Этот кинотеатральный проектор, судя по его функциональному оснащению, явно сделан на основе офисной модели. Формат правильный — 16:9, разрешение не очень высокое — 1280×720 пикселей. Вроде бы ничего выдающегося, но проектор привлекает к себе внимание тем, что может работать в стереоскопическом режиме совместно с активными затворными очками и поддерживает как очки типа DLP Link, так и набор 3D Vision компании NVIDIA.
Содержание:
- Комплект поставки, технические характеристики и цена
- Внешний вид
- Коммутация
- Меню и локализация
- Управление проекцией
- Настройка изображения
- Дополнительные возможности
- Измерение яркостных характеристик
- Звуковые характеристики
- Тестирование видеотракта
- Определение задержки вывода
- Оценка качества цветопередачи
- Тестирование в стереоскопическом режиме
- Выводы
Комплект поставки, технические характеристики и цена
Вынесены на отдельную страницу.
Внешний вид
Дизайн аккуратный и нейтральный. Верхняя панель изготовлена из пластика с белым зеркально-гладким покрытием, относительно устойчивым к появлению царапин. Все остальные панели корпуса — из пластика с матовым светло-серым покрытием. Пыль и мелкие повреждения на корпусе в глаза не бросаются. На верхней панели находятся: логотипы, кнопка включения, индикатор состояния и ИК-приемник. Панель с кнопками управления отсутствует, ее заменяет пульт ДУ, который вставляется в нишу на верхней панели так, что его ИК-излучатель направлен на ИК-приемник.
Второй ИК-приемник расположен за круглым окошком на передней панели. Сам пульт небольшой, подписи к кнопкам неконтрастные, подсветки нет.
Более-менее удобно пользоваться только навигационной четырехпозиционной кнопкой и кнопкой вызова меню. Впрочем, эти кнопки как раз самые востребованные. Интерфейсные разъемы помещены в неглубокую нишу на задней панели.
Также на задней панели можно обнаружить разъем питания и разъем для замка Кенсингтона. На левом боку — воздухозаборная решетка, за которой находится небольшой громкоговоритель, на правом боку — еще одна воздухозаборная решетка, а решетка, через которую выдувается нагретый воздух, находится на передней панели.
Объектив предохраняет крышечка из прозрачного пластика, прикрепленная шнурком к корпусу проектора. Передняя и задняя правая ножки выкручиваются из корпуса примерно на 6 мм, что поможет приподнять переднюю часть проектора и устранить небольшой перекос при его размещении на горизонтальной поверхности. В днище проектора вделаны 4 металлические втулки с резьбой. Крышка лампового отсека находится на днище, поэтому для замены лампы проектор придется демонтировать с потолочного кронштейна.
Коммутация
VGA-вход совместим с компонентными цветоразностными сигналами, а на HDMI-вход можно подавать цифровые аудиосигналы (стерео-LPCM), которые преобразуются в аналоговый вид и подаются на вход усилителя динамика. Аналоговые источники звука подключаются к гнезду 3,5 мм (стереоминиджек). Источники изображения перебираются кнопкой SOURCE на пульте (проектор останавливается на первом активном). При пропадании сигнала проектор ищет следующий активный вход (автопоиск можно отключить). Питание на проектор подается через стандартный трехштырьковый разъем. Проектором, скорее всего, можно дистанционно управлять по интерфейсу RS-232. Остается только найти необходимый кабель, список команд и настройки протокола.
Меню и локализация
Дизайн меню узнаваем. В меню используется шрифт без засечек, но размер буковок мелковат, что снижает читаемость. Навигация удобная. При настройке параметров изображения меню остается на экране, что несколько затрудняет оценку происходящих изменений. Есть русская версия экранного меню. Перевод на русский язык в целом адекватный, но огрехи есть, и кириллические буквы немного различаются по высоте, что выглядит неаккуратно.
Управление проекцией
Фокусировка изображения на экране осуществляется вращением ребристого кольца на объективе, а изменение размера картинки — рычажком на объективе, доступным через вырез в корпусе.
Положение объектива относительно матрицы настроено так, что нижний край изображения находится чуть выше оси объектива. В проекторе есть функции автоматической и ручной цифровой коррекции вертикальных (±40°) трапецоидальных искажений.
Режимов геометрической трансформации четыре: Авто — максимальный размер с сохранением исходных пропорций (пропорции считаются по пикселям); 4:3 — вывод в формате 4:3, вписанном по высоте; 16:9 — в формате 16:9 и L.Box — для формата Letter Box. Есть цифровое увеличение с возможностью сдвига области увеличения. Кнопка HIDE временно выключает проекцию, а кнопка FREEZE переводит проектор в режим стоп-кадра.
Проектор допускает настольное и потолочное размещение и может работать как в режиме фронтальной проекции, так и на просвет. Проектор скорее длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его лучше размещать примерно на линии зрителей или за ней.
Настройка изображения
Исключая стандартные, перечислим следующие настройки: Цвет стены (выбор цвета поверхности, на которую ведется проецирование, с целью компенсации изменения цветов), Degamma (степень «осветления» гамма-кривой) и регуляторы усиления трех первичных цветов.
Параметр Уклон — это регулировка красно-зеленого баланса (в английском руководстве — это Tint, и на русский чаще переводится как Оттенок). В проекторе имеется шесть предустановленных режимов с фиксированными настройками изображения и один пользовательский режим. Также проектор автоматически запоминает некоторые настройки изображения для каждого типа подключения. Яркость лампы и шум от вентиляции можно понизить, включив Економный режим.
Дополнительные возможности
Экранный таймер (с прямым или обратным отсчетом) поможет контролировать время выступления (или просмотра кино?).
Есть функция автоматического отключения проектора после заданного интервала отсутствия сигнала. Для исключения несанкционированного использования проектора служит защита паролем. При активации этой функции после включения проектора потребуется ввести пароль пользователя, который нужно будет повторно ввести через установленное время, если дополнительно был установлен интервал работы. Для изменения настроек безопасности нужно ввести пароль администратора. В комплекте поставки есть карточка с уникальным универсальным паролем администратора. Если уж забыли текущий пароль администратора и потеряли карточку, то придется обращаться в сервисный центр Acer. Проектор может отображать субтитры, передаваемые с некоторыми типами видеосигналов. Специальная кнопка е позволяет быстро перейти к выбору цветового режима, к установкам таймера или к выбору режимов нормальной и пониженной яркости.
Измерения яркостных характеристик
Измерения светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI, подробно описанной тут.
Результаты измерений для проектора Acer H5360 (если не указано обратное, то выбран режим Яркий и включен режим высокой яркости лампы):
Световой поток | |
− | 2250 лм |
Режим Темное кино | 1000 лм |
Режим пониженной яркости | 1715 лм |
Режим 120 Гц (DLP Link или 3D Vision) | 900 лм |
Равномерность | +22%, −41% |
Контрастность | |
− | 403:1 |
Режим Темное кино | 334:1 |
Максимальный световой поток немного ниже паспортного значения в 2500 лм. Световая отдача по цвету (в терминологии Sony), она же цветовая яркость (Epson), она же Colour Light Output (в оригинале) в режиме Яркий равна 29% от яркости белого, т. е. порядка 660 лм. Равномерность освещенности белого поля и контрастность невысокие. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т. н. контрастность full on/full off.
Режим | Контрастность full on/full off |
− | 2450:1 |
Режим Темное кино | 1260:1 |
Длинный фокус | 2720:1 |
Качество зачернения внутренних поверхностей объектива не очень высокое — от ярких участков изображения на темные участки попадает довольно много света. Кроме того, сквозь фронтальную решетку пробивается немного рассеянного света от лампы, что приводит к некоторому повышению уровня черного в правой нижней части экрана. Эти факторы в совокупности несколько уменьшают контраст изображения.
Проектор оснащен светофильтром с шестью сегментами: широкие красный, зеленый и синий и три поуже — желтый, голубой (cyan) и прозрачный. За счет желтого, голубого и прозрачного сегмента и использования промежутков между сегментами повышается яркость белого поля при включении режима Яркий. Аналогично, при включении режима Яркий указанные сегменты участвуют в формировании соответствующих им и ряда других цветов. При выборе режима Темное кино доля желтого и голубого сегмента уменьшается, а прозрачный исключается. То же происходит и в стереоскопических режимах с частотой кадров 120 Гц. Ниже приведены графики освещенности белого поля в различных режимах:
По вертикальной оси — яркость, по горизонтальной — время (в мс). Для наглядности все графики, кроме нижнего, сдвинуты вверх и примерно выровнены по фазам. Полоска внизу показывает цвета сегментов (черный прямоугольник соответствует прозрачному сегменту).
Разумеется, увеличение яркости белого, желтого и других цветов относительно, например, чистых красного, зеленого и синего — ухудшает цветовой баланс. При включении режима Темное кино баланс выравнивается. Однако при этом сильно понижается освещенность белого поля, а освещенность черного поля практически не меняется, что приводит к значительному снижению контраста. Т. е. перед пользователем всегда стоит дилемма: высокая яркость и контраст или же правильная цветопередача.
Судя по графикам яркости от времени, частота чередования сегментов составляет 120 Гц при кадровой развертке в 60 Гц, т. е. светофильтр имеет скорость 2x. Эффект «радуги» заметен. Как и во многих DLP-проекторах, для формирования темных оттенков используется динамическое смешение цветов (дизеринг).
Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255). График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами.
Тенденция увеличения прироста яркости сохраняется во всем диапазоне, но не всегда каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего, а один самый темный оттенок серого неотличим от черного:
Аппроксимация полученной гамма-кривой дала значение показателя 2,23 (при Degamma = 1), что совсем немного выше стандартного значения 2,2. При этом реальная гамма-кривая хорошо совпадает с экспоненциальной функцией:
В режиме высокой яркости потребление электроэнергии составило 237 Вт, в режиме пониженной яркости — 191 Вт, в режиме ожидания — 0,7 Вт.
Звуковые характеристики
Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления получены по нашей методике, и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.
Режим | Уровень шума, дБА | Субъективная оценка |
Высокой яркости | 35 | Очень тихо |
Пониженной яркости | 28,5 | Очень тихо |
Уровень шума невысокий даже в ярком режиме. Встроенный динамик относительно тихий и звук искажает сильно. Звук отключается в меню, там же регулируется громкость.
Тестирование видеотракта
VGA-подключение
При VGA-подключении на шкале серого виден завал на 2 оттенка в тенях. Четкость высокая. Тонкие цветные линии толщиной в один пиксель выводятся без потери цветовой четкости.
DVI-подключение
Для тестирования DVI-подключения мы использовали кабель-переходник с DVI на HDMI. Качество изображения высокое, в режиме 1280×720 пиксели выводятся 1:1. Белое и черное поля воспринимаются равномерными. Бликов нет. Геометрия близка к идеальной. Шкала серого равномерно серая, ее цветовой оттенок определяется выбранной цветовой температурой. Тонкие цветные линии толщиной в один пиксель выводятся без потери цветовой четкости. Ширина цветной каймы на границах объектов, обусловленная наличием хроматических аберраций у объектива, не превышает 1/3 пикселя, да и то в углах. Равномерность фокусировки хорошая.
HDMI-подключение
HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Поддерживаются режимы 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Картинка четкая, цвета в режиме Темное кино правильные, оверскана нет, есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с (при этом светофильтр работает со скоростью 144 Гц). Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются (завал в тенях не выходит за безопасные границы). Яркостная и цветовая четкости всегда очень высокие.
Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала
Четкость изображения хорошая. Тестовые таблицы с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются (завал в тенях не выходит за безопасные границы). Цветовой баланс правильный (в режиме Темное кино).
Функции обработки видеосигнала
В случае чересстрочных сигналов проектор пытается правильно составить кадр из смежных полей. Наши тестовые фрагменты с двигающимися ми́рами всегда выводились по полям, и только для неподвижных частей изображения кадр составлялся из двух полей. В тесте с DVD-диска HQV кадры восстанавливались только для NTSC с чередованием полей 3-2 при 24 кадр/с исходно. В тесте с диска BD HQV и сигнала 1080i для неменяющихся участков также выполнялся правильный деинтерлейсинг. Видеопроцессор проектора на неподвижных объектах почти полностью устраняет характерные цветовые артефакты при композитном подключении. При масштабировании из низких разрешений выполняется некоторое сглаживание границ объектов.
Определение задержки вывода
В режимах 60 кадр/с задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора составила около 14 мс при VGA-подключении и 25 мс при HDMI(DVI)-подключении. Эти задержки практически неощутимы. В режимах 120 кадр/с задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора составила около 6 мс при VGA-подключении и 7 мс при HDMI(DVI)-подключении.
Оценка качества цветопередачи
Для оценки качества цветопередачи мы использовали спектрофотометр X-Rite ColorMunki Design и комплект программ Argyll CMS (1.1.1).
Цветовой охват немного больше sRGB:
Ниже приведены два спектра белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов), полученные в режимах Яркий и Темное кино:
Яркий
Темное кино
Видно, что при включении режима Яркий сильно возрастает яркость белого поля, а яркость основных цветов меняется незначительно (немного возрастает яркость синего и зеленого, что ухудшает баланс белого), но даже в режиме Темное кино яркость белого немного выше суммарной яркости красного, зеленого и синего цветов. Цветопередача ближе всего к стандартной в режиме Темное кино. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE):
Близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая.
Тестирование в стереоскопическом режиме
Данный проектор официально поддерживает работу в стереоскопическом режиме с очками DLP Link (синхронизация по самому́ изображению) и с набором NVIDIA 3D Vision (эта модель проектора указана в списке совместимых на сайте NVIDIA). Режим работы — DLP Link или 3D Vision — выбирается в меню. Там же в случае DLP Link можно поменять привязку кадров к глазам. Мы имели возможность протестировать только работу с NVIDIA 3D Vision. 120 Гц кадровой частоты точно поддерживается в разрешении 1280×720 пикселей при VGA- и DVI/HDMI-подключении. В системе были установлены актуальные на момент тестирования драйверы видеокарты и 3D Vision. Стереоскопический режим включался в играх, программе просмотра стереоскопических фотографий и в стереоскопическом видеоплеере. Разделение кадров между глазами было полным, на стереоизображении не было паразитных контуров и двойников объектов. Фотография двух белых квадратов, приведенная ниже, сделана через правое стекло очков, через которое левый квадрат не должен быть виден, так как кадр с ним предназначен для другого глаза.
Его и не видно, и только при поджатии динамического диапазона в 10 раз (с 0—255 до 0—25) слегка проявляется и второй квадрат:
Измерения показали, что собственно очки в неактивном состоянии оставляют около 32% от исходной яркости, а после разделения между глазами остается около 16%. Видимо, очки успевают полностью переключить глаза в перерывах между кадрами в момент прохождения голубого и прозрачного сегмента — см. график выше. На том же графике есть запись яркости и в режиме DLP Link. По всей видимости, в этом режиме синхроимпульс формируется в момент прохождения голубого сегмента, а кадры для глаз маркируются небольшим сдвигом «голубого» импульса. Например, для правого глаза расстояние между синхроимпульсами чуть больше, чем для левого.
Выводы
Данный проектор представляет собой типичную кинотеатральную модель начального уровня, созданную на основе офисной, но у Acer H5360 есть неоспоримое преимущество над аналогичными продуктами — он официально поддерживает работу в стереоскопическом режиме с очками DLP Link и с набором NVIDIA 3D Vision.
Достоинства:
- Поддержка DLP Link и NVIDIA 3D Vision
- Хорошая цветопередача (в режиме Темное кино)
- Тихая работа
- Хорошая локализация для России
Недостатки:
- Неудобный пульт без подсветки кнопок
- Невысокая цветовая яркость
Экран Draper Ultimate Folding Screen 62″×83″ предоставлен компанией CTC CAPITAL | Blu-ray-плеер Sony BDP-S300 предоставлен компанией Sony Electronics |