Почти два года назад появились первые плееры линейки MPIO — С32 и С64. Друг от друга они отличались лишь объемом встроенной памяти (соответственно 32 и 64 Мбайта), зато конкурентов других фирм превосходили "на голову": информативный графический дисплей, способный ко всему прочему показывать содержимое ID3-тэгов, диктофон, телефонная книжка, возможность подключения модуля цифрового фотоаппарата (этого ни в одной другой линейки плееров до сих пор нет), С64 вообще выделялся еще и объемом памяти (в те времена стандартным все же было 32 Мбайта). И пусть нечто подобное проскакивало и в анонсах других фирм, но долгое время это оставалось во многом анонсами, в то время как MPIO уже продавались (особенно это было заметно в России). Чуть позднее в семействе появились еще две модели серии Х (с несколько урезанной функциональностью, зато компактнее и дешевле), а затем — еще и FMC, снабженные, ко всему прочему, встроенным FM-приемником. По ряду причин (приемлемая цена, широкие функциональные возможности, стабильные поставки) они оставались отличным выбором даже в этом году, несмотря на появление очень сильных конкурентов, по части параметров их превосходящих.
Однако времена менялись. Некоторые особенности первых моделей MPIO, разумные во время их появления, на сегодняшний день превратились из плюсов в минусы. Особенно это касается интерфейса подключения: как и все плееры первой волны, старые модели MPIO рассчитаны на параллельный порт. В 1999 году этот интерфейс был наиболее универсальным, поскольку с USB было еще немало проблем. Однако сегодня такой вариант подключения является уже анахронизмом. Выпущенные для плееров адаптеры USB-LPT (фактически переименованные стандартные адаптеры от Shuttle) положение спасли лишь отчасти: подключать их стало проще, а вот скорость перекачки данных это увеличило не сильно, поскольку сам плеер был рассчитан на медлительный параллельный порт. Были и другие недостатки. В общем, нужно было делать новые модели, и они появились. Ну а как только удалось получить их на тестирование, я это сделал. В результате на некоторое время в руках оказалось две небольших картонных коробки, с лежащими в них маленькими симпатичными плеерами моделей DMB и DMG.
Честно говоря, первое извлечение плееров из коробок привело меня в некоторое замешательство. Как просто было раньше: серия С имела большую функциональность, зато Х были компактнее и стоили дешевле. Теперь же все наоборот: DMG по всем параметрам (и по цене тоже) превосходит DMB, а размеры у него меньше. Я решил первую статью посвятить все же DMB, поскольку его возможностей все-таки будет достаточно большинству пользователей, да и цена ближе к той сумме, которую это самое большинство способно выложить (вообще говоря, он даже с MP3/CD способен конкурировать). А DMG мы оставим на сладкое :)
MPIO DMB — основные моменты
Прежде чем разбирать плеер "по косточкам", опишу его "в общем" (дабы было понятно, с чем же мы имеем дело).
Итак, digit@lway MPIO DMB… Собственно, почему digit@lway? Ведь первые MPIO шли под маркой другой компании, а именно Daewoo. Ну, на самом деле не только под ней: в зависимости от стран, где они продавались и т. д. На самом деле (как я уже один раз говорил) в торговых марках корейских фирм разбираться трудно: все они связаны друг с другом различными соглашениями, любят создавать совместные дочерние предприятия и делить производство, ну и так далее. В общем проще не задумываться о том, кто там где кого, а говорить о линейке MPIO как о чем-то общем (благо и для поиска информации не нужно думать о том, кто же конкретный производитель — есть такой сайт). Если же нужна информация на русском языке, то тут все дороги ведут к Digitall Electronics Co.
В общем, MPIO DMB. Относится к чуть было не вымершему классу "Pure MP3 player", то есть не содержит никаких архитектурных излишеств. Его ближайшим аналогом из протестированных мной плееров является S/U/M/A/ NEON. Кстати: с поставками последнего наблюдаются проблемы, так что те, кому этот плеер запал в душу (а судя по письмам и по конференциям таких немало) могут обратить свое внимание на DMB.
Плеер построен по классической схеме (встроенная память+слот SMC), имеет достаточно крупный графический дисплей и подключается к порту USB. Как и большинство плееров, поддерживает также перенос данных. Подобно С и FMC может быть превращен в цифровой фотоаппарат при помощи специального пристыковочного модуля. Имеет небольшие размеры (62 х 86 х 18 мм) и массу (65 грамм без батарейки).
Несмотря на сохранение пропорций, дизайн очень изменился (по сравнению с C/FMC): теперь нет никаких прямых углов, а боковые стенки сделаны полупрозрачными (в уже начинающем надоедать стиле iMac). Но это, в общем-то, мелочи. Есть в новом дизайне пара неприятных моментов. Первый: если к моделям C/FMC прилагалась клипса для ношения плеера на поясе, то новую модель можно только положить в карман — клипсы нет, никакого чехла тоже (прямо как в серии Х). Второй: раньше интерфейсный разъем закрывался элегантной скользящей пластиковой крышкой, теперь же оба разъема (почему их два скажу ниже) прикрыты затычками из мягкого пластика. Последние соединены друг с другом и прикреплены к корпусу в точке соединения. Что я могу сказать? Оторвется эта конструкция со временем :(
Еще одно изменение: все, что раньше было на верхнем торце, теперь перебралось на правый бок. Мне старый подход нравился больше; особенно это касается гнезда для наушников: когда плеер лежит в кармане, верх доступнее бока.
Вот, в общем-то, и все. Теперь поговорим о всем этом и кое-чем другом подробнее.
Комплект поставки
Стандартная для всей линейки MPIO небольшая картонная коробка. Кроме самого плеера, в ней находится: кабель для подключения к USB, наушники-"затычки", CD с софтом и инструкция. Я испытывал чуть ли не предпродажный образец, так что инструкцию читал на корейском языке (насколько это можно назвать чтением ;)). Кабель совершенно типичный и привычный по другим моделям. По-видимому, это можно отнести к приятным моментам: в отличие от первого поколения плееров, где все производители использовали свои собственные варианты кабелей, теперь все стандартизовано ибо стандартизована сама шина USB.
Про наушники говорить не хочу: после перехода с Sony MDR-W14 на MDR-A44 по поводу дешевеньких вставочек (поставляемых с подавляющим большинством плееров) вообще ни одного цензурного слова на ум не приходит.
Подключение и ПО
В отличие от многих других моделей, управляющий софт и драйвера устанавливаются одновременно. Ну что ж: устанавливаем диск в привод, он бодро запускается, выбираем нужное и… все на месте. Программа установки предлагает кроме всего прочего поставить MusicMatch JukeBox, от чего я отказался — все необходимое у меня и так есть на компьютере.
Подключаем плеер — получаем новое устройство.
Плеер ведет себя крайне скромно: никакого упоминания о модели :)
Кстати, при попытки переставить софт ситуация несколько более сложная. Теперь инсталлятор интересуется — что будем делать: переставлять все, удалять все установленное или добавлять/удалять отдельные компоненты. Список компонентов такой:
Обратите внимание на поддерживаемые операционные системы! К сожалению, машины с NT4 под рукой не было, так что проверить функционирование драйверов под эту ОС не удалось, но сам факт их наличия уже вселяет оптимизм. Так что полный переход на USB очень слабо сузил сферу применения плеера: "за бортом" остались пользователи лишь самой первой версии Windows 95, что, в общем-то, не столь уж критично — могут и на OSR2 (хотя бы) перейти.
Программа-менеджер MPIO Desc мне всегда нравилась, и новый MPIO Manager картину не изменил: фактически все осталось по-старому. Пропала разве что настройка вариантов подключения, поскольку вариант у новых моделей только один: USB. Исчез и редактор ID3-тэгов, но это потеря небольшая: утилиты третьих фирм удобнее (к тому же, DMB не работает с тэгами). Осталось в наличии небольшое неудобство: нельзя сразу увидеть и содержимое встроенной памяти и то, что записано на карте расширения, но не так уж это и необходимо. Остальные возможности, присущие этому классу программ на месте. "В пролете", правда, теперь пользователи такого плагина, как FARMPIO: DLL-то другая, так что пока использовать FAR для работы со встроенной памятью не получится. Еще несколько мешает жить то, что MPIO Manager (как и аналогичные программы) не поддерживает работу с каталогами: если использовать плеер только по прямому назначению это неважно, но применению его в виде устройства хранения данных мешает.
Но пользоваться можно, и никаких отрицательных эмоций это не вызывает.
В процессе работы скорость записи и чтения держалась в районе 2.2-2.4 Мбит/с. Таким образом, чтение осуществляется существенно медленнее, чем в случае внешнего картовода, но более чем в два раза быстрее, чем через LPT в плеерах первого поколения (0.9-1.2 Мбит/с в зависимости от компьютера). Что касается записи, то большинство моделей картоводов (и моя не исключение) для шины USB не способны выдать больше двух Мбит/с, так что плеер ничуть их не медленнее.
Естественно, плеер можно использовать как USB-накопитель, причем софт на это рассчитан изначально (есть маска "все файлы"). Есть только одна тонкость: Manager один и тот же и для DMB, и для DMG, поэтому нельзя аплоудить не только МР3, но так же и WMA и AAC файлы (хотя играть их плеер неспособен).
Память
Используя любой из новых плееров серии MPIO можно даже на этом заработать ;) Причем очень просто: публикуете объявление: "Исправляю формат карт SmartMedia за полторы минуты", а потом гребете деньги. Дело в том, что плееры, во-первых, работают со стандартным форматом, а во-вторых, умеют делать низкоуровневое форматирование карт памяти. Когда я установил в DMB карточку, "пострадавшую" от близких отношений с NEON, подключил плеер к компьютеру и запустил Manager, то сразу же получил сообщение о том, что с форматом что-то не то и предложение его исправить. Менее чем через минуту карта памяти вернулась в строй.
Кстати: при использовании карт расширения вся защита от пиратства летит к чертям — информация на них хранится в незашифрованном виде, так что любые файлы могут быть записаны или прочитаны при помощи любого картовода. Вот тут-то и сказывается отсутствие поддержки каталогов средствами софта (а может и firmware). Ведь если бы такая поддержка была, то пользователи цифровых камер, решившиеся на покупку этого плеера, могли бы сэкономить порядка 40 долларов (цена USB-картовода): пусть плеер работает медленнее, но скорость все равно несравнима с устройствами чтения/записи, работающими через последовательный порт, встроенными во многие фотоаппараты. Жаль, конечно, но что ж поделаешь.
Плеер отлично работает с картами памяти любого существующего на сегодня размера (т.е. до 128 Мбайт включительно). По видимому, будет он совместим и с картами емкостью 256 Мбайт когда такие появятся, а может быть и с большими. Если учесть встроенную память объемом 32 или 64 Мбайта, получается очень неплохо.
Управление
Подобно сериям С и FMC большинство функций выполняется кнопкой-"качелькой", расположенной на "морде" плеера. На нее повешено следующее: включение/выключение, проигрывание/пауза/стоп, "перемотка" по треку, переход к следующему/предыдущему треку и даже регулирование громкости (ранее последнее выполнялось отдельными кнопками). Очень удобна навигация по файлам в выключенном состоянии: можно двигаться по одному файлу, а можно сразу по три (громкость-то в таком режиме регулировать не нужно, вот и нагрузили заодно перемещения "качельки" во всех четырех направлениях). Первое время несколько неудобно включать/выключать плеер или проигрывание: при этом нужно и нажать на кнопку и ее качнуть вправо или влево, а диапазон перемещения небольшой. Однако через пару-тройку дней неудобства я испытывать перестал.
Остальные органы управления сосредоточены на правом боку. Пойдем по ним сверху вниз.
Сразу под гнездом для наушников расположена кнопка MODE. На текущий момент режимов два: проигрывания (по умолчанию) и стирания. В последнем можно выбрать какие-либо файлы или просто стереть все. Я долго думал: зачем плееру без диктофона нужна возможность очистки памяти. Потом сообразил: еще ж DSC подключить можно. По идее, после ее подключения должен появиться еще один режим работы, но это пока только догадки.
Следующая кнопка (REP) влияет на режим проигрывания. Доступны следующие варианты: один файл, все файлы в случайном порядке, Intro, все файлы однократно, зацикливание списка проигрывания. К сожалению нельзя одновременно включить и зацикливание, и проигрывание в случайном порядке, но это не столь уж крупный недостаток.
Кнопка EQ. Как и следует из названия, управляет встроенным эквалайзером. Возможности небогаты: как у С и у Х — только четыре пресета (Normal, Rock, Pop, Classic). В FMC появились пользовательские настройки, но вот в DMB их не реализовали. В общем, очередное подтверждение того, что перед нами именно недорогой плеер, не отягощенный лишней функциональностью.
A<->B. Предназначена для выделения и циклического проигрывания фрагмента песни. Иногда полезно при необходимости разобрать слова.
Самым нижним является очень удобный (поскольку нескользкий :)) ползунок Hold. Единственное — когда плеер лежит в кармане рубашки, тянуться к нему не очень удобно.
И последнее (относящееся к управлению, но не относящееся к кнопкам): при остановке позиция проигрывания запоминается.
Экран
Это, наверное, самое сильное место DMB. Впрочем, пообщавшись с DMG я понял почему: дабы не делать лишнюю работу, в digit@lway разработали один универсальный экран для всех новых плееров: и для дешевых, и для дорогих.
Итак, начнем с того, что экран круглый, причем его диаметр раз в полтора больше, чем у Creative Nomad II MG, что позволяет использовать крупный легко читаемый фонт. Продолжим список мощной подсветкой синего (!) цвета. И последний штрих: поддерживаются символы кириллицы! Последнего я ждал года два: вот как вообще научились хоть что-то отображать, так с тех пор и ждал :) Судя по свободному месту между буквами и их толщине, отнесли нас корейцы к той же группе, что и себя, и китайцев: символы русского алфавита находятся где-то на месте иероглифов (каждый символ занимает в два раза больше места по ширине, чем латиница). В общем, одного этого уже достаточно, чтобы "сделать" конкурентов.
Итак, рассмотрим дисплей подробно. В самом верху буковки L и R (в соответствующих сторонах), а между ними беснуется уровень громкости на соответствующем канале. Прямо под этими скачущими полосками (и все еще между буквами) отображается один из трех значков, показывающий текущий режим работы: нотный знак (собственно плеер), аппетитные такие губки (диктофон) и фотоаппарат. На DMB можно увидеть только первый и третий, второй же для более "продвинутых" моделей.
Ниже три строки алфавитно-цифровой информации. Верхняя из них содержит тип текущего проигрываемого файла (для DMB всегда МР3), его номер в памяти и длину в часах, минутах и секундах. Во второй строке крутится имя файла — с тэгами DMB по неизвестной науке причине работать не научили. Впрочем, благодаря большому количеству программ, быстро конвертирующих тэг в имя файла и обратно для флэшовых плееров (в отличие от MP3/CD) это не проблема. В третье строке слева направо: режим работы эквалайзера, битрейт и текущая позиция проигрывания. Видеть сразу и длину песни, и сколько мы уже прослушали, вообще говоря, очень удобно.
Не исправлена старая проблема с файлами с VBR: битрейт при этом определяется как что-то типа 48 Кбит/с, так что и этому полю, и всему связанному со временем верить нельзя :(
В режиме А<->B содержимое этих строк несколько другое: вместо общей длины песни — стартовая позиция (А), вместо текущей позиции проигрывания — конечная позиция (В), а во второй строке — надпись A<->B и текущая позиция проигрывания.
Ниже этих строк можно увидеть значок, показывающий режим проигрывания, а еще ниже — индикатор заряда батареи.
В общем, еще раз хочу сказать, что дисплей в новых плеерах серии MPIO просто обалденный! Ничего лучше я пока еще не видел, если не считать, конечно, монстров на HDD от Creative или HangGo, но там и размеры другие (в PJB100 дисплей больше, чем весь MPIO DMB ;)). Немного картину портит, конечно, некорректная работа с VBR, а также то, что DMB не работает с ID3-тэгами, но это уже проблема не самого экрана, а тех частей плеера, которые ему информацию поставляют.
Поддерживаемые типы файлов и качество проигрывания
Сначала мне казалось, что идеал достигнут: все скармливаемые файлы плеер кушал с удовольствием. Он спокойно потреблял все частоты дискретизации, разные битрейты, ни разу не "закапризничал" (в отличие от NEON и Nomad II MG), отказавшись работать с официально поддерживаемым файлом. Но вскоре на подводный камень я наткнулся и им оказался максимальный для МР3 битрейт 320 Кбит/с. Файл нормально загружается в плеер, информация о нем отображается корректно, он воспроизводится, но лучше этого не слушать: искажения просто жуткие :( С одной стороны, не так уж сильно важно такое значение битрейта для этого класса плееров (памяти мало), да и вообще (найти такие файлы не так-то просто: и в продаже и в сети в основном до сих пор 128-160 Кбит/с, редко редко 192 или 256, а 320 искать замучаешься). Кроме того, если быть совершенно честным, то 320 это вообще не МР3, т.е. не MPEG Audio Layer3: битрейты 256 и 320 Кбит/с относятся к Layer1. Однако флэш дешевеет, так что через годик можно будет спокойно довести память в том же DMB до 320 Мбайт (и получить два часа музыки даже если использовать только максимальный битрейт), битрейтом в 320 Кбит/с многие пользуются при самостоятельном создании файлов, а последнее замечание — вообще терминологическая "отмазка". Так что сие неудобство отнесем к серьезным минусам DMB, более серьезным, чем отображение имен файлов вместо тэгов.
В остальном же все просто замечательно. По крайней мере, замечательно с той акустикой, которую я с данным плеером использовал: наушники Sony MDR-A44, комплекты 4.1 Creative FPS2000 (которым я пользуюсь дома) и FPS1000 (стоящий в машине), а также такое интересное устройство, как Creative PlayDock PD200 (о котором я подробно расскажу в одной из ближайших статей). Возможно, конечно, что при подключении плеера к студийной аппаратуре какие-нибудь огрехи и выползут, но, скорее всего, это будут огрехи МР3, а не самого плеера, да и вообще: кесарю кесарево, а слесарю слесарево (не для того портативные плеера придуманы) :) Выкидываем в мусорное ведро штатные наушники, пользуемся качественными файлами и… enjoy ;)
Питание
Самые первые плеера от Diamond и Saehan работали от одной батарейки АА. Через некоторое время практически все производители перешли на две батарейки или аккумулятора: дисплеи с большим количеством точек, да еще и подсветкой очень любят кушать ток. Первоначальная схема сохранилась лишь в плеерах вообще без дисплея или с простеньким сегментным. Сейчас же технология дошла до того, что в новых MPIO удалось опять вернуться к одной батарейке (или аккумулятору АА), сохранив все тот же "запас хода" — до 10 часов! В общем, я доволен: экономия, да и легче плеер получается.
Единственное: не знаю, как себя поведет DSC. Дело в том, что этот модуль собственного питания не имеет, а потребляет много. В результате две батарейки С/FMC полностью расходовались где-то после 15-16 кадров. Но, впрочем, поживем — увидим.
DSC
Что это вообще такое? Модуль, превращающий плеер в цифровой фотоаппарат. Стоит недорого, поскольку память своя ему не нужна. Просто подключаем его к плееру и фотографируем. То есть идея сама по себе очень красивая.
Кстати, именно поэтому у DMB (да и у DMG) два разъема. В С/FMC камера подключалась к единственному разъему данных, через который плеер обменивался данными и с параллельным портом. Теперь же произошел переход на USB, так что старый разъем пришлось сохранить для совместимости. У меня возникла мысль, что, если найти старый кабель для подключения к LPT и ПО для первых моделей MPIO, то новые плеера можно свободно подключить и к параллельному порту, так что универсальность просто непревзойденная :) Однако проверять я это не стал: все же это технологический казус скорее, а не запланированная "фича".
Тестировать DSC с DMB и DMG я не стал: уже делал это с FMC в прошлом году. Как можно увидеть, результаты посредственные. Может быть, тогда это вообще ненужная вещь? Не думаю. Просто первый вариант камеры имел разрешение всего 640х480 точек, да и остальные его составляющие оставляли желать лучшего. В общем, более-менее пристойно фотографии смотрелись только если их ужать до 320х240, да и то: сделанные при искусственном освещении поражали отвратительными цветами (на природе все гораздо лучше, но тоже не идеал). Сейчас в каталогах появился уже новая, существенно переработанная, модель. По крайней мере, разрешение довели до 1024х768 точек (даже если все-таки придется жать, это даст 512х384, чем уже пользоваться можно), да и объектив другой. Во всяком случае, ее наверняка хватит для фотоотчета о загородной поездке, а способна ли она на большее — посмотрим. К сожалению, новых камер в наших краях пока нет, так что окончательный вердикт о нужности данного расширения откладывается.
Итоги
В общем и целом плеер удался. Во всяком случае, если нужен именно плеер, то DMB будет отличным выбором, к тому же не слишком уж дорогим. При этом дешевая модель имеет возможности, недоступные многим более дорогим собратьям. Кроме того, это первый на моей памяти плеер, у которого поддержку русских букв в статье нужно заносить в плюсы, а не в минусы ;) Таким образом, линейка MPIO все еще остается "на коне", совсем не желая сдавать позиции конкурентам. С другой стороны, DMG стоит не намного больше, нежели DMB, а возможности у обоих очень уж разные, поэтому если денег не совсем в обрез, лучше все же присмотреться к старшей модели, о которой я расскажу в следующий раз.
Достоинства:
- Поддержка всех частот дискретизации
- Простое и недорогое (относительно) расширение памяти
- Экономичность (с точки зрения энергии)
- Отличный экран
- Поддержка русских букв
- Возможность подключения DSC
- Доступность в России
- Совместимость с NT4
Недостатки:
- Проблемы с битрейтом 320 Кбит/с
- Отсутствует поддержка ID3-тэгов
- Отсутствие поддержки других форматов аудиосжатия, кроме МР3
- Неудобство транспортировки
карты памяти SmartMedia предоставлены компаниями "Ак-Цент Микросистемс" и "OLDI"