Довольно интересная идея частичного решения проблемы нехватки самолётов для региональных перевозок прорабатывается сейчас двумя ведомствами — Минтрансом и Минобороны. Её смысл состоит в том, чтобы отдать самолёты L-410, использующиеся в Воздушно-космических силах для подготовки будущих пилотов, авиакомпаниям для осуществления пассажирских перевозок.
Сейчас на балансе Минобороны имеется около двадцати L-410. Часть из них довольно старые, закупленные в 1980-х годах, часть посвежее — версии UVP-E20. Такие машины закупали в начале 2010-х годов.
Для авиакомпаний, осуществляющих региональные перевозки, L-410 не является чем-то новым: 34 таких самолёта эксплуатируются разными компаниями, в числе которых «Аэросервис», «Газпром авиа», «Комавиатранс», «КрасАвиа», «Полярные авиалинии», «Хабаровские авиалинии», «Камчатское авиапредприятие». И пополнение пришлось бы кстати, но тут есть два нюанса. Первый — непонятно, насколько учебный L-410 получится адаптировать для пассажирских перевозок. Второй — это никак не решает проблему с дефицитом запчастей для всех L-410, которая сейчас стоит очень остро.
«В нашем парке четыре L-410. Активно эксплуатируются. Один из важнейших вопросов [при принятии решения о переводе парка в гражданскую авиацию] — это возможность адаптации программы технического обслуживания, по которой эти самолёты эксплуатировались в Минобороны, под имеющиеся требования гражданской авиации», — прокомментировала ситуацию представитель «КрасАвиа» Нина Чупахина.
«В отличие от моделей Airbus и Boeing, на которые запчасти в огромном количестве продаются в разных странах мира и их найти и закупить в принципе возможно, на L-410 новые запчасти закупить трудно в тех объёмах, в которых они нужны нам. Россия была ключевым покупателем самолёта этого типа, поэтому массовый завоз запчастей в условиях санкций невозможен», — рассказал главный эксперт Института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Фёдор Борисов.