Кажется, банальнейший гаджет — веб-камера. Так ли сегодня она нужна, в отдельном самостоятельном исполнении? Ведь каждый ноутбук, планшет и даже телефон имеют камеру и обладают необходимыми ресурсами, позволяющими аппаратно сжимать видео. В отличие от веб-камер, которые до сего времени только и умели, что передавать несжатое видео. А если вдруг веб-камера научится аппаратно обрабатывать видео точно так, как это делают настоящие видеокамеры? Появится ли в таком случае необходимость в веб-камере?
Чтобы ответить на этот вопрос, ознакомимся с двумя представителями современных веб-камер. Насколько эти гаджеты продвинулись в своём развитии, да и было ли какое-то продвижение за последние годы?
Конструкция, технические характеристики
Live! Cam inPerson HD VF0720
Данную модель будем условно считать старшей, как по её габаритам, так и по возможностям (заявляется поддержка разрешения Full HD).
В комплект, помимо устройства, входит краткая инструкция, листовки и компакт-диск с программным обеспечением. USB-кабель камеры имеет длину 1,8 метра: честно говоря, хотелось бы подлиннее.
Несколько странно выглядит эта камера. Причина таких габаритов — четыре микрофона, размещённые по всей лицевой стороне: два в центральной части и ещё два ближе к краям корпуса.
С обратной стороны можно видеть множество вентиляционных отверстий, они нужны для охлаждения электронной начинки. Ведь внутри прячется процессор, умеющий сжимать видеопоток аппаратно. Верхняя часть корпуса оснащена кнопкой, нажатие на которую приводит к созданию снимка или старту/остановке видеозаписи (в зависимости от текущих настроек в одной из прилагаемых программ).
Система крепления отлично продумана, состоит из трёх сочленений, упруго сгибающихся друг относительно друга под углами до 300°. Это позволяет разместить камеру на любой поверхности и под любым углом. Примечательно, что все эти сочленения покрыты резиновыми вставками, увеличивающими трение с опорной поверхностью. Такие же резиновые вставки имеются на нижней поверхности корпуса, а также на внутренней стороне язычка-ограничителя, выступающего вниз от лицевой стороны камеры.
Благодаря хитрой конструкции и резиновым вставкам камера вполне уверенно держится на верхней кромке монитора или даже очень тонкого экрана ноутбука.
Live! Cam Connect HD VF0750
Вторая камера — попроще и подешевле, что видно даже по упаковке, снабжённой ушком для подвешивания на магазинных витринах.
Комплектация — в точности та же самая, что и в старшей модели, лишь содержимое компакт-диска отличается. Правда, совсем незначительно. Длина USB-кабеля у этой камеры составляет 1,5 м — тоже, признаться, маловато, ведь обе камеры явно предназначены для использования со стационарным ПК, а они, бывает, стоят где-нибудь в стороне или на полу, далеко от монитора, на который требуется взгромоздить камеру.
Здесь конструкция не так сложна: всего два коленца, соединённые не слишком тугим суставом.
Вентиляционных отверстий данная камера не имеет, как не имеет и аппаратного кодировщика. Зато похожая кнопка мгновенного снимка здесь присутствует — она тоже расположена в верхней части корпуса устройства.
Резиновых вставок на сочленениях крепёжной системы всего две: на внутренней стороне язычка, играющего роль ограничителя, и на внутренней же стороне подставки. Нетрудно догадаться, они также предназначены для увеличения трения при креплении на верхней кромке монитора.
Основные технические характеристики веб-камер приведены в таблице:
Live! Cam inPerson HD VF0720 | Live! Cam Connect HD VF0750 | |
Микрофон(ы) | Квадрофонические, с фокусировкой луча и шумоподавлением | Моно, с функцией шумоподавления |
Совместимость с ОС | Функция Plug & chat в ОС Windows, Mac OS X 10.5 и Linux 2.6 | |
Интерфейс | USB 2.0 | |
Разрешение видео | 1920×1080 | 1600×1200 |
Разрешение фото | 12 МП с программной обработкой | 10 МП с программной обработкой |
Программное обеспечение (только для ОC Windows) |
|
|
Эксплуатация
Поскольку ни оптического зума, ни, разумеется, стабилизатора в таких камерах нет и быть не может, данные вопросы с повестки дня снимаются автоматически. Вместо этого остановимся на другом животрепещущем аспекте: качестве съёмки в условиях недостаточной освещённости. И, в частности, умении подстраиваться под изменяющиеся условия.
Здесь нужно отдать должное обоим рассматриваемым аппаратам — подстройка происходит довольно быстро, а чувствительность аппаратов достойна как минимум похвалы. Взглянем, как это происходит в исполнении веб-камеры Live! Cam inPerson HD VF0720:
Однако результат этой подстройки, как и уровень чувствительности, у камер всё-таки разный. Ниже приведены сравнительные стоп-кадры из видео, снятого камерами в одних и тех же условиях освещённости — в полутьме, эквивалентной освещению от работающего монитора.
Нужны ли тут комментарии? Попробуем истолковать столь разительное отличие, точнее привести две пришедшие на ум версии: либо изумительная чувствительность датчика, используемого в старшей модели, или великолепно реализованное программное шумоподавление. Но, скорее всего, тут работают оба фактора одновременно.
Во время тестирования была подмечена неприятная особенность работы старшей камеры, inPerson HD VF0720. Почему изображение постоянно дёргается, прыгает вперёд-назад?
Эти дёргания происходят как при записи видео, так и при обычной (фоновой) работе. Как при хорошем освещении, так и при недостаточном. При наличии интенсивного движения в кадре и при полном его отсутствии. Проще говоря — всегда. Скорее всего, мы видим некую ошибку в работе автофокуса, и тестовый экземпляр камеры имеет такую программную недоработку (или переработку).
Следующий важный фактор — разрешающая способность. Это больная тема. Больная для пользователей, наивно предполагающих, что разрешение и разрешающая способность — суть одно и то же. Дело в том, что указанные на упаковке или в спецификациях цифры 1920×1080 не имеют никакого отношения к разрешающей способности камеры, они всего лишь указывают на размер кадра в пикселях. Видеокамер с подобной разрешающей способностью ни в любительском, ни в профессиональном сегменте пока не существует (если не брать в расчёт узкоспециализированные комплексы стоимостью в самолёт). И если размер кадра не подвергается сомнению и легко проверяется, то с разрешающей способностью дело обстоит иначе. Её не выявишь, кроме как с помощью натурных съёмок специальных тестовых таблиц. Что мы и проделали:
Live! Cam inPerson HD VF0720 | Live! Cam Connect HD VF0750 |
Стоп-кадр 1920×1080 | Стоп-кадр 1280×720 |
Конечно, настоящими 1920×1080 тут и не пахнет, но это абсолютно неудивительно, если вспомнить об используемой в камерах оптике и уж тем более о размере задействованных датчиков изображения. Но всё же получившиеся 700 и 500 линий по горизонтали — отличный результат для подобных малышек! Как ни странно, похожую разрешающую способность дают многие любительские (и не только) HD-видеокамеры. Для сравнения скажем, что максимальной разрешающей способностью обладают сегодня любительские видеокамеры Panasonic топ-класса, они дают примерно 1100 линий по горизонтали (см. здесь).
В связи с этим наверняка покажется крайне занимательным следующее сравнение: возьмём одну из самых обычных, недорогих веб-камер прошлых лет выпуска. К примеру, такую: Microsoft LifeCam VX-800. Ничего примечательного, стандартная камерка для душевных свиданий по Скайпу. Теперь снимем этой камерой знакомую нам таблицу…
Live! Cam inPerson HD VF0720 | Live! Cam Connect HD VF0750 | Microsoft VX-800 |
А ведь имеется прогресс, отрицать невозможно! И прогресс серьёзный, грозящий вскоре догнать недорогие модели Full HD видеокамер. Главное пожелание к производителям веб-камер — не жадничать, использовать датчики посовременнее, размером побольше и желательно с технологией обратной засветки (т. н. Back Side Illumination MOS, подробнее здесь). Кстати говоря, очень похоже, что один из таких датчиков используется в старшей из рассматриваемых камер, если судить по фактическому отсутствию цветного шума в съёмке с недостаточным уровнем освещённости.
Читатель спросит: а зачем тут нужны все эти измерения? Ведь это же веб-камера, от неё не требуется ни чёткость, ни чистота картинки. Ответим вопросом на вопрос: а зачем производитель веб-камер так печётся о повышении детализации и так старается повысить светочувствительность?
Из прилагаемого ПО наибольший интерес представляет программа Live! Central 3. Этакий многорукий комбайн, позволяющий записать видео, сделать фото, «украсить» передаваемое изображение различными эффектами и т. д.
Настройки разрешения у каждой камеры могут быть разные:
Live! Cam inPerson HD VF0720 | Live! Cam Connect HD VF0750 |
|
|
Изменение разрешений, как мы убедимся чуть позже, достигается обычным кропом (crop, обрезка) изображения. Отсюда получается и разный угол зрения в каждом из режимов.
К сожалению, производитель не указывает максимальный угол обзора объективов. Придётся помудрить самим, босяцким способом определять этот угол. За абсолютную точность ручаться не станем, но общее впечатление получить удастся, несомненно. Итак, сняв то, что иногда по ошибке называют видом из окна, и сопоставив со спутниковой фотографией места съёмки, мы получили следующие углы для каждой из рассматриваемых веб-камер:
Live! Cam inPerson HD VF0720 | Live! Cam Connect HD VF0750 |
Максимальный угол зрения камеры составляет 80°, достигается при работе в режиме 1280×720 с аппаратным сжатием видео (H.264). Картинка без аппаратного сжатия выводится с углом 40°. | Максимальный угол у данной камеры составляет 80°, но лишь при работе в режиме с максимальным разрешением. |
Но вернёмся к прилагаемому программному обеспечению. Live! Central неплохо различает лица, даже в телепередачах:
Такой изменённый сигнал виден не только в программе Live! Central, но и во всех сторонних приложениях, умеющих транслировать видео с подключённой к ПК веб-камеры посредством WDM-драйвера, включая, конечно же, Skype. Правда, при этом Live! Central должен быть запущен и работать в фоновом режиме (в свёрнутом окне). И ещё одно ограничение: при работе со сторонними программами Live! Cam inPerson HD VF0720 работает только в программном режиме, без аппаратного сжатия — настройки камеры, изменяющие разрешение сигнала, доступны только в Live! Central. Во всех прочих программах эти настройки отсутствуют. Впрочем, это совершенно обычное явление, именно так работает подавляющее большинство устройств захвата видео, имеющих аппаратный кодировщик — через драйверы, которые «понимает» только прилагаемое программное обеспечение.
На следующем рисунке видно обработанное программой изображение головы с налепленной на неё соломенной шляпой, при этом видео отображается в окне простейшей программы захвата, AMCAP.
Кстати говоря, подобные издевательства над лицом, попавшим в кадр, не ограничиваются лишь имеющимися в программе шаблонами головных уборов, очков, усов и прочего. При желании со страницы разработчика можно скачать дополнительные шаблоны.
Наконец, ещё один больной вопрос: а что у нас с разрешением видео, передаваемым в Skype? Ответ: а ничего! Несмотря на полное соответствие имеющейся у нас техники рекомендуемым требованиям, добиться передачи HD-сигнала так и не удалось. Правда, и с имеющимся SD-сигналом картинка выглядит просто великолепно: сказывается высокая чувствительность камер.
И всё же способы вещания в сеть Интернет HD-сигнала всё-таки имеются. Однако все они, как правило, небесплатные. При желании можно найти с десяток ресурсов, предлагающих подобные услуги.
Пожалуй, главное впечатление, оставшееся от знакомства с этими камерами: приятно наблюдать столь высокую разрешающую способность в камерах, имеющих такие миниатюрные оптику и матрицу. Аппаратное сжатие видеосигнала — тоже неплохая задумка, но над её реализацией следовало бы ещё немало поработать. В частности, увеличить битрейт видео с нынешних трёх с небольшим мегабит в секунду до хотя бы десяти мегабит, а заодно изменить профиль кодирования с Baseline на что-то повыше, пусть даже Main.