Компания Intel является неоспоримым лидером на рынке процессоров. Но, несмотря на все свои инженерные и финансовые возможности, рынок дискретных GPU ей всё никак не покорится. За последние лет 10 можно вспомнить разве что ускорители Larrabee, которые изначально задумывались в качестве дискретных видеокарт, но затем превратились в сопроцессоры и ускорители вычислений.
Однако с недавних пор в Intel работает Раджа Кодури (Raja Koduri), ранее занимавший пост главного специалиста по графическим решениям в AMD. Возможно, именно с его приходом Intel наконец-то сможет создать новый GPU для игровых видеокарт или очень производительное решение для интеграции в процессоры.
И, судя по просочившимся в Сеть данным, наработки у Intel уже имеются. Это пока лишь концепты, демонстрирующие один из возможных подходов к созданию новых GPU, так что в ближайшее время выхода подобных решений Intel ожидать не стоит.
Итак, имеющийся концепт представляет собой 14-нанометровый «модульный» GPU, состоящий из двух кристаллов. Первый содержит непосредственно сам графический процессор и системный агент. Второй — матрицу FPGA, ответственную за взаимодействие с системной шиной.
Прототип (неясно, существует ли он в кремнии или же только на бумаге) содержит GPU с тремя кластерами, каждый из которых имеет по шесть исполнительных блоков GPU поколения Gen9LP, что в сумме даёт 144 потоковых процессора. Кластеры соединены со специальным модулем, который управляет частотами каждого исполнительного блока в отдельности.
Тестовый кристалл с GPU имеет площадь в 64 мм² и состоит из 1,5 млрд транзисторов. Но эти данные вряд ли имеют особое значение непосредственно сейчас, учитывая статус разработки.
Также стоит отметить, что в своё время Intel создала подобное решение в рамках 22-нанометрового техпроцесса. Тогда оно изначально предназначалось для проверки работоспособности определённых технологий энергосбережения в GPU. То есть совершенно не факт, что описанный выше GPU имеет хоть какое-то отношение к дискретным графическим процессорам Intel.