В линейке кинотеатральных проекторов Sanyo, состоящей из двух моделей, различающихся прежде всего типом матриц, проектор Sanyo PLV-Z800 на матрицах типа TN заменил PLV-Z700, а Sanyo PLV-Z4000 на более контрастных VA-матрицах заменил Sanyo PLV-Z3000. Как мы уже выяснили (см. статьи про Sanyo PLV-Z700 и Sanyo PLV-Z800), самое значимое различие в первой паре заключается только в обозначении модели. Результаты тестов, изложенные ниже, приведут нас к выводам, относительно второй пары проекторов.
Содержание:
- Комплект поставки, характеристики и цена
- Внешний вид
- Пульт
- Коммутация
- Меню и локализация
- Управление проекцией
- Настройка изображения
- Дополнительные возможности
- Измерение яркостных характеристик
- Звуковые характеристики
- Тестирование видеотракта
- Определение времени отклика и задержки вывода
- Оценка качества цветопередачи
- Выводы
Комплект поставки, характеристики и цена
Комплект поставки
- Проектор
- Краткое руководство на нескольких языках (русского нет)
- CD-ROM, с руководствами на нескольких языках (русского нет)
- Кабель питания
- ИК-пульт ДУ и два элемента питания АА для него
- Груша с длинным носиком
Паспортные технические характеристики | |
Технология проецирования | 3LCD |
Матрица | 3 панели, 0,74″ (1,78 см), TFT-VA, p-Si, 16:9, поколение D7 («Dream 7»), C²Fine |
Разрешение матрицы | 1920×1080 пикселей |
Объектив | зум 2x, F2,0—3,0, f = 22,6—45,3 мм |
Лампа | 165 Вт UHP |
Срок службы лампы | Нет данных |
Световой поток | 1200 ANSI лм |
Контрастность (Full On/Full Off) | 65 000:1 (в режиме Dynamic, включена динамические диафрагма и яркость) |
Размер проецируемого изображения, диагональ, 16:9 (в скобках — расстояние до экрана при крайних значениях зума) | минимум 1,02 м (1,2—2,4 м) |
максимум 7,6 м (9,2—18,4 м) | |
Интерфейсы |
|
Форматы входного сигнала | телевизионные (композитный и S-Video): NTSC 3.58, NTSC 4.43, PAL, PAL-M, PAL-N, SECAM |
компонентные видеосигналы Y/Cb/Cr (Y/Pb/Pr): 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i, 1080p (50/60 Гц) | |
аналоговые RGB-сигналы: VGA-WXGA: 640×480—1280×720 и 1080p | |
цифровые HDMI: 640×480, 1280×768, 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i, 1080p (24/50/60 Гц) | |
Уровень шума | 19 дБА (пониженная яркость) |
Особенности |
|
Размеры (Ш×В×Г) | 400×154×346 мм (с ножками) |
Масса | 7,5 кг |
Потребляемая мощность (200-240 В) | 250 Вт, 0,6 Вт в спящем режиме |
Напряжение питания | 100-120/200-240 В, 50/60 Гц |
Средняя текущая цена (количество предложений) в московской рознице (рублевый эквивалент — во всплывающей подсказке) | Н/Д(1) |
Ссылка на сайт производителя | sanyo.com |
Отчеты MonInfo | HDMI VGA |
Внешний вид
Корпус проектора снаружи преимущественно матовый темно-серый с едва заметным искрением. Это матовое покрытие маскирует пыль, следы от пальцев и прочие загрязнения. Передняя панель тоже темно-серая, почти черная, но уже не бархатно-матовая, задняя панель имеет серо-серебристое покрытие. Примерно в центре верхней панели аккуратной группой расположены индикаторы состояния и кнопки управления.
Объектив утоплен в корпус. В нерабочем состоянии объектив закрыт шторкой, которая оснащена электромеханическим приводом. При включении проектора она автоматически отодвигается и задвигается при выключении, быстро и не очень шумно. При необходимости шторку можно передвигать вручную, уцепившись за специальный выступ.
На левом боку находятся ребристые колесики сдвига объектива и движок блокировки этого механизма.
Почти весь правый бок занимает вентиляционная решетка, за которой можно разглядеть два больших вентилятора, выдувающих теплый воздух из внутренностей проектора. Холодный воздух забирается через фильтр за решеткой в нижней части задней панели.
Все интерфейсные разъемы и разъем для замка Кенсингтона, расположены в неглубокой нише на задней панели. Там же — выключатель питания, а под ним — стандартный трехштырьковый разъем питания. ИК-приемник только один — за круглым окошком рядом с объективом. Передние вывинчивающиеся (на 27 мм) из корпуса ножки помогут немного приподнять проектор и устранить небольшой перекос при настольном размещении. Для крепления к кронштейну в днище проектора вделаны 3 металлические вставки с резьбой. Отметим, что для замены фильтра и лампы, проектор не нужно снимать с кронштейна, так как крышки фильтра и лампового отсека находятся на задней панели. Правда, крышечка, скрывающая отверстия для чистки матриц от пыли (в комплекте есть специальная груша с носиком), расположена на днище.
Пульт
Пульт перешел от предыдущей модели. Он относительно небольшой. Кнопок много, некоторые для большей ясности подписаны дважды — на кнопке и рядом, чуть длиннее. Самые важные кнопки довольно крупные, расположены они удобно, и ориентироваться в них легко.
Есть яркая и равномерная светодиодная подсветка, включающаяся фосфоресцирующей кнопкой LIGHT. Проектору и пульту можно присвоить один из двух кодов. Пульт управляет проектором только с совпадающим кодом.
Коммутация
Видеовход с разъемом mini D-sub 15 pin совместим не только с компьютерными VGA-сигналами, но и со SCART-RGB (потребуется опциональный кабель-переходник со SCART на mini D-sub 15 pin, а в меню вход Компьютер нужно будет переключить в режим RGB(Scart)). HDMI-входов два, оба — версии 1.3b. Вариант яркостного диапазона выбирается в меню отдельно для каждого HDMI-входа. Автопоиска активного подключения нет. Нужный видеовход (и режим его работы) выбирается в меню,
кнопками пульта (непосредственный выбор входа) или кнопкой INPUT на корпусе проектора (перебирая все по циклу). Интерфейс RS-232C предназначен, видимо, для сервисных целей типа обновления прошивки и т.д., хотя не исключается и возможность удаленного управления проектором по этому интерфейсу.
Меню и локализация
Дизайн меню и его наполнение сохранились от предыдущей модели. На экране меню появляется с эффектом проявления, а исчезает, как бы растворяясь. Навигация удобная и быстрая, шрифт читаемый. Запоминается последняя страница, к которой обращался пользователь, и пункт на ней. Настроек очень много, поэтому в разделах бывает по 2-3 страницы, которые приходится листать, а некоторые настройки запрятаны глубоко на второй-третий уровни. При настройке параметров, влияющих на изображение, на экран выводится только узкая полоска со шкалой и подсказками.
При этом следующий/предыдущий параметр выбирается стрелками вверх/вниз. Меню русифицировано, перевод в целом адекватный, но не без ошибок.
Проектор нам достался без русского руководства, но при продаже в России оно входит в комплект поставки в напечатанном виде, или, в крайнем случае, может быть выслано в виде PDF-файла.
Управление проекцией
Фокусировка изображения на экране осуществляется вращением внешнего ребристого ободка объектива, а зуммирование — рычажком на объективе. Добраться до этих органов управления не так-то и просто — приходится очень аккуратно нащупывать кольцо и рычажок, чтобы не угодить пальцами в объектив, при этом часть изображения на экране непременно заслоняется рукой. Для облегчения настройки на экран можно вывести тестовый шаблон. Два ребристых колесика сбоку позволяют сдвигать объектив вправо-влево и вверх-вниз так, что изображение при этом сдвигается максимум на 100% от высоты проекции вверх и вниз по вертикали и на 50% от ширины вправо и влево по горизонтали относительно центрального положения.
Режимов геометрической трансформации пять: Full — растяжение (при необходимости) до соотношения 16:9 и увеличение во весь экран, подходит в том числе для анаморфированных фильмов; Zoom — увеличение до ширины экрана, идеально для формата LetterBox, можно использовать и при формате 2,35:1, чтобы убрать полосы сверху и снизу при неизбежной обрезке справа и слева; Normal — увеличение без искажений до границ проекции, подходит, например, для просмотра картинки 4:3, но по краям будут черные полосы; Широкий формат — увеличение и неравномерное растягивание по горизонтали, так, что в центре искажений меньше, приемлемо, как вариант просмотра картинки 4:3 на широком экране. Включение режима Анаморфический немного растягивает картинку по вертикали так, что полосы при формате 2,35:1 уходят за область проекции, при этом для восстановления правильных пропорций нужно использовать опциональный анаморфотный объектив. В режимах Zoom и Анаморфический изображение можно перемещать вверх-вниз, чтобы, например, на экран поместились субтитры. При некоторых видах сигналов часть режимов недоступна.
Если параметр Overscan больше 0, то картинка немного увеличивается так, что часть периметра изображения на экран не выводится. Режим стоп-кадра включатся кнопкой FREEZE, вывод изображения временно приостанавливается кнопкой NO SHOW.
В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный, а при максимальном фокусном расстоянии объектива скорее длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его можно размещать примерно на линии первого ряда зрителей или за ними.
Настройка изображения
Настройку изображения можно начать с перебора предустановленных профилей, и, остановившись на наиболее подходящем, немного его подкорректировать.
Настроек очень много: яркость, контрастность, насыщенность, оттенок, цветовая температура (5 профилей), регулировка яркости цветов триады, контурная резкость, гамма-коррекция.
В подменю Расширенное меню устанавливается режим диафрагмы (фиксированное значение и два режима автоматического изменения), выбирается величина максимального открытия диафрагмы, включаются функции Автозаполнение черным (повышение яркости темных участков яркого в целом изображения), Повышение контрастности (увеличение контрастности светлых участков за счет черных), Улучшение контуров (увеличение резкости цветовых переходов) и Динамическая гамма, а, выбрав пункт Ручная настройка гаммы, можно перейти к 9-диапазонной подстройке гамма-коррекции трех основных цветов.
Пункт Настройка цветности дает доступ к процедуре тонкой настройки цветов с помощью коррекции насыщенности, тона и яркости базовых оттенков (до ), которые выбираются на текущем изображении. Еще есть 5 параметров, влияющих на обработку видеосигнала, это: Прогрессивная (управляет работой функции деинтерлейсинга), Шумопонижение (подавление видеошумов), 3D-Y/C (устранение артефактов при композитном подключении), Шаг кадра 5:5 (режим вывода кадров, имеет смысл оставить на Авто) и Плавные движения (настройка вставки промежуточных кадров).
Режим работы лампы (и системы охлаждения) проектора определяется параметром Управление лампой — можно принудительно включить высокую яркость, пониженную или выбрать один из двух автоматических режимов, в обоих яркость лампы будет повышаться для светлых изображений и понижаться для темных, но во втором минимальна яркость будет выше. Сочетания настроек можно сохранить в 7 пользовательских профилях. Также некоторые настройки автоматически сохраняются для каждого типа подключения.
Дополнительные возможности
Есть функция автоматического выключения лампы после 5-минутного отсутствия сигнала. Запрос на подтверждение выключения проектора отключается. Можно захватить текущее изображение и использовать его в качестве заставки. Функция Переименовать позволяет видеовходам и пользовательским профилям присвоить произвольные названия.
Для проверки работы шторки объектива ее можно заставить закрыться и открыться (пункт Демо затвора объектива).
Измерение яркостных характеристик
Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.
Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива вверх чуть меньше чем на 50% (низ изображения находился немного ниже оси объектива). Результаты измерений для проектора Sanyo PLV-Z4000 (если не указано иное, то все параметры сброшены в 0 или выключены, Цветовая температура = По умолчанию, яркость лампы максимальная, диафрагма максимально открыта, объектив установлен на минимальное фокусное расстояние):
Режим | Световой поток |
Динамическая | 1250 лм |
Динамическая, яркость лампы пониженная | 810 лм |
Динамическая, диафрагма минимальная | 760 лм |
Брилиантовая картинка | 460 лм |
Режим | Равномерность |
Динамическая | +14%, −20% |
Режим | Контрастность |
Динамическая | 460:1 |
Максимальный световой поток немного выше паспортного значения. Во всех режимах, кроме Динамическая и Яркая, включается оптический фильтр (слышно, как он перемещается), что немного меняет цветовой баланс и сильно уменьшает световой поток. Равномерность освещенности белого поля хорошая. Контрастность для LCD-проекторов очень высокая. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т.н. контрастность full on/full off.
Режим | Контрастность full on/full off |
Динамическая | 3740:1 |
Брилиантовая картинка | 2830:1 |
Динамическая, Управление лампой = A1 | 5570:1 |
Динамическая, диафрагма закрыта | 5140:1 |
Динамическая, Режим диафрагмы = Режим 2/1 | 5140:1 |
Динамическая, максимальное фокусное расстояние | 6060:1 |
Контрастность высокая даже при выключенных динамических подстройках яркости лампы и диафрагмы. Контрастность увеличивается при закрытии диафрагмы и при увеличении фокусного расстояния. При включении режимов с цветокоррекцией контрастность наоборот уменьшается. Динамическая диафрагма работает очень быстро и абсолютно бесшумно, напротив динамическое изменение яркости лампы срабатывает не очень быстро — глаз успевает заметить изменения яркости, поэтому для не очень больших экранов яркость лампы лучше просто вручную выставить на минимум. Графики ниже демонстрируют работу динамического изменения диафрагмы (Режим 1 и Режим 2) и яркости лампы (режим A1 и A2) при переключении с черного поля на белое:
Для наглядности графики сглажены (устранена высокочастотная модуляция яркости).
Видно, что яркость лампы начинает возрастать через 100 с небольшим миллисекунд и плавно растет в течение примерно 0,6 с. Напротив, диафрагма успевает открыться почти мгновенно — за несколько десятков миллисекунд. Различия между режимами динамического изменения диафрагмы (Режим 1 и Режим 2), видимо, заключаются только в ходе кривой зависимости величины диафрагмы от общей яркости изображения, но не в скорости и крайних значениях.
Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) в режиме Естественный при Яркость = +1 и Гамма-коррекция = −1. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами (яркость белого поля принята за 100%).
Далеко не все оттенки различаются по яркости, видимо, в режимах с цветокоррекцией на каком-то этапе происходит редукция градаций. Напомним, что в режиме Динамическая в случае проектора Sanyo PLV-Z3000 различаются все оттенки. Аппроксимация полученной гамма-кривой дала показатель 2,20, что в точности равно стандартному значению.
В режиме высокой яркости потребление электроэнергии составило 232 Вт, в режиме пониженной яркости — 176,5 Вт, в режиме ожидания — 0,7 Вт. Механический выключатель на задней панели полностью отключает проектор от сети.
Звуковые характеристики
Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.
Режим | Уровень шума, дБА | Субъективная оценка |
Высокой яркости | 33,5 | Очень тихо |
Пониженной яркости | 24 | Очень тихо |
В режиме пониженной яркости проектор с практической точки зрения можно назвать бесшумным. В режиме высокой яркости уровень шума повышается незначительно.
Тестирование видеотракта
VGA-подключение
При VGA-подключении режим с разрешением 1920 на 1080 пикселей поддерживается, но изображение выводится с интерполяцией и четкость гораздо ниже, чем 1080 линий. Режим с разрешением 1280 на 720 пикселей требует ручной подстройки. Интерполяция к разрешению матрицы выполняется качественно. Детали различаются как в тенях, так и в светах (градации на шкале серого различимы от 0 до 255 при Яркость = +1).
DVI-подключение
При подключении к DVI-выходу (с помощью кабеля-переходника с HDMI на DVI) видеокарты компьютера поддерживается режим 1920 на 1080 пикселей. Белое поле достаточно равномерное, но можно заметить слабые вариации цветового тона по площади. Черное поле равномерное, бликов на нем нет. Геометрия практически идеальная. Цвета яркие и правильные. Четкость высокая. Черно-белые сетки пикселей через 1 выводятся без артефактов и интерполяции. Цветные линии толщиной в один пиксель выводятся без потери цветовой четкости (при отключении повышения контурной резкости). Хроматические аберрации присутствуют (ширина цветной каймы на границах контрастных объектов доходит до 0,5 пикселя), но при просмотре с рекомендуемого расстояния они не влияют на качество изображения. Равномерность фокусировки хорошая. При сдвиге объектива нет заметного ухудшения изображения.
HDMI-подключение
HDMI-подключение тестировалось в режимах 480p, 576p, 720p, 1080i и 1080p при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. В режимах 1080 яркостная и цветовая четкости очень высокие, в других случаях четкость определяется типом сигнала. Цвета правильные, оверскан отключается. Детали различаются как в тенях, так и в светах (завал в светах и тенях не выходит за безопасные границы). Есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с при входном сигнале 1080p при 24 кадр/с. Кроме того, при активации режима Шаг кадра 5:5 в сигнале 1080p при 60 кадр/с проектор пытается определить исходные 24 кадр/с с чередованием 2-3, и, если находит, то выводит кадры в режиме правильных 24 кадр/с с равной длительностью кадров.
Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала
Качество аналоговых интерфейсов (композитного, S-Video и компонентного) высокое. Четкость изображения соответствует возможностям интерфейсов и типу сигнала. Тестовые таблицы с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются. Цветовой баланс правильный.
Функции обработки видеосигнала
Параметр Прогрессивная определяет режим работы функции деинтерлейсинга. Всего их 3: Выкл. — изображение выводится по полям, Видео — для неподвижных частей изображения (т.е. совпадающих для нескольких кадров подряд) выполняется «честный» деинтерлейсинг, а меняющиеся — выводятся по полям и Auto — проектор пытается полностью восстановить исходный кадр, выполняя преобразование 2-2 или 3-2, что ему и удается как в случае фрагментов реальных (кино)фильмов, так и для большинства тестовых изображений. Правда, в особо сложных случаях «расческа» на границах объектов все же изредка мелькает и иногда происходит срыв на вывод по полям.
Функция Шумопонижение (подавление видеошумов) работает мягко — шумов становиться меньше, но артефактов и выраженного хвоста за двигающимися объектами нет. При масштабировании из низких разрешений выполняется качественное сглаживание границ объектов. Включение 3D-Y/C в случае композитного подключения приводит к заметному повышению цветовой четкости и убирает муар на неподвижных мирах.
Функция вставки промежуточных кадров, реализованная в данном проекторе, по сравнению с Sanyo PLV-Z3000 не претерпела никаких изменений. Даже в режиме Плавные движения = Высок. только для медленных движений выполняется вставка промежуточных изображений, в результате эффект есть, но минимальный, зато и артефактов очень немного (почти незаметный мусор на границах перемещающихся объектов).
Определение времени отклика и задержки вывода
Лампа, как видимо и у всех LCD/LCoS-проекторов, работает в импульсном режиме. Однако высокая частота (примерно 223 Гц в режиме высокой яркости и 270 Гц в режиме низкой яркости) и относительно небольшой размах импульсов гарантируют, что никто и никогда не заметит мерцания лампы. Правда, при вычислении времен отклика импульсы на графиках пришлось сгладить, что, возможно, привело к некоторому увеличению времен отклика.
Время отклика при переходе черный-белый-черный составило 8,4 мс (4,6 вкл. + 3,8 выкл.). Для полутоновых переходов среднее суммарное время отклика составило 10,1 мс. Такой скорости матриц вполне достаточно как для просмотра фильмов, так и для игр в динамические игры.
Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора при HDMI(DVI)-подключении составила около 42 мс при отключенной вставке кадров и 37,5 мс при включенной вставке кадров. При VGA-подключении задержка равна 40 мс. Эти величины задержки некритичны, но в очень динамичных играх все же могут чувствоваться.
Оценка качества цветопередачи
Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр X-Rite ColorMunki Design и комплект программ Argyll CMS (1.1.1).
Цветовой охват зависит в основном от того, выключен в данном режиме оптический фильтр или включен. В первом случае охват по площади немного больше sRGB:
Во втором случае охват значительно превосходит sRGB и треугольник sRGB полностью включен в охват проектора:
К сожалению, отсутствует предустановленный режим, в котором охват проектора был бы приближен к sRGB. Ниже приведены спектры для белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов) режимов Динамическая (оптически фильтр выключен) и Естественный (оптически фильтр включен):
Режим Динамическая.
Режим Естественный.
Масштаб по вертикальной оси (яркость) в обоих случаях одинаковый. Видно, что включение оптического фильтра приводит к существенному понижению яркости, а цветовой охват увеличивается в основном за счет гашения полосы между зеленой и красной компонентами. Цветопередача ближе всего к стандартной в случае профиля Естественный, взяв его за основу, мы попытались регулировкой усиления и гамма-кривых трех основных цветов приблизить цветопередачу к стандартным 6500 К на белом и темно-сером участках. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE):
Близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая. Видно, что ручная коррекция приблизила цветопередачу к целевой.
Выводы
Так как значимых отличий от предыдущей модели не обнаружено, то выводы можно просто повторить: «Кинотеатральный LCD-проектор Sanyo PLV-Z4000 имеет очень высокую (для LCD-проекторов) ANSI-контрастность и хорошую контрастность full on/full off. Кроме того, проектор оснащен одним из лучших вари антов динамической диафрагмы, которая работает очень быстро, бесшумно и эффективно». Впрочем, во внешнем виде есть одно изменение — передняя панель стала темной, что прибавило строгости и солидности.
Достоинства:
- Отличное качество изображения
- Очень тихая система охлаждения
- Много настроек изображения
- Есть автоматическая диафрагма и динамическая подстройка яркости лампы
- Большие диапазоны оптического трансфокатора и системы сдвига объектива
- Моторизированная шторка объектива
- Уникальная система очистки матриц от пыли
- Русифицированное меню
Недостатки:
- Не поддерживается режим 1080p при VGA-подключении
- Нет режима с охватом sRGB
Экран Draper Ultimate Folding Screen 62″×83″ предоставлен компанией CTC CAPITAL | Blu-ray-плеер Sony BDP-S300 предоставлен компанией SONY Electronics |