Фирма Метабайт достаточно известна в России, но скорее понаслышке. К сожалению, до последнего времени, только в сети Интернет российским пользователям можно было узнать о новых разработках этой компании. Тем не менее, многие знают программные новации сотрудников Метабайт, например, патч драйверов Voodoo2 для полноценной работы в режиме SLI, написанный одним из ведущих специалистов этой фирмы Андреем Основичем.
И вот, наконец, у нашего сайта появилась возможность протестировать все три текущих продукта Метабайт (2 видеокарты и стереоочки).
Но, в начале, немного информации о самой фирме. Вячеслав Гостренко, один из программистов Метабайт, любезно согласился рассказать о своей компании и о технологиях, применяемых в разработках.
Фирма Metabyte, Inc. существует на американском рынке уже более 4-х лет, основной ее деятельностью является написание программного обеспечения под заказ, а также отладка и оптимизация драйверов для различных компьютерных компонентов. Почти два года функционирует специальное подразделение Метабайт, выпускающее 3D-ускорители - Wicked3D Board Company. По словам Вячеслава, сейчас трудно найти драйвер для последних видеокарт, который прошел бы мимо Метабайта. В частности, специалисты фирмы принимали активное участие в оптимизации драйверов под технологию 3DNow! Все это удается Метабайту благодаря использованию современного гигантского опыта в области разработки программного обеспечения. Сам Вячеслав занимается программной поддержкой API OpenGL и Glide, в частности, разработкой врапперов (wrapper) используемых со стереоочками. Приехав в Москву Вячеслав передал нам на дискете самые свежие версии Glide2x и OpenGL32, обещающие увеличение скорости работы Glide и OpenGL-игр на 3D-ускорителях на базе чипсетов Voodoo2 или Banshee.
Теперь познакомимся поближе с самими очками. Праздник жизни начинается, когда вы открываете коробку и видите в ней составные части этого чуда:
- адаптер, который имеет два разъема для подключения к нему монитора и видеокарты, а также разъемы для включения блока питания и трансмиттера:
- трансмиттер, который посредством инфракрасного сигнала управляет стереоочками. Он устанавливается на монитор и имеет переключатель "дальний сигнал - ближний сигнал" для выбора режима управления очками при близком или отдаленном расположении пользователя:
- непосредственно стереоочки с возможностью регулирования расстояния между поляризующимися стеклами и приемником инфракрасного сигнала. Для их работы потребуются две батарейки. Также, в очки встроен контактор, который включает их только при полностью раздвинутых дужках. Очки сами сделаны довольно аккуратно, каких-либо неудачных деталей, мешающих нахождению их на лице, не замечено. Дизайн немного странноват, но не по улице же в них ходить! :)
- 9-вольтовый блок питания этой системы.
После ознакомления с материальной частью этой системы, переходим к программному обеспечению. Метабайтовские драйвера для видеокарт на чипсетах Voodoo2 и Banshee уже включают в себя поддержку очков, то есть, установка программного обеспечения для их функционирования при наличии установленных драйверов Wicked3D (как на базе Voodoo2, так и на Banshee) не обязательна.
Но это не означает, что с платами других производителей очки работать не будут, скорее всего, в этом случае просто требуется выполнение инсталляции программного обеспечения с CD, прилагаемого к очкам.
Забегая вперед, хочу отметить, что практически на всех Voodoo2 и Banshee-видеоплатах, драйвера от Metabyte работают без проблем. В частности, даже такая необычная карта как Quantum3D Obsidian2 X-24 (Voodoo2 SLI на одной плате) работает под управлением Wicked3D драйверов на отлично (правда, от настройки ТВ-выхода в этом случае придется отказаться). К сожалению, поддержка очков возможна только при использовании полных драйверов Voodoo2, а потому очки с некоторыми родными драйверами, в частности от Quantum3D, не работают.
Сам процесс установки не вызывает никаких осложнений, программисты Метабайт позаботились о гладкости этого процесса. Инсталляция выполняется простым запуском файла setup.exe. После перезагрузки системы мы получаем комплект настроек:
- Общее меню всех установок 3D-акселератора (в данном случае очки тестировались совместно с Voodoo2-картой, поэтому вид начальной закладки отвечает особенностям настроек карт на базе Voodoo2)
- Настройки включения (выключения) поддержки стерео-режимов для API Direct3D
- Для API Glide
- Меню настроек работы очков с конкретным монитором, где выставляются все разрешения и частоты вертикальной развертки монитора, которые позволяет видеокарта. Здесь надо отметить одну важную деталь: указанные в меню частоты - это частоты только для половины очков, то есть для одного глаза. Таким образом, монитору на самом деле придется работать в режиме удвоенной, относительно указанной в панели управления драйверов, частоты! То есть, при выставлении, например, режима 1024х768 при частоте 75 Гц (для одного глаза), вы должны себе отдавать отчет в том, что монитору придется вытянуть 150 Гц при том же разрешении. Поэтому перед установкой этих параметров, надо обязательно подумать, а будет ли работать в этом режиме ваш монитор. Здесь же, для получения оптимальных соотношений ширины зоны передачи инфракрасных лучей от трансмиттера на очки, можно выставить размер монитора в дюймах, а также величину так называемого стерео распределения. Оно регулируется в процессе просмотра тестовой картинки и обращать внимание на величину этой условной величины не стоит.
- Запуск тестового изображения для проверки работы стерео-системы. По идее, должен быть виден вращающийся объемный логотип Метабайта, который в некоторых положениях должен как бы "вылезать" из монитора. Смысл в том, что если смотреть в очках, то передняя часть логотипа вылезает из монитора вперед, стремясь заехать смотрящему своим торцом по лбу. :) (Объемную картинку мы вам, естественно, продемонстрировать не сможем)
Также в настройках драйверов есть параметры, отвечающие за работу Voodoo2-карты, но они будут рассмотрены позже.
Необходимо отметить тот факт, что все карты, базирующиеся на чипсетах от 3Dfx, не имеют поддержки полного OpenGL. OpenGL-минипорт от 3Dfx базируется на Glide, поэтому в настройках OpenGL закладки включения стереоочков нет - они включаются через Glide-установки.
Теперь о том, как это все работает. Принцип работы очков прост: стекла, которые имеют возможность при поляризации затемняться, попеременно закрывают то один, то другой глаз, в то время как на мониторе поочередно демонстрируются картинки для левого и правого глаза. При этом используется эффект "памяти" сетчатки глаза. То есть, на самом деле изображение формируется на мониторе, а человек просто смотрит на него через очки.
Но все выглядит так просто только на словах. На самом деле, за этой идеей скрывается огромный программно-аппаратный комплекс, функционирование которого мы сейчас рассмотрим поподробнее.
Начнем с Glide, поскольку на нем базируется в данном случае и работа OpenGL. Фирмой Метабайт разработан враппер Glide2x.dll, который при выводе 3D-изображения включает стерео-режим для очков. Поэтому надо обратить пристальное внимание на закладку Glide в драйверах:
Здесь есть возможность выбора между оригинальным Glide и враппером. Что имеется в виду. Если вы хотите получить стереоизображение, то надо переключиться в режим Use Glide Wrapper for Glide games. В этом случае, в системной директории, откуда игры берут glide2x.dll произойдет замена оригинального драйвера на враппер (а оригинальный будет сохранен в виде, указанном в этой же закладке). Таким образом, при наличии включенного режима стерео, все будет работать через враппер, и изображение на мониторе будет предназначено для просмотра через стереоочки. Если же режим стерео будет выключен, то Wicked3D-враппер станет как бы "прозрачным", давая возможность работы через родной или оригинальный драйвер.
Теперь, о запуске Direct3D-приложений в стерео-режиме. Рекомендуется включать стереорежим уже после запуска игры, то есть тогда, когда 3D активизировано. Это нехитрое действие выполняется нажатием комбинации Ctrl-T (таким же способом можно переключиться и обратно). Сделано это из-за специфики DirectX по выставлению частот для монитора. Но это не значит, что сразу игры не смогут работать через очки - многие из них все-же работали нормально сразу.
Теперь о впечатлениях. Очки испытывались с играми:
- Unreal (Glide)
- Quake2 (OpenGL)
- Forsaken (Direct3d)
- MotorHead (Direct3d)
- Need For Speed-3 (Glide)
Хочу отметить, что кроме меня, в испытаниях приняли участие еще четыре специально подготовленных добровольца:
- Антон Чернышов: afes@online.ru
- Алексей Брызгалов: wizard@radioscan.ru
- Ярослав Орлов: born_to_die@usa.net
- Александр Трухачев: fkprod@aha.ru
После нашего тестирования они все еще могут поделиться по e-mail своими впечатлениями с желающими. :)
Вначале резюме: 4 человека (включая меня) были просто в восторге (2-е сразу же решили при первой возможности купить себе такие очки :) и 1 человек имел средние впечатления.
Антон Чернышов: "Это просто здорово! Реалии мира по ту сторону монитора впечатляют, эффекты удаленности выше всях похвал."
Алексей Брызгалов: "Потрясающе! Так и хочется за кромку монитора заглянуть, подозревая, что там спряталось нечто еще более необозримое."
Александр Трухачев: "Очень даже отлично! Цветопередача прекрасная, глаза не болят совсем, эффекты выше всех похвал!"
Ярослав Орлов: "Неплохо, но штучка для непродолжительной игры, глаза болят все же от напряжения, да и голова потом начинает побаливать."
Ну а мне просто понравилось. Глаза особо не болели (я более часа просидел в очках за Unreal), но напряжение чувствовалось. Не зря при установке программного обеспечения я был проинформирован о том, что у него не должно быть медицинских противопоказаний (частоты ниже 70 Гц не рекомендуются для глаз).
Конечно же, не видя этого трехмерного мира своими глазами, трудно представить весь эффект от данной системы. Как сказал мне Вячеслав, это и является основной проблемой рекламы данного продукта, поскольку о нем нельзя рассказать в картинках, это надо видеть каждому.
Но общие впечатления все-таки можно попытаться обрисовать на словах. С помощью очков все предметы в любой игре получают реальный объем, а сцена на обычном мониторе получает потрясающий эффект глубины. Приятной неожиданностью явилось появление в стрелялках Unreal и Quake2 настоящего лазерного прицела вместо стандартного крестика. Этот прицел, как и положено, отображается и на стенах, и на любых объектах, на которые он наводится. К слову сказать, очки позволяют понять глубинный смысл в различиях движков разных игр - перспектива везде выглядит по-разному. Но, тем не менее, она есть везде - монитор превращается в самое настоящее окно в нереальный сказочный мир объемной 3D-графики.
Однако, как и в каждой бочке меда, здесь тоже найдется ложка дегтя. Перед приобретением волшебных очков надо отдавать себе отчет в том, что ваши глаза смогут выдержать некоторую нагрузку, а также легко перефокусироваться. Например, у меня с этим поначалу были небольшие проблемы. То есть, я начинал видеть нормальное объемное изображение не сразу, а где-то через 3-4 секунды, когда глаза "перестраивались". Могу вполне ответственно сказать, что, похоже, это может легко получиться не у всех.
Тем не менее, даже наличие некоторых дефектов зрения, таких как близорукость, например, не помешает использованию этих стереоочков (их можно одевать и поверх обычных). Два совсем далеких от компьютеров человека, имеющих разные дефекты зрения и носящие очки, по моей просьбе по 15 минут посидели в стереоочках, немного понаблюдав заставки некоторых игр. И никаких жалоб или симптомов усталости или дезориентации не последовало. Однако, я считаю, что перед покупкой этого устройства, следовало бы оценить возможность использования его для себя, в силу индивидуальности восприятия.
Надо также отметить разницу между всем известным шлемом виртуальной реальности и этими очками. Прежде всего - это высокое разрешение и более качественная цветопередача через очки по сравнению со шлемом. Правда, шлем обеспечивает, несомненно, большее погружение в трехмерный мир, однако этот мир особым качеством не отличается.
И последнее, что надо отметить: необходимо, чтобы монитор понимал частоту вертикальной развертки от 100 Гц и выше, желательно иметь монитор, который знал бы более 140 Гц. В противном случае достаточно велика вероятность получения от игры неприятных ощущений в силу небезопасного для глаз мелькания кадров.
Цена этого устройства невелика - порядка 150$. По сравнению со шлемами виртуальной реальности это вполне приемлемая плата за открытие двери в виртуальную реальность.
Таким образом, по результатам проведенных испытаний стерео очки eyeScream получают наш вердикт "мечта геймера".
[Обзор Wicked3D Voodoo2 и Wicked3D Vengeance (Banshee)]
Также спасибо фирме F.K. Product.