27 января 2010 года, сразу после Consumer Electronic Show 2010, компания Apple представила iPad — устройство, перевернувшее историю планшетов и планшетных ПК.
Однако iPad стал отнюдь не первым планшетом, вышедшим на рынок. Поэтому перед тем, как обсуждать, чем именно планшет Apple был столь интересен и благодаря чему смог завоевать такую огромную популярность, стоит взглянуть на рынок планшетов до его появления: какие устройства создавались и выходили на рынок, что в них было интересного, и почему они не стали популярными.
Что такое планшет
Что же такое планшетный компьютер? В сети можно найти массу различных определений, в которых описываются те или иные характерные особенности планшетников. Планшеты бывают следующих видов:
- Планшетные компьютеры (Tablet Personal Computer),
- Ультрамобильные ПК (UMPC — Ultra Mobile Personal Computer),
- Мультимедийные интернет-устройства (MID — Multimedia Internet Device) и
- Интернет-планшеты (Internet Tablets).
Основной определяющей характеристикой планшета является отсутствие клавиатуры и механических клавиш (хотя это не всегда правда: например, планшетные ПК могут работать как обычные ноутбуки), а также специализация под определенные нужды. Как правило, речь идет о несложных домашних задачах: чтении, работе с почтой, интернет-серфинге, просмотре фотографий и видеороликов и т. д. Однако нам кажется, что главной особенностью и характерной чертой планшетов следует считать следующее: планшетные компьютеры — категория электронных устройств, для которых основным элементом ввода и взаимодействия с пользователем является сенсорный дисплей, выполненный по ёмкостной или резистивной технологии.
Откуда появились планшеты?
Прежде всего, давайте заглянем в прошлое (благо, это гораздо проще, чем заглядывать в будущее) и посмотрим, откуда появился этот класс устройств и как он развивался.
В более-менее массовое производство планшеты поступили после 2002 года, однако их прообразы (как по внешнему виду, так и по функциональности) возникли еще в середине двадцатого века.
Одним из первых фантастических устройств в кино можно назвать планшет, появившийся еще в далеких 60-х годах в сериале «Звёздный путь».
Другим прототипом планшета можно считать устройство Newspad, увидевшее свет в фильме 1968 года «Космическая одиссея: 2001». По функциональности это устройство можно считать прародителем современных электронных читалок (e-book reader), тем более что при описании Newspad впервые употребили термин «электронная бумага».
Как видите, уже тогда была сформулирована концепция планшета: что это, зачем он нужен, в каких ситуациях им удобно пользоваться. Дело осталось за технической реализацией…
В том же 1968 году Алан Кей (Alan Kay) разработал Dynabook, первую реальную концепцию планшетоподобных устройств, нацеленных на обучение. В течение многих лет эта концепция дорабатывалась, набирала обороты, обрастала графическими интерфейсами и ПО, а в 1989 году компания Toshiba наконец выпустила первый ноутбук с сенсорным дисплеем Dynabook Toshiba SS-3010.
Уже в то время темой планшетов интересовалась и компания Apple. В частности, в 1987 году был представлен концепт устройства Knowledge Navigator.
Это устройство во многом определило дальнейшее развитие компании Apple — например, именно в этом «электронном секретаре» была заложена система управления жестами, послужившая прообразом Multi-touch в iPhone.
В 1996 году было анонсировано устройство DEC Lectrice.
Этот планшет с монохромным дисплеем позиционировался производителем как оптимальное решение для чтения документов. Так что по многим параметрам его можно считать прародителем современных ридеров.
В 2000 году компания 3Com выпустила свой планшет оригинального вида, позиционировавшийся как устройство для удобного веб-серфинга.
Как видите, 3Com Audrey уже очень близко напоминает современные планшеты и по позиционированию, и по эргономике, и по внешнему виду. Кроме того, он оснащён сразу двумя способами ввода: сенсорным дисплеем и полноценной клавиатурой, подсоединяемой через проприетарный разъём.
Microsoft в 2002-м в лице Стива Балмера представляет свою вариацию на тему Dynabook.
Так что в течение многих лет мало менялись не только планшеты, но и сам Стив Балмер.
Кстати говоря, одновременно с представлением устройства Microsoft Tablet PC была представлена и первая рабочая среда для планшетных ПК — Tablet PC.
На рынке появилась Windows XP Tablet Edition, в которой были реализованы специальные возможности для работы с сенсорным экраном: экранная клавиатура, некоторые дополнительные утилиты и т. д. Стоит отметить, что в следующих поколениях операционных систем Microsoft функции работы с планшетами были интегрированы в старшие редакции систем семейства Windows 7 и Vista, отдельной редакции для планшетов больше не было.
Впрочем, все описанные выше устройства были концептуальными, они так и не появились в широкой продаже. В то же время, на рынок выходили и вполне реальные модели плашетов и планшетных ПК. Давайте взглянем на них.
Большое внимание созданию и выводу на рынок планшетов уделял финский производитель мобильных телефонов, компания Nokia. 25 мая 2005 года состоялся анонс первого такого устройства, Nokia Internet Tablet. По своей концепции, все устройства линейки представляли собой развитие идеологии мобильных смартфонов, а не персональных компьютеров.
Первым на рынке появился планшет Nokia 770 IT (Internet Tablet).
Однако завоевать популярность ему не удалось. Причин тому оказалось много: маленький размер экрана, не всегда удобное управление, малая автономность. Однако одной из главных причин стали ограничения функциональности, заложенные производителем: в частности, устройство было лишено возможности работы с мобильными сетями.
Тем не менее, в 2007-м компания Nokia объявила о выходе Nokia N800, который должен был заменить модель 770.
В этой же линейке появилась и модель с выдвижной клавиатурой, Nokia N810.
Впрочем, функциональность хромала и тут. Не очень хорошая автономность, отсутствие телефонного модуля (который в таких моделях просто-таки напрашивался), слабая производительность и т. д., и все это при достаточно высокой цене. По этим причинам второе поколение тоже не смогло завоевать рынок, оставшись уделом узкой группы энтузиастов.
Наконец, уже совсем недавно рынок увидел «последнего из могикан» — Nokia N900 (узнать о нем подробно можно из нашего обзора).
Но и это устройство популярным не стало, хотя производитель очень старался. К упомянутым выше минусам линейки в целом можно добавить, что система Maemo, и сама по себе не особо удобная, так и не обзавелась достаточным количеством приложений, что коммуникатор получился слишком большим и толстым, с небольшим временем автономной работы, и много чего еще (подробнее можно прочитать в обзоре устройства). А в совокупности все эти недостатки приводят к убийственному вердикту: «устройством неудобно пользоваться», а неудобное в работе устройство никогда не станет популярным.
Ко всему прочему, Nokia всегда пихала эти очень маленькие и слабые устройства, которые по современным меркам и на смартфоны-то тянут с трудом, в сегмент интернет-планшетов, где они смотрелись совсем уж слабо. Несоответствие возможностей устройств заявленному позиционированию во многом обусловило и провал «интернет-планшетов» компании на рынке, и ситуацию, в которую сейчас попала Nokia, в целом.
А мы обратимся к планшетам на платформе ПК, вышедшим на рынок в период до 2010 года. Один из самых новаторских и интересных продуктов — представленный летом 2006 года планшет компании ASUS, R2H. Устройство получилось очень функциональным (в том числе из-за очень богатого комплекта поставки, включающего чехол, клавиатуру, мышь и много аксессуаров), однако цена на него была очень высокой, что в значительной степени сдерживало его распространение.
В принципе, R2H (ASUS в дальнейшем выпустил еще несколько моделей на новых платформах, но в том же корпусе) уже во многом приблизился к современному стандарту для мобильной категории планшетов: диагональ экрана 7 дюймов, разрешение 800×480 точек. Хотя из-за отсутствия альтернатив он работал на Windows XP Tablet Edition.
Кстати, будет разумно упомянуть и его конкурента, Samsung Q1.
Характеристики можно посмотреть в новости о его анонсе. В дальнейшем была выпущена модель Samsung Q1 Ultra. Отличалась она довольно оригинальной аппаратной клавиатурой.
Несмотря на интересную для своего времени концепцию и хорошую оснащенность, они имели на рынке лишь ограниченный успех, об истинной популярности и массовости говорить не приходится. Эти устройства так и остались нишевыми.
Кстати говоря, очень важно понимать, что и ASUS, и Samsung позиционировали свои устройства для компьютерных энтузиастов и домашних пользователей, т. е. в потребительский сегмент.
В отличие от них, компания Fujitsu выпускала планшеты для специализированного корпоративного применения — например, модель Fujitsu Stylistic ST4120.
Особенностью этих планшетов был трансрефлективный экран, что позволяло работать с планшетом на солнечном свету. Однако ориентация на корпоративное применение самым негативным образом сказалась на цене, планшеты стоили порядка 2200-2500 долларов, что, разумеется, делало нишу потенциальных покупателей чрезвычайно узкой.
Эти планшеты уже похожи на современные по функциональности, однако у них был целый ряд особенностей или, правильнее сказать, минусов, которые во многом сдерживали их популярность. Я бы отметил в первую очередь большие для такой диагонали размеры и вес, неудобство работы с Windows XP Tablet на таком маленьком экране, слабую производительность (Celeron ULV 900 МГц, позже обе модели выходили на других процессорах), сильный нагрев корпуса при работе (и шум вентиляторов), малую автономность (2—3 часа — это максимум, на что они были способны)… и все это по внушительной цене в районе 1400 долларов. К концу производства цена на них упала примерно до 1000 долларов, но даже сейчас сильно б/у устройства пытаются продавать чуть ли не за 300-400 долларов. В итоге описанные планшеты также остались всего лишь нишевым продуктом, хотя и обсуждаемым.
Отметилась на этом рынке и Sony, выпустив интересный и по-своему уникальный продукт: планшет, напоминающий субноутбук, но в форм-факторе бокового слайдера. Для понимания размера скажу, что диагоаль экрана составляла 5 дюймов.
Компания позиционировала его как профессиональное устройство (например, для применения врачами, которые могли бы просматривать истории болезни). Узкопрофессиональным оно и осталось, не получив массового распространения. Причины, в общем-то, те же, что и выше.
Компания ViewSonic, решившая тоже не отставать от общего прогресса, показала свой первый планшет в 2006 году.
ViewSonic TabletPC V1100 обладал на тот момент относительно скромными характеристиками: Pentium III 866 МГц, 256 МБ оперативной памяти и 20 ГБ дисковой, экран 10″ с разрешением 1024×768, тачскрин выполнен по резистивной технологии. Планшет работал под Windows XP. Самой впечатляющей технической характеристикой можно назвать, пожалуй, его вес — 1,5 кг по спецификации. Распространения он не получил — собственно, как и практически все его предшественники.
Очень многие компании боялись или не хотели выпускать планшеты, полагая, что на текущий момент их функциональность слишком ограничена. И решались лишь на выпуск универсальных устройств — планшетных ПК, которые могли работать и как ноутбуки, и как планшеты. Выпускались они и для корпоративного, и для потребительского рынков.
Toshiba Portege 3500…
Acer Travelmate C102Ti…
И трансформер, HP Tablet PC TC 1000.
Это очень неполный список вышедших на рынок устройств. А вообще, планшетные ПК существовали в линейке практически каждого производителя, несмотря на их не очень заметную популярность.
Подавляющее большинство планшетов и все планшетные ПК выпускались на платформе Windows, и большинство производителей и участников рынка не могли и представить себе других вариантов.
Наконец, стоит упомянуть и пример корейской компании HTC, которая сумела завоевать лидирующее положение на рынке во многом благодаря креативному подходу и умению создавать интересные и инновационные продукты. В HTC тоже ощущали потребность рынка в планшетах, так что компания создала и предложила свое устройство. На тот момент компания специализировалась на выпуске коммуникаторов и Pocket PC на Windows Mobile и CE, так что свой новый продукт разрабатывала, исходя из имеющегося у нее опыта.
В 2007 году она анонсировала необычное устройство HTC Advantage — уже не коммуникатор, но ещё не UMPC. Модель 7500 (обзор на нашем сайте) с процессором 624 МГц и 5-дюймовым экраном и под управлением Windows CE 5.0 (позже появилась модель под Windows CE 6) и 9500 — с 7-дюймовым экраном (практически прототип современного планшета!).
Главным провалом модели стала урезанная (есть подозрения, что специально) беспроводная функциональность — в моделях не было телефонного модуля. А если позиционировать устройство как ультрамобильное, но при этом не предоставлять возможность быть «всегда на связи», то большинству потребителей устройство перестает быть интересным и они отказываются от покупки. Стоит добавить и заоблачную цену на модель, хотя это вообще свойственно продукции HTC.
Кстати, в х9500 Shift уже были доступны все интерфейсы, включая HSUPA (но при этом звонить все равно было нельзя). Более того, в этом устройстве стояло две операционных системы: мобильная Windows CE 6.0 и Windows Vista. Однако и тут производитель ухитрился на ровном месте срезать все намечающиеся плюсы (в мобильную ОС нельзя было ставить приложения) и традиционно выставить высокую цену (больше 1000 долларов). Так что и 9500 на рынке не пошел. Увы.
Ну и, вероятно, одной из последних ступеней перед революцией стал анонс концепта LG GW990-Z на CES 2010.
Устройство должно было быть построено на платформе Intel Pine View (c процессором Atom), а относительно операционной системы были разные предположения: ему прочили и Maemo, и MeeGo. Впрочем, этот планшет так и не вышел на рынок.
Некоторые интересные не-мейнстримовые планшеты
Здесь мне, как редактору (эта часть написана редактором — прим.), хотелось бы добавить про интересные устройства, которые побывали на тестировании у нас в редакции iXBT.com.
В те времена не только бренды первого эшелона выпускали прототипы с непонятным назначением или узконишевые продукты. Хотя основная часть их продуктов на рынке представляла собой вполне прагматичные решения, удобные в работе и эргономичные, но в них не было технологической «изюминки», позволяющей выделить их в ряду аналогичных устройств. В качестве типичного представителя таких ноутбуков можно взять Lenovo серии X Tablet, разные поколения которых, X41 и X60, рассматривались у нас на сайте.
Китайские производители (в т. ч. и контрактные производители для брендов первого эшелона) тоже выпускали разные экспериментальные и не очень модели с возможностью управления через экран. Они тоже чувствовали перспективы этой ниши.
В качестве одного из примеров можно привести модель украинского производителя ПК «Версия» (платформа китайского производителя Clevo).
Большинство производителей делали планшеты только на базе сверхпортативных моделей с диагональю экрана 12 дюймов (и соответствующими ограничениями) из-за своих внутренних причин. Однако в случае «Версии» планшетный ПК имеет диагональ экрана 14 дюймов. Из-за этого ноутбук был немного хуже по портативности, зато с ним было значительно удобнее работать — как дома, так и в дороге. Эта модель, кстати говоря, выпускалась и на платформе VIA, и на платформе Intel. В целом, для своего времени вполне сбалансированное и интересное решение.
Было на тесте и другое очень интересное и необычное устройство — Версия MarcoPolo 25T — по крайней мере, в свое время оно таким выглядело. Забавно, что сейчас производители постепенно приходят к этой же концепции планшета.
Как видите, это уже готовый 12-дюймовый планшет с хорошими функциями управления и безопасности, вполне пригодный к самостоятельной жизни. При этом он поставляется в комплекте с полноценной док-станцией, на которой размещены не только разъемы для подключения самой разной периферии, но даже оптический привод. Вставив в нее планшет, вы получаете обычный компьютер с клавиатурой и мышкой, можете работать с ним за своим столом. А если нужно встать и куда-то поехать, достаточно вытащить планшет из стойки.
Можно упомянуть и планшет Roverbook P210. Стоит отметить, что энергоэффективных платформ х86 на тот момент на рынке не было вообще, однако эта платформа была единственной (в паре с ОС Windows), которая могла рассчитывать хоть на какую-то популярность. Поэтому при создании планшетов производителям приходилось идти на огромное количество неприятных компромиссов. Так, в этой модели использован процессор Transmeta 5800 (ужасно медленный, но потребляющий мало энергии и не греющийся). Зато здесь есть большой экран 12″ с разрешением 1024×768…
Внешний вид планшета во многом актуален даже сейчас, после выхода iPad и, казалось бы, серьезного изменения вкусов аудитории. А ведь этот планшет появился на рынке гораздо раньше (вот и говори после этого про революционность).
Почему планшеты не стали популярными еще давно?
Как видите, язык не поворачивается назвать этот класс электронных устройств новым. Он существует уже давно, планшеты или планшетные ПК выпускали такие различные компании, как Panasonic, Toshiba, ASUS, HP и пр. Однако все эти устройства оставались нишевыми и не стали массовыми. Во многом потому, что у всех выпущенных планшетов был целый ряд общих особенностей и недостатков, которые сильно ограничивали их функциональность и делали их неудобными в работе.
Во-первых, это использование платформы х86. Для которой до самого последнего времени не существовало экономичных и малогреющихся платформ, подходящих для планшетов и при этом обеспечивающих приемлемый уровень производительности. Из-за большого энергопотребления компонентов и необходимости организовать мощную систему охлаждения такие устройства получались большими, толстыми, тяжелыми, сильно грелись и мало работали от батареи.
Во-вторых, все устройства на х86, рассчитывающие на массовый рынок, обязаны были работать с ОС Windows. У этой системы был один огромный плюс: просто неисчерпаемый каталог приложений, из которых можно выбрать для себя все, что угодно. В то же время, интерфейс этой системы создавался и оптимизировался для настольных компьютеров и был ориентирован на управление с помощью мыши. Поэтому с Windows неудобно работать на экранах с маленькой диагональю и небольшим разрешением, даже системные меню не всегда влезают в экран. Кроме того, хотя некоторая оптимизация для работы на планшетных ПК и была проведена, ее объем был недостаточным. С системой не всегда удобно работать даже с помощью стилуса, что уж тут говорить об управлении при помощи пальца (хотя мне удавалось бродить по интернету с помощью ногтя, но удобным такое взаимодействие точно не назовешь).
Кстати говоря, отнюдь не все экраны того времени вообще воспринимали касания пальцем. Значительная их часть была построена на технологии Wacom, т. е. они вообще не реагировали ни на что, кроме собственного стилуса. Оставшиеся обязательно имели резистивный экран. Впрочем, хотя его сейчас повсеместно клеймят как плохой и неудобный (действительно, он плохо реагирует на слабые касания и вообще не отрабатывает касания подушечкой пальца), с ним все же можно было работать. Тем более, что на таком экране можно без проблем писать и рисовать.
Таким образом у планшетов было два громадных недостатка: неподходящая для них платформа с целым рядом критических недостатков, а также неудобная в работе с сенсорным экраном операционная система. Это приводило к тому, что планшетом было неудобно пользоваться в повседневной работе. А это значило, что такие устройства приобретали лишь те пользователи, которым жизненно необходимы для работы специфические функции планшета и ради этого они готовы мириться с многочисленными серьезными недостатками. Остальные делали для себя вывод, что покупка планшета — выброшенные деньги, т. к. если он даже что-то интересное и умеет, то связан такими ограничениями, которые сводят все плюсы от его использования на нет.
И при всем при этом у у планшетов x86/Windows не было альтернатив. Во-первых, не было удачных аппаратных платформ. ARM до последнего времени была очень слабой, с трудом обеспечивая производительность мобильных ОС и простеньких приложений для них. Во-вторых, отсутствовала хорошая программная платформа. Более-менее распространенная операционная система тоже была одна: Windows Mobile/Windows CE. Но она рассчитана под слабую платформу КПК, приложения под нее тоже очень простые и… она оптимизирована для работы со стилусом. Т. е. эта система априори не могла решить проблемы планшетов. К тому же раньше в компьютерных кругах господствовал стереотип, что планшет — это другая инкарнация ноутбука. Поэтому мобильные ОС оставались строго в рамках своей парадигмы небольших мобильных устройств, КПК.
Не сказать, что производители аппаратных и программных решений не видели этих проблем и не старались их исправить. Другое дело, что предпринимаемые попытки зачастую оказывались заведомо провальными в силу ограничений и неверных представлений, которые изначально закладывал сам производитель.
Например, Intel неоднократно предпринимал попытки создания платформ для мобильных устройств. В сфере аппаратных платформ лучшее — это Pineview и извечный Atom. Сейчас должно выйти следующее поколение, Oak View, однако его результаты в реальных приложениях пока сложно предсказать. Тем не менее, это все тот же старый добрый х86, к которому остается много претензий.
Примерно такая же ситуация с программными платформами. Неоднократно предпринимались попытки разработать и альтернативную программную платформу, ориентированную на портативные устройства. Кстати говоря, практически все — при участии той же Intel. Однако практически все эти попытки оказались неудачными, и в значительной мере — из-за неправильной политики создателей, которые еще на ранней стадии начинали игнорировать требования рынка и гнуть свою линию, пытаясь подстроить пользователей под свои желания.
Пожалуй, самый очевидно с треском провалившийся проект — Maemo компании Nokia (также рекомендую материал «Кому нужна Maemo»). Это мертворожденное детище финского производителя мобильных телефонов с самого начала страдало от отсутствия жизнеспособной концепции: все понимали, что «надо что-то делать», но никто не мог понять, что именно. В дополнение Nokia пыталась завязать функциональность системы на себя, поступая так, как удобно ей, и игнорируя пожелания пользователей. В результате платформа получилась эклектичной и неудобной в работе, и к тому же завязанной на одно устройство, которое само по себе тоже было эклектично и неудобно в работе! Два минуса в этом случае не дали плюс, так и оставшись минусами.
Второй проект, который сразу приходит на ум — Moblin, ориентированный больше на нетбуки. Сейчас Intel активно провдигает на рынок MeeGo, но и тут проблемы видны невооруженным взглядом. Хотя эту платформу вроде бы вывели на рынок и даже заручились поддержкой некоторых производителей, в своем развитии она капитально буксует. В более-менее готовом виде существует только версия для нетбуков, хотя по внешнему виду она больше похожа на ОС для планшетов (которая, в свою очередь, вроде бы еще не готова). Однако в работе MeeGo выглядит не как готовая платформа (а ведь производитель заявляет, что уже выпущена версия 1.1), а как технологическое демо платформы. Ко всему, в качестве ядра всегда используется Linux, что добавляет к проблемам собственно разработанной ОС еще и проблемы базовой ОС — например, сложности при установке драйверов. Intel специально, пытаясь решить эту проблему, заставляет производителей создавать дистрибутивы для своих моделей, уже имеющие все необходимые драйверы. В общем, до простоты, гибкости и удобства Windows там еще далеко. Во многом, мне кажется, проблемы обусловлены тем, что производители никак не могут точно определиться, чего хотят, оглядываются друг на друга и ждут кого-нибудь, кто возьмет на себя бремя принятия решений. И никто не хочет брать на себя роль лидера и основную ответственность.
Из удачных примеров на ум приходит только один — Android. Но сколько же сил Google пришлось вложить в продвижение своего детища! Впрочем, об этом поговорим в другом материале.
Однако создать быструю и удобную операционную систему — это еще полдела (хотя и это мало кому удалось). Для истинной популярности необходимо преодолеть критическую массу доступных для нее прикладных приложений. А это сложнейшая задача, которую не решишь в одиночку. Необходимо привлекать многочисленных разработчиков и энтузиастов. И только если они поверят в платформу, начнут работать с ней — лишь тогда можно рассчитывать на успех.
Экосистема как важнейший компонент успеха
Итак, Windows-планшеты имеют слишком много проблем с удобством использования. Однако за историю развития планшетов на рынок выходило немало моделей и на других операционных системах, те же планшеты Nokia. У которых, наряду с теми же проблемами удобства использования (просто они проявлялись по-другому), был еще одни серьезный недостаток: отсутствие «живой» и работающей экосистемы. Т. е. пользователю необходимо решить свои задачи, однако он не может этого сделать, т. к. для этой платформы отсутствует необходимого ПО. Именно в этом, во многом, лежит причина провала многочисленных проектов альтернативных ОС. Зачем пользователю устройство, под которое нет нужного ему ПО?
Возьмем для примера сегодняшний день. Каждый производитель платформы (и даже производители устройств!) старается создать вокруг своей операционной системы налаженную экосистему, включающую возможности для легкого поиска и установки нужных программ (магазин приложений), легкий доступ к контенту (в т. ч. и мультимедийному), необходимые пользователям сервисы и т. д. В том числе, сотрудничая со сторонними производителями ПО, потому что столь большую задачу невозможно осилить в одиночку. Благодаря этому пользователь определенной платформы имеет возможность легко и просто реализовать все нужные ему задачи. У Apple есть мощная система: iOS+iTunes+AppStore и т. д. Такая же есть и у Google: Android+Android Market+Gmail+GTalk+GMaps. В последнее время за формирование такой экосистемы взялась и Nokia: Ovi Store+Ovi Maps.
До недавнего времени такие экосистемы у планшетов отcутствовали. Хотя правильнее сказать, что электронные экосистемы отсутствовали в принципе. Во многом из-за того, что сложно подстроиться под платформу, которая постоянно меняется: производители то и дело меняют приоритеты, а на рынок выходят лишь концепты, серьезно отличающиеся друг от друга.
Впрочем, дело не только в производителях. До недавнего времени отсутствовала сама база для развития концепции экосистемы, а именно: быстрый, всеобъемлющий и недорогой доступ к интернету. Не существовало технической возможности для объединения устройств, программ и сетевых сервисов в единую парадигму посредством постоянного доступа в интернет. Это сегодня, с широчайшим распространением беспроводных сетей и появлением новых стандартов, с доступностью 3G, Wi-Fi, WiMAX, LTE, HSUPA и т. д. все мобильные устройства без труда «живут» в сети на постоянной основе. В свое время, когда Wi-Fi только появлялся на рынке, точки доступа можно было пересчитать по пальцам, а мобильный доступ в интернет стоил неприлично дорого, устройства не могли столь быстро и безболезненно соединяться с сетью по любому поводу. Более того, не существовало и большей части задач, на которые ориентированы современные интернет-планшеты.
Наконец, основной и решающий фактор, сдерживавший распространение планшетов — цена. Планшеты всегда стоили, как достаточно мощные ноутбуки, но при этом имели огромное количество проблем — и общих с ноутбуками, и собственных. Поэтому их общая полезность была довольно сомнительной, а цена — слишком высокой. Вот они и оставались уделом редких профессионалов или столь же редких энтузиастов (энтузиастов-то много, но не каждый готов выкладывать большую сумму за малополезное устройство).
Таким образом, получился замкнутый круг, который очень долго сдерживал развитие этого сегмента рынка. Поскольку планшеты выпускались ограниченным тиражом, они стоили дорого; раз они стоили дорого, их могли позволить себе купить лишь немногие состоятельные потребители; раз их покупали мало, производители не имели возможности снижать цены.
Почему планшеты вдруг стали популярными
Вот мы с вами и подошли к ключевому моменту истории планшетов. Если вы внимательно читали материал, вы не могли не отметить, что за время эволюции планшетных устройств сложились основные требования и к устройствам (их функциональности, размерам и весу, цене и пр.), и к операционной системе (интерфейсу и набору прикладных программ). Т. е. к моменту выхода iPad на рынке уже существовал реальный сформированный спрос, который просто никто не спешил удовлетворять.
Поэтому, с одной стороны, в появлении этого устройства на рынке нет ничего неожиданного. С другой — компании Apple удалось не только очень хорошо подстроиться под потребности массового пользователя и представить продукт, практически полностью их удовлетворяющий. Не менее важно, что компания взяла на себя ответственность и не побоялась рискнуть, выпустив продукт, заранее ориентированный на очень массовое применение.
Великолепная эргономика: работать с планшетом легко и удобно. Отличная автономность: до 16 часов! Превосходный экран (такого вообще нет на ноутбуках, там экраны сильно хуже). Создание собственной экосистемы, когда пользователь можно быстро и без каких-либо затруднений прямо со своего планшета получить доступ к необходимому ПО или сервисам. И при этом Apple удалось не только удовлетворить основные требования пользователя, но еще и создать устройство, у которого есть собственная изюминка, шарм. При всех его «технических» плюсах, iPad еще и красив. Так получилось устройство, совершившее переворот на рынке мобильных решений.
И при всем при том — по весьма демократичной цене! Цены на iPad стартовали с 500 долларов. Уверен, если бы инициатива исходила от производителей х86-совместимых решений, чрезмерная жадность просто не позволила бы сделать такой старт, и устройство опять осталось бы нишевым. Чего далеко за примерами ходить: Samsung Galaxy Tab стартовал аж с 40 000 рублей, да и в Европе стоил дороже продуктов Apple. И это при том, что устройство выходило на полностью сформированный, готовый рынок с ажиотажным спросом, уже разгоретый и подготовленный планшетом Apple iPad. Даже сейчас цены остаются на недопустимо высоком уровне: имиджевый «крутой» iPad оказывается дешевле, чем потенциальная «рабочая лошадка» — прим. ред.
Apple в который раз удалось поменять сознание потребителя. Изгнать стереотип, что планшет — это странная дорогая штуковина для гиков. И заменить его на стереотип друга, помощника, компаньона в дороге, всегда готового предоставить хозяину все условия для работы и развлечений.
Apple первыми анонсировали столь тонкий, изящный, мощный, инновационный, современный планшетный компьютер, они первыми представили мобильную ОС на «большом экране» и показали, насколько удобной она может быть. Другими словами, они задали тренд. С тех пор планшеты и планшетики не выпускает только ленивый. Безусловные флагманы, твёрдые середнячки и откровенно плохие продукты сыплются на рынок густым потоком и от именитых брендов, и от малоизвестных стартапов, и от китайских заводиков noname, очень тонко чувствующих конъюнктуру рынка. Еще больше анонсов, которые появляются буквально каждый день.
В таких условиях несложно утонуть даже подготовленному покупателю: либо не заметит в потоке интересное устройство, либо выберет не то. В следующих материалах цикла мы постараемся помочь потенциальным покупателям разобраться в изобилии существующих на сегодняшний день решений на рынке планшетных ПК и понять, что именно они могут получить от того или иного устройства, какие могут возникнуть проблемы, и стоит ли им вообще приобретать планшет.