Камера Casio QV 2800
Двухмегапиксельная камера Casio QV 2800 появилась несколько позже 3000-ной модели. И у многих возник вопрос, что выбрать, 3000, 2800 или 2300? С QV 2300 все более-менее понятно, это 2-мегапиксельная матрица, чьи функциональные и оптические возможности примерно соответствуют 3000-ной, однако размер кадра у нее, естественно, меньше. Аргументом за нее может быть только привычка работать с экраном, поворачивающимся относительно объектива. Что касается камер QV3000 и QV2800, то если первая — это камера общего назначения, то вторую можно назвать камерой специального назначения. Это означает, что существуют задачи, с которыми 2800 справится лучше, несмотря на меньшую матрицу.
Что объединяет:
Чувствительность у камер одинаковая. Обе камеры являются универсальными устройствами чтения карт памяти CF через USB. Возможность управления от компьютера через последовательный порт, но это достижение не фирмы Casio, а «вольных программистов». И, конечно, производитель матриц — фирма Sony, только в одном случае это ICX 252AQ, а в другом ICX 284AQA. Соответственно, и фильтры перед чувствительными элементами: зеленый, синий и красный. Как они расположены, можно, хоть и с трудом, различить на нашем снимке матрицы ICX 252.
В чем различия:
Прежде всего, в возможностях и стиле съемки. Приемы работы с камерой в значительной степени определяются видоискателем. У Casio QV2800 на все случаи жизни только один ЖК экран. Он используется и как видоискатель, и для вывода всей информации. Дополнительного ЖКИ для служебной информации у этой камеры нет. На стиль работы оказывает влияние и крепление камеры к штативу. У данной модели, на мой взгляд, крепление к штативу выполнено не самым удачным образом. Во-первых, крепится экран, а не объектив, а во-вторых, если воспользоваться стандартным башмаком для быстрой установки на штатив, то возможность поворачивать объектив относительно экрана становится ограниченной, и есть две возможности закрепить камеру на штативе.
Часто задают вопрос, насколько нужен оптический видоискатель. Ответ простой: бывают случаи, когда он очень удобен. Так, оптический видоискатель удобен при оперативной съемке в солнечную погоду, или когда надо экономить элементы питания. Применение двух видоискателей в одной камере началось задолго до эры цифровых камер. Многие среднеформатные камеры с шахтным видоискателем оснащены дополнительно и рамочным. Например, Любитель, Mamiya и т. д. Аналогия между шахтой и ЖК экраном, на мой взгляд, почти полная и причины, по которым устанавливают дополнительный видоискатель, тоже совпадают. Для оперативной съемки зачастую достаточно понять, что же помещается в кадре, и для этого хватает просто прицела, состоящего из дырки и рамки: через дырку мы смотрим, а рамка ограничивает поле зрения. В зависимости от фокусного расстояния объектива используются разные ограничительные рамки.
Шахтный и рамочные видоискатели с ограничительными рамками для объективов с разным фокусным расстоянием.
В отличие от цифровых камер, родившихся в эпоху объективов с переменным фокусным расстоянием, обычные камеры шли к такому объективу долго и поэтапно. Изначально одного объектива вполне хватало, поскольку у фотопластинки такой запас качества, что без проблем можно вырезать и увеличить при печати даже маленький фрагмент кадра. (Если говорить в современных терминах, то в 30-годы выпускались 100-мегапиксельные фотопластинки Агфаколор). Переход к малоформатным камерам заставил фотографов максимально использовать для композиции всю площадь кадра. Появились сменные объективы и сменные видоискатели. Больше объективов — больше вес, и все тяжелее дойти до оптимальной точки съемки. Многие великие фотографы всю жизнь снимали с одним объективом в 50 мм и считали, что лучше подойти или наоборот отойти, и качество получится выше. Объектив с переменным фокусным расстоянием жизненно необходим только при съемке футбола, поскольку на поле фотографов не пускают ;-)). Камеры с 5ти-кратным изменением фокусного расстояния, как правило, не имеют оптического видоискателя, поскольку он становится очень сложным и дорогим (представьте себе, какое количество рамок к спортивному видоискателю вам пришлось бы иметь, чтобы перекрыть этот диапазон изменения фокусного расстояния объектива). Если оптический видоискатель все же необходим, то камеры делают по зеркальной схеме. Здесь еще раз отмечу, что вопрос о праве на существование цифровых зеркалок является, на мой взгляд, достаточно спорным, поскольку те задачи, которые решает зеркальный видоискатель пленочной камеры, полностью реализуются ЖК экраном, а в цифровой камере оптический видоискатель никаких дополнительных удобств, кроме экономии энергии, не дает.
Что еще есть у 2800, чего нет у 3000? Синхроконтакт для подключения внешней вспышки (у 3000 внешняя вспышка может быть синхронизована только по световому импульсу), пульт в комплекте, резьба М43 под светофильтры и оптические насадки, встроенный таймер для съемки в заданное время.
Про пульт и возможность управления камерой от компьютера я уже подробно писал в отдельной статье. Еще раз замечу, что в отличие от QV3000, рассматриваемая камера позволяет делать отдельные снимки по команде компьютера и перекачивать изображение после каждого снимка при любом фокусном расстоянии объектива.
Присутствие резьбы, хоть и не очень стандартной, М43, существенно расширяет возможности камеры. Используя афокальные насадки, вы можете еще раза в два увеличить и так не маленький диапазон изменения фокусного расстояния. На приведенных фотографиях можно оценить изменение масштабов изображения при съемке этой камерой.
|
|
|
f=6×0,65=3,9мм |
|
|
|
f=47×1,5=70,5мм |
Миниатюры кадров, снятых с одной точки.
|
|
|
f=6×0,65=3,9мм |
|
|
|
f=47×1,5=70,5мм |
Таким образом, если вы можете подойти к объекту на оптимальное расстояние, то 3-мегапиксельная камера, безусловно, даст лучшее качество фотографий, однако если такой возможности не дано, то родной объектив и 2-мегапиксельная матрица дадут существенно лучшее качество, чем вырезание части кадра или использование афокальных насадок при съемке 3-мегапиксельной камерой. Впрочем, следует заметить, что при максимальном фокусном расстоянии объектива и у этой камеры на краях кадра заметны хроматические аберрации.
Отличается также и способ управления камерой — кнопки и организация меню (в целом, это вопрос вкуса и привычки, так, вызов ручной установки диафрагмы и выдержки удобнее у 2800, а переход на ручную фокусировку — у 3000). Меню у QV 2800 не перестало быть столь же красивым, как у QV3000.
Выбор режимов при съемке и воспроизведении и настройка отдельных функций.
Но зато стало, на мой взгляд, более функциональным, поскольку если вам надо просто установить выдержку и диафрагму, то вы делаете это, минуя все дизайнерские навороты разработчиков камеры. Если же вы хотите воспользоваться одним из 30 специальных режимов (SCENE), то вам красочно объяснят, как им пользоваться, и что он позволяет. Кажется, что предустановки есть на все случаи жизни, однако вы можете создать и свои собственные в дополнение к ним. Так, например, при съемке парного портрета камера выступает в роли режиссера и показывает на экране, где должны находиться ваши персонажи.
|
|
|
|
|
|
С информацией о параметрах съемки при просмотре фотографий тоже наблюдается явный прогресс. Теперь вы можете видеть, в каком режиме и при каких значениях выдержки и диафрагмы, балансе белого и способе замера экспозиции сделан кадр.
А вот с переключением режима фокусировки, на мой взгляд, произошло досадное недоразумение. У QV 3000 при нажатии на кнопку происходит перебор режимов в следующем порядке: автомат, ручная фокусировка, бесконечность, макросъемка, а у QV 2800 все наоборот: автомат, макросъемка, бесконечность, ручная фокусировка. Казалось бы, пустяк, однако вы лишаетесь возможности зафиксировать фокусировку, выбранную автоматикой, поскольку переход с автоматической фокусировки на макро сбивает все автоматические установки, и, в конце концов, когда вы перейдете на ручную фокусировку, вам придется плясать от печки, а не от положения, выбранного автоматикой.
В заключение, замечу, что камера может оказаться прекрасным выбором как для съемки научных экспериментов, так и для любительской съемки в туристических поездках, когда, как в былые времена, за границей из автобуса не выпускают, и чем сильнее оптика, тем больше увидел и снял. А потом, на экране компьютера, как в «Клубе кинопутешествий», заграница — вот она, совсем близко. 2-мегапиксельной матрицы вполне хватает, чтобы печатать прекрасные фотографии открыточного формата, а у большинства обладателей мыльниц никогда и не возникало желания печатать выставочные фотографии 30×40 см. Для журналистов, работающих в газетах или интернет изданиях, качества этой камеры тоже пока достаточно.
Тесты
Чувствительность
Номинальная чувствительность матрицы ISO 80. Производилась съемка серого поля, занимающего всю площадь кадра. Полученные значения сравнивались с показаниями экспонометра камеры Canon EOS 50. Итак:
Камера |
|
|
Casio QV2800 |
|
|
Casio QV3000 |
|
|
Canon EOS 50 (ISO 80) |
|
|
Разрешение
Для наглядности изображение увеличено в два раза.
Снимки миры при разных фокусных расстояниях объектива. Кстати, о терминах. Слово мира происходит от французского mire — мушка, прицел, а в русском языке под этим термином подразумевается пластинка с нанесенным на нее рисунком в виде полос или секторов. Черный и белый штрихи считаем за два. Разрешение по центру кадра фактически не зависит от фокусного расстояния и примерно равно 0,7 штрих/пиксель. При размере кадра 1600×1200 пикселей получим, что камера способна передать 1120 вертикальных штрихов и 840 горизонтальных.
Спектральные характеристики в зависимости от экспозиции.
Съемка спектров галогенной лампы накаливания КГМ250, полученных с помощью дифракционной решетки, проводилась с разной выдержкой при диафрагме F:4,8. Как легко заметить, недодержка приводит к полной потере возможности регистрировать цвета в желтой и голубой частях спектра. Красная линия на фотографиях соответствует излучению гелий-неонового лазера ЛГН 208Б с длиной волны 632,8 нм.
Энергопотребление
|
|
Съемка. Экран в роли видоискателя |
|
Съемка. Экран в роли видоискателя + мотор объектива |
|
Воспроизведение |
|
Технические характеристики
Матрица | 2.11 мегапикселей |
Объектив | 6 — 48 мм; 1:3,2 — 3.5 (40—320мм в 35 мм эквиваленте) |
Чувствительность | ISO 80 / ISO 160 / ISO 320 |
Фокусировка | Автоматическая (от 10 см до бесконечности), Макро (от 50 см до бесконечности), Бесконечность, Ручная (от 1 см до бесконечности) |
Выдержка | От 64 до 1/1500 с |
Диафрагма | F: 3,2;F:4,8; F:8 |
Экспозиция | Автоматическая, Приоритет диафрагмы, Приоритет выдержки, Ручная установка |
Компенсация | от -2 до +2 EV |
Замер экспозиции | Интегральный, Центрально взвешенный, Точечный |
Баланс белого | Автоматический, Дневное освещение, Тень, Освещение от вольфрамовой лампы, Флуоресцентное, Вручную |
Фильтры | Черно-белый, Сепия, Красный, Зеленый, Синий, Желтый, Розовый, Фиолетовый |
Размеры изображений | 1600×1200, 800×600 точек |
Форматы файлов | JPEG (EXIF), AVI |
Память | CompactFlash карты Type I/II, работает с IBM MicroDrive |
Экран | 1,8 дюйма LCD |
Порты | Последовательный, USB, Видео |
Питание | 4 элемента AA, блок питания* |
Вес | 295 г |
Размер | 81×121×66 мм |
*Casio выпустила новое зарядное устройство для аккумуляторов, скомбинированное с блоком питания. К сожалению, в комплект не входит.
Дополнительно |
|