Переходный период, вероятно, продлится довольно долго. Цифровые камеры могут уже почти все, что нужно фотографу, а пленочные — еще. Можно сказать, что сейчас у нас эпоха мирного сосуществования двух систем. Общим элементом являются объективы. В 2004 году, наконец, почти все старые сменные объективы получили по цифровой камере, в которую их можно вкрутить. Еще с довоенных времен сложилось, что даже один объектив может быть дороже камеры. А уж система из нескольких объективов, скажем, к Leica, Contax, да, в общем, ко всем известным камерам, превосходит стоимость камеры в десятки раз. Одними из последних получили современную цифровую камеру обладатели объективов Minolta AF. Фирма одной из первых сделала цифровую зеркалку RD175. Потом была еще одна камера Dimage RD 3000 со сдвоенной матрицей, и потом долгая пауза. Сейчас большинство ранее выпущенных объективов могут использоваться с цифровыми камерами с матрицей, имеющей более 6 млн чувствительных элементов и размером, большим, чем 21×15 мм. Это, конечно, немного меньше, чем стандартный кадр на 35 мм пленке, 24×36, но он как раз близко к стандарту кадра в камерах системы APS(Advanced Photo System) — 23,4×16,7. Можно сказать, что основная роль появления в 90х годах стандарта APS была в подготовке психологии фотографов и производственных мощностей к переходу на цифровые камеры. Несмотря на заоблачные цены, для широкопленочных камер матриц размером 6×6 см так не появилось, и в основном доминируют камеры с размером матрицы 36×48 мм. В этом смысле для среднеформатных камер роль APS сыграл формат 4,5×6 см. Так, симптоматично, что фирма Hasselblad впервые в своей истории отказалась от камер формата 6х6 и выпустила камеру H1 рассчитанную только на 6×4,5 см. Конечно, и в старой камере Hasselblad можно было поставить кассеты с форматом 6×4,5, но это был уже уменьшенный размер, по сравнению с максимально возможным. Зато с новой камерой прекрасно стыкуются цифровые задники самых разных производителей и не создается впечатления, что вы лишились всех широкоугольных объективов.
Таким образом, что мы имеем на сегодняшний день. В наилучшем положении объективы фирмы Nikon. Для них выпускаются камеры четырьмя производителями, в которых используются почти все известные на сегодня типы матриц. Это собственно сам Nikon с его камерами D70, D100, в которых используется ПЗС матрица Sony; D2H, для которых матрицы производит сам Nikon по технологии JFET; Fujifilm с его камерами и собственной матрицей; камеры Kodak, опять же с собственными матрицами, и наконец, камера для научных и студийных съемок HANVISION HVDUO3-10M с матрицей Foveon. Последняя не является зеркальной камерой, это матрица в одной коробке с байонетом Nikon. В роли видоискателя выступает сама матрица, а рассматривать изображение вы можете, например, на экране компьютера. Для объективов Canon камеры выпускает сам Canon и Kodak. Причем, Canon, учитывая, что матрица меньше, чем кадр на пленке, и поэтому зеркало можно сделать меньше, ввел в камерах 300D и 20D очередной стандарт байонета для своих камер, который позволяет заглубить объектив внутрь камеры. Pentax выпустил уже вторую камеру для своих объективов, Sigma тоже. Contax также выпускает камеру, во всяком случае, в теории, потому что в руках я ее не держал, и вот, наконец, KONICA MINOLTA DYNAX 7D. Своей матрицей она ничем не отличается от аналогичных по классу конкурентов. Но зато в ней реализовано революционное решение по компенсации дрожания камеры за счет перемещения матрицы.
В камере имеется гироскоп, и матрица перемещается, пытаясь скомпенсировать подвижки камеры. Реально это дает возможность примерно вдвое увеличить выдержку, при которой снимки с рук получаются без смаза. Объективы с гироскопом и стабилизацией существуют уже довольно давно. Но, во-первых, стабилизация в объективе осуществляется за счет введения дополнительного оптического элемента, а во-вторых, это устройство надо было бы встраивать в каждый объектив, что делает их существенно дороже, сложнее и жестко привязывает к одной определенной системе обмена информацией между камерой и объективом. Система же с подвижкой матрицы универсальна, может работать практически почти с любым установленным на камеру объективом, так что можно предположить, что начинания KONICA MINOLTA в будущем будут подхвачены и другими производителями. И уж коль скоро матрица стала подвижной, то разумно будет и систему фокусировки сделать перемещением матрицы, а не объектива, что даст нам возможность сделать автофокусным практически любой объектив.
Итак, все системы автофокусных объективов получили по своей камере. А как же старые не автофокусные объективы? Объективы с резьбой М42 могут быть через соответствующий переходник установлены в камеры Canon, Pentax и Minolta. Камеры Canon практически могут использоваться со всеми объективами с резьбой М42. Переходник Minolta оказывается менее универсальным, некоторые объективы без прикосновения к ним напильника работать с камерой не будут. Объективы Canon FD имеют самый короткий рабочий отрезок из всех зеркальных камер и могут быть установлены теоретически только на единственную пока дальномерную цифровую камеру, причем наводить на резкость их придется по шкале дистанций. Возможно их использование с зеркальными камерами для макросъемки.
Впрочем, несмотря на то, что старые стандарты, казалось бы, всех удовлетворяют, Olympus решил создать новый стандарт — 4/3 — и сделал автофокусные зеркальные камеры Olympus E-1 и E-300. Вроде бы с этими камерами можно использовать и классические объективы Olympus серии OM. Но матрица в новом стандарте существенно меньше APS, что делает ее использование со старыми объективами малопривлекательным.
Разработка новых пленочных камер практически прекратилась. Возможности существующих аппаратов удовлетворяют сегодняшним и, вероятно, завтрашним требованиям. Последние разработки аппаратов классической схемы относятся к гибридным моделям, способным сейчас или в будущем работать и с пленкой и с цифрой. Все это относится в первую очередь к среднеформатным камерам, где пленка еще очень не скоро окончательно сдаст свои позиции. К подобным камерам относится вышеупомянутый Hasselblad H1 и камера Fujifilm GX680. В случае среднеформатных камер нет необходимости разработчикам цифровых камер самим думать, с какими объективами они будут работать. Классические среднеформатные камеры давно используют сменные задники для самых разных типов пленки. Теперь ряд фирм выпускает цифровые задники, которые стыкуются ко всем, наиболее известным среднеформатным камерам, и таким образом, среднеформатные объективы также получили по своей цифровой камере.
По-прежнему, самая плохая ситуация у объективов для дальномерных камер. Но, наконец, и они получили свою камеру EPSON R-D1 с байонетом М, в который через переходник могут устанавливаться объективы с резьбой М39. Свой посильный вклад в деле приобщения старой оптики к цифре внесли и мы, сделав собственную камеру с резьбой М39 и рабочим отрезком 28,8 мм.
Наш вклад в дело приобщения старой оптики к цифре. Камера с резьбой М39 и рабочим отрезком 28,8 мм
Камера | Матрица | Крепление объектива | рабочий отрезок | Дата анонса |
Canon EOS-1Ds Mark II | Canon, КМОП | Canon EOS EF | 44 мм | сентябрь 2004 |
Canon EOS-1D Mark II | Canon, КМОП 28,7×19,1 8,2 Мп | Canon EOS EF | 44 мм | январь 2004 |
Canon EOS 20D | Canon, КМОП 22,5×15,0 8,2 Мп | Canon EOS EF-S | 44 мм | август 2004 |
Canon EOS 300D | Canon, КМОП 22,7×15,1 6,3 Мп | Canon EOS EF-S | 44 мм | август 2003 |
Kodak DCS SLR/c | Kodak КМОП 36×24 мм 13,5 Мп | Canon EOS EF | 44 мм | март 2004 |
Nikon D2X | КМОП 23,7×15,7 12,2 Мп | Nikon F | 46,5 мм | сентябрь 2004 |
Nikon D70 | Sony ПЗС 23,7×15,5 6 Мп | Nikon F | 46,5 мм | январь 2004 |
HANVISION HVDUO3-10M | Foveon X3 КМОП 3,4 Мп (10,6 Мп) 22,68×13,79 мм | Nikon F | 46,5 мм | ноябрь 2003 |
Nikon D2H | Nikon JFET (Junction Field Effect Transistor) LBCAST (Lateral Buried Charge Accumulator and Sensing Transistor array) технология близкая к КМОП 23,7×15,5 4 Мп | Nikon F | 46,5 мм | июль 2003 |
Kodak DCS SLR/n | Kodak КМОП 36×24 мм 13,5 Мп | Nikon F | 46,5 мм | февраль 2004 |
Fujifilm FinePix S3 Pro | Fujifilm SuperCCD IV SR ПЗС 23×15,5 6,1 Мп (12,3 Мп) Чувствительные элементы двух размеров для расширения динамического диапазона) | Nikon F | 46,5 мм | февраль 2004 |
Pentax *ist DS | Sony ПЗС 23,7× 5,5 6 Мп | Pentax KAF2, KAF, KA | 45,5 мм | сентябрь 2004 |
Pentax *ist D | Sony ПЗС 23,7×15,5 6 Мп | Pentax KAF2, KAF, KA | 45,5 мм | февраль 2003 |
KONICA MINOLTA DINAX 7D | Sony? | Minolta AF | 44,5 | сентябрь 2004 |
Sigma SD10 | Foveon X3 КМОП 3,4 Мп (10,6 Мп) датчики для 3 цветов на каждый пиксель изображения 20,7×13,8 мм | Sigma SA | 44 мм | октябрь 2003 |
Contax N Digital | Philips? ПЗС 36×24 6 Мп | Contax N | 45,5 мм | июль 2000 |
Epson R-D1 | Sony? ПЗС 23,7×15,5 6 Мп | Leica M | 27,95 | март 2004 |
Olympus E-300 | Kodak ПЗС 18,0×13,5 мм (4/3″) 8 Мп | 4/3 System Lens Mount | ? | сентябрь 2004 |
Mamiya ZD | ПЗС 48×36 мм 22 Мп | 645AF | 63,3 | сентябрь 2004 |
Задник | Матрица | Камеры | Дата анонса | |
Fuji Photo Film | Fujifilm ПЗС 52×37 мм 20 Мп | Fuji GX680 | декабрь 2003 | |
SINARBACK 54M | Kodak KAF-22000CE ПЗС 49,0×36,7 22 Мп | Sinar м., Sinar p3, Sinar Адаптер, Hasselblad V-система и Fuji GX 680 | сентябрь 2002 | |
PHASE ONE P25 | ПЗС 48,9×36,7 мм 22 Мп | Hasselblad: 555ELD, 553 ELX, 503 CW, 501 CM, H1 Mamiya: RZ67, 645AFD Contax: 645AF | январь 2004 | |
imacon Ixpress 528C | 36,9×49 мм 22 Мп | Hasselblad CM, CW, ELD, ELX and H1. Mamiya 645 Pro, 645 AFD, RB and RZ 67. Contax 645 AF. Fuji GX680 I, II, III. Rollei 600X and AF. | февраль 2004 | |
Creo Leaf Aptus 22 | 48×36 мм 22 Мп | Hasselblad: H1 and V series Mamiya: 645AFD, RZ67, RB67 Contax: 645AFD Fuji GX680 Bronica SQA/ETRS | сентябрь 2004 | |
Mamiya ZD Back: | ПЗС 48×36 мм 22 Мп | Mamiya 645AFD & Mamiya RZ67Pro-IID | сентябрь 2004 |
Чтобы можно было создать переходник с одной системы крепления объективов на другую, для работы во всем диапазоне дистанций до объекта, надо как минимум, чтобы рабочий отрезок крепления камеры был короче рабочего отрезка крепления объектива.
Крепление | Рабочий отрезок |
Leica M | 27,95 |
L39 | 28,8 |
Contax G1 | 29 |
Canon R/FL/FD | 42 |
Minolta MD | 43,7 |
Canon AF | 44 |
Sigma SA | 44 |
Minolta AF | 44,5 |
М39 (Зенит) | 45,2 |
M42 | 45,5 |
К | 45,5 |
Contax/Yashica | 45,5 |
Olympus OM | 46 |
Nikon F | 46,5 |
Н (Киев) | 46,5 |
Leica R | 47 |
T2 | 55 |
Mamiya 645 | 63,3 |
Pentax 645 | 70,87 |
Б (Киев 6) | 74,1 |
Pentacon 6 | 74,1 |
Hasselblad 500/2000 | 74,9 |
В (Салют) | 82,1 |
Hasselblad | 82,1 |
Pentax 6x7 | 84,95 |
Bronica S2A | 101,7 |
Mamiya RZ | 105 |
Mamiya RB | 112 |
Важной вехой в истории фотографии стал выпуск первой камеры с керамической оптикой Сasio EX-S100. Оптика изготовлена фирмой Murata Manufacturing Co., Ltd. по заказу Casio. Керамическая оптика имеет очень высокий показатель преломления — 2,08. Это позволило получить линзы с меньшей кривизной поверхности при равном со стеклянными линзами фокусном расстоянии. Это в свою очередь позволило сделать объективы более компактными.
Первая камера с керамической оптикой — CASIO EXILIM EX-S100
Оптика очень консервативна, что-то принципиально новое придумать трудно. Однако в этом году кроме керамической оптики появился и второй после EF 400mm f/4 DO IS USM объектив Canon EF70-300mm f/4.5-5.6 DO IS USM, использующий как классическую сферическую оптику, так и дифракционный оптический элемент (DO). По заявлению фирмы: «Применение нового трёхслойного оптического элемента (DO) позволило существенно уменьшить длину и вес системы в целом, а также увеличить преломляющую способность каждой линзы и сократить расстояние между элементами. Хроматические аберрации, обычно неизбежные для компактных объективов, удаётся скорректировать за счёт переднего расположения трёхслойной линзы DO». Рискну предположить, что под названием DO скрывается вариант линзы Френеля.
Еще одной, на мой взгляд, интересной тенденцией стало все большее и большее использование программного исправления аберраций. Причем для некоторых их видов типа дисторсии этот путь может оказаться более перспективным, чем их оптическое устранение. Сейчас это в основном делается на компьютере, но в будущем, возможно, соответствующее программное обеспечение будет встраиваться прямо в камеры. В любом случае, цифровая фотография прошла эпоху, когда ее основная ценность, как и одноступенчатого процесса Polaroid, была мгновенность и отсутствие дополнительной обработки. Теперь и в цифровой фотографии предполагается, что обработка — процесс абсолютно необходимый опытному фотографу, и фирма Adobe даже ввела понятие цифровой негатив DNG. Практически цифровой негатив — это прямая запись сигнала с матрицы, попытка унифицировать для архивного хранения информацию, содержащуюся в RAW файлах. И фотограф, как раньше подбирая проявители, так и теперь подбирая программы шумоподавления и исправления аберраций, может добиться оптимального для себя результата, не сетуя на то, что в магазине опять, кроме проявителя №2, ничего нет.
Заметным явлением, которое набрало сил, стало появление универсальных лабораторий, печатающих на фотобумаге с цифровых камер. Найдено универсальное решение для любых фотографов. Практически теперь не важно, какая у вас камера, цифровая или пленочная. Вы приходите в лабораторию, если у вас пленка, ее проявляют, сканируют и печатают, если цифра, то печатают сразу, засвечивая фотобумагу построчно светодиодами. Гигантские мощности производств фотобумаги нашли себе применение в цифровую эру и производителей не волнует, какой камерой вы снимаете — спрос на фотобумагу в ближайшее время обеспечен.
Общая тенденция развития крупносерийной высокотехнологичной аппаратуры наложила свой отпечаток и на цифровые мыльницы, которые стали такими же близнецами, как компьютеры. Появились десятки одинаковых камер с разными названиями. И разброс в рамках одной партии может быть сравним с разбросом между всеми камерами данного класса, выпускаемыми самыми разными производителями. Итак, если совсем кратко
С точки зрения конструктора, в техническом плане два заметных события: керамическая оптика и плавающая подвеска матрицы в камере со сменной оптикой.
С точки зрения технолога, антагонизма между цифровой и пленочной фотографией не возникло, наметился плавный переход с максимальным использованием имеющегося оборудования; заводы по производству фотобумаги и объективов обеспечены заказами до их физического износа.
С точки зрения продавца, техническими характеристиками никого уже не проймешь, для большинства они уже сейчас более чем удовлетворительные. Поэтому главное — это броское название, звонкий слоган и большие деньги, вложенные в рекламу.
С точки зрения покупателя, как в свое время при переходе на узкую пленку, самым важным стало не высочайшее качество фотопластинок, которое оказалось невостребованным, а удобство использования. Лучше та камера, которая является продолжением ваших рук, которую удобно держать и которой вам приятно снимать. В классе цифровых мыльниц технические характеристики явно превосходят потребности любителей печатать открытки размером 10×15 см, а унификация элементов делает камеры похожими одна на другую. И возможность подбирать камеру по рукам сегодня реально есть только у профессиональных фотографов, дорогие камеры пока еще как-то отличатся друг от друга, а всем остальным уготованы камеры-близнецы. Впрочем, мы же не жалуемся, что все ложки одинаковы. Да, к счастью, и в низшем ценовом диапазоне сложился не один, а три или четыре типа фотоаппаратов.