTT2200 центрального канала. Запас мощности довольно большой — ни разу не приходилось выкручивать регулятор даже до 2/3.
2. Прослушивание музыки. DTT2200 звучит вполне прилично, хотя понятно, что не в этом его основное назначение. Скажу больше — для прослушивания музыки типа "тыц тыц тырыц тыц" набор идеален. Мощный бас, от которого соседи стучат по трубам, здесь как раз очень важен. Другое дело — джазовые композиции, записи с участием оркестра, хотя даже их слушать не противно. Приемлемо звучал Crash!Boom!Bang! от Roxette. При воспроизведении DTT2200 мр3-файлов различимы огрехи, возникающие при кодировании с низким битрейтом. Вообще комплект на голову выше бытовых магнитол типа "Philips-бумбокс" и т.п. Даже лучше некоторых дешевых музыкальных центров. Конечно, мощные стереосистемы больше подходят для прослушивания музыки, зато и стоят они… Отмечу, что при воспроизведении музыки центральный канал бездействует (если не устанавливать какие-то специальные пресеты в звуковой карте Live! 5.1).
3. DVD. Общую картину чистого и мощного звука портит слабый центр. Хотелось бы помощнее. Впрочем, люди, никогда не слышавшие пяти- и шестиканальный звук, приходят в неописуемый восторг. Отличие от Dolby Pro Logic, конечно, ощутимо. Появляется желание заново пересмотреть фильмы "Матрица", "Гладиатор" и "Пятый элемент". Одним словом, "Cool" и "Rulez foreva"!
Выводы
Резюмируя вышенаписанное, отмечу, что Cambridge SoundWorks больше подходит для игр, чем для использования в составе домашнего кинотеатра. Если вы всерьез взялись за DVD, к примеру, планируете смотреть его на экране телевизора, то лучше обратить внимание на более мощный комплект Cambridge SoundWorks DTT2500 или DTT3500. Если же вас больше интересуют игры и фоновая музыка, то, несомненно, DTT2200 — ваш выбор. Если сравнивать его с более дешевым Genius 5.1, пальма первенства, на мой взгляд, достанется DTT2200. За цену около 110 долларов вы получаете прекрасное звуковое сопровождение в играх, неплохие "музыкальные способности" и удовлетворительный звук при просмотре DVD. Ну и, конечно, превосходный дизайн.
Плюсы:
- Удобный пульт управления
- Мощный деревянный сабвуфер
- Компактность
- Стильный дизайн
- Относительно низкая стоимость
- Хорошее качество звука за свои деньги
Минусы:
- Отсутствие выхода на наушники
- Короткие провода для саттелитов
- Маломощный центральный канал и отсутствие регулировки по нему (хотя, это частично компенсируют регулировки в микшере звуковой карты Live! 5.1).
Дополнительно |
|