Более двух лет назад мы провели практическое сравнение мощнейших (на тот момент) APU AMD с младшими дискретными видеокартами — тоже актуальными тогда или немногим ранее. Выяснилось, что уровень GeForce GT 1030 или Radeon RX 550 для интегрированной графики AMD достижим стал уже тогда, а вот бороться на равных хотя бы с GeForce GTX 1050 Ti она не способна. Позднее понятие младшей дискретки несколько поменялось: хотя Nvidia выпустила GeForce GTX 1630, более слабый, чем GeForce GTX 1050 Ti, майнинговый бум заметно ослаб, так что многим по силам стало приобретение хотя бы GeForce GTX 1650 или выше. Да и AMD очнулась от спячки и выпустила интересные модели, включая недорогие Radeon RX 6400 — по ценам той же GeForce GTX 1050 Ti (да, это который год продолжает продаваться), но раза эдак в полтора быстрее. В общем, дискретные видеокарты уже опять ушли вперед, и конкуренция с GeForce GT 1030 стала выглядеть смешно.
А вот интегрированная графика ничем подобным похвастаться не могла. «В среднем» ее производительность серьезно увеличилась — например, потому что радикально ускорились процессоры Intel, которые в начале 2021 года еще использовали GPU из 2015 года с минимальными изменениями. Однако это помогло им обогнать лишь Athlon, но не APU Ryzen — те так и остались в недосягаемости. Сами же APU быстрее не стали. Большие надежды у многих были на серию Ryzen 5000, но в ней GPU остался тем же, что в Ryzen 4000. Единственный плюс заключался в том, что Ryzen 4000 официально в розницу не отгружались, а вот Ryzen 5000 там сразу же оказались без каких-либо ограничений. Но всё равно тот же несчастный GeForce GTX 1050 Ti, которому осенью исполнится уже семь лет, продолжал безоговорочно доминировать.
В прошлом году забрезжил свет в конце тоннеля — в виде анонса APU Ryzen 6000, а позднее и Ryzen 7000. В этих моделях архитектура GPU была приведена в соответствие с современностью: первые получили RDNA 2, а вторые — RDNA 3. Причем в обоих случаях максимальное количество исполнительных блоков было увеличено до 12 — вместо прежних 8. Еще одним сильным местом стала работа с памятью DDR5 или LPDDR5, имеющей намного бо́льшую пропускную способность, нежели DDR4/LPDDR4 — для GPU, особенно интегрированных, это имеет очень большое значение. Да и вообще новые APU стали большим шагом вперед во всех направлениях по сравнению со старыми. И портит их только одно: пока таких настольных решений нет. Дело не в какой-то вредности AMD, просто APU на десктопе хороши в бюджетном сегменте (иначе проще поставить дискретную видеокарту), но сама платформа AM5 пока еще в этот сегмент попасть никак не может. В том числе и из-за цен DDR5 — они сильно упали за последние два года, но новая память всё еще оказывается слишком дорогой для бюджетных компьютеров. А жаль — поскольку настольные процессоры способны обойти ноутбучные даже при формально одинаковых ТТХ: за счет увеличенного теплопакета. Да и с конфигурированием системы памяти на десктопе проще. В ноутбуке же производитель волен поставить не слишком быструю LPDDR5 (а она бывает разной) и зарубить все теоретические преимущества новых GPU на корню. Опять же, в недешевом ноутбуке новый процессор может спокойно соседствовать с дискретным GPU, что учитывает и AMD: недаром же в линейке Ryzen 7000 самые мощные по процессорной части 12- и 16-ядерные модели снабжены рудиментарным GPU Radeon 610M с двумя вычислительными блоками, да и среди более простых и дешевых APU таких немало. Так что Ryzen 7000 — они бывают разные. А сроки выхода десктопных моделей этой линейки пока и вовсе не определены.
Но оценить, как это вообще способно работать, мы можем уже сейчас, поскольку на руках появился мини-ПК Minisforum UM790 Pro. Очень интересный компьютер, подробный обзор которого выйдет немного позднее — слишком много в нем того, что нуждается в подробном изучении. Применительно же к теме сегодняшней статьи важен Ryzen 9 7940HS: на сегодняшний день это самый мощный по графике APU AMD, в котором как раз GPU Radeon 780M — на 12 блоках RDNA 3 с частотой до 2800 МГц. Самым быстрым он должен оказаться в паре с LPDDR5X-7500, здесь же применяется DDR5-5600 — что тоже хорошо. А для покупателя это даже отлично, поскольку потом можно будет при желании увеличить объем памяти, тогда как LPDDR на плате распаивается и таких вольностей не позволяет. В общем, разумный компромисс — тем более, что нам важнее качественная оценка, а не количественная. В конце концов, игр бывает много разных, так что и на предыдущих APU AMD во что поиграть найдется. Ноутбучные процессоры компании в этом плане слабее десктопных, но как минимум не хуже того, что предлагает в ноутбуках Intel. А настольная интегрированная графика Intel намного слабее даже ноутбучных решений этой компании. Но, повторимся, при всем прогрессе Intel и высоко задранной старыми APU AMD планке производительности речь всегда шла лишь о конкуренции с самыми медленными дискретными видеокартами конца прошлого десятилетия. Не самые медленные из того же времени оставались вне конкуренции. Меняет ли Ryzen 9 7940HS что-нибудь в этой картине?
Участники тестирования
В упомянутом тестировании двухлетней давности старшим настольным APU был Ryzen 7 4750G Pro, а GeForce GTX 1050 Ti работала в паре с Ryzen 5 4650G Pro. По нынешним меркам второй уже не является хорошим игровым решением, но для видеокарт такого уровня его более чем достаточно. Поэтому старые результаты мы и возьмем как ориентир для упрощения и уменьшения количества работы. А вот цвета настольных APU будет защищать Ryzen 7 5700G — разницы в графике фактически никакой, но так идеологически правильнее. Да и драйверы за прошедшее время могли улучшиться (это для старых GeForce GT/GTX их лучше уже прекратить обновлять, поскольку пользы не будет, а где-то может и навредить), так что всё равно нужно было перетестировать. Память — типовая DDR4-3200. Можно чуть-чуть улучшить производительность переходом на DDR4-4000, однако, как мы уже убедились в свое время, это дает слишком мало. Использование памяти с более низкой частотой чревато сильными потерями производительности, а вот разгон увеличивает ее совсем непропорционально.
Ну а главный герой исследования — Ryzen 9 7940HS с DDR5-5600. Это тоже далеко не теоретический максимум конфигурации, даже сейчас, однако такую систему по крайней мере можно свободно приобрести и использовать. Причем в таком исполнении, где интегрированная графика наиболее оправдана — иначе зачем вообще связываться с мини-ПК?
Тестирование
World of Tanks enCore RT
Средняя частота кадров | Минимальная частота кадров | |
---|---|---|
AMD Ryzen 7 5700G | 92 | 55 |
AMD Ryzen 9 7940HS | 156 | 88 |
GeForce GTX 1050 Ti | 185 | 99 |
В принципе, средние настройки в этой игре худо-бедно вывозят и настольные процессоры Intel, так что на более быстрых GPU качество можно и подкрутить. Однако особой красотой игра не отличается, поэтому многие предпочитают получить побольше FPS — особенно на мониторах с высокой частотой обновления (станут ли их покупать пользователи интегрированных или младших дискретных решений — вопрос отдельный). А тут всё просто: GeForce GTX 1050 Ti вдвое быстрее лучших (всё еще) десктопных APU, но лишь незначительно обходит Radeon 780M.
Средняя частота кадров | Минимальная частота кадров | |
---|---|---|
AMD Ryzen 7 5700G | 50 | 18 |
AMD Ryzen 9 7940HS | 102 | 57 |
GeForce GTX 1050 Ti | 102 | 43 |
«Лучи» здесь чисто программные, их обсчетом занимается CPU, но в немалой степени они загружают работой и GPU. Поэтому ранее для интегрированной графики они были недоступны. Теперь же в таком режиме Radeon 780M может оказаться быстрее, чем GeForce GTX 1050 Ti. Главное же, что оба решения позволяют играть с комфортом, а десктопные APU (не говоря уже о более медленных решениях) — нет.
Far Cry 5
Средняя частота кадров | Минимальная частота кадров | |
---|---|---|
AMD Ryzen 7 5700G | 30 | 27 |
AMD Ryzen 9 7940HS | 52 | 47 |
GeForce GTX 1050 Ti | 52 | 46 |
Ryzen 7 5700G со средними настройками графики справляется лишь номинально — тут качество лучше снизить, а то и уменьшить разрешение заодно, чтоб получить 60 FPS «в среднем». Для двух других участников тестирования это не требуется. Причем они приходят к финишу ноздря в ноздрю, а минимальную частоту кадров Ryzen 9 7940HS держит чуть лучше, чем Ryzen 5 4650G Pro.
F1 2018
Средняя частота кадров | Минимальная частота кадров | |
---|---|---|
AMD Ryzen 7 5700G | 49 | 39 |
AMD Ryzen 9 7940HS | 103 | 87 |
GeForce GTX 1050 Ti | 69 | 58 |
На высоких настройках все обеспечивают комфортную играбельность, но на Ryzen 9 7940HS безо всякой дискретки хоть на «ультра»-настройки переходи. Обе оставшиеся конфигурации намного медленнее — причем это касается и бюджетной дискретки.
Assassin’s Creed Odyssey
Средняя частота кадров | Минимальная частота кадров | |
---|---|---|
AMD Ryzen 7 5700G | 29 | 15 |
AMD Ryzen 9 7940HS | 51 | 31 |
GeForce GTX 1050 Ti | 47 | 25 |
Ryzen 7 5700G не дотягивает даже до 30 FPS в среднем. Более того, правильнее считать, что он вообще не справляется с этой игрой, поскольку даже снижение качества и разрешения всё равно оставляет минимальную частоту кадров ниже 20. GeForce GTX 1050 Ti таких проблем не испытывает, а Ryzen 9 7940HS вообще никаких проблем не испытывает — в рамках целевой задачи, конечно.
Deus Ex: Mankind Divided
Средняя частота кадров | Минимальная частота кадров | |
---|---|---|
AMD Ryzen 7 5700G | 25 | 19 |
AMD Ryzen 9 7940HS | 82 | 64 |
GeForce GTX 1050 Ti | 48 | 38 |
Старая добрая архитектура GCN сама по себе плохо справляется с оптимизированными под DirectX 12 графическими движками. Впрочем, это неудивительно: от ее использования в дискретных видеокартах AMD отказалась еще в 2019 году. Да и GeForce правильнее искать этого десятилетия, а не прошлого — хотя сама по себе игра как раз прошлого. Но разгром тут не количественный, а скорее качественный. И мы не про Ryzen 7 5700G даже :)
Tom Clancy’s Ghost Recon Wildlands
Средняя частота кадров | Минимальная частота кадров | |
---|---|---|
AMD Ryzen 7 5700G | 29 | 22 |
AMD Ryzen 9 7940HS | 53 | 37 |
GeForce GTX 1050 Ti | 50 | 42 |
Мы не стали слишком привязываться к возможностям Ryzen 7 5700G (который при снижении качества с этой игрой справляется) во многом для того, чтобы не рисовать слишком много диаграмм (а то за деревьями не будет видно леса). Тут показательны как раз такие переходы количества в качество. Тем более что при низком качестве Radeon 780M чуть отстает от GeForce GTX 1050 Ti, но оба для такого режима избыточны. А вот на средних настройках у интегрированного GPU AMD сохраняется лишь небольшой проигрыш по минимальной частоте кадров.
Shadow of the Tomb Raider
Средняя частота кадров | Минимальная частота кадров | |
---|---|---|
AMD Ryzen 7 5700G | 30 | 25 |
AMD Ryzen 9 7940HS | 58 | 39 |
GeForce GTX 1050 Ti | 52 | 40 |
Он же есть и в этой игре, хотя принципиально это ничего не меняет. В конце концов, Ryzen 5 4650G Pro слаб как игровой процессор среди настольных моделей, а не ноутбучных. У Ryzen 9 7940HS теплопакет куда скромнее, да и на интегрированную графику нужно что-то оставить — она тут и правда очень мощная: скачок в разы по производительности.
Metro: Exodus
Средняя частота кадров | Минимальная частота кадров | |
---|---|---|
AMD Ryzen 7 5700G | 39 | 25 |
AMD Ryzen 9 7940HS | 74 | 43 |
GeForce GTX 1050 Ti | 57 | 29 |
Пока тестировать приходится всё же с низкими настройками качества: при попытке использовать хотя бы средние минимальный FPS проваливается ниже 20. Но обратить внимание в очередной раз следует на другое: чем выше нагрузка, тем лучше Radeon 780M выглядит на фоне GeForce GTX 1050 Ti. Он, понятно, не мечта поэта по абсолютной мощности, однако позволит зачастую более-менее справляться даже с новыми играми. Что касается старых игр, то для них хватало и некоторых APU, так что сверхзадачи сделать всё хорошо в них не ставилось, разумеется. Постараемся проверить эту версию позднее — уже после обновления тестовой методики, а то она явно зажилась. Впрочем, в условиях, когда интеграшки долго топтались на месте, и этого хватало. Но сейчас они перестали — и надо идти дальше.
World War Z
Средняя частота кадров | Минимальная частота кадров | |
---|---|---|
AMD Ryzen 7 5700G | 35 | 30 |
AMD Ryzen 9 7940HS | 59 | 51 |
GeForce GTX 1050 Ti | 57 | 49 |
Опять же, результаты Ryzen 7 5700G в таком режиме интересны лишь для сравнения: это очень динамичный шутер, где минимальных 30 FPS по-хорошему мало. Но остальные-то двое участников справляются без особых вопросов, поэтому на более легкие режимы смотреть неинтересно.
Strange Brigade
Средняя частота кадров | Минимальная частота кадров | |
---|---|---|
AMD Ryzen 7 5700G | 34 | 25 |
AMD Ryzen 9 7940HS | 51 | 34 |
GeForce GTX 1050 Ti | 53 | 40 |
Немного разбавим благостную картинку: здесь GeForce GTX 1050 Ti почти догнали, но точно не обогнали. Однако это как раз случай «легкой» графики, да еще и высокой процессорозависимости, что проявляется даже на решениях такого уровня. Поэтому здесь «подпертая» десктопным процессором дискретная видеокарта может опережать мощную интегрированную, делящую память и теплопакет на двоих с процессором. И выигрыш по сравнению с Ryzen 7 5700G тут ниже по схожим причинам. Но старых APU было мало — а стало нормально.
Итого
Главный вывод: застой в интегрированной графике AMD закончился. Это действительно важно, поскольку Intel бы для начала нужно выйти на уровень тех самых настольных APU серии 5000. Возможно, в Meteor Lake это удастся (и не только это) — тем лучше для покупателей. AMD же свой ход уже сделала. Семейство Ryzen 7000 на голову превосходит Ryzen 5000 по всем параметрам — включая и GPU. Разница с Ryzen 6000 должна быть куда меньше, но те как-то не слишком заметны на рынке, APU Ryzen 7000 продвигаются гораздо активнее. Пока — без настольных решений. Но придет и их время. Есть чего подождать, во всяком случае.
Конечно, может возникнуть вопрос, не слишком ли мы радуемся тому, что хоть какая-то интегрированная графика сумела обогнать древний GeForce GTX 1050 Ti. Тем более что Radeon 780M — лучшее решение AMD, и далеко не дешевое. А более гуманный по цене Radeon 760М будет куда медленнее — из-за всего восьми блоков (про Radeon 740М и кучку переименованных моделей 6000-й линейки и говорить нечего). Это правильное замечание, однако на него можно возразить: раньше-то и такого не было! А теперь — есть. Причем преимущество того, что есть, тем более заметно, чем более технологична игра. Так что мы не удивимся, если в самых современных проектах позади будет оставаться даже какой-нибудь GeForce GTX 1060 — совсем недавно самая популярная видеокарта в статистике Steam. Да и вообще — дорогу осилит идущий, а не стоящий. AMD же несколько лет стояла. В хорошей позиции — но на месте. А теперь двинулась вперед — и это правильно, товарищи!