OLYMPUS Е-1 — первая камера стандарта 4/3 (Four Thirds System). Название стандарт получил от матрицы, которая по размерам равна гипотетическому видикону с внешним диаметром 4/3 дюйма. Однако в камере установлена матрица ПЗС с размером кадра 18×13,5 мм. Пока единственным производителем матриц, присоединившимся к этому стандарту, является фирма Kodak, и в данной камере установлена 5,1 Мп матрица KAF-5101 CE. По поводу матрицы все более или менее подробно расписано на сайте Kodak. Стандарт предусматривает и посадочные размеры объектива. Однако здесь уже ничего не ясно. Поскольку на сайте www.four-thirds.org/ приведен красивый чертежик, на котором стрелочками показаны основные измерения, но почему-то вопреки законам логики и черчения там вместо размеров написаны названия отрезков (the diameter of lens mount, the size of the image circle, the flange-focal distance, и т.д.) и указано то, что они стандартны.
Рисунок из файла www.four-thirds.org/en/pdf/FourThirdsSystem.pdf приведен на случай, если в дальнейшем он будет изменен.
Как мне объяснили в фирме Olympus, предполагается, что стандарт открыт для присоединения. Недавно было объявлено, что, кроме Olympus, Kodak и Fujifilm, к стандарту присоединились также Mitsushita Industrial Co., Ltd., (Panasonic), Sanyo и Sigma. К чему собственно они примкнули, мне так и не ясно, причины у них тоже могут быть самые разные: кто-то собирается выпускать матрицы, кто-то — объективы. Абсолютно логичной мне здесь кажется только позиция Sigma, которая выпускает объективы под очень многие стандарты, и почему бы ни включить в свою линейку еще один? Если бы Olympus не счел нужным отказаться от собственного байонета ОМ (Olympus OM-Mount) и сохранил его и на новой цифровой камере, то, вероятно, Sigma с удовольствием выпускала бы объективы и под него. А вот собирается ли Sigma отказываться от своего собственного байонета на своих цифровых камерах, это еще большой вопрос. О стандартных креплениях объективов и логике их развития я собираюсь написать в отдельной статье, здесь же только констатирую, что, решив возобновить выпуск зеркальных камер со сменной оптикой, фирма отказалась от стандарта ОМ и использовала новый, который на сегодняшний день поддерживается единственной камерой, которую мы и рассматриваем – Olympus E-1. Стандарт, кроме того, предусматривает и протокол общения объектива с камерой. Про него мне тоже ничего не известно, однако потенциально он очень революционный, поскольку все управление объективов осуществляется посредством моторов. Фокусировочное кольцо на объективе не перемещает механически линзы, а передает информацию камере, а камера дает команды мотору. Аналогично чисто электрически устанавливается и диафрагма. Система является полным антиподом системы Pentax, в которой и управление диафрагмой, и фокусировка осуществляются через механические сопряжения камеры и объектива. Электрическое управление фокусировкой очень непривычно, однако потенциально позволяет вводить поправки на величину диафрагмы. Так, если ручная фокусировка осуществляется при полностью открытой диафрагме, когда доля краевых лучей, несколько сильнее преломляющихся объективом, является доминирующей, а при закрытой диафрагме изображение формируется только центральными лучами и точка фокусировки смещается, как, например, у такого известного объектива как Sonnar 50/1,5 (Юпитер-3), то теперь автоматика камеры могла бы это учесть и сдвинуть одновременно с закрытием диафрагмы точку фокусировки. У тех объективов, с которыми тестировалась камера, видимо, этот эффект либо отсутствует, либо автоматика пока не реализует потенциально заложенные в нее возможности. В этой камере много систем, призванных компенсировать несовершенство оптики. Так, есть электронный фильтр, корректирующий падение яркости изображения к краям кадра при съемке широкоугольными объективами. Однако опять же с теми объективами, с которыми мне пришлось тестировать, эффективность этой системы была не очень высокой, т.е. результат действия фильтра скорее угадывается, чем реально существует. Осмотр с поверхности
По внешнему виду и габаритам камера практически не отличается от других цифровых зеркалок: 141×104×81 мм, вес без батарей 660 г.
Матрица размером 18×13,5 мм имеет активную зону 17,4×13,1 мм. В результате получается кадр размером 2560×1920 с размером чувствительных элементов 6,8×6,8 мкм, перед которыми размещены красный, зеленый и синий фильтры. В камере впервые применена оригинальная система очистки матрицы от пыли: «Supersonic Wave Filter». Система заставляет матрицу вибрировать, и таким образом стряхивать с нее пыль, которая прилипает к несохнущему клею на границе матрицы. Система очистки запускается при каждом включении камеры и может быть запущена и из меню.
Общение с компьютером осуществляется через USB 2,0 или FireWire IEEE 1394. Соединение с компьютером через оба интерфейса показали практически одинаковые результаты, 2 Мб/с, что раза в три больше, чем через USB 1, но раза в два меньше, чем позволяют получить специализированные устройства для чтения карт памяти.
Камера подсоединена к компьютеру через IEEE 1394
Камера подсоединена к компьютеру через USB 2.0
Скорость чтения/записи карты Apacer Photo STENO Pro через
512 Data FAB FireWire MD1-II-FV PCMCIA Card Reader
Скорость чтения/записи карты Apacer Photo STENO Pro через Apacer Internal USB 2.0
Удивительно, но в этой камере используются только карты памяти Compact Flash, и Olympus не воспользовался возможностью продвигать свой собственный стандарт карт памяти, xD. На питание камеры используется Li-ионный аккумулятор BLM-1 (1500 мА·ч), по габаритам абсолютно аналогичный аккумуляторам других цифровых зеркалок, однако, естественно, без малейшего намека на совместимость контактных групп.
Камера позиционируется как профессиональная, и это подчеркивается многими мелочами. Так, нет встроенной вспышки; баланс белого выставляется не по типу, а по цветовой температуре источника (в градусах Кельвина, от 3000 до 7500 К); заслонка, предотвращающая паразитную засветку через видоискатель, встроена в камеру, а не выполнена в виде внешней крышки, как у, например, Canon; нет любительских функций типа портрет, ландшафт и т.д. Автоматический баланс белого осуществляется комбинированной системой, оценивающей, как сигнал с внешнего датчика, расположенного на корпусе, так и информацию, получаемую с матрицы. Камера допускает смену фокусировочных экранов. Хотя это и первая камера в этом стандарте, система получилась достаточно законченной, все реально необходимые аксессуары и объективы доступны. Это ZUIKO DIGITAL ED 50 мм; ZUIKO DIGITAL E 14-54 мм; ZUIKO DIGITAL E 11-22 мм; ZUIKO DIGITAL ED 50-200 мм, ZUIKO DIGITALED 300 мм; и телеконвертер EC 1,4х.
На снимке телеконвертер EC 1,4х, можно детально рассмотреть конструкцию байонета.
Кроме того, анонсирован переходник на объективы серии ОМ. Для практической работы этого более чем достаточно, но возможность выбора существенно меньше, чем у других зеркалок, где фактически существуют всегда несколько объективов со схожими фокусными расстояниями.
Новая линейка объективов не опозорила легендарную марку ZUIKO. Характеристики объективов, включая MTF (ЧКХ), приведены в файлах в формате pdf: 14-54 мм, 50 мм, 300 мм, 50-200 мм. В макрообъектив я готов просто влюбиться. Перемещение объектива таково, что необходимости в удлинительных кольцах практически никогда не возникнет. 35мм кадр можно переснять один к одному, используя камеру как пленочный сканер. Индекс экспозиции камеры изменяется от ISO 100 до ISO 800, в режиме ISO BOOST возможна установка чувствительности ISO 1600 и ISO 3200. Как видно из приведенной таблицы шумов, последний режим стоит использовать только в случае крайней нужды. В камере предусмотрены 2 системы шумоподавления: Noise Filter и Noise Reduction.
Отсутствие встроенной вспышки компенсируется наличием высококлассной согласованной с камерой вспышки FL-50.
МенюВ комплекте две программы: Olympus Viewer и Olympus Studio. Первая полностью рабочая, а вторая, к сожалению, — 30-дневная полностью функциональная демонстрационная версия.
Olympus Viewer
Olympus Studio
Тесты
Разрешение
Справа центр, слева край кадра. Изображение при верстке увеличено вдвое. Объектив 50 мм, ISO-100, F:2, 1/80 с. Баланс белого — 3600К, мира освещена галогенной лампой накаливания.
Спектральные характеристики
Тестовые таблицы Kodak
Объектив 50 мм, ISO-100, F:2, 1/80 с, Баланс белого — 3600 К, мира освещена галогенной лампой накаливания.
Эта таблица получена из RAW файлов с коррекцией баланса белого и экспозиции +1EV.
Любопытно, что две части одной программы по-разному отображают цветовую температуру, при которой был сделан снимок:
Olympus Viewer
RAW Development
Шумы
Сравниваются шумы камер Canon 300D, D60, Pentax *istD, OLYMPUS E1, соответственно, построенных на 6 Мп КМОП матрице Canon,6 Мп ПЗС Sony ICX413 AQ и 5 Мп ПЗС Kodak KAF-5101CE. Изображение при верстке увеличено вдвое.
Ниже в таблице приведены средние значения яркости и стандартного отклонения.
EOS 300D (P2) | EOS D60 | Pentax *istD | OLYMPUS E1 | |||||
ISO | ||||||||
3200 | 113 | 5,45 | 104 | 7,78 | ||||
112 | 7,8 | 112 | 11,95 | |||||
115 | 5,76 | 104 | 9,79 | |||||
106 | 13,61 | 88 | 26,39 | |||||
1600 | 118 | 4,35 | - | - | 106 | 3,25 | 104 | 4,18 |
128 | 4,89 | - | - | 105 | 4,41 | 112 | 6,72 | |
116 | 4,84 | - | - | 107 | 3,68 | 104 | 5,49 | |
97 | 7,18 | - | - | 100 | 8,13 | 89 | 13,78 | |
1000 | - | - | 112 | 3,32 | ||||
- | - | 120 | 4,38 | |||||
- | - | 111 | 4,13 | |||||
- | - | 97 | 5,98 | |||||
800 | 116 | 3,16 | 113 | 2,73 | 102 | 1,76 | 119 | 2,52 |
126 | 3,85 | 122 | 3,65 | 102 | 2,62 | 128 | 4,12 | |
114 | 3,51 | 111 | 3,21 | 103 | 2,02 | 117 | 3,41 | |
97 | 4,90 | 98 | 5,25 | 100 | 4,01 | 101 | 7,36 | |
400 | 114 | 1,86 | 117 | 1,81 | 105 | 1,08 | 121 | 2,23 |
126 | 2,43 | 126 | 2,14 | 104 | 1,88 | 130 | 3,07 | |
111 | 2,18 | 115 | 2,18 | 107 | 1,27 | 119 | 2,67 | |
93 | 3,20 | 102 | 2,97 | 101 | 2,78 | 102 | 4,60 | |
200 | 115 | 1,27 | 116 | 1,45 | 108 | 0,87 | 106 | 1,65 |
128 | 1,52 | 125 | 1,70 | 108 | 1,08 | 113 | 2,44 | |
112 | 1,64 | 114 | 1,73 | 109 | 0,99 | 104 | 2,14 | |
94 | 2,50 | 100 | 2,27 | 104 | 1,59 | 91 | 3,55 | |
100 | 117 | 1,02 | 114 | 1,14 | 108 | 1,30 | ||
130 | 1,40 | 124 | 1,26 | 116 | 2,08 | |||
115 | 1,28 | 111 | 1,30 | 106 | 1,71 | |||
98 | 1,45 | 99 | 1,75 | 94 | 2,78 |
Миниатюра | Фрагмент |
ZUIKO DIGITAL E 14-54 мм. F=14 мм, F:8, 1/100 с, ISO-100. | |
ZUIKO DIGITAL E 14-54 мм+телеконвертер EC 1,4х. F=76 мм, F:7,1, 1/200 с, ISO-800 | |
ZUIKO DIGITAL ED 50 мм. F=50 мм, F:8, 1/100 с, ISO-400 | |
Пересъемка диапозитива. ZUIKO DIGITAL ED 50 мм. F=50 мм, F:5,6, 1/30 с, ISO-100. | |
ZUIKO DIGITAL ED 50 мм. F=50 мм, F:2, 1/100 с, ISO-100, вспышка. |
Еще одна зеркальная камера для тех, кто при выборе не должен оглядываться на имеющиеся объективы для пленочных камер. С чуть меньшей, чем у конкурентов, матрицей, как по размеру, так и по количеству пикселей и относительно высоким уровнем шумов при повышенной чувствительности. Конструкция камеры не уступает другим камерам этого класса и имеет полностью электрическое управление объективом. Это решение имеет как свои плюсы, так и минусы, и выбор, на мой взгляд, в первую очередь, будет определяться ценой, по которой зеркальные камеры будут продаваться.