Концептуальная цифровая камера Ricoh GXR

фото

Новая концепция построения фотографической системы всегда интересна. Особенно интересно, если концепция доведена до серийного производства. Однако интерес этот в первую очередь у конструкторов и тестировщиков камер, которые могут удовлетворить свое любопытство и оценить жизнеспособность того или иного решения. Интерес же фотографа к подобной камере весьма специфический, поскольку обладание такой камерой вряд ли позволит ему сегодня выделиться своими снимками. Чтобы новая концепция сразу завоевала популярность, необходимо, чтобы она предложила либо существенное повышение качества, либо столь же существенное снижение себестоимости ее производства. И то и другое сегодня маловероятно, поскольку все ведущие производители борются за каждый процент.

Концептуальная камера может оказаться сразу востребованной и в том случае, если она предлагает новые функции, недоступные ранее. В этом случае стоимость роли не играет — те, кому эти функции нужны, за ценой не постоят. Можно сказать, что рассматриваемая камера — одна из самых дорогих в своем классе, дороже ее, возможно, только Leica X1. Впрочем, в этом классе компактных камер с большой матрицей все камеры относительно дорогие и ожидающаяся Fujifilm FinePix X100 вряд ли будет дешевой. Ценовой барьер здесь, похоже, элемент политики, подчеркивающий немассовый характер камер и исключительность их владельцев. Компакт с большой матрицей для масс — это Sony NEX-3 с объективом с фиксированным фокусным расстоянием. Для оценки перспективности нового направления нужно сравнить возможности и качество при решении стандартных задач и оценить перспективы, которые нам дает или может дать в будущем новое направление.

Ricoh GXR представляет собой модульную систему, в которой сменным модулем является объектив с матрицей, присоединяемый к общему корпусу, имеющему органы управления и ЖК-экран. На момент написания статьи существовало 4 модуля с тремя разными матрицами:

МодульФокусное
расстояние
Матрица
A12 50 мм F2,5 Macro
33 ммКМОП
23,6×15,7 мм
12,3 Мп
A12 28 мм F2,5
18,3 мм
S10 24—72 мм F2,5—4,4 VC
5,1—15,3 ммПЗС
7,60×5,70 мм
10 Мп
P10 28—300 мм F3,5—5,6 VC
4,9—52,5 ммКМОП
6,16×4,62 мм
10 Мп

У большой матрицы соотношение сторон 3:2, у маленьких — 4:3. При съемке с соотношением 4:3 в кадр попадает уже не 12,3 Мп, а только 10,7 Мп. Тестировались A12 50 мм F2,5 Macro и S10 24—72 мм F2,5—4,4 VC.

фото
фото
Под спусковой кнопкой расположен рычаг блокировки крепления сменного модуля.

фото
Диск выбора режимов имеет кнопку-фиксатор.


фото
Аккумулятор 3,6 В 1700 мА·ч, карта памяти SD/SDHC. Штативное гнездо — сбоку от сменного блока. Подобное расположение естественно для этой конструкции, однако сменная площадка с асимметричным креплением на штативе будет не лишней при съемке панорам.


фото
Разъемы на корпусе: USB, видеовыход, HDMI. Разъем USB используется для подсоединения пульта дистанционного управления (поскольку пульта у меня не было, то не знаю, используется порт USB или только разъем).

К этому корпусу, в свою очередь, могут присоединяться такие аксессуары, как вспышка GF-1, оптические видоискатели GV-1 и GV-2, электронный видоискатель VF-2, пульт дистанционного управления CA-1. В статье я рассматриваю 2 первых модуля, которые были выпущены для этой системы. Собственно, эти сменные модули и надо называть, вероятно, камерами, а корпус скорее является родственником штативной головки.

Модуль S10 24—72 мм превращает корпус в высококлассную компактную камеру, сравнимую по своим возможностям с Panasonic или Canon. Модуль имеет ПЗС-матрицу 1:1,7 дюйма с 10 млн пикселей и объектив из 11 элементов в 7 группах с 3-кратным изменением фокусного расстояния от 5,1 до 15,3 мм и изменением относительного отверстия от 1:2,5 до 1:4,4. Заявленный диапазон чувствительности — от ISO 100 до ISO 3200. Модуль способен делать снимки максимальным размером 3648×2736 пикселей и записывать их в формате JPEG или RAW (DNG). Возможности видеосъемки по сегодняшним временам весьма посредственные, 640×480.

фото
Декоративное кольцо закрывает байонет на объективе для присоединения насадок.
фото

Второй модуль, который мне достался, это А12 50 с КМОП-матрицей 23,6×15,7 мм с 12,3 млн пикселей, с объективом, включающим 9 элементов в 8 группах, с фокусным расстоянием 33 мм. Относительное отверстие 1:2,5. Для нормального объектива с фиксированным фокусным расстоянием конструкция очень сложная. Оптическую схему можно посмотреть на сайте производителя. Заявленный диапазон чувствительности — от ISO 200 до ISO 3200. Модуль способен делать снимки максимальным размером 4288×2848 пикселей и записывать их в формате JPEG или RAW (DNG). Видеосъемка — 1280×720, 24 кадра в секунду.

фото
фото фото
Большой ход перемещения объектива позволяет эффективно использовать объектив для макросъемки. Есть встроенная выдвижная бленда — см. фото в заголовке статьи.

Таким образом, представленный комплект способен заменить зеркальную камеру с фиксированным фокусным расстоянием и компактную камеру — например, изображенные на снимке Canon EOS 1000D и Canon Power Shot A650IS.

фото

Как видно из фотографии, по габаритам мы чуть-чуть выигрываем. По функциональности же предложенные наборы фактически идентичны, да и по цене представленные на фотографии комплекты тоже вполне сопоставимы (даже, пожалуй, комплект Ricoh немного дороже). Что касается качества и функциональности при решении стандартных задач, то разница, я бы сказал, лежит в пределах ошибки измерения.

Что же мы в итоге получаем, приобретая комплект Ricoh? Компактность и более безопасный и надежный способ смены оптики. Корпус камеры сделан очень добротно, из металла, крепления сменных модулей хорошо продуманы и неправильно их установить практически невозможно. Корпус снабжен высококачественным 3″ ЖК-экраном, состоящим из 920 000 пикселей.

фото

На корпусе предусмотрены самые разные органы управления: два колесика, 9 кнопок, джойстик и качалка для изменения фокусного расстояния — т. е. запас на все случаи жизни. С конкретным модулем могут использоваться далеко не все органы управления, доступные на корпусе. Через меню органы управления могут достаточно гибко настраиваться.

Меню «Съемка»
меню
меню
меню

Меню «Индивидуальные настройки»
меню
меню

Меню «Настройки»
меню
меню
меню
меню

Информация, отображаемая на экране
меню
меню
Меню быстрого доступа
Ручная фокусировка, в центре увеличенный фрагмент, под ним индикатор уровня

Процессор в корпусе достаточно мощный, чтобы обеспечить быструю фокусировку. Причем замена программного обеспечения на последнюю версию (ver. 1.29) позволила эту скорость еще чуть-чуть повысить. Есть встроенный электронный уровень.

В общем, все очень неплохо, но все это уже было. Что же мы получили на данный момент такого, чего раньше не было? Как уже говорилось, компактность и быстрый способ замены модулей. А также модуль А12 50 мм имеет объектив с центральным затвором при полукадровой матрице, чего раньше мы не встречали. Использование центрального затвора приводит к тому, что наикратчайшая выдержка при полностью открытой диафрагме составляет всего 1/1000 секунды. Иногда говорится, что 1/1000 — это вроде как мало по сравнению с зеркальными камерами, однако это выдержка для всего кадра. Наикратчайшая же выдержка при использовании фокального шторного затвора для кадра в целом будет 1/200 сек. О конструкции центрального и фокального затвора см. интерактивные картинки в статье 10-летней давности. Таким образом, при использовании центрального затвора эффект искривления движущихся объектов в кадре наблюдаться не будет. Подробнее об этом эффекте, проиллюстрированном съемкой вращающегося велосипедного колеса, можно посмотреть в статье, посвященной вспышке Sigma EF-500.

С работой диафрагмы в режиме просмотра связана одна особенность, логика которой мне непонятна. При просмотре избыток света компенсируется закрытием диафрагмы. Подобным образом в автоматических режимах ведут себя и компактные камеры. Однако здесь эта ситуация сохраняется даже при выборе режима приоритета диафрагмы или полностью ручного управления выдержкой и диафрагмой. При фокусировке диафрагма также зависит от освещенности, а не полностью открыта или установлена на выбранное значение. Т. о., в этих режимах картинка на экране не отображает истинную глубину резкости. В большинстве случаев считается, что наиболее точная фокусировка осуществляется при полностью открытой диафрагме. Поэтому объективы для зеркальных камер имеют прыгающую диафрагму; диафрагма полностью открыта при фокусировке и закрывается до рабочего значения только при нажатии на спусковую кнопку. Известны объективы, у которых точка фокусировки зависит от диафрагмы — в этом случае логично фокусироваться при рабочем значении. В данной камере используется нечто третье. Вероятная причина такого поведения — фиксированная выдержка электронного затвора при просмотре. Галерея

Миниатюра
Фрагмент
фото
фото
Модуль S10; ISO 200; F=5 мм; F:6,5; 1/350 с
фото
фото
Модуль S10; ISO 200; F=15 мм; F:4,4; 1/1000 с
фото
фото
Модуль А12; ISO 200; F=33 мм; F:3,5; 1/570 с
фото
фото
Модуль А12; ISO 200; F=33 мм; F:7,1; 1/164 с
фото
фото
Модуль А12; ISO 200; F=33 мм; F:10; 1/48 с
фото
фото
Модуль А12; ISO 200; F=33 мм; F:6,3; 1/97 с
фото
фото
Модуль А12; ISO 200; F=33 мм; F:9; 1/640 с
фото
фото
Модуль S10; ISO 200; F=5 мм; F:6,5; 1/350 с
фото
фото
Модуль А12; ISO 100; F=12 мм; F:8,6; 1 с
фото
фото
Модуль А12; ISO 200; F=33 мм; F:5; 1/3 с
фото
фото
Модуль А12; ISO 3200; F=33 мм; F:3,5; 1/90 с
P. S.

В общем, новая концепция показала, что качественно она не уступает старым при решении аналогичных задач. Однако для того, чтобы завоевать мир, новой концепции надо предложить нечто невиданное ранее. Пока в этом направлении сделано мало, потому что вышедшие за последние годы модули расширяют функциональность данной конкретной системы, но не выводят ее за рамки того, что имеют другие камеры.

В рамках развития модульной системы можно было бы реализовать, например, модуль, снимающий в ИК-диапазоне. И сделать сменный корпус, который бы не имел органов управления и ЖК-экрана, зато имел бы шнур для подсоединения к компьютеру и полностью управлялся от него.

Редакция благодарит интернет-магазин SmartPhoto.ru за предоставленный на тестирование фотоаппарат



13 января 2011 Г.

Ricoh GXR

Ricoh GXR

. , . , . , . , , , . , .

, , . — , , . , — , , , Leica X1. , Fujifilm FinePix X100 . , , , . — Sony NEX-3 . , .

Ricoh GXR , , , -. 4 :


A12 50 F2,5 Macro
33
23,6×15,7
12,3
A12 28 F2,5
18,3
S10 24—72 F2,5—4,4 VC
5,1—15,3
7,60×5,70
10
P10 28—300 F3,5—5,6 VC
4,9—52,5
6,16×4,62
10

3:2, — 4:3. 4:3 12,3 , 10,7 . A12 50 F2,5 Macro S10 24—72 F2,5—4,4 VC.


.


-.



3,6 1700 ·, SD/SDHC. — . , .



: USB, , HDMI. USB ( , , USB ).

, , , GF-1, GV-1 GV-2, VF-2, CA-1. 2 , . , , , , .

S10 24—72 , Panasonic Canon. - 1:1,7 10 11 7 3- 5,1 15,3 1:2,5 1:4,4. — ISO 100 ISO 3200. 3648×2736 JPEG RAW (DNG). , 640×480.


.

, , 12 50 - 23,6×15,7 12,3 , , 9 8 , 33 . 1:2,5. . . — ISO 200 ISO 3200. 4288×2848 JPEG RAW (DNG). — 1280×720, 24 .


. — . .

, — , Canon EOS 1000D Canon Power Shot A650IS.

, - . , (, , Ricoh ). , , , .

, Ricoh? . , , . 3″ -, 920 000 .

: , 9 , — . . . , . .

«»

« »

«»

,
, ,

, . (ver. 1.29) - . .

, , . , ? , . 12 50 , . , 1/1000 . , 1/1000 — , . 1/200 . . 10- . , . , , , Sigma EF-500.

, . . . . , . . ., . , . ; . , — . . — .

S10; ISO 200; F=5 ; F:6,5; 1/350
S10; ISO 200; F=15 ; F:4,4; 1/1000
12; ISO 200; F=33 ; F:3,5; 1/570
12; ISO 200; F=33 ; F:7,1; 1/164
12; ISO 200; F=33 ; F:10; 1/48
12; ISO 200; F=33 ; F:6,3; 1/97
12; ISO 200; F=33 ; F:9; 1/640
S10; ISO 200; F=5 ; F:6,5; 1/350
12; ISO 100; F=12 ; F:8,6; 1
12; ISO 200; F=33 ; F:5; 1/3
12; ISO 3200; F=33 ; F:3,5; 1/90

P. S.

, , . , , . , , , .

, , , -. , -, .