Алиса в городах
(Alice in den Staedten)


    

Жанр:  Драма
Режиссёр:  Вим Вендерс
Автор сценария:  Вим Вендерс, Вейт фон Фюрстенберг
Музыка:  -
Продюсеры:  Питер Генэ, Йоахим фон Менгершаузен
В главных ролях :  Рюдигер Фоглер, Йелла Роттлэндер, Лиза Кройцер
Производство:  Filmverlag der Autoren, Westdeutscher Rundfunk (WDR)
Русский дубляж:  нет
Продолжительность:  110 минут
Ограничения:  США: нет ограничений
Россия: нет ограничений
Премьера:  ФРГ (телепремьера): 03 марта 1974 г.

Один из ранних фильмов Вима Вендерса, «Алиса в городах» является классическим примером жанра роуд-муви. В отличие от созданного десять лет спустя «Париж, Техас», здесь практически нет интриги, а все действие действительно разворачивается в дороге (как и положено настоящему роуд-муви).

Сюжет фильма предельно прост. Немецкий писатель и фотограф-любитель Филип путешествует по Америке, набираясь впечатлений для статьи, однако, работа не клеится, и все, что Филип может предложить своему издателю — так это множество полароидных снимков. Издатель отказывается сотрудничать с немцем, и Филиппу приходится возвращаться домой. Но в аэропорту он встречает соотечественницу с маленькой дочкой Алисой. И вскоре женщина исчезает, бросая Алису на Филипа. Так что им двоим ничего не остается, кроме как вместе вернуться в Европу и попытаться разыскать родственников Алисы…

Главный герой фильма (его играет Рюдигер Фоглер, впоследствии снявшийся в еще двух картинах Вендерса) во многом списан с самого режиссера. Разумеется, фотоаппарат здесь следует воспринимать как метафору кинокамеры, а многострадальную статью Филипа — как сценарий. Вендерс как будто декларирует свое пристрастие к бессюжетному кино — его угрюмый немец много снимает, но почти ничего не пишет :-)

Самое поразительное, что образ Филипа и его отношения с издателем (отказывающимся принять фотоснимки) оказались пророческими — в 1978 году Вендерс уехал в Соединенные Штаты по приглашению Фрэнсиса Форда Копполы, но так и не нашел с ним общий язык. Создателю «Крестного отца» явно была не по душе тяга Вендерса к абстрактным роуд-муви (хотя «Апокалипсис сегодня» — это ведь, по сути, тоже роуд-муви!). В итоге оба — и продюсер, и режиссер — остались недовольны сотрудничеством.

Вообще, тема съемок проходит красной нитью через весь фильм. В ключевые моменты сюжета Филип берется за свой Полароид, а сближение главного героя с девочкой символизируется их совместным фотографированием.

Другая важнейшая тема картины — обретение и восстановление родственных связей. То, что впоследствии будет блестяще развито в «Париж, Техас», здесь проводится исподволь, очень ненавязчиво, но в то же время удивительно тонко и небанально. Странная спонтанная дружба между Алисой и Филипом зарождается постепенно, но в конце концов перерастает в почти мифическую связь, которую не может разрушить ни бабушка (она в кадре так и не появляется, но тем не менее о ней постоянно идет речь), ни якобы вернувшаяся мать, ни даже та женщина, с которой наши герои случайно познакомились и «примерили» на нее роль матери и жены. Алисе и Филипу суждено идти по жизненному пути вместе и только вдвоем.

Кстати, мать и бабушка — далеко не единственные загадочные персонажи в фильме. Как и Джармуш в «Мертвеце», Вендерс создает чисто кафкианское нагромождение таинственностей, недомолвок, сюжетных странностей… Что за статью писал Филип? Откуда у него появлялись все новые и новые денежные чеки? Зачем Алиса соврала насчет первого города? Откуда у Филипа была собственная машина в Штатах (ведь он приехал туда лишь на время, почти без денег)?.. В иной ситуации мы бы сочли это недостатком, но в данном случае все «вопросы, оставшиеся без ответов» работают на фильм, а не против него (хотя сравнение с Кафкой здесь, конечно, куда более условно, нежели в случае с Джармушем).

В целом, фильм вряд ли можно порекомендовать широкой аудитории — неподготовленный зритель скорее всего отнесется к этой картине так же, как Фрэнсис Форд Коппола в свое время :-) Однако, ценители творчества Вима Вендерса наверняка найдут в «Алисе в городах» близкие себе темы и с удовольствием погрузятся в атмосферу этого нестандартного, подчеркнуто «неформатного» фильма, который так много значил для творческой эволюции режиссера.

Издание

Дата релиза:  14 марта 2007 г.
Издатель в России:  Кармен Видео
Релиз:  Однодисковое издание: DVD-9 (7977 МБ)
Зона:  5
Формат картинки:  1.33:1
Видеоформат:  PAL; средний видеобитрейт 5,90 Мбит/с
Звуковые дорожки:  Русский (закадровый) DD2.0, 224 Кбит/с
Оригинал, DD 2.0 mono, 224 кбит/с
Субтитры:  Русские
Цена (апрель 2007):  300 руб.

Дизайн издания — стандартный для дисков из серии «Другое кино: авторская коллекция». DVD расположен в картонной книжечке из подчеркнуто дешевого материала, которая, в свою очередь, вложена в основную коробку из гораздо более качественного картона.

Накатка на диске не выбивается из общего стиля.

Анимированное и озвученное меню сделано вполне в стиле фильма.

Изображение

Если с меню и оформлением диска все неплохо, то с картинкой — полный караул. Такого чудовищного зерна я давно не видел! Некоторые кадры выглядят просто отвратительно, некоторые — чуть получше, но ситуацию окончательно портят замыленность и низкая контрастность изображения. Картинка большей частью не черно-белая, а серая.

Звук

Стереозвук способен на самый минимум — адекватную передачу немногочисленных диалогов. Однако, сверх этого от него и не требуется.

Бонусы

1. ДК на ТВ3 (2×12 минут)
За столь загадочным названием скрываются видеозаписи двух выпусков телепередачи «Другое кино» (телеканал ТВ3).

Ведет эти передачи модный театральный режиссер (а теперь и кинорежиссер) Кирилл Серебренников («Изображая жертву»). Должен сказать, что для киноманов это настоящий пир: Серебренников анализирует классику и современный артхаус, с точки зрения психологии героев фильмов, предлагая, порой, действительно нестандартный взгляд на некоторые вещи и режиссерские решения. Тем более приятно, что с недавнего времени каждый диск из коллекции «Другого кино» содержит два выпуска этой передачи, причем, всегда разных! В данном случае Серебренников рассказывает о фильмах «Небо над Берлином» Вима Вендерса и «Джерри» Гаса Ван Сента. Не сочтите за рекламу, но выпуск про «Джерри» — выше всяких похвал! Серебренников проводит блестящий анализ фильма!

2. Где купить
Информация о местах продажи дисков Кармен Видео.

Общие впечатления от издания

Фильм «Алиса в городах» стал первой частью «дорожной» трилогии Вима Вендерса (другие две части — «Ложное движение» и «С течением времени»). И киноманам, конечно, стоит ознакомиться с этим творением классика европейского кинематографа — даже невзирая на качество диска. Ведь западных изданий «Алисы в городах» попросту нет! Российский же DVD содержит помимо самого фильма еще и две превосходных передачи Кирилла Серебренникова, также представляющих немалый интерес для ценителей интеллектуального кино.






Дополнительно

Фильм Алиса в городах — обзор DVD диска

Алиса в городах
(Alice in den Staedten)

    

Жанр:  Драма
Режиссёр:  Вим Вендерс
Автор сценария:  Вим Вендерс, Вейт фон Фюрстенберг
Музыка:  -
Продюсеры:  Питер Генэ, Йоахим фон Менгершаузен
В главных ролях :  Рюдигер Фоглер, Йелла Роттлэндер, Лиза Кройцер
Производство:  Filmverlag der Autoren, Westdeutscher Rundfunk (WDR)
Русский дубляж:  нет
Продолжительность:  110 минут
Ограничения:  США: нет ограничений
Россия: нет ограничений
Премьера:  ФРГ (телепремьера): 03 марта 1974 г.

Один из ранних фильмов Вима Вендерса, «Алиса в городах» является классическим примером жанра роуд-муви. В отличие от созданного десять лет спустя «Париж, Техас», здесь практически нет интриги, а все действие действительно разворачивается в дороге (как и положено настоящему роуд-муви).

Сюжет фильма предельно прост. Немецкий писатель и фотограф-любитель Филип путешествует по Америке, набираясь впечатлений для статьи, однако, работа не клеится, и все, что Филип может предложить своему издателю — так это множество полароидных снимков. Издатель отказывается сотрудничать с немцем, и Филиппу приходится возвращаться домой. Но в аэропорту он встречает соотечественницу с маленькой дочкой Алисой. И вскоре женщина исчезает, бросая Алису на Филипа. Так что им двоим ничего не остается, кроме как вместе вернуться в Европу и попытаться разыскать родственников Алисы…

Главный герой фильма (его играет Рюдигер Фоглер, впоследствии снявшийся в еще двух картинах Вендерса) во многом списан с самого режиссера. Разумеется, фотоаппарат здесь следует воспринимать как метафору кинокамеры, а многострадальную статью Филипа — как сценарий. Вендерс как будто декларирует свое пристрастие к бессюжетному кино — его угрюмый немец много снимает, но почти ничего не пишет :-)

Самое поразительное, что образ Филипа и его отношения с издателем (отказывающимся принять фотоснимки) оказались пророческими — в 1978 году Вендерс уехал в Соединенные Штаты по приглашению Фрэнсиса Форда Копполы, но так и не нашел с ним общий язык. Создателю «Крестного отца» явно была не по душе тяга Вендерса к абстрактным роуд-муви (хотя «Апокалипсис сегодня» — это ведь, по сути, тоже роуд-муви!). В итоге оба — и продюсер, и режиссер — остались недовольны сотрудничеством.

Вообще, тема съемок проходит красной нитью через весь фильм. В ключевые моменты сюжета Филип берется за свой Полароид, а сближение главного героя с девочкой символизируется их совместным фотографированием.

Другая важнейшая тема картины — обретение и восстановление родственных связей. То, что впоследствии будет блестяще развито в «Париж, Техас», здесь проводится исподволь, очень ненавязчиво, но в то же время удивительно тонко и небанально. Странная спонтанная дружба между Алисой и Филипом зарождается постепенно, но в конце концов перерастает в почти мифическую связь, которую не может разрушить ни бабушка (она в кадре так и не появляется, но тем не менее о ней постоянно идет речь), ни якобы вернувшаяся мать, ни даже та женщина, с которой наши герои случайно познакомились и «примерили» на нее роль матери и жены. Алисе и Филипу суждено идти по жизненному пути вместе и только вдвоем.

Кстати, мать и бабушка — далеко не единственные загадочные персонажи в фильме. Как и Джармуш в «Мертвеце», Вендерс создает чисто кафкианское нагромождение таинственностей, недомолвок, сюжетных странностей… Что за статью писал Филип? Откуда у него появлялись все новые и новые денежные чеки? Зачем Алиса соврала насчет первого города? Откуда у Филипа была собственная машина в Штатах (ведь он приехал туда лишь на время, почти без денег)?.. В иной ситуации мы бы сочли это недостатком, но в данном случае все «вопросы, оставшиеся без ответов» работают на фильм, а не против него (хотя сравнение с Кафкой здесь, конечно, куда более условно, нежели в случае с Джармушем).

В целом, фильм вряд ли можно порекомендовать широкой аудитории — неподготовленный зритель скорее всего отнесется к этой картине так же, как Фрэнсис Форд Коппола в свое время :-) Однако, ценители творчества Вима Вендерса наверняка найдут в «Алисе в городах» близкие себе темы и с удовольствием погрузятся в атмосферу этого нестандартного, подчеркнуто «неформатного» фильма, который так много значил для творческой эволюции режиссера.

Издание

Дата релиза:  14 марта 2007 г.
Издатель в России:  Кармен Видео
Релиз:  Однодисковое издание: DVD-9 (7977 МБ)
Зона:  5
Формат картинки:  1.33:1
Видеоформат:  PAL; средний видеобитрейт 5,90 Мбит/с
Звуковые дорожки:  Русский (закадровый) DD2.0, 224 Кбит/с
Оригинал, DD 2.0 mono, 224 кбит/с
Субтитры:  Русские
Цена (апрель 2007):  300 руб.

Дизайн издания — стандартный для дисков из серии «Другое кино: авторская коллекция». DVD расположен в картонной книжечке из подчеркнуто дешевого материала, которая, в свою очередь, вложена в основную коробку из гораздо более качественного картона.

Накатка на диске не выбивается из общего стиля.

Анимированное и озвученное меню сделано вполне в стиле фильма.

Изображение

Если с меню и оформлением диска все неплохо, то с картинкой — полный караул. Такого чудовищного зерна я давно не видел! Некоторые кадры выглядят просто отвратительно, некоторые — чуть получше, но ситуацию окончательно портят замыленность и низкая контрастность изображения. Картинка большей частью не черно-белая, а серая.

Звук

Стереозвук способен на самый минимум — адекватную передачу немногочисленных диалогов. Однако, сверх этого от него и не требуется.

Бонусы

1. ДК на ТВ3 (2×12 минут)
За столь загадочным названием скрываются видеозаписи двух выпусков телепередачи «Другое кино» (телеканал ТВ3).

Ведет эти передачи модный театральный режиссер (а теперь и кинорежиссер) Кирилл Серебренников («Изображая жертву»). Должен сказать, что для киноманов это настоящий пир: Серебренников анализирует классику и современный артхаус, с точки зрения психологии героев фильмов, предлагая, порой, действительно нестандартный взгляд на некоторые вещи и режиссерские решения. Тем более приятно, что с недавнего времени каждый диск из коллекции «Другого кино» содержит два выпуска этой передачи, причем, всегда разных! В данном случае Серебренников рассказывает о фильмах «Небо над Берлином» Вима Вендерса и «Джерри» Гаса Ван Сента. Не сочтите за рекламу, но выпуск про «Джерри» — выше всяких похвал! Серебренников проводит блестящий анализ фильма!

2. Где купить
Информация о местах продажи дисков Кармен Видео.

Общие впечатления от издания

Фильм «Алиса в городах» стал первой частью «дорожной» трилогии Вима Вендерса (другие две части — «Ложное движение» и «С течением времени»). И киноманам, конечно, стоит ознакомиться с этим творением классика европейского кинематографа — даже невзирая на качество диска. Ведь западных изданий «Алисы в городах» попросту нет! Российский же DVD содержит помимо самого фильма еще и две превосходных передачи Кирилла Серебренникова, также представляющих немалый интерес для ценителей интеллектуального кино.