Компания Creative представила готовые наборы из Sound Blaster X7 и пассивных колонок E-MU XM7. Звуковая карта Sound Blaster X7 была представлена раньше, но нас не очень заинтересовала. А вот готовый набор из двух устройств получился очень удачным и по функциям, и по цене. Поэтому мы рассмотрим их именно как готовый набор.
Мы больше 10 лет просили Creative выпустить такие колонки, которые бы имело смысл подключать к звуковым картам этого производителя. В то время как качество звука Sound Blaster непрерывно повышалось, колонки Creative оставались модными пластмассовыми аксессуарами. Как ни назови, колонки эти никак не соответствовали по классу звуковым картам. Поэтому продвинутым пользователям Sound Blaster приходилось самостоятельно подбирать либо полноразмерные активные колонки, либо бытовой комплекс «усилитель + акустика».
Появление в 2015 году пассивных 5-дюймовых полочников E-MU XM7 в корне изменило ситуацию. Хорошая новость: в компании поставили действительно конкурентоспособные динамические головки, сохранив при этом и доступную цену. Creative Sound Blaster X7 имеет специальный режим работы совместно с колонками E-MU XM7, но может использоваться и с другими акустическими системами. Впрочем, плюс тут как раз в том, что купив комплект, пользователь снимает с себя проблему поиска отдельных компонентов, получая гарантированно приличный звук. Вот на таких пользователей и рассчитан набор Creative.
Дизайн X7 при первом знакомстве вызывает удивление. Корпус противоречит всем канонам Hi-Fi-аппаратуры, но в этом, очевидно, и заключалась вся идея. Форма корпуса напоминает скругленные треугольники наушников Creative Aurvana Live! 2, получивших награду Red Dot Award 2014 в номинации Product Design. Возможно, дизайнеры Creative решили перенести этот удачный опыт в звуковые карты, чтобы получить еще пару престижных наград?
Если E-MU XM7 — это просто классические Hi-Fi-колонки, то Creative Sound Blaster X7 — намного более новаторский продукт, который соединяет в себе сразу несколько устройств. Это внешняя звуковая USB-карта с внутренним аппаратным процессором, автономный асинхронный USB-ЦАП, стереоусилитель мощности в классе D, автономный декодер Dolby Digital 5.1, отличный усилитель для наушников, Bluetooth-гарнитура для мобильных устройств, с микрофонным массивом, USB-подзарядка, вешалка для наушников. Это новое направление для Creative, но Hi-Fi-устройства такого класса известны давно и называются DAC/Amp. Такие комбайны наиболее популярны в Японии, где компактность и нафаршированность технологиями ценят превыше всего. Интересно, что Sound Blaster X7 хотя и не создал новый тип устройств, но все же предложил для них намного более широкое применение, чем Hi-Fi-бренды. Многих даже запутает многообразие сфер использования новинки Creative. Поэтому давайте рассмотрим основные сценарии применения:
Сценарий 1. Звуковая карта + колонки для компьютера. Игры, фильмы, музыка. Внешнее исполнение дает набору возможность подключения как к обычному компьютеру, так и к ноутбуку. USB-подключение к компьютеру обеспечивает не только звуковую карту с аппаратной обработкой, но и стереомикрофоны для Skype и современных многопользовательских онлайн-игр. Конечно же, не забыты и обладатели коллекции качественных записей на ПК. Карта имеет внутри начинку, аналогичную топовой звуковой карте ZxR, ЦАП TI PCM1794, усилитель для наушников TI TPA6120A, высококачественные сменные ОУ, 3 отдельных кварца, конденсаторы Nichicon Gold, свой собственный внешний мощный БП.
Сценарий 2. Усилитель + колонки для телевизора. Сетевой медиаплеер подключается по Toslink или к линейному входу стерео-RCA. Громкость и прочие функции настраиваются удаленно по Bluetooth c устройств iOS/Android. В этом сценарии очень привлекательно выглядит совместимость с игровыми приставками, и тут очень пригодится встроенный декодер Dolby Digital. Также среди аппаратных обработок есть Dialog Plus.
Сценарий 3. Качественный ЦАП и наушниковый усилитель. Использование без компьютера. Медиабиблиотека хранится на мобильном устройстве или в сетевом накопителе, с возможностью воспроизведения с мобильного устройства. Sound Blaster X7 в этом случае может подключаться двумя способами: проводным и беспроводным. Причем оба способа возможны для устройств как с iOS, так и с Android! Такие возможности встречаются не часто. С Android, естественно, существуют определенные нюансы. Список гарантированно совместимых моделей составляют преимущественно новые и топовые телефоны.
Зато Android-устройства на текущий момент имеют приятный бонус — простое спаривание/распаривание по технологии NFC. Достаточно поднести телефон к значку NFC — и готово. Конечно, все внутренние параметры аппаратной обработки управляются из фирменного приложения для iOS/Android.
Кроме того, во всех сценариях Sound Blaster X7 прекрасно работает как громкая связь для звонков c ПК, планшета и телефона. Все аппаратные функции обработки сразу же становятся востребованы.
В комплекте с колонками идут тканевые сетки, которые устанавливаются на стальных шпильках с резиновыми гнездами. Качество изготовления высокое, в точности как у Hi-Fi-колонок. Толщина MDF-стенок — 15 мм. Внутри ребра жесткости и немного синтепона.
Задняя панель имеет и линейные выходы с ЦАП, и выходы с усилителя мощности. Встроенный стереоусилитель использовать не обязательно, если усилитель у владельца уже имеется. Из разъемов стоит отметить линейные 5.1-выходы миниджек. Еще интересен оптический вход для цифрового 5.1-звука, например с игровой приставки. Внутри есть аппаратный декодер Dolby Digital. При его активации на передней панели загорается лампочка.
Усилитель выполнен на современной усилительной микросхеме Texas Instruments TPA3116D2 в классе D, которые >90% питания переводят в выходную мощность. В мощности усилителя кроется главное отличие между обычной моделью X7 и X7 Limited Edition. В последнем случае в комплекте идет БП мощностью 144 Вт, что дает 50+50 Вт максимальной мощности на нагрузке 4 Ом.
Номинальная мощность для 4 Ом — 33 Вт при искажениях 0,05% и 37 Вт при 1%. Для нагрузки 8 Ом мощность снижается до 22 Вт при 1%. Устройство имеет переключатель импеданса 4/8 Ом на задней панели. Обычная модель комплектуется БП на 70 Вт, что все равно дает приличную мощность 30 Вт при 0,05% искажений и 35 Вт при 1% искажений. Огромный плюс этого усилителя мощности — компактность и энергоэффективность. Именно эти причины могут заставить отказаться от традиционного усилителя или ресивера.
При работе с iPhone или iPad есть два варианта подключения: проводное USB 2.0, с одновременной подзарядкой аккумулятора, и беспроводное, по Bluetooth, позволяющее слушать музыку, сидя в кресле.
Интересно, что возможно воспроизведение звука сразу всех трех источников одновременно! (И мобильного устройства по USB, и его же по Bluetooth, и компьютера/ноутбука.) Громкость регулируется в микшере карты.
Внутри имеются несколько отдельных печатных плат. На основной расположены цифровые и аналоговые элементы, а также отдельная платка Bluetooth-модуля. Усилитель мощности с радиатором вынесен на отдельную плату. Предусмотрено только пассивное охлаждение. При работе корпус слегка теплый, так как класс D эффективно переводит в звук более 90% энергии, и лишь остальное рассеивается в виде тепла.
Установка ЦАП TI PCM1794A говорит сразу о нескольких вещах. Во-первых, звук ожидается на уровне топовых карт Creative или лучше. Так как тут имеется свой собственный блок питания, не компьютерный, и есть пространство для маневра (микросхема не окружена плотным строем дискретных элементов), то и потенциал ЦАП был реализован более полно. В тесте RMAA при подаче сигнала со входа на выход удалось достичь 118 дБ соотношения сигнал/шум (результаты измерений приведены ниже). Во-вторых, Creative, к сожалению, никак не хочет менять этот ЦАП на более новые и прогрессивные. Вместе с отсутствием DSD это снижает интригу. Если вы владелец интегрированного звука, Sound Blaster Audigy или обычных серий Titanium, то апгрейд до X7, естественно, имеет очень большой смысл. Но если вы владелец Sound Blaster ZxR, то стимулов апгрейда именно компьютерной звуковой карты сразу становится меньше примерно в 10 раз. Разве что рассматривать связку X7+XM7 как дополнительный комплект к ноутбуку, телевизору или планшету.
Зато очень неожиданно Creative поставил два выделенных ЦАП TI PCM1793. Это немного упрощенная версия старших моделей, но также с высокими параметрами. Для каналов 5.1-конфигурации — очень неплохо!
С появлением нашей программы RMAA инженерам Creative всегда приходится ставить хороший АЦП, чтобы каждый пользователь смог убедиться в высоком качестве ЦАП звуковой карты. TI PCM4220 — просто отличный оцифровщик, который применяется в картах Sound Blaster, начиная с X-Fi Titanium HD.
Собственный USB-контроллер Creative CA0189-2AG, также стоящий в большинстве внешних карт Sound Blaster, не обеспечивает никакой особенной обработки, зато работает на шине USB 2.0 и обеспечивает готовые I2S-порты связи с конверторами и отдельный выход связи для эффект-процессора. Стоит отметить, что Creative пришлось разориться на несколько тактовых генераторов TCXO, класса «подороже-получше-чем-в-ZxR», в том числе на выделенный кварц для частот, кратных 44,1 кГц, и для частот, кратных 48 кГц. Генераторы с высоким фазовым шумом банально не позволят получить высокий сигнал/шум, поэтому были найдены красивые позолоченные TCXO. Отставание от Asus в области «компонентного феншуя» ликвидировано.
SBaxx1 — многоядерный процессор аппаратной обработки звука. Напомним, что когда Creative перепрыгнул через 2 поколения техпроцесса, по сравнение с чипами E-MU10K/20K этот новый чип получился малюсеньким и непрезентабельным. Отказ от прежней интересной архитектуры был вызван утратой актуальности аппаратного 3D-звука в играх и невозможностью реализации аппаратного декодера Dolby Digital. 3D-звук реализуется картой программно, но он не особенно нужен, так как в играх все технологии стали программными, и возможности карты больше никто не задействует.
Звучание
Колонки E-MU XM7 звучат существенно лучше любых предыдущих наборов Creative, включая любые колонки с сабвуфером 2.1 и 5.1. Резкий скачок в качестве. Никакого компромисса по НЧ у данных колонок нет. Баса очень большой запас. ФИ рассчитан корректно и работает очень эффективно. Если нужно более натуральное звучание, стоит воспользоваться эквалайзером карты и прибрать ползунок 31 Гц, опустить значение на −3 дБ. В колонках применен кроссовер второго порядка
У пользователя, который никогда не слышал вживую Hi-Fi-колонок, может случиться шок от высокой детальности звука, стерепанорамы, полноценного частотного диапазона, без компромиссов. Старые записи захочется переслушать заново. Потом, возможно, возникнет желание как-то еще улучшить звук. Звуковая карта X7 в этом плане способна предложить довольно много регулировок, начиная с эквалайзера и заканчивая аппаратными обработками SBX Pro Studio.
Мы сравнили звук с активными мониторами Adam F5, которые являются начальным уровнем по меркам профессиональной акустики, но по цене сравнимы со всем набором X7 + XM7. К чести Creative, этому набору удалось довольно близко подойти к Adam Audio. Сравнение с популярными на нашем рынке китайскими комплектами активной акустики, которые стоят существенно дешевле набора Creative, мы не проводили, так как таких колонок под рукой не было.
Перейдем к оценке звучания Sound Blaster X7 в режиме работы звуковой карты и усилителя для наушников. Сравнение звучания Sound Blaster X7 (PCM1794A) производилось с Sound Blaster E5 (CS4398), Asus STX II (PCM1792A), Yulong U100 (CS4398), Tascam UH7000 (PCM1795). Карты не выбирались по какому-то конкретному принципу — просто эти устройства у нас имелись и были подключены. Подборка Asus и Creative прослушивались с одинаковыми штатными ОУ.
Sound Blaster X7 звучит очень хорошо. Детальность высокая. Бас резкий. Никакого собственного оттенка звучания нет. Примерно так и звучат все устройства на PCM1792/1794. То есть можно сказать, что производитель хорошо раскрыл потенциал конверторов и предоставил пользователям лишь поле для экспериментов с ОУ.
Производитель прав, когда заявляет, что Sound Blaster X7 является самым лучшим по звуку во всей линейке Sound Blaster. При прямом сравнении с картой Asus SXT II выяснилось, что оба устройства находятся примерно на одном уровне.
Мы уже отмечали в прямом сравнении Asus STX vs. Creative ZxR, что их звучание очень похоже, так как похожи внутренности. В прошлый раз Creative ZxR лишь немного отстал от карты Asus STX, хотя к нему у нас были определенные претензии. Новое решение Creative еще подросло по звуку и догнало улучшенный вариант, Asus STX II, но пока не превзошло его. Напомним: Asus STX II — это обвешанный аудиофильскими оптимизациями вариант карты STX (по сути, официальный мод). По этой же логике, X7 можно считать модом внутренней карты ZxR. Таким образом, Creative очень медленно, но верно движется вперед, к успеху.
Остальные звуковые карты в тестировании достаточно предсказуемо немного отстали от лидеров. Мы еще раз убедились, что Sound Blaster E5 звучит очень здорово. Разница заключается в трактовке записи — и плотные средние частоты CS4398 очень нам импонируют. Yulong U100 — на одном уровне с E5, с отличиями в тонких нюансах, он звучит порезче, чуть динамичнее. У Tascam звук немного проще, чем у X7 и STX II, однако подкупает очень хорошая детальность и панорама. Все отслушанные устройства нам безусловно понравились по звуку, они являются удачными и могут быть смело рекомендованы к покупке.
Sound Blaster X7 имеет окошечко для доступа к операционным усилителям в корпусах DIP8 для их легкой замены без пайки. В отличие от такой аудиофильской забавы, как «шнурковщина», замена ОУ обходится дешевле и позволяет гарантированно повлиять на звучание, что фиксируется и измерениями, и на слух. К самой возможности замены ОУ можно относиться по-разному. В целом мы относимся к ней скорее скептически, так как в недорогих звуковых устройствах намного важнее наличие корректно работающего цифрового процессора, клока и питания. Все остальное влияет в последнюю очередь. В дорогих устройствах, где все сделано хорошо, замена ОУ дает положительный результат.
В случае Sound Blaster X7 операционники влияют на звук на уровне нюансов. Нам весьма понравились ОУ Muses 8920 (на полевых транзисторах). Не очень ясно, за что так сильно критикуют марку Muses. Звук 8920 прекрасный, очень располагающий к себе. Чувствуется оптимизация по разделению каналов и по симметрии полуволн. Возможно, нарекания вызваны моделью Muses 8820 (на биполярных транзисторах), но она для преобразователя ток—напряжение просто не подходит по своим свойствам и оттого не звучит. А вот ОУ LME49720NA в данном случае очень даже подходят, звук с ними самый детальный и нейтральный. Не зря эту модель считают самым удачным ОУ на сегодняшний день. Всячески рекомендуем. Стоящие по умолчанию NJM2114, наоборот, не рекомендуем. Среди всех вариантов они показались нам самыми грубыми и невыразительными. Единственный их плюс — очень низкая цена. Конечно, стоит учесть, что разница в звуке скорее всего не появится или будет едва слышимой, если подключить недорогие колонки или наушники.
Стоящие по умолчанию одноканальные ОУ LME 49710NA (в преобразователе дифференциального сигнала в несимметричный линейный) довольно хороши по звуку. Их сложно заменить на что-то более стоящее. Производитель здесь советует попробовать OPA627, если вас не отпугнет цена, которая доходит до $50 за 1 шт.
В комплекте идет довольно забавная съемная металлическая вешалка для наушников.
В отличие от ОУ, встроенный наушниковый усилитель Texas Instruments TPA6120A2 впаян в плату и просто так не меняется. Мы попробовали использовать в качестве чистого наушникового усилителя Yulong U100, подключив его к линейному выходу карты X7, и результат получился интереснее, чем встроенный выход. Возможно, тут положительно повлияли полноценный размах сигнала и аналоговая регулировка у U100 вместо цифровой у X7. То есть расти по звуку и совершенствовать схемотехнику Creative еще очень даже есть куда.
Осталось загадкой, зачем у X7 цифровая регулировка для наушникового усилителя. Вероятно, это сделано для унификации, в т. ч. для возможности управления громкостью с iPad. Очевидно, что Creative находится в творческом поиске, отвергает опыт предыдущих производителей и пытается изобрести собственный велосипед, с дизайнерскими треугольными колесами.
Диагностика ASIO драйвера
Device: Creative Sound Blaster ASIO
Features:
Input channels: 2
Output channels: 8
Input latency: 2208
Output latency: 2208
Min buffer size: 44
Max buffer size: 4410
Preferred buffer size: 2208
Granularity: 44
ASIOOutputReady - not supported
Sample rate:
8000 Hz - not supported
11025 Hz - not supported
16000 Hz - not supported
22050 Hz - not supported
32000 Hz - not supported
44100 Hz - supported
48000 Hz - supported
88200 Hz - supported
96000 Hz - supported
176400 Hz - supported
192000 Hz - supported
352800 Hz - not supported
384000 Hz - not supported
Input channels:
channel: 0 (Line-In L/R) - Int32LSB
channel: 1 (Line-In L/R) - Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (Front L/R) - Int32LSB
channel: 1 (Front L/R) - Int32LSB
channel: 2 (Rear L/R) - Int32LSB
channel: 3 (Rear L/R) - Int32LSB
channel: 4 (Center/Sub) - Int32LSB
channel: 5 (Center/Sub) - Int32LSB
channel: 6 (SPDIF-Out L/R) - Int32LSB
channel: 7 (SPDIF-Out L/R) - Int32LSB
Задержка регулируется в широких пределах, от 1 до 100 мс.
Измерения
В компании Creative подготовили Reviews Guide, где указали оптимальные настройки звуковой карты, которые позволяют получить высокие параметры ее измерений. Мы последовали официальным рекомендациям и получили практически те же значения. Мы приводим именно наши значения, полученные подключением комплектного кабеля карты.
Что говорят измерения? В Creative по-прежнему сосредоточили все свои усилия на разгон параметра сигнал/шум. Теперь можно уверенно получить сигнал/шум более 118 дБ суммарно для входа и выхода, а значит, по отдельности и все 120 дБ.
Тестируемое устройство | Sound Blaster X7 |
Режим работы | 24-бит, 44 кГц |
Звуковой интерфейс | ММE |
Маршрут сигнала | External loopback (line-out — line-in) |
Версия RMAA | 6.4.1 |
Фильтр 20 Гц — 20 кГц | да |
Нормализация сигнала | да |
Изменение уровня | −0,0 дБ / −0,1 дБ |
Режим моно | нет |
Частота сигнала калибрации, Гц | 1000 |
Полярность | правильная/правильная |
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 кГц), дБ | −0,04, −0,18 | Отлично |
Уровень шума, дБ (А) | −118,1 | Отлично |
Динамический диапазон, дБ (А) | 117,9 | Отлично |
Гармонические искажения, % | 0,0018 | Отлично |
Гармонические искажения + шум, дБ (A) | −92,6 | Очень хорошо |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0,0029 | Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ | −116,3 | Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0,0021 | Отлично |
Общая оценка | Отлично |
Как и в случае с картой ZxR, мы получили то же самое значение КГ = 0,0018%. У конкурентов дела обстоят получше. Повторимся, что природу искажений не может объяснить ни ОУ, ни ЦАП — их паспортные параметры гораздо лучше. Драйвер ASIO нормально работал в foobar2000, где есть только воспроизведение, но в RMAA и других приложениях отказывался включаться на запись или работал стабильно только пару секунд. В драйверах это должны вскоре поправить.
Контрольная панель
Имеется мастер установки, по шагам сопровождающий неопытного пользователя.
Разница между E-MU XM7 и другими динамиками в том, что в последнем случае появляется опция 5.1 каналов на линейных выходах. Позже в панели можно переназначить любые опции, заданные в мастере установки.
Панель на 90% является стандартной для всех последних звуковых карт Creative, меняется только цвет оформления.
Наиболее интересна вкладка Динамики. Прямой режим (Direct Mode) отключает все обработки и знаком всем обладателям Hi-Fi-аппаратуры. Здесь же есть три интересных готовых пресета для колонок E-MU XM7. Первый дает энергичное звучание, второй — нейтральное, третий — мягкое. В названиях пресетов следует ориентироваться на английский оригинал, а не на русский перевод. При желании можно выбрать другой язык в опциях панели.
Для наушников есть две стандарные опции: ограничения громкости и отдельный выбор прямого режима, чтобы он не влиял на установку для колонок.
Мы не нашли, как отключить встроенный усилитель, чтобы он не влиял на работу карты в режиме чистого ЦАП и не грел внутренности, если он не нужен. Также не нашли режима отключения регулировки громкости у линейного выхода. Так как у X7 единственный регулятор, для полного размаха сигнала на единственном выходе приходится выкручивать громкость усилителя мощности на полную. Если регулировка громкости производится в цифре внутри процессора звуковой карты или в драйверах, то возможна серьезная потеря динамического диапазона.
Выводы
Комплект Sound Blaster X7 + колонки E-MU XM7 является совершенно новым направлением для Creative, и мы всецело поддерживаем производителя в этом начинании. Впервые Creative сделал колонки, которые являются прямым конкурентом активной полноразмерной акустике китайских производителей. Если комплект будет хорошо воспринят пользователями, возможно, компания Creative развернет свой курс именно в этом направлении.
Главное преимущество комплекта Sound Blaster X7 + E-MU XM7 — в универсальности и привлекательной цене, около $500. За эти деньги в мире Hi-Fi можно купить маломощный интегральный усилитель в классе D. Либо можно найти USB-ЦАП с усилителем для наушников. Готовый комплект, с колонками, да еще одного производителя, найти просто невозможно. И уж точно начинка окажется не на TI PCM1794A, а о возможности менять ОУ речи идти не будет. Чего пока нет у Creaitve по сравнению с конкурентами: прямой поддержки DSD, частот PCM выше 192 кГц, ИК-пульта ДУ, XLR-выходов, аналоговой регулировки громкости. Таким образом, X7 является более массовым продуктом, направленным прежде всего на самую широкую аудиторию. Но даже обладатели готового комлекса очень дорогой звуковой аппаратуры могут взять этот комплект для подключения к ноутбуку или планшету, так как здесь все-таки очень приличный звук, который не разочарует даже аудиофила со стажем. По меркам типичной компьютерной звуковой карты и типичных колонок это однозначно категория аппаратуры Hi-End, и, что приятно, за разумные деньги.
В заключение предлагаем посмотреть наш видеообзор комплекта Sound Blaster X7 + E-MU XM7:
набор Creative Sound Blaster X7 + колонки E-MU XM7