Практически вся компьютерная периферия имеет свое узкое, специальное, назначение. Универсальных устройств, можно считать, не бывает. Даже игровые манипуляторы и те различаются по наилучшей приспособленности к тем или иным жанрам компьютерных игр. Клавиатуры, так же являясь периферийными устройствами, в свою очередь, тоже делятся на обычные (классические), мультимедиа, и прочие. К чему это я? Да к тому, что рассматриваемое сегодня одно устройство пытается совместить в себе два. И недаром я завел речь о клавиатурах и игровых манипуляторах, то есть о той периферии, которую чаще всего используют для управления игровыми приложениями. Свойства именно этих устройств объединяет в себе новая геймпадо-джойстико-клавиатура Chicony, попавшая в Россию под маркой Defender. Не так давно я видел нечто подобное в исполнении известного производителя игровой, и не только, периферии фирмы Logitech. Но, их устройство предназначалось для работы с телевизионными игровыми приставками, а не для серьезных персональных компьютеров. По всей видимости, конструкторы устройства, которое будет рассмотрено в этом материале, сочли, что пользователи PC тоже захотят иметь нечто подобное, и поспешили предоставить им такую возможность. В результате, сегодня мы имеем возможность, оценить, что же получилось из этой благой затеи.
Итак, давайте для начала разберемся, кому и зачем может понадобиться эдакий результат скрещивания клавиатуры с игровым манипулятором. Предположим, что вы страстный любитель компьютерных игр который не хочет ограничивать парк своих периферийных устройств ввода одной лишь клавиатурой и мышью. То есть, вам помимо этого, нужен игровой манипулятор. На сегодняшний день выбор таких устройств, предлагаемый нам производителями, более чем велик. Но, будь то джойстики, геймпады, рули, или манипуляторы другого типа, практически у любого из них есть один общий недостаток ограниченное и не большое количество программируемых функциональных кнопок. Лишь редкий манипулятор может похвастаться обилием этих кнопок, достаточным для удовлетворения потребностей придирчивых пользователей. На сегодняшний день лидерами по количеству программируемых функциональных кнопок являются, в основном, рули и некоторые модели джойстиков (HOTAS). Но даже их владельцы не смогут отрицать, что без клавиатуры им не обойтись. Уж по крайней мере такие функции, как Save Game и Load Game, Pause, и многие другие, никогда не назначают на кнопки манипулятора. Соответственно, даже при наличии, к примеру, роскошного джойстика или геймпада обойтись без клавиатуры вряд ли удастся. Следовательно, совмещение клавиатуры и игрового манипулятора в одном корпусе вполне обосновано и логично. Конечно, не такое решение пригодно не для всех типов манипуляторов. Я, например, не представляю себе руль в корпусе которого была бы смонтирована, заодно, и полноценная клавиатура. А вот цифровой геймпад или небольшой джойстик с клавиатурой вполне сочетаемы и даже практичны. Так вот, именно это практичное сочетание послужило поводом для создания материала, который вы сейчас читаете. И, дабы не томить вас, спешу перейти непосредственно к его описанию.
Defender Gaming Keyboard KPD-0250
Перед нами своеобразное и пока единственное в своем роде устройство производства Chicony, пришедшее в Россию под торговой маркой Defender. Перво-наперво, хочу прокомментировать фотографии, которые вы увидите в этом материале. Все они сделаны с предоставленного для тестирования предпродажного образца (сэмпла) рассматриваемого устройства, Defender KPD-0250. Так что, прошу вас не удивляться отсутствию на его клавиатуре символов кириллицы, потому как, для предпродажных образцов клавиатур это совершенно нормальное явление. Естественно, что партии устройств, которые поступят в продажу будут должным образом руссифицированы. Вот только, в данный момент я не могу сказать, какого цвета будут нанесенные на клавиатуру кириллические символы.
Итак, что же представляет собой Defender KPD-0250? Если описывать его совсем кратко, то я бы выразился так, это слегка упрощенная клавиатура, совмещенная с геймпадом и имеющая минимальный набор дополнительных мультимедиа кнопок. Хотя, геймпадом, встроенный в Defender KPD-0250 игровой манипулятор, можно назвать лишь с натяжкой. Скорее, это все-таки мини-джойстик с набором программируемых функциональных кнопок. Но, это лишь краткое описание устройства. Я же предлагаю изучить Defender KPD-0250 более детально, как бы разделив его на три уже описанные мною части. То есть на клавиатуру, набор мультимедиа кнопок, и геймпад. Итак, приступим…
Клавиатура
Как я уже писал выше, клавиатура Defender KPD-0250 упрощенная. Клавишное поле только одно и представляет собой ровный прямоугольник. По своей раскладке эта клавиатура напоминает ноутбуки. Но, только по раскладке, ну может быть еще из-за небольших размеров функциональных F, а так же некоторых других кнопок. Механика же самих кнопок далека от клавиатур ноутбуков, так как целиком и полностью повторяет обычные пленочные клавиатуры. Рабочий ход ее кнопок составляет 3.8 мм.
Естественно, при такой раскладке не всем кнопкам, присущим клавиатурам с классической раскладкой, нашлось место. По этому, некоторые из имеющихся кнопок несут на себе по два функциональных значения.
Вторые значения указаны как на верхней поверхности кнопок, так и на их боковых, то есть передних торцевых поверхностях. Подобно клавиатурам ноутбуков, в данном случае присутствует кнопка Fn, при помощи которой и переключаются значения описанных кнопок.
Конечно, нельзя не согласиться, что клавиатура Defender KPD-0250 далека от стандартной классической. И само собой, ее будущим пользователям понадобится некоторое время для привыкания к ней. Но, назвать это недостатком нельзя, потому как, в случае Defender KPD-0250 мы имеем дело не с клавиатурой предназначенной для работы с текстами. Наоборот, скорее всего конструкторы этого устройства даже не думали о работе их устройства с текстом и офисными приложениями и делали основной упор на разработку именно игровой клавиатуры. На мой взгляд, с этой задачей они справились очень неплохо, и клавиатура получилась достаточно компактной и при этом удобной. Вдобавок к этому следует отметить и качество ее изготовления. Люфт оси кнопок минимален и благодаря этому практически отсутствует такое характерное для современных недорогих клавиатур пластмассовое лязганье кнопок. Наоборот, присутствует мягкое, приятное на слух, пластмассовое шуршание. При нажатии начальный ход кнопок очень упруг, но далее кнопка как бы проваливается, и ее ход становится не таким затрудненным. Это создает эффект очень четкого ощущения нажатия на кнопки и какой-то общей уверенности в надежности устройства. Не раз, повидав, как нещадно «насилуют» свои клавиатуры любители компьютерных игр, думаю, что как раз надежность для них должна быть превыше всего.
Дополнительные мультимедиа кнопки
Дополнительные мультимедиа возможности Defender KPD-0250 крайне скудны. Никаких кнопок для быстрого доступа к интернет страницам, запуска почтового клиента, или управления мультимедиа плеером нет и в помине. Но, не забывайте об узкой ориентации данной клавиатуры. Она предназначена, в первую очередь, для игр соответственно этому и оснащена! Ну, скажите мне, зачем человеку, занятому в основном играми, кнопка вызова окна My Documents, или My Computer? Думаю, что незачем. И, в результате сокращения не нужных, в повседневной жизни любителя игр, дополнительных кнопок их осталось всего три. Естественно, остались именно те кнопки, которые могут быть действительно нужны и полезны в игровых приложениях.
На фотографии выше вы можете лицезреть все три дополнительных мультимедиа кнопки, которыми оснащена клавиатура Defender KPD-0250. Они несут на себе функции управления громкостью звучания звуковой подсистемы компьютера (Volume +, Volume -, Mute). Расположенная рядом с ними четвертая кнопка выполняет функцию переключения режимов работы встроенного геймпада и не имеет отношения к тому, что считается мультимедиа расширением.
Светодиодная индикация, предусмотренная в Defender KPD-0250, от стандартных клавиатур отличается только наличием одного дополнительного, четвертого, светодиода. Все индикаторы расположены справа относительно оси корпуса клавиатуры, симметрично дополнительным мультимедиа кнопкам. Как я уже написал, индикаторы стандартны и включают в себя светодиоды, индицирующие состояния CapsLock, ScrollLock, и NumLock. Четвертый индикатор имеет непосредственное отношение к кнопке переключения режимов работы геймпада. Соответственно, он индицирует в каком именно режиме, в данный момент, работают клавиатура и геймпад.
Геймпад
Хоть я и называю, игровой манипулятор Defender KPD-0250 геймпадом, но сам все же не уверен, что это правильно. Для геймпада у него слишком мало элементов правления перемещениями по осям. Для джойстика мала рукоятка и многовато функциональных кнопок. В общем, называйте его, как хотите, я же продолжу звать этот манипулятор геймпадом. Так вот, конструктивно этот самый геймпад как бы разнесен на две части, каждая из которых, соответственно, располагается по одну из сторон клавиатуры Defender KPD-0250. Слева находятся девять пронумерованных (1-6, 9-11) программируемых функциональных кнопок и две кнопки A и B. Справа находятся две программируемые кнопки (7, 8) и мини-джойстик. В свою очередь, под мини-джойстиком, есть еще одна кнопка. То есть, суммарно, в распоряжение пользователя отдаются, вроде бы, четырнадцать кнопок и аналоговый мини-джойстик. Но, отнюдь не все эти кнопки можно программировать для своих игровых нужд. Какие именно? Подробнее об этом вы прочтете ниже, когда я буду описывать работу Defender KPD-0250. Заранее скажу лишь, что повода для расстройства нет, и количество управляющих органов этого манипулятора должно устроить большинство любителей компьютерных игр.
Подключение, программное обеспечение, и эксплуатация
По сути, являя собой как бы устройство «два в одном», Defender KPD-0250, однако, подключается единственным интерфейсным кабелем (длина 1,86 м). Для подключения от вашего компьютера потребуется, соответственно, один свободный USB-разъем. После включения в него Defender KPD-0250, операционная система должна сама обнаружить новые устройства и установить для них драйверы, входящие в комплект системы (Win ME, Win XP). В результате, в менеджере устройств появятся HID-совместимая клавиатура и HID-совместимый игровой контроллер. Кроме того, список игровых манипуляторов (Control Panel / Gaming Options) пополнится в нем появится игровая клавиатура Chicony (Chicony Gaming Keyboard). Именно под таким именем Defender KPD-0250 обнаруживается системой. При желании, вы можете установить программное обеспечение, поставляемое с Defender KPD-0250 на диске. Оно никак не повлияет на работу клавиатуры, но позволит создавать индивидуальные конфигурации геймпада, для различных игровых приложений. На этом, собственно, подключение Defender KPD-0250 можно считать законченным. И, как вы могли убедиться, оно не представляет собой каких-либо, даже минимальных, трудностей.
За подключением Defender KPD-0250 следует первая проба этого устройства. И, вот тут надобно вспомнить, что данная разработка предназначена в первую очередь для пользователей-игрунов. Соответственно, эксплуатироваться она может как на рабочем столе, так и непосредственно в руках игрока или на его коленях. И первое, что я сделал, это проверил насколько Defender KPD-0250 комфортна во всех трех указанных ситуациях.
Надо отдать должное дизайнерам, которые и впрямь предусмотрели возможные различные пожелания будущих пользователей Defender KPD-0250. Благодаря специальным выступам на нижней крышке корпуса (см. фото выше), она достаточно удобно и устойчиво укладывается на колени. Несмотря на эти выступы, Defender KPD-0250 так же хорошо располагается и на поверхности рабочего стола. Небольшие резиновые ножки выступают из корпуса чуть больше, нежели выступы для коленей, и клавиатура стоит ровно и устойчиво. Так как эти ножки выполнены из хорошей нескользкой резины, то никаких попыток к скольжению по столу Defender KPD-0250 не предпринимает. А вот для третьей ситуации, при которой пользователь держал бы клавиатуру на руках, данное устройство, на мой взгляд, мало пригодно. Удерживая корпус в руках, то есть, не опирая его ни на что, пользователь лишается доступа к большей части функциональных кнопок геймпада. При этом, естественно, пользоваться клавиатурой он тоже не может. Действительно удобными и доступными остаются лишь мини-джойстик и три программируемых функциональных кнопки. В этом случае, как мне кажется, теряется весь смысл, заложенный конструкторами в Defender KPD-0250. Так что давайте, остановимся на том, что данное устройство предназначается, и при этом действительно удобно, для эксплуатации на рабочем столе или на коленях пользователя.
Разобравшись с тем, как можно наиболее удобно установить и расположить Defender KPD-0250, давайте рассмотрим непосредственно работу этого устройства. Для этого, сначала, заглянем внутрь его корпуса.
Внутренности рассматриваемого Defender KPD-0250 можно поделить на три секции. В центральной, как видно на фотографиях, расположена основная клавиатура, дополнительные мультимедиа кнопки, светодиодные индикаторы и печатная плата, на которой смонтирована большая часть электрической схемы устройства. Основная клавиатура пленочная, что вполне естественно для ее ценового диапазона. Такая же пленочная и клавиатура встроенного геймпада, расположенная в левой секции корпуса. А вот две кнопки того же геймпада, но расположенные в правой секции, реализованы на китайских микропереключателях IC DM1, нередко используемых в конструкциях современных мышек. Мини-джойстик, так же расположенный в правой секции корпуса, установлен на отдельной от кнопок печатной плате. Как можно видеть на фотографии, конструктивно он очень не велик. В непосредственной близости от него установлен, так же очень маленький, микропереключатель. Он несет на себе функцию кнопки совмещенной с осью мини-джойстика.
Надеюсь, что после такого, пускай даже краткого, экскурса во внутренности Defender KPD-0250, у его будущих пользователей не возникнет желания без надобности заглядывать внутрь корпуса этого устройства. Кроме того, теперь, должна стать понятной разница в звуке, которую издают при нажатии кнопки геймпада, расположенные в левой и правой секциях. Ведь в одном случае это пленочные, а в другом механические кнопки.
Итак, мы подключили Defender KPD-0250 и даже взглянули на содержимое его корпуса. Что далее? Далее остается выяснить как это устройство функционирует, применительно к нуждам пользователя. С клавиатурой в данном случае все должно быть понятно. Она функционирует, как и любая другая клавиатура, с той лишь разницей, что для выполнения некоторых функций приходится использовать кнопку Fn. А вот с геймпадом все несколько сложнее. По этому, давайте рассмотрим его работу более подробно.
Для начала, давайте предположим, что переключатель режимов клавиатура/геймпад установлен в положение «клавиатура». То есть, светодиодный индикатор состояния этих режимов не горит. Как же, в этом случае, будет работать встроенный геймпад? А он, сняв с себя функции игрового манипулятора, примет на свои органы управления некоторые обычные функции клавиатуры. При этом, его кнопки, расположенные на левой секции корпуса, не будут функционировать вовсе. Мини-джойстик будет исполнять роль стрелочек, дублируя собой, и без того присутствующие на клавиатуре Defender KPD-0250, эти кнопки. Однако, притом, что по началу это может казаться бесполезным, практика показывает, что толк в этом есть. Во всяком случае, в некоторых играх, управление которыми осуществляется со стрелочек клавиатуры, он действительно удобен. Оставшиеся не рассмотренными две программируемые функциональные кнопки, расположенные на правой секции корпуса, выполняют функции PgUp и PgDn (страница вверх, страница вниз).
Вспоминая внутренности Defender KPD-0250, можно спросить «А какую функцию выполняет кнопка, расположенная под мини-джойстиком?» Ответ прост никакой функции она, в рассмотренном выше режиме работы Defender KPD-0250, не выполняет. Однако, скидывать ее со счетов не стоит, ибо она вовсе не бесполезна в том случае, когда стройство работает в режиме игрового манипулятора.
Во втором случае, мы, соответствующей кнопкой, переключаем Defender KPD-0250 в режим геймпада. Светодиодный индикатор режимов клавиатура/геймпад, при этом, должен светиться зеленым светом. В таком режиме, геймпад уже не дублирует функции каких либо кнопок основной клавиатуры и работает как самостоятельный игровой манипулятор. Если открыть соответствующую закладку в свойствах этого устройства Control Panel / Gaming Options / Chicony Gaming Keyboard / Propertie), то станет видно все, чем оснащен рассматриваемый манипулятор. Это контроль перемещения по осям X и Y (мини-джойстик) и одиннадцать программируемых функциональных кнопок. Однако, как вы помните, проводя внешний осмотр Defender KPD-0250, мною было насчитано четырнадцать этих кнопок. Где же недостающие три? Все очень просто. Из четырнадцати обнаруженных мною кнопок геймпада, для начала, следует вычесть кнопку, расположенную под мини-джойстиком, которая как оказалось, не имеет отношения к кнопкам, программируемым пользователем. Из оставшихся тринадцати, две кнопки (A и B) функционируют исправно, но они дублируют собой две других функциональных кнопки. При нажатии на них имитируется непрерывное многократное нажатие на программируемые функциональные кнопки 1 и 2, того же геймпада. В результате и получается, что отдельно программируемых для пользователя доступны только одиннадцать функциональных кнопок. Не знаю, расстроит ли это будущих пользователей, но лично мне кажется, что вполне достаточно и гораздо меньшего количества этих кнопок, ведь основная, полноценная, клавиатура оказывается всегда под рукой. Соответственно, необходимость в отдельных программируемых кнопках встроенного геймпада практически отпадает. Хотя, программное обеспечение, поставляемое с Defender KPD-0250, работает именно с этими кнопками, расширяя их функциональные возможности.
Ну вот, теперь, я надеюсь, вам ясно, что представляет собой рассматриваемый сегодня Defender KPD-0250. Однако, пока что, я описал не все его органы управления. Неучтенной осталась одна единственная кнопка. Та, что совмещена с мини-джойстиком. Так зачем же она и какие функции выполняет? Надеюсь, вы понимаете, в чем разница между цифровыми и аналоговыми устройствами. Так вот, интересующая нас кнопка является переключателем режимов работы мини-джойстика. В одном режиме он работает как обычный аналоговый джойстик, в другом, как цифровой D-Pad обычно устанавливаемый в геймпадах. К сожалению, никакой индикации текущего режима работы мини-джойстика, в Defender KPD-0250 не предусмотрено. Однако от этого данная функция не теряет своей ценности, а ее наличие можно только приветствовать, так как оно несколько расширяет комфортабельность устройства в целом, применительно к игровым приложениям различных жанров.
В дополнение ко всему написанному мною о Defender KPD-0250 хочется еще раз упомянуть, что вместе с этим устройством поставляется и специальное программное обеспечение. Оно очень похоже на аналогичное ПО, поставляемое с различными современными игровыми манипуляторами. В какой-то мере оно расширяет функциональные возможности органов управления Defender KPD-0250. Кроме того, так же, как и в аналогичном ПО других манипуляторов, пользователь получает возможность создавать собственные, раздельные для игровых приложений, конфигурации органов управления манипулятора.
Выводы
Сказать, совершенно ли в своем классе рассмотренное сегодня устройство, пока что, не сможет никто. Оно единственно и уникально. Во всяком случае пока. Так что, сравнивать его нам не с чем. Можно лишь сказать, что Defender KPD-0250 достаточно интересен. Мне кажется, особенно тем, кто только задумывается о покупке игрового манипулятора, и еще не сделал своего окончательного выбора. В таком случае, если ваши требования не слишком велики, быть может, вам стоит обратить свой взор в сторону Defender KPD-0250. В сравнении с такими игровыми манипуляторами, как геймпады, к которым он, по своей сути, ближе всего, в данном случае мы имеем большую универсальность и функциональную оснащенность, достигнутую за счет объединения манипулятора с обычной клавиатурой.