Для камер Canon EOS 450D и 1000D у фирмы Ownuser существуют 2 модели питающих рукояток: BH-C45R и BH-C100R, каждая из них может работать с любой из камер. Отличия этих рукояток только в маркировке. Большинство рукояток, выпускаемых сторонними фирмами, копируют родные аксессуары, иногда добавляя собственные функции. Рукоятки фирмы Ownuser выделяются в первую очередь тем, что их создатели постарались сделать устройство, максимально отличающееся от всех остальных.
Рукоятки Ownuser BH-C100R и Canon BG-E4
Причем складывается впечатление, что думали не о том, что эта конструкция удобнее для большинства пользователей, а о тех пользователях, которым стандартная конструкция почему-то неудобна, и им решили предложить альтернативу. Возможно, не лучшую, но другую. Начнем с того, что на этой рукоятке две спусковых кнопки: под правую и левую руку.
Или даже, как изображено у них в буклете, под две сразу. Вопрос, с какой стороны ставить кнопку на зеркальной камере, существует уже, как минимум, 70 лет. И связан он отнюдь не с тем, что существуют правши и левши, а с тем, что при ручной фокусировке одним удобнее держать камеру в левой руке и крутить объектив правой, а другим наоборот. В данном случае физическая нагрузка на обе руки одинакова, но функционально они выполняют разные задачи.
В старом анекдоте про кривого сухорукого хромого царя рассказывалось, что когда он заказал свой портрет, то первый художник нарисовал молодого красивого принца. Его казнили — лесть не должна быть чрезмерной. Так родился и погиб романтизм в изобразительном искусстве. Второй художник нарисовал все как есть — мерзкого старикашку, — его казнили за очернение действительности. Так родился и умер критический реализм. Третий художник нарисовал царя сидяшим на коне, в профиль, с саблей в здоровой руке. Придраться было не к чему, художник был обласкан властью, — так родился и поныне процветает социалистический реализм.
Возможность с комфортом расположить рассеиватель с разных сторон от объекта дает фотографу возможность легко стать представителем социалистического реализма. Экзотическое расположение источника света снизу от объекта позволяет убрать тень под подбородком, а вместе с ней и зоб.
Кроме второй кнопки, в данной рукоятке присутствует еще одна скоба для крепления ремешка, что позволяет использовать фиксирующий ремешок, как при горизонтальном, так и при вертикальном хвате камеры.
Второе, на что обращаешь внимание, это то, что вместо колесика над кнопкой, как в камере и родных рукоятках, используются 2 кнопки (вперед-назад), а вместо кнопок на задней панели используются выключатели, что в случае младших моделей Canon и, в частности, кнопки, переключающей функции колесика, является, как минимум, интересным решением. Если в камере, чтобы перейти от изменения выдержки на изменение диафрагмы в ручном режиме, надо одним пальцем держать кнопку нажатой, а другим вращать колесико, то при использовании этой рукоятки кнопка фиксируется либо в одном, либо в другом положении, и держать ее постоянно нажатой не надо.
Еще один трехпозиционный выключатель, расположенный на рукоятке, заменяет две верхних кнопки на задней панели камеры, которые обозначаются звездочкой и значком выбора точки автофокусировки.
Как следует из названия, рукоятка выполняет еще и функцию альтернативного источника питания. У фирмы, вообще говоря, есть несколько альтернативных решений для старых камер Canon, для новых же, 450й и 1000й, пока есть только описываемое. Внутрь рукоятки могут быть установлены два родных аккумулятора Canon LP-E5 с напряжением 7,4 В.
Отличие от фирменной рукоятки, в частности, заключается, в том, что блокирующего концевого выключателя у крышки батарейного отсека нет. Альтернативные же источники питания подключаются с помощью стандартного разъема на передней панели рукоятки. К этому разъему может быть подключен как внешний источник с напряжением 9 В и током 3 А, так и идущий в комплекте контейнер, в который могут быть установлены 6 элементов АА или 3 батареи CR-V3.
Проблема состоит в том, что необходимые 9 вольт дают только 6 элементов, да и то в начале своего срока жизни. Аккумуляторы дают в лучшем случае на полтора вольта меньше. Описание к рукоятке достаточно подробное и хорошо иллюстрированное. Однако переключатель батарейного блока между положениями «АА» и «CR-V3 /DC-IN» я обнаружить не сумел. Мои эксперименты показали, что поскольку разъем теперь на рукоятке стандартный, то неплохим решением является подсоединить к камере контейнер не с 6, а с 8 аккумуляторами АА. Вообще говоря, казалось бы хватило и 7, тогда вместо одного из аккумуляторов можно поставить короткозамкнутую заглушку, но имевшихся у меня имевшихся старых разнокалиберных аккумуляторов потребовалось именно 8, чтобы камера работала нормально. Здесь подчеркну, что все манипуляции с внешними источниками питания каждый проводит на свой страх и риск. Вполне вероятно, что какой-то конкретной камере 12 вольт от свежих 8 элементов АА окажется много, и камера сгорит.
Вообще политика выбора напряжения внешних источников питания у камер Canon достаточно оригинальная. Аккумулятор BP 511 имеет напряжение 7,4 В, блок питания для камер, использующих это аккумулятор, Canon COMPACT POWER ADAPTER CA-P5400 — 8,1 В. А в случае использования рукоятки с элементами формата «АА» нужно уже 9 В. В камере Canon Power Shot A650IS обратное отношение между напряжением внешнего и внутреннего источников питания. Используются 4 элемента «АА», что дает нам 6 В, или 4 аккумулятора «АА», что дает 4,8 В, при этом надпись на разъеме для подключения внешнего источника питания — 4,3 В.
Рукоятка позволяет работать в двумя типами пультов дистанционного управления. Один из них проводной, подключающийся через специфический разъем на торце рукоятки. Пульт, подключаемый к этому разъему, продается отдельно и стоит дороже рукоятки. Судя по всему, он, кроме возможности съемки по таймеру, обеспечивает еще ряд дополнительных возможностей, но поскольку у меня его не было, то о нем я писать не буду.
Другой пульт, инфра-красный, идет в комплекте с рукояткой. Чтобы им воспользоваться, надо внимательно прочитать инструкцию. Во-первых, надо перевести переключатель на правом торце рукоятки в положение ИК-приемник, во-вторых, при первом использовании кнопкой на передней панели инициализировать и привязать конкретный пульт к конкретной рукоятке. В отличие от многих подобных изделий, на данном пульте очень много кнопок. Стандартный пульт имеет одну кнопку, которая в свою очередь отрабатывает половинное полное нажатие. Здесь же отдельная кнопка фокусировки, отдельная — съемки, отдельная кнопка — сброс нажатия кнопки фокусировки, отдельная кнопка — съемка в режиме B и отдельная кнопка — съемка с 10-секундной задержкой.
Вообще говоря, в описании написано, что с помощью пульта дистанционного управления можно добиться автофокусировки и в режиме просмотра живой картинки. Напомню, что особенность перехода в этот режим состоит в том, что он включатся не половинным нажатием спусковой кнопки, а нажатием на кнопку «*». Перевод переключателя в положение "*" на рукоятке позволяет воспользоваться этой функцией. А вот воспользоваться ей с помощью дистанционного пульта мне не удалось. Специальной кнопки на пульте дистанционного управления нет, но можно предположить, что конструкторы предполагали, что если камера включена в режим живой картинки, то рукоятка об этом узнает и при получении команды «фокусировка» от пульта дистанционного управления подает на камеру не команду, соответствующую половинному нажатию кнопки затвора, а команду, соответствующую кнопке «*». Но увы!