В данном материале мы вновь обратимся к вопросу о влиянии скорости работы с ОЗУ на быстродействие компьютерных систем в реальном «рабочем» ПО. В прошлый раз нас заинтересовал Phenom X4 9850, сегодня же мы рассмотрим топовый процессор от другого производителя — Intel Core 2 Extreme QX9770. Условия тестирования мы решили оставить такими же, как и в прошлом материале: сначала проводятся тесты производительности по стандартной методике с достаточно быстрой памятью, а потом с помощью установок BIOS системной платы частота работы памяти искусственно занижается в 2 раза, и тесты проводятся ещё раз.
С целью сохранить в неприкосновенности принцип понижения частоты работы памяти ровно в 2 раза, первое тестирование мы проводили с памятью DDR3-1600 (фактическая частота работы — 800 МГц), хотя используемые нами модули позволяют и большее. Однако заодно получился очень интересный эффект: сравнив результаты QX9770 с DDR3-1800 и DDR3-1600, мы убедились, что последние в некотором случае оказываются… лучше! Видимо, за счёт «большей синхроности» частот памяти и FSB. В связи с этим был проведен «silent update» результатов QX9770 в таблице и статье, так что если вам охота посмотреть, как кое-где у QX9770 стало ещё на балл больше — милости просим. :)
Второй тестовый прогон, таким образом, проводился на памяти DDR3-800. Некоторые, быть может, резонно заметят, что практического смысла такая память не имеет вовсе, однако нас в данном случае интересует не практический смысл, а создание ситуации, при которой скорость доступа процессора к памяти была бы искусственно ухудшена ровно в 2 раза, поэтому мы считаем наш выбор вполне нормальным. Разумеется, де-факто использовались всё те же модули Corsair CMX3X1024-1800C7DIN, просто посредством BIOS была изменена частота их работы.
ТестированиеКак и всегда в подобных случаях, нас интересуют в том числе результаты конкретных приложений, поэтому мы снова заменили диаграммы на таблицы, а виртуальные баллы на «сырые» результаты тестов. В графе «Прирост» указан прирост скорости для основного героя дня — процессора Intel Core 2 Extreme QX9770. В дополнительной графе «X4 9850» указан прирост скорости, который на этом же подтесте ранее продемонстрировал в аналогичной по сути ситуации процессор AMD Phenom X4 9850.
Пакеты трёхмерного моделирования
DDR3-800 | DDR3-1600 | Прирост | X4 9850 | |
3ds max | ||||
CPU Render | 9,80 | 10,16 | 4% | 1% |
Graphics | 4,42 | 4,47 | 1% | 1% |
Hardware Shaders | 11,67 | 11,91 | 2% | 2% |
Maya | ||||
GFX | 3,99 | 4,22 | 6% | 6% |
CPU | 7,59 | 8,10 | 7% | 5% |
Render | 0:04:48 | 0:04:47 | 0% | 0% |
Lightwave | 0:06:42 | 0:06:42 | 0% | 0% |
Group Score | 129 | 132 | 3% | 2% |
Из достаточно необычных явлений можно отметить 4% прирост скорости рендеринга на QX9770. Вообще, как правило, скорость рендеринга почти не зависит от ПСП. В остальном процессоры Intel и AMD вполне солидарны, демонстрируя сопоставимые величины прироста на одинаковых подтестах. Величины, к слову, громандыми не назовёшь…
CAD/CAM пакеты
DDR3-800 | DDR3-1600 | Прирост | X4 9850 | |
UGS NX | ||||
Total CPU | 4,33 | 4,46 | 3% | 3% |
Total Graphics | 2,14 | 2,18 | 2% | 5% |
Pro/ENGINEER | ||||
CPU Related tasks | 524 | 515 | 2% | 1% |
Graphics Relatsed tasks | 701 | 675 | 4% | 4% |
SolidWorks | ||||
Graphics | 53,29 | 51,27 | 4% | 5% |
CPU | 41,02 | 39,03 | 5% | 2% |
Group Score | 126 | 130 | 3% | 3% |
Общие для QX9770 и X4 9850 3% прироста в среднем, сформировались, тем не менее, по-разному: в случае с X4 самое существенное ускорение наблюдается в графической части теста UGS NX, в то время как система на базе процессора Intel наиболее ощутимо ускорилась в процессорном подтесте SolidWorks. Какие-либо заслуживающие расширенной трактовки подробности нам в данном случае не известны, поэтому просто спишем на «специфику приложений».
Компиляция
DDR3-800 | DDR3-1600 | Прирост | X4 9850 | |
VisualStudio | 0:22:56 | 0:22:29 | 2% | 3% |
Group Score | 130 | 132 | 2% | 3% |
Система на базе процессора Intel оказалась менее чувствительна к быстродействию подсистемы памяти. Вполне возможно, за счёт большего объёма кэша.
Профессиональная работа с фотографиями
DDR3-800 | DDR3-1600 | Прирост | X4 9850 | |
Photoshop | ||||
Blur | 0:04:28 | 0:04:10 | 7% | 5% |
Color | 0:00:56 | 0:00:56 | 0% | 0% |
Filters | 0:03:42 | 0:03:40 | 1% | 1% |
Light | 0:01:26 | 0:01:26 | 0% | 1% |
Rotate | 0:02:06 | 0:01:56 | 9% | 6% |
Sharp | 0:02:02 | 0:01:44 | 17% | 6% |
Size | 0:00:42 | 0:00:40 | 5% | 3% |
Transform | 0:01:34 | 0:01:28 | 7% | 6% |
Group Score | 138 | 146 | 6% | 3% |
Adobe Photoshop более эффективно утилизирует быструю память в системе с QX9770 — в два раза эффективнее, чем с процессором Phenom X4 9850. Но, увы, эти «два раза» на практике означают всего лишь 6% против 3%, то есть даже в лучшем случае очень немного.
Научно-математические пакеты
DDR3-800 | DDR3-1600 | Прирост | X4 9850 | |
Maple | 0,0314 | 0,0314 | 0% | 1% |
Mathematica | ||||
Internal | 4,3570 | 4,5320 | 4% | 4% |
MMA | 1,6172 | 1,6452 | 2% | 2% |
MATLAB | ||||
LU | 0,0482 | 0,0438 | 10% | 4% |
FFT | 0,1204 | 0,1041 | 16% | 6% |
ODE | 0,1487 | 0,1486 | 0% | 2% |
Sparse | 0,2587 | 0,2355 | 10% | 3% |
2D | 0,2076 | 0,2070 | 0% | 2% |
3D | 0,1026 | 0,1025 | 0% | 0% |
Group Score | 134 | 140 | 5% | 3% |
Наиболее интересны результаты бенчмарка MATLAB: здесь присутствуют три подтеста, которые на QX9770 продемонстрировали 10 и более процентов прироста, и два подтеста, которые продемонстрировали прирост на X4 9850, а вот на QX9770 его нет вообще. То есть, в целом, в реакции двух систем на увеличение скорости работы с ОЗУ обнаруживается больше различий, чем сходств. Нам приходит в голову только одно объяснение: различия в размере и организации кэша у Core 2 Extreme QX9770 и Phenom X4 9850 приводят к тому, что они по-разному реагируют на изменения в скорости потокового доступа и латентности. Можно предположить, что относительно высокая латентность на Intel-системе приводит к большим потерям производительности, то есть это не на DDR3-1600 всё быстро, а наоборот — на DDR3-800 некоторые действия выполняются очень медленно.
Веб-сервер
DDR3-800 | DDR3-1600 | Прирост | X4 9850 | |
PHP Calculator | 244 | 246 | 1% | 0% |
PHPSpeed | ||||
Synthetic PHP | 3853 | 3877 | 1% | 0% |
Synthetic MySQL | 2973 | 2976 | 0% | 0% |
Synthetic Read/Write | 2405 | 2411 | 0% | 4% |
Real World PHP | 6637 | 6764 | 2% | 4% |
Real World PHP & MySQL | 4312 | 4334 | 1% | 4% |
Server | 2526 | 2549 | 1% | 2% |
Group Score | 137 | 138 | 1% | 2% |
QX9770 меньше зависит от скорости памяти в этой группе тестов, причём данная тенденция проявляется практически во всех подтестах. Такое поведение проще всего объяснить, как и в случае с компиляцией, относительно большим объёмом L2-кэша.
Архиваторы
DDR3-800 | DDR3-1600 | Прирост | X4 9850 | |
7-Zip | 0:02:07 | 0:01:50 | 15% | 10% |
WinRAR | 0:01:04 | 0:00:56 | 14% | 7% |
Ultimate ZIP | 0:01:39 | 0:01:39 | 0% | 0% |
Group Score | 125 | 137 | 10% | 6% |
Обе системы оказались весьма чувствительны к ПСП, причём «подтесты-чемпионы» распределились совершенно одинаково, но на платформе Intel прирост существенно выше.
Кодирование медиаданных
DDR3-800 | DDR3-1600 | Прирост | X4 9850 | |
FLAC | 0:00:54 | 0:00:53 | 2% | 0% |
LAME | 0:01:26 | 0:01:26 | 0% | 0% |
Musepack | 0:01:34 | 0:01:34 | 0% | 0% |
Vorbis | 0:02:44 | 0:02:43 | 1% | 0% |
Canopus ProCoder | 0:04:35 | 0:04:31 | 1% | 2% |
DivX | 0:00:55 | 0:00:54 | 2% | 4% |
x264 | 0:01:54 | 0:01:54 | 0% | 2% |
XviD | 0:05:30 | 0:05:28 | 1% | 1% |
Group Score | 137 | 138 | 1% | 1% |
Результаты, заслуживающие внимания, отсутствуют.
Игры
DDR3-800 | DDR3-1600 | Прирост | X4 9850 | |
Call of Duty 4 | 119 | 130 | 9% | 0% |
Company of Heroes | 57 | 57 | 0% | 2% |
Call of Juarez | 51 | 52 | 2% | 2% |
Crysis | 24,48 | 25,57 | 4% | 5% |
S.T.A.L.K.E.R. | 128 | 128 | 0% | 4% |
Unreal Tournament 3 | 126 | 145 | 15% | 22% |
World in Conflict | 60 | 65 | 8% | 10% |
Group Score | 109 | 115 | 5% | 6% |
Как ни странно, в играх платформа Intel оказалась менее чувствительной к ПСП, за исключением одной-единственной игры — Call of Duty 4. Почему же эту игру «проигнорировал» Phenom? Мы можем только повторить предположение, высказанное ранее: Phenom был вполне удовлетворён латентностью доступа в обоих случаях, а вот QX9770 с энтузиазмом воспринял её уменьшение.
Любительская работа с фотографиями
DDR3-800 | DDR3-1600 | Прирост | X4 9850 | |
ACDSee | 0:06:54 | 0:06:34 | 5% | 1% |
IrfanView | 0:13:32 | 0:13:30 | 0% | 1% |
Paint.NET | 19150 | 18966 | 1% | 1% |
xat.com Image Optimizer | 0:28:13 | 0:28:05 | 0% | 1% |
XnView | 0:15:48 | 0:15:44 | 0% | 1% |
Group Score | 131 | 136 | 1% | 1% |
Странный результат у ACDSee, но на общую картину он не сильно повлиял. Вообще, когда речь идёт о разнице около 1-2%, мы рекомендуем не забывать о том, что существует такое неизбежное зло как погрешность измерений.Заключение
DDR3-800 | DDR3-1600 | Прирост | X4 9850 | |
PRO SCORE | 132 | 137 | 3% | 3% |
HOME SCORE | 125 | 131 | 4% | 3% |
OVERALL SCORE | 129 | 134 | 4% | 3% |
В целом, мы можем констатировать, что процессору Intel Core 2 Extreme QX9770 переход на более быструю память помогает в большем количестве случаев, чем AMD Phenom X4 9850. Ну или, смотря на ситуацию с противоположной стороны, QX9770 более зависим от скорости работы с ОЗУ — можете выбрать любую из двух формулировок, в зависимости от того, хочется вам похвалить QX9770 или поругать. :)
Однако это всё чисто теоретические выводы, подсчёт баллов и процентов, а иногда даже десятых их долей. На практике же заметить разницу между DDR3-800 и DDR3-1600 даже на самом быстром четырёхъядернике Intel, будет очень сложно. Парочка игрушек, архиваторы, некоторые операции в Photoshop и MATLAB — вот, пожалуй, и весь список ситуаций, когда каким-то шестым чувством (если оно у вас развито), вы сможете ощутить, что «вроде бы стало чуть-чуть шустрее». Платить ли за это мимолётное ощущение достаточно внушительную сумму денег — это уже вам решать.