Обычно название позволяет идентифицировать камеру. Здесь же ситуация существенно более запутанная. Конструкторов этой камеры мне определить не удалось. Кстати, на табличке снизу модель называется VQ3310Z.
Можно сказать, что в эпоху всеобщей борьбы за авторские права инженерам не повезло больше всех. Все права защищены, однако автор неизвестен. Когда запускается программа PhotoShop, то перед глазами мелькает длинный список авторов. Фамилии же инженеров становятся известны обычно только после того, как прокуратура заводит дело о рухнувшем мосте. Громкие торговые марки, скорее, затрудняют выбор, поскольку выясняется, что хотя ответственность за продукцию несут, видимо, все же они, выбирали камеру для продажи они вслепую и технической информацией о ее конструкции не владеют, ремонтировать не предполагают, а в гарантийный период планируется только замена. Рассматриваемая в этой статье камера, вероятно, получилась достаточно удачной, поскольку труд безымянных инженеров захотели продавать сразу под несколькими громкими торговыми марками. Я оказался не готов к обилию псевдонимов и после завершения тестирования этой камеры согласился испытать еще одну, совсем с другим названием, которая, однако, оказалась абсолютно той же моделью. Вероятно, американская корпорация Concord имеет большее отношение к разработке выпускаемого в Китае аппарата, чем российская Rover Computers, но кто это может знать точно, когда вся техническая информация засекречена. Поименно конструкторы аппаратов и объективов были известны в первые сто лет развития фотографии, потом можно было говорить о школах и преемственности традиций, а теперь мы имеем анонимное творение интернационального коллектива. Глобализация, однако.
Итак, что же представляет сегодня безымянная цифровая мыльница ценой менее 250 у.е.? 3,34 Мп ПЗС-матрица. Трехкратное изменение фокусного расстояния объектива от 5,69 до 16,29 мм. При этом относительное отверстие изменяется от 1:2,66 до 1:4,92. Эта информация, написанная на объективе, очень существенно характеризует камеру. По ней мы сразу можем сделать вывод, что в камере установлена матрица типа 1/2,7″ с реальным размером примерно 5,3×4 мм. Другими словами, размер кристалла меньше, чем у первых 3 Мп камер и, соответственно, его стоимость ниже. Объектив тоже из числа дешевых и компактных, что характеризуется большим изменением светосилы с фокусным расстоянием. Индекс экспозиции может быть установлен как автоматический или как 100, 200, 400 ISO. Видоискателя два: оптический и ЖК-экран, размером 1,5″.
Максимальный размер кадра 2048×1536, может быть также установлен размер 1600×1200, 1024×768, 640×480. Камера способна снимать видео с разрешением 320×240 пикселей 15 кадров/с. Файлы записываются в формате JPG, можно выбрать между 10-кратным и 5-кратным сжатием.
Автофокусировка работает в диапазоне 50 см — бесконечность и в макрорежиме 16 см — 50 см. В спецификации написано, что контроль экспозиции автоматический и ручной. Впрочем, ручной он, конечно, с некоторой натяжкой, об этом в дальнейшем более подробно. В автоматическом режиме камера отрабатывает, как указано в спецификации, выдержку короче, чем 1:1000 с. Диафрагма меняется в диапазоне F: 2,66 — F:10,383.
Камера оснащена 16 МБ встроенной памяти и позволяет также использовать карты памяти SD.
Тестирование проводилось с картой памяти SD от RiDATA, которая показала посредственный результат с картоводом APACER: чтение — 1546 КБ/с, запись — 883 КБ/с. Результат более характерный для MMC, чем для SD.
Камера общается с компьютером через USB 1.1. В этом случае скорость передачи данных лимитируется отнюдь не картами памяти: чтение — 388 КБ/с, запись — 443 КБ/с.
Источниками питания являются два элемента АА, причем рассчитана камера на использование именно элементов питания, а не аккумуляторов. Поскольку напряжение аккумуляторов меньше, чем у одноразовых элементов, камера сообщает об их истощении существенно раньше, чем оно наступает на самом деле. Камера оснащена микрофоном, что позволяет записывать видео со звуком. Впрочем, качество звучания, на мой взгляд, оставляет желать лучшего. Для просмотра через телевизор есть видеовыход, поддерживающий стандарты NTSC и PAL. Размер камеры 107,5×63×36,4 мм. Вес без элементов питания то ли 275 г, то ли 170 г. Взвесить камеру я не удосужился, и у меня на руках оказалось два документа, в которых вес столь сильно различается.
Теперь о ручном управлении. Камера сообщает выдержку и диафрагму, при которых она собирается сделать снимок. Войдя в меню через пункт экспокоррекция, можно изменить выдержку и диафрагму. Нет возможности отдельно менять диафрагму или выдержку. Таким образом, пользователь лишен возможности контролировать глубину резкости или избежать шевеленки, установив максимально короткую выдержку.
Впрочем, в случае ночной съемки есть возможность напрямую задать выдержку в 8, 4 или 1 с. При некоторой ловкости рук, т. е. использовании дополнительных нейтральных фильтров, это позволяет очень эффектно снимать, например, фейерверк.
Миниатюра. Щелкнув мышью, можно увидеть исходный кадр.
ISO 100; F=6 мм; F/2,7; 1 с.
Фрагмент 1:1. ISO 100; F=6 мм; F/2,7; 4 с . Использовался 8х нейтральный фильтр.
ISO 100; F=6 мм; F/2,7; 1 с. | ISO 100; F=6 мм; F/2,7; 4 с. |
Использовался 8х нейтральный фильтр. Миниатюры фрагментов кадра. Щелкнув мышью, можно увидеть фрагменты в масштабе 1:1. |
Баланс белого может быть как автоматическим, так и ручным. При изменении баланса эффект сразу отражается на экране видоискателя.
Насколько хорошо автоматика камеры справляется с балансом, можно убедиться по снимкам фотомодели, держащей в руках серую карту Kodak, которая по паспорту является абсолютно нейтральной в диапазоне от 400 до 700 нм. Ниже приведены три снимка, сделанные при дневном освещении, освещении галогенными лампами накаливания и встроенной вспышкой камеры.
Рассеянный дневной свет ISO100; F=9 мм; F/3,3; 1/19 с | Лампа накаливания ISO 100; F=9 мм; F/3,3; 1/51 с | Вспышка ISO 163; F=7 мм; F/3; 1/60 с |
Миниатюры. Щелкнув мышью, можно увидеть исходный кадр. |
Статистика для квадрата 200х200 пикселей в центре серой карты. | ||||
Рассеянный дневной свет | ||||
L | R | G | B | |
Median | 145 | 139 | 146 | 156 |
Std Dev | 2,44 | 2,81 | 2,85 | 2,96 |
Лампа накаливания | ||||
L | R | G | B | |
Median | 130 | 137 | 127 | 124 |
Std Dev | 2,72 | 3,28 | 2,91 | 3,19 |
Вспышка | ||||
L | R | G | B | |
Median | 189 | 189 | 189 | 194 |
Std Dev | 3,16 | 3,58 | 3,23 | 3,33 |
Наиболее нейтральной серая карта оказывается при использовании вспышки. Это, вероятно, связано с тем, что в этом случае камера не анализирует изображение, а использует предварительные настройки. Яркость серой карты на этих трех снимках несколько различается, что свидетельствует о том, что выбор экспозиции камерой зависит от спектрального состава освещения. Различия не очень велики и легко корректируются в фоторедакторе, однако при прямой печати на принтер могут создать некоторые проблемы.
Как я уже писал выше, мне досталась еще одна такая же камера, но уже под торговой маркой Rover Computers. Поэтому о макросъемке, съемке видеороликов и некоторых не рассмотренных в этой статье моментах читайте в следующей статье.
Заключение
Удачная модель неизвестного производителя, которая, возможно, станет массовой, будучи выпущенной под разными торговыми марками. Относительно низкая цена камеры определяется маленьким размером кристалла, бюджетным объективом и, на мой взгляд, умышленным исключением большинства ручных настроек. В действительности, как можно убедиться, рассматривая такие камеры, как Toshiba PDR 3300, вопрос ручного управления выдержкой и диафрагмой не требует внесения изменений в конструкцию камеры, это вопрос программирования меню. А как можно убедиться из истории с камерами Casio, программное обеспечение для служебных и испытательных целей пишется обычно с запасом. Поэтому, возможно, мы увидим эту камеру и с ручным управлением, но уже долларов на 100 дороже.