Тестирование Pioneer A-50DA, интегрального усилителя класса D со встроенным ЦАП, проходило с особым пристрастием. Его предшественник Pioneer A-50 знаком мне очень хорошо, т. к. этот усилитель трудился в составе моей стерео- и многоканальной системы на протяжении двух лет. Все особенности эксплуатации и звучания аппарата были изучены досконально.
Характеристики и особенности Pioneer A-50DA
Усилитель продается в типичной картонной коробке. В комплект поставки входит пульт дистанционного управления, руководство по эксплуатации и кабель для подключения к сети электропитания.
Характеристики модели в аналоговой части не претерпели изменений по сравнению с предыдущим поколением (Pioneer A-50): выходная мощность — 90 Вт на канал при сопротивлении нагрузки 4 Ом и 65 Вт при 8 Ом, рекомендуемое сопротивление нагрузки — 4—16 Ом, отношение сигнал/шум — 101 дБ, габариты — 43,5×16,8×36,8 см, масса — 11,2 кг.
При взгляде на переднюю панель отличий от модели А-50 тоже не обнаруживается — за исключением большего числа позиций переключателя входов. Остальная стилистика и исполнение полностью сохранены. И такой дизайн радует глаз и дарит приятные тактильные ощущения. На алюминиевой фронтальной панели толщиной 3,5 мм расположены металлический крупный и тяжелый моторизированный регулятор громкости, меньшего размера круглый регулятор баланса и, что не всегда встречается в современных HI-FI-усилителях, отдельные регуляторы уровня высоких и низких частот. Также на передней панели расположены разъем для наушников, кнопки Loudness (тонкомпенсация — совсем уже редкая функция в современных Hi-Fi-компонентах) и Power Amp Direct, а также кнопки независимого включения/отключения пар акустических клемм (возможные комбинации: А, В, А + В). Переключатель входов реализован круглым поворотным переключателем с фиксированными положениями. Регулировки тембра и тонкомпенсации можно обойти, нажав кнопку Direct.
Аналоговая коммутация на задней панели не претерпела изменений: четыре линейных RCA-входа и вход для сигнала MM-звукоснимателя (звукоснимателя с подвижным магнитом). Также имеется вход и выход для совместного с другими компонентами управления питанием. Как и на предшественнике, имеется прямой вход Power Amp Direct. Выходные клеммы разнесены достаточно далеко, пользоваться ими удобно. Пришлось поневоле обратить на это внимание, т. к. подключение происходило акустическими проводами большого сечения, и никаких проблем не возникло.
А где же изменения? Усилитель, в отличие от предшественника, имеет цифровые входы, коаксиальный и оптический, а также порт USB для передачи цифрового потока с компьютера. Встроенный ЦАП построен на 32-битном чипе ESS Sabre32 Ultra DAC ES9016 с восьмиканальной обработкой PCM- и DSD-данных с частотами дискретизации вплоть до 384 кГц и 11,2 МГц соответственно.
Давайте заглянем внутрь усилителя Pioneer A-50DA. Снимем верхнюю крышку.
Видно, что даже в усилителе классе D компания Pioneer использует линейный источник питания с трансформатором на Ш-образном сердечнике. С целью снижения перекрестных помех секции предварительного усилителя, усилителя мощности и контрольных схем питаются от отдельных изолированных обмоток силового трансформатора, а ЦАП, предварительный и оконечные усилители собраны на разных платах, размещенных в разных отсеках шасси. Отсеки образуются перегородками, которые, в свою очередь увеличивают жесткость корпуса.
Пульт, на первый взгляд, похож на пульт модели А-50, только добавлены цифровые кнопки. При использовании усилителя очень скоро нашлось приятное отличие, которого очень на хватало раньше: прямой вход можно включить не только на передней панели усилителя кнопкой Power Amp Direct, но и одноименной кнопкой на пульте. Теперь после просмотра фильма, где усилитель работал в составе ДК, получая сигнал с преаутов ресивера, можно перейти к прослушиванию музыки, просто нажав кнопку нужного входа на пульте. И наоборот: можно, не вставая с дивана, включить прямой вход на усилителе. Аппарат не подвержен сильному нагреву, так что он работал в просторной, но закрытой стеклянной дверцей стойке, и переключение на предыдущей модели было связано с лишними телодвижениями. Помимо регулировки громкости, кнопок выбора входов и управления воспроизведением для совместимых компонентов, на пульте имеются кнопки автоматического перехода в режим ожидания при отсутствии сигнала в течение получаса (APD) и регулировка яркости индикаторов (Dimmer), а также кнопка Direct.
Впечатления от тестирования
В этот раз для оценки звучания помощники не понадобились: за 2 года звучание Pioneer A-50 было изучено хорошо. Включив Pioneer A-50DA и подав на коаксиальный цифровой вход сигнал с сетевого плеера, я услышал уже немного забытый, но знакомый звук. Никаких неожиданностей: звучание как у предшественника, с абсолютным контролем нижнего диапазона. Особенно впечатляюще звучат барабанные соло — настолько, что прослушивание закончилось порванным подвесом на динамике моей пожилой полочной колонки, и дальнейшее тестирование проводилось на 3-полосных напольниках. Динамика и разборчивость все так же на высоте, мне не удалось свалить звучание в «кашу», как я ни мучал усилитель. В то же время, я снова услышал такую знакомую жестковатость на дискантах и крикливость на композициях, на которых обычно проходит тестирование — джазе с большим количеством духовых и классике. В некоторых треках слышно укрупнение образов: например, контрабас заполняет большее пространство комнаты, чем мне привычно при прослушивании этих же композиций на моем усилителе (класс AB, и существенно дороже).
В энергичной музыке — рок, блюз-рок, электроника, т. е. стилях, не предполагающих утонченности, — усилитель звучит живо, ритмично и открыто. Тут помогает хорошая энерговооруженность и отличный контроль баса, а легкая жесткость уходит в область перкуссии и придает звуку дополнительную энергетику. Иногда можно и отдохнуть от утонченности и пластики в звуке, тем более что, вопреки опасениям, усталости от звука не было, и я постепенно стал слушать для тестирования только такую музыку.
Следующим этапом было подключение сетевого плеера на внешний среднебюджетный ЦАП и подача с него сигнала на линейный вход усилителя. Изменения в звуке едва заметны, звук немного смягчился. Следует отметить, что в предыдущих сравнениях этого ЦАПа с ЦАПами ресиверов разница была более ощутимой, но там, конечно же, влияли и другие факторы. Из этого можно сделать вывод, что встроенный ЦАП усилителя соответствует общему уровню аппарата и не является слабым звеном.
Все тесты проводились в режиме Direct. Для проверки работы темброблока добавляю уровень НЧ: бас добавляется ощутимо, но без увеличения гула. Хороший результат!
Работа в составе ДК усилителю тоже нашлась: на него были нагружены фронты многоканальной системы. Удобно, что с пульта ресивера (Pioneer) включается и усилитель. Что касается звучания, то сочный звук усилителя пришелся как нельзя кстати в озвучивании блокбастеров и многоканальных концертов. Также хочется отметить отличный контроль акустики: усилитель был нагружен на колонки, имеющие провалы импеданса, и сработался с ними хорошо.
Заключение
Пролетели 3 недели тестирования, и пора делать выводы. Pioneer A-50DA звучит энергично, басовито, но прямолинейно и не слишком утонченно. Для такого бюджета эти недостатки простительны, учитывая, что ЦАП докупать не понадобится. Очередное поколение D усилителей фирмы, сохранив плюсы и минусы звучания прошлого поколения, в функциональности только прибавило: встроенный ЦАП теперь предлагается в двух моделях, а не только в топовой; уровень ЦАПа соответствует общему уровню аппарата; переработан пульт. Усилитель одинаково хорошо подходит как для работы в системе Hi-Fi среднего уровня с широким спектром цифровых и аналоговых источников, так и для работы в составе многоканальной системы. Вся необходимая коммутация имеется, энерговооруженность достаточна, а эргономика продумана.
В заключение предлагаем посмотреть наш видеообзор усилителя Pioneer A-50DA: