В детстве я всегда ходил на салют на Ходынку. Смотреть фейерверк, слушать салют и, если удастся, посмотреть на пушки. Это я к тому, что снимаем мы всегда фейерверк — салют, если он в Москве еще и проводится, можно только слушать. Праздничные фейерверки устраивали синхронными залпами по всей Москве. Между залпами интервал, кажется, был секунд тридцать, и эффекты одного залпа никогда не накладывались на другой. При съемке на пленку основная проблема была угадать экспозицию, в особенности, когда надо было снять салют на фоне чего-то, и на диапозитивную пленку, которая не позволяла ничего подправить потом. Сегодня при съемке на цифровые камеры проблема экспозиции практически не актуальна. Глядя на ЖК экран, можно внести коррекции еще до того, как закончится фейерверк. Поэтому основной интерес сегодня представляют следующие вопросы: с какой выдержкой снимать и в каком масштабе. В этой заметке я приведу ряд примеров с комментариями, а выводы, что хорошо и что плохо для вас, вы будете делать уже сами. Практическая польза от этих примеров в том, что фейерверк длится все-таки не очень долго, некоторые дефекты изображения трудно отследить на маленьком экране камеры. Яркость неба короткими летними ночами очень быстро меняется. В этой заметке собраны фотографии, сделанные в новогоднюю ночь, во время фейерверка 9 мая и на фестивале фейерверков 1 июня 2007 г. Фестиваль фейерверков
Снимать в толпе со штатива удовольствие ниже среднего. Чтобы занять удобную точку, надо приходить за несколько часов, и нет никакой уверенности, что чьи-то головы не заслонят весь пейзаж. Появившись на Фрунзенской набережной в 21-30, я обнаружил, что она полностью запружена народом и машинами до самого железнодорожного моста. К парапету, метрах в 100 от него, еще можно было бы подойти, однако, поскольку снимать приходилось под острым углом к парапету, половину кадра неизбежно бы занимали бы чьи-то головы. Поэтому было принято решение найти не самую высокую точку над головами, а наоборот, самую низкую, и снимать вдоль реки.
Стрелкой показана точка, с которой были сделаны снимки во время фестиваля фейерверков. Снимок сделан с противоположного берега реки во время салюта 9 мая.
Общий вид с точки съемки при еще относительно очень светлом небе.
ISO-250, F=50 мм, F:14, 1 с.
На удивление место оказалось абсолютно пустым, я установил штатив Mаnfrotto 190PROB на гранитное основание опоры моста, штатив был с металлическими шипами и мне всегда казался очень устойчивым. К камере Canon EOS 5D был подключен ИК пульт дистанционного управления, во время съемок я использовал объективы с фокусным расстоянием 50 и 135 мм. Особенность фестиваля фейерверков в том, что залпы следуют один за другим, фактически в любой момент времени что-нибудь в небе да сияет. Выдержка варьировалась от 1/60 с до 20 с. Снимки сделаны зеркальной камерой с объективами, допускающими значительное диафрагмирование.Конечно, при диафрагме F:32 уже сказывается дифракция и все пылинки становятся очень заметными, но удается довести выдержку до 20 секунд. При съемке компактной камерой для получения длительных выдержек приходится использовать нейтральный фильтр. Примеры подобных снимков, сделанных на предыдущем фестивале фейерверков, можно посмотреть в статье, посвященной камере Concord Eye-Q 3132Z.
И вот, что у меня получилось:
ISO-640, F=135 мм, F:5, 1/25 с. | ISO-640, F=135 мм, F:5, 1/25 с. |
ISO-1000, F=135 мм, F:3,2, 1/60 с. | ISO-50, F=135 мм, F:32, 20 с. |
Сразу обращаю внимание, что исходя из выдержки, как правило, нельзя определить длительность трека, прочерченного в небе ракетой. Скорее всего, он либо начался после того, как затвор уже открыт, и закончился, когда ракета догорела, а не когда закрылся затвор. Устойчивости штатива достаточно, чтобы получить очень четкую картинку неподвижных объектов. Однако шлейфовый осциллограф, в который превратилась камера, регистрирует синусоидальные треки. Штатив дрожит вместе с мостом. Поскольку колебания симметричны, неподвижные объекты кажутся резки. По трекам же разлета ракет хорошо видно, что камера колеблется, причем можно даже вычислить, в какой плоскости.
Фрагмент. ISO-250, F=135 мм, F:22, 1 с.
Теперь о масштабе. Оказывается, что интересными могут оказаться как кадры общего плана, на которых запечатлен исам фейерверк, и окружающий пейзаж, причем здесь основная трудность — очень большая разница в яркости объектов, так и крупные планы, на которых можно различить трассы, прочерченные отдельными горящими частицами. Причем здесь создается впечатление, что, какое бы у нас не было увеличение, сказать, что все, дальше бессмысленно, ничего нового мы не увидим, — нельзя.
Фрагмент. ISO-100, F=135 мм, F:16, 3,2 с.
Другой вопрос, что при крупных увеличениях нет никакой уверенности, что через тот фрагмент неба, который вы выбрали для съемки, за время экспозиции пролетит хоть одна ракета. Для крупных масштабов более интересными являются самодельные фейерверки, когда траектория более предсказуема, что можно увидеть на снимках, сделанных в новогоднюю ночь.
Миниатюра | Фрагмент |
ISO-125, F=50 мм, F:22, 1 с. |
Фрагмент. ISO-125, F=50 мм, F:22, 1/3 с.
Как «надо» снимать фейерверки я советовать не берусь. В этой заметке я привел примеры снимков, сделанных с разной выдержкой и масштабом. Режимы ваших снимков выбирать вам, но, возможно, я слегка сэкономил ваше время на перебор вариантов. На мой взгляд, и при коротких выдержках могут получиться эффектные кадры с достаточно длинными треками, но угадать момент, когда надо нажать на спусковую кнопку, очень трудно. Удачный кадр от не очень удачного отделяют доли секунды и серийная съемка не решит всех проблем. Я полагаю, что необходим штатив, а оптимальный результат получается при выдержках от половины до нескольких секунд.