Идея поудобнее держать камеру возникла очень давно. К камере были придуманы не только дополнительные рукоятки, но даже приклады, превращающие камеру с телеобъективом в фоторужье. Идея же изменить корпус камеры или добавить к нему дополнительную рукоятку для того, чтобы было одинаково удобно снимать как в вертикальной, так и в горизонтальной ориентации кадра, возникла сравнительно недавно. Я полагаю, изначально пропорции классического корпуса изменились из-за невозможности впихнуть мотор и батареи в стандартный корпус. А уж потом решили, как бы поудобнее использовать получившуюся геометрию, и превратили моторный — батарейный — блок в рукоятку. Если рассматривать линейку камер Canon, то моторный блок для камеры F1 появился в 70-х годах. Первой камерой, напоминающей камеру с пристыкованной рукояткой и предназначенной для одинаково удобной съемки, как с горизонтальной, так и с вертикальной ориентацией кадра, была камера Т90. Сегодня этот дизайн у нас ассоциируется с цифровыми «единичками» и с другими цифровыми камерами с пристыкованной штатной рукояткой. Замечу, что первый EOS-1 имел вполне классический дизайн. Увеличенная высота и рукоятка появилась с камер EOS 1N HS и EOS -1N RS. Еще раз повторяю, изначально увеличение размеров камеры было связано не с эргономикой, а невозможностью впихнуть в стандартный корпус мотор, батарейки, у первых цифровых камер (Kodak DCS420, MINOLTA RD175) винчестер в формате PCMCIA. На сегодняшний день необходимости в лишнем объеме для размещения элементов конструкции камеры практически не осталось. Элементы питания стали весьма емкими, карты памяти маленькими. Если рассматривать конкретно BG-E4, то удобство, которое дает эта рукоятка, как батарейный блок, весьма спорное.
В рукоятку можно поместить два аккумулятора 511 или 512, что позволяет снимать вдвое дольше, однако, емкости и одного свежего элемента достаточно практически для любой фотосессии, а надежность от использования одной батарейки в камере, а другой в кармане существенно выше, чем от двух батареек в рукоятке. Поскольку, как только аккумулятор в камере чуть-чуть разрядится, вы всегда можете заменить его на свежий. С рукояткой же камера начнет сообщать вам о разряде только тогда, когда начнет разряжаться последний аккумулятор. Если же использовать шесть элементов АА, то ситуация еще хуже. Фактически этот вариант может рассматриваться только как аварийный, когда вы вставили в камеру шесть свежих элементов.
Плюс подобного решения только в одном — элементы питания могут храниться без разряда существенно дольше, чем аккумуляторы. Использование пальчиковых аккумуляторов формата АА могло бы показаться заманчивым, поскольку они сегодня обладают очень приличной емкостью и, будучи в основном металл-гидридными, лучше переносят минусовые температуры, чем литиевые. Но напряжение аккумуляторов 1,2 В, в отличие от 1,5 у неперезаряжаемых элементов, камера об этой разнице понятия не имеет и поэтому, даже если вставить шесть полностью заряженных аккумуляторов, то камера будет индицировать об их почти полном разряде. Кроме того, как говорил Валерий Павлович Чкалов, один мотор — 100% риска, четыре мотора — 400% риска. Достаточно одному из аккумуляторов оказаться не полностью заряженным, и камера откажется снимать. Представляется, что если рассматривать рукоятку именно как батарейный блок, то нужно встроить в нее индивидуальный контроль каждого из двух литиевых аккумуляторов и, в случае использования пальчиковых, каждого из шести. Сравнивая цены на рукоятку и на самые интеллектуальные зарядные устройства, можно заподозрить, что подобное усовершенствование не сильно отразится на цене конечного изделия.
Еще несколько замечаний о конструкции камеры и рукоятки. Для подсоединения внешнего блока питания или рукоятки используется не специальный разъем, как у некоторых из конкурентов, а имитатор аккумулятора BP-511. В случае рукоятки он жестко с ней связан, для внешнего источника питания он снабжен проводом и называется DR-400. Разъем, естественно, нестандартный, но в данном случае это может быть и плюс — случайно не всунешь, куда не попадя.
При установке рукоятки крышка аккумуляторного отсека снимается. Для ее хранения в рукоятке предусмотрен люк.
Теперь перейдем к эргономике. Для удобства съемки с вертикальной ориентацией кадра рукоятка снабжена спусковой кнопкой, колесиком над ней и двумя дополнительными кнопками, аналогичными по конструкции и функциям двум кнопкам, расположенным в правом углу камеры. Электрический сигнал от дополнительных элементов управления передается через дополнительные контакты, расположенные на имитаторе аккумулятора. Их расположение не изменилось со времен камеры D-30. Однако ни старую рукоятку в новую камеру, ни новую в старую не поставишь. Фиксирующий штифт расположен в разных местах и на пару миллиметров смещена резьба под штатив, к которому и крепится рукоятка.
Любопытно, что если посмотреть в батарейный отсек камеры, то мы увидим еще множество незадействованных контактов, которых не было у камеры D-60. Они появились во всех зеркалках построенных на основе Digic2 (20D, 350D,… ). Эти контакты, вероятно, позволяют обращаться к процессору камеры, однако ни одного устройства, ни для фотографов, ни для сервисных центров, которые их используют, мне не известно.
Для лучшей фиксации камеры может использоваться также дополнительный ремешок, который выпускается, как фирмой Canon, так и сторонними производителями, и может быть легко изготовлен самостоятельно.
В целом, работать с рукояткой, как в студии, так и при съемке репортажей, когда камеры непрерывно находится в готовности для немедленной съемки, достаточно удобно. Ремешок позволяет расслабить руку и не использовать для захвата большой палец. Если же камера находится в сумке и ее надо быстро достать, то возникает масса проблем. Если разделить сумки на два класса, — условно назовем их рюкзаки, которые нужно снять, положить, открыть и достать из них камеру, и сумки, позволяющие извлечь камеру, не снимая сумку с плеча или пояса, — то окажется, что последних, в которые влезает камера с рукояткой, не так уж много. И достать из них камеру с рукояткой не так просто, как камеру без нее. Таким образом, для тех, кто достает камеру только непосредственно перед съемкой, и хочет делать это быстро, от рукоятки скорее вред, чем польза. На мой взгляд, легче приспособиться к другому захвату камеры, чем научиться быстро выхватывать ее с рукояткой из «кобуры». На мой взгляд идея приставной рукоятки куда более преспективна, чем единая конструкция старших моделей. В случае «маленьких» 300-400 моделей рукоятка позволяет людям с большими кистями рук увеличить комфорт съемки даже при горизонтальной ориентации камеры. Большие модели с двузначными номерами и примкнувшая к ним пятерка становятся одинаково пригодны, как для путешествий (без рукоятки), так и для студийной портретной съемки или съемки показов моделей одежды. Фирмы Nikon и Olympus исповедуют, как и Canon, идеологию соединения рукоятки с корпусом камеры через выступ, входящий в батарейный отсек. Создается впечатление, что рукоятки подобной конструкции предполагается пристыковать к камере раз и навсегда и больше не снимать. Если рассматривать ручку как дополнительное приспособление, которое легко и быстро присоединить к камере и удобно носить отдельно, то подход Pentax мне представляется более интересным.
Цены
В таблице ниже приведена средняя розничная по Москве цена, актуальная на момент чтения вами данной статьи:
Canon BG-E4 |
Н/Д(0) |