Вашему вниманию сегодня предлагается не совсем типичная для раздела статья. Впрочем, не совсем типичная она с точки зрения тех материалов, которые вы привыкли видеть в течение последней пары лет — ранее практически все такими и были :) При отсутствии четкой и проработанной методики измерения основных характеристик мониторов, приходилось целиком и полностью полагаться на субъективное мнение тестера. Это и сейчас очень часто практикуется многими ресурсами (как сетевыми, так и «бумажными»), но мы от подобной практики отказались по одной весьма простой причине. Субъективному мнению можно верить или не верить — инструментальные оценки всегда точны и беспристрастны (измерительной аппаратуре не свойственно иметь личные предпочтения, менять точность в зависимости от времени суток или того, как закончился предыдущий день и т. п.). Почему же мы сейчас вновь возвращаемся к практике публикации обзоров, построенных целиком и полностью на субъективном восприятии автора? Тому есть три причины, причем все они достаточно серьезны и взаимосвязаны.
Во-первых, любое инструментальное тестирование по самой качественной методике может дать лишь значение каких-либо параметров, но никак не то, каким образом они будут восприниматься на практике конкретным человеком. Т. е. такая оценка всегда лишь количественная, а не качественная. Впрочем, в «полнофункциональных» обзорах присутствуют, разумеется, и личные оценки тестера, но… об этом будет следующий пункт.
Во-вторых, работа лаборатории проходит всегда в условиях постоянной нехватки людских ресурсов. Другие вряд ли достижимы на практике, а не в теории — производителей много, все они постоянно выпускают новые продукты или обновляют старые. В результате этого на рынок постоянно идет такой поток оборудования, что, даже если не обращать внимания на совсем проходные модели, захлебнуться практически любых размеров коллектив тестеров может в нем легко и не напрягаясь. Ранее проблему неполноты охвата помогали исправить внештатные авторы, да и штатные иногда (при возможности) отвлекались от своей основной работы, дабы познакомить широкий круг читателей с какой-нибудь интересной новинкой. Несложно догадаться, что переход к схеме обязательного инструментального тестирования эту возможность упразднил. Сразу. И навсегда. Человек, купивший, например, какой-нибудь новый и малоизученный монитор теперь не может, как 5-6 лет назад просто написать про него статью. Даже если хорошо умеет это делать — не имея специального оборудования, он просто не сможет провести необходимые тесты. Единственное, что ему остается делать — пойти и поделиться своими наблюдениями с пользователями Конференции. Последнее имеет свою специфику и, в общем-то, является совершенно отдельной темой. Но, поскольку очень многие все равно активно «лопатят» форумы в процессе выбора какой-либо железки (не обязательно монитора), стало быть, и субъективное мнение людей им вполне интересно. Нередко в не меньшей степени, чем сухие и точные результаты измерений.
Третья же причина тоже весьма важна для понимания того, почему читатели обращаются не только к обзорам, но и к темам Конференции. Дело в том, что любое тестирование проводится в течение достаточно сжатого промежутка времени. Имея хорошую методику, некоторые устройства можно протестировать за него со стопроцентной полнотой. Но, к сожалению, все оборудование, с которым приходится взаимодействовать непосредственно «лицом к лицу» к ним не относится. Иногда то, что нравилось и казалось важным во время даже двухнедельного тестирования (а такой срок отвести на одно устройство уже не часто удается), на поверку оказывается малозначащей мелочью… в то же время какой-либо нюанс, которому первое время вообще не уделялось внимание, через месяц-другой использования того же монитора (или любого другого устройства) начинает реально отравлять жизнь. Но о таких нюансах вы практически никогда не сможете узнать из тестовых отчетов — они просто не успевают проявиться! А насчет обзоров от пользователей — смотрите пункт два.
Таким образом, выполняя давно поставленную (и так и неотмененную) перед собой задачу обеспечивать читателям максимально полную и достоверную информацию, мы решили немного отойти от традиционного курса. Из этого, разумеется, не следует, что все тестирования теперь будут «без тестирования» — разумеется, нет. Однако, наряду с «настоящими» обзорами, мы будем публиковать и подобные нижеприведенной статьи, основанные на субъективном мнении людей, которые пишут об устройствах, которыми успели попользоваться в течение определенного промежутка времени. Если практика будет сочтена успешной, то, может быть, мы ее расширим и на некоторые другие разделы. Пока же хочу представить вам первую статью из рубрики «Субъективные заметки» мониторного раздела нашего сайта.
Андрей Кожемяко aka Korzh (korzh@ixbt.com)
Следует предупредить сразу, что это альтернативный обзор, поэтому в нем будет изложено только субъективное впечатление от монитора на основании нескольких месяцев эксплуатации, аппаратных тестов нет по причине отсутствия доступа к измерительной аппаратуре. Однако надеюсь, что помогу составить впечатление о продукте у тех, кто задумывается о его приобретении.
Немного истории вопроса. В течении более двух лет мною дома используется 19″ монитор RoverScan Optima 191 (на фото), основанный на Premium MVA матрице производства компании Fujitsu Siemens. По большому счету он меня и до сих пор устраивает вполне приличной цветопередачей и хорошим динамическим диапазоном, большое же время реакции пикселя критичным я не считал, т. к. в игры играю редко, а смазанность картинки при просмотре качественных фильмов воспринимал как данность. Дома у меня фильмы занимают 75% времени использования компьютера, 10% игры и 15% работа — тексты и обработка изображений. Когда встал вопрос о предоставлении отдельного места ребенку для просмотра мультиков и сам собой образовался системный блок, для этого пригодный, мыслей о других устройствах отображения, кроме ЖК-монитора, не возникало в принципе — я считаю, что они наименее вредны для глаз. Впрочем, к этому еще вернемся.
За небольшие деньги был приобретен еще один RoverScan Optima 191, хотя к тому времени (Новый год’06) он кардинально изменил дизайн и матрицу, перейдя на TN+F. Т. е. под той же маркой, как теперь модно, к сожалению, фирма продавала уже абсолютно другое изделие. Не испытывая иллюзий в момент покупки, я был готов потратить некоторое время на привыкание, тем более, что простенький монитор предполагалось использовать только для мультиков. Оказалось же, что мне не прожить столько, чтобы привыкнуть к этому чуду враждебной мысли. Даже мой простодушный пятилетний сын скоро заявил, что за папиным монитором мультики красивее.
В результате было принято решение исправить ситуацию, новенький уродец отправился в дальнейшее путешествие по жизни, а я вспомнил, что оптимальное приобретение почти всегда находится в среднем ценовом диапазоне. Поскольку MVA-матрицы меня вполне устраивали, и, по слухам, они стали значительно шустрее, то это стало критерием отбора. А поскольку основное назначение монитора — фильмы, то и с форматом 16:10 тоже определился быстро. Диагонали выше 20″ сейчас неоправданно дороги, и вот мой выбор сошелся клином на единственной модели — ViewSonic VX 2025wm (из доступных на тот момент к заказу в Ярославле).
Хочу выразить признательность всем сотрудникам ярославского магазина сети «Белый Ветер — Цифровой», доставившим мне монитор без предоплаты, которая в этой сети составляет загадочные 50%, что в случае товара с ярко выраженной индивидуальностью, к примеру, монитора, совершенно однозначно принуждает брать то, что дают. Спасибо, ребята! Индивидуальность конкретного экземпляра меня вполне устроила, и вот с мая 2006 года я с удовольствием использую его, выведя новый RoverScan Optima 191 за скобки, а старый передав ребенку, чем он с тех пор вполне доволен. В процессе описания сравнений с ним избежать мне не удалось, может кому-то они помогут в выборе.
Знакомство
Ну вот, как говорится, теперь и по сабжу. ViewSonic VX 2025wm поставляется в большой и красочной коробке с ручкой, в комплекте книжечка с описанием, в т. ч. и на русском, CD с драйвером (по сути, цветовой профайл), кабели DVI и VGA, питания, аудиокабель. Несмотря на поддержку монитором DVI Dual Link, кабель в комплекте обычный.
Дизайн обычно описывают словами «спорный» и «дешевый». Я скажу по-другому: экономичный, но не без элегантности. Простенькая ножка с основанием в виде небольшой квадратной рамки не предполагает никаких степеней свободы, кроме наклона на 5 градусов вперед и на 20 назад, однако при малой площади обеспечивает хорошую устойчивость.
Внутри подставки удобно держать мелкий настольный мусор. Хорошо, что рамка вокруг экрана черная. Плохо, что вокруг нее есть еще и серебристая, и снизу она широкая и бросается в глаза.
Разъемы сзади, прикрыты крышечкой, фиксация ее не очень надежная — при передвижении монитора может отскочить. Состоит она из двух частей, одна из которых может быть использована совместно с VESA креплением. Отверстия для него формата 10×10 прикрыты аккуратными резиновыми заглушками. Вентиляционные отверстия присутствуют, во время длительной работы нагрев не очень выражен (примерно +10…15 градусов к комнатной температуре в области верхнего края). Притом что блок питания встроенный, что лично для меня — достоинство.
Битых пикселей ни сразу, ни в процессе эксплуатации не выявлено (пока).
Технические характеристики
Производитель заявил следующие параметры для монитора:
Матрица | 20,1″ MVA TFT, точка 0,258 мм, производства AUO |
Яркость | 300 кд/м2 |
Контраст | 800:1 |
Время отклика | 8 мс от серого к серому, 16 мс от отключения к отключению |
Количество цветов | 16,7 млн (8 бит) |
Углы обзора | 176° от центра по горизонтали и вертикали при контрасте 10:1 |
Рекомендуемый режим | 1680×1050@60 Гц |
Источники сигнала | D-Sub, DVI |
Мультимедиа | встроенные невидимые стереодинамики |
Вес | 6,3 кг |
Габаритные размеры | 485×441×201 мм |
Энергопотребление | 35 Вт в рабочем режиме, 1 Вт в спящем |
Управление | c помощью меню |
Комплектация | руководство пользователя и ПО на CD, кабели питания, сигнальные D-SUB и DVI-D и аудио |
Монитор основан на матрице производства AUO, для которой заявлены следующие характеристики:
Модель | M201EW01 V0 |
Размер | 20,1″ |
Соотношение сторон | 16:10 |
Разрешение | WSXGA+ (1680×1050) |
Видимая область, мм | 433,4×270,9 |
Размер точки | 0,258 |
Тип | Premium MVA |
Количество цветов | 16,7 млн |
Цветовой охват (%) | 72 |
Углы обзора | 170 / 170 |
Яркость, кд/м2 | 300 |
Контраст | 800:1 |
Время отклика при 25°C | 8 (GtG , от серого к серому) |
Энергопотребление, Вт | 30 |
Интерфейс | 2-канальный LVDS |
Напряжение питания, В | 5 |
Подсветка | 6 CCFL* |
Габаритные размеры, мм | 459,4×296,4×22,6 |
Вес, г | 2950 |
* CCFL — Cold Cathode Fluorescent Lamp, флуоресцентная лампа с холодным катодом.
Стенд
Gigabyte Radeon 9600 Pro 128 МБ хотя и не обязан был поддерживать такое высокое разрешение, да в придачу еще и с соотношением сторон 16:10, но при первом подключении все корректно прочитал по DDC, в списке поддерживаемых искомый режим появился, работал без нареканий. Впоследствии фирмой ComDiv и лично Маратом Курьяновым для более углубленных тестов (в основном в 3D-играх) была предоставлена видеокарта Sapphire Radeon X1600 Pro 512 МБ AGP и кабель DVI Dual Link.
Замена кабеля добавила много высоких разрешений на выбор (не поддерживаемых монитором), однако отметить каких-либо отличий в режиме 2D между этими адаптерами не удалось. Также не удалось никоим образом, даже при помощи RivaTuner, выставить частоту обновления более 60 Гц. Форсирование частоты обновления до 75 Гц в «родном» разрешении всегда приводило к черному экрану с надписью «Out of Range». Ходят слухи, что на MVA матрицах с ускоренным откликом (OverDrive) при частоте обновления 75 Гц появляются артефакты разгона, так что вполне возможно, что производитель заблокировал этот нежелательный режим аппаратно.
Остальное наполнение системного блока при тестах лимитирующим фактором не было.
Настройка
Большие и дрягающиеся кнопки меню понравятся немногим, но мне понравились. Блеклый зеленый светодиод — тем более. Настройки крайне скудные: цветовая температура, есть пользовательский профайл, яркость, контраст — и все при DVI подключении. Также информационный экран, подстройка под VGA-сигнал как обычно (это подключение было для интереса задействовано, качество картинки неплохое, но хуже, чем при цифровом), и параметры положения и прозрачности меню. Кнопка 2 выбирает между цифровым и аналоговым входом (принудительно, удобно при одновременном подключении двух разных источников к ним), кнопка 1 и вниз, нажатые одновременно на 30 секунд, блокируют кнопку включения, а 1 и вверх — все остальные кнопки. Разблокируются так же. Овердрайв и принудительное масштабирование низких разрешений в полный экран в меню не отключаются.
При в целом скудных настройках есть еще и режим sRGB, он включается в том же меню, что и цветовая температура. При его активации, тем не менее, блокируются настройки еще и яркости и контраста. Т. е. это полностью отстроенный, рекомендованный производителем режим с оптимальной цветопередачей и скоростью реакции пиксела. Цветовая температура в нем близка к 6500 К, контраст — в районе 50-70%, яркость близка к максимальной. Поскольку при ручной настройке мне примерно эти же значения показались оптимальными, то я активировал режим sRGB, заблокировал меню и забыл про него (после пары недель экспериментов). Единственное, что не очень оптимально — в (полу)темной комнате яркость великовата. Но в таких условиях в основном монитор используется для просмотра фильмов, а там большая яркость не напрягает. Только заметна становится засветка в углах, лучами к центру. Люди говорят, что это от излишнего затягивания винтов, крепящих матрицу к основанию, но я жертвовать гарантией для проверки этой теории не рискнул. Вообще же эти лучики выражены не очень сильно, мониторов без них в темной комнате и на максимальной яркости я не встречал. А в остальном черное поле равномерное. На фото с разной экспозицией можно оценить неравномерность засветки, реальность близка к темному варианту.
Еще же одна причина, по которой я стараюсь выставлять яркость близкой к максимуму — «проклятый ШИМ». Впрочем, именно в этом мониторе мерцания изображения замечено не было, т. е. скорее всего регулировка происходит за счет матрицы, а не ослабления излучения фонового освещения методом широтно-импульсной модуляции (ШИМ). Косвенно это подтверждается тем, что при изменении яркости изображения визуально яркость ламп подсветки не меняется (при взгляде с тыльной стороны).
Колоночки, однократно и из чистого любопытства подключенные к источнику звука, способны попискивать при загрузке ОС. Как справедливо отметил производитель в технических характеристиках, основным их достоинством является невидимость.
Смотрим
Главным отличительным свойством MVA-матриц является достаточно адекватная цветоимитация. Притом цвета выглядят вполне естественно, чего не могу сказать про резковатые, на мой взгляд, цвета IPS матриц. И еще — раньше у меня от IPS матриц при простой работе сильно уставали глаза. Правда, это было достаточно давно, и возможно новые представители этого семейства уже не так режут глаз. Хотелось бы попробовать новую IPS матрицу в работе, а пока остаюсь при своем предубеждении.
Так вот, цвета ровные, цветопередача достаточно хороша (насколько вообще может быть хороша у ЖК-панелей — вопрос отдельный). Единственно, что мне показалось — что немножко не хватает красного в диапазоне 5-25, т. е. там, где его немного. Еще проще говоря — когда лица вроде как должны быть еще слегка румяными, они желтоваты. Бессмысленно говорить про тестовые фоны из стандартной методики, т.к. оцениваться они должны одним и тем же человеком и желательно на рядом стоящих мониторах в режиме «клон», однако по всем формальным признакам картинки отображаются правильно. Градиенты серого ровные, без посторонних цветовых акцентов, различимы от самого темного до самого светлого, сливаются только 1 и 2, а также 254 и 255. Что поразило — удалось разглядеть и цветные квадратики от 2 до 254, причем во всех трех основных цветах. Зеленый градиент зелен и равномерен. Таких результатов в тестах при общей удовлетворенности картинкой я и сам не ожидал. Динамический диапазон — впечатляет.
Перетаскивание окна и быстрая прокрутка текста выявляют легкое размывание контура букв, в целом это не раздражает и не мешает при работе.
Работаем
Одно удовольствие. Особенно при обработке графики. Нареканий нет. А при работе с текстами и прочая и быть не может. На широком экране и мелком пикселе хочу остановиться в одной из следующих статей. Скажу здесь об одной особенности, проистекающей из такого сочетания — несмотря на широкие углы обзора, изображение при взгляде сбоку, а еще больше по диагонали переливается. При примерно 45 градусах к поверхности заметны, особенно при взгляде на темно-серый цвет, области с разной цветовой температурой, по углам она становится холоднее, а в центре теплее, чем при прямом взгляде. Так что старая девятнашка при таких углах смотрится куда как приятнее. В основном это бросается в глаза, правда, при отходе с рабочего места. При перемещении в вертикальной плоскости такого поведения не отмечено.
Смотрим кино
Звездный час. Качественные источники можно смотреть «носом к экрану», наслаждаясь эффектом присутствия. Дрянненькие нормально выглядят с 2-3 метров, но экран маловат. Никаких смазов не видно даже на самых динамичных сценах. Проработка картинки великолепная как в светах, так и в тенях, цвета — естественные. В мультиках, пожалуй, слишком естественные, там привычнее более «карамельные» оттенки.
Найти HD-источник с разрешением по горизонтали 1680 у меня не сложилось, а вот трейлер с разрешением 1950, воспроизведенный в размер 116%, дал насладиться видео в «родном» разрешении. При размере 100% виден пиксельный мусор из-за даунсемплинга оригинала.
Во-первых, захотелось побольше и побыстрее видео в высоком качестве.
Во-вторых, пришла грусть из-за промежуточного, компромиссного разрешения нынешних широкоформатных двадцаток. Смотреть оригиналы 1080р, т. е. с горизонтальным разрешением 1950 на них будет горько и обидно, но качественный 720р, разрешением 1440 будет выглядеть много лучше, чем на телевизорах разрешения 1330. Качественный — в смысле не полученный учетверением пикселей из старого DVD формата шириной 720 точек (таких трейлеров много).
Один из лучших промо-роликов в HD, к мультику «Madagascar», с честным горизонтальным 1280, почти полным отсутствием jpeg-артефактов даже на стоп-кадре и очень динамичный могу смело рекомендовать для тестов классических 17-19″. Разрешение точка-в-точку — это здорово! Притом занимает этот почти трехминутный ролик всего около 50 МБ.
Играем
Артефакты разгона матрицы в виде двойного контура от белой двери на черном фоне в резком повороте выявить удалось. При специальном воспроизведении этого неблагоприятного сочетания. Несколько раз — не более, не каждый раз удавалось заметить. Иначе говоря, в обычных условиях их не заметно. Реакция картинки на боевую обстановку быстрая, смазов практически нет. Даже такая «злая» для LCD мониторов игра, как Арканоид (в инкарнациях dxball и Ricochet) не поставила испытуемого в тупик, шарик почти без хвоста на максимальной скорости, на которой старая MVA рисовала комету.
Не напугали его ни мрачный Doom, ни солнечный FarCry, а наоборот, заиграли свежо и зрелищно в широком формате. Я, конечно, не игроман, но — рекомендую! Специально приглашенный любитель Counter Strike (почему-то называющий себя профи ;-) на движке HL2 был весьма доволен скоростными характеристиками.
Итоговые выводы
Жаль, что не удастся провести аппаратные тесты, калибратор же применить хочется особо.
Тем не менее, по совокупности субъективных оценок, монитор безусловно удался. В своем среднем классе. Рекомендую не только для фильмов и игр, но и для работы. В том числе с изображениями — за свои деньги, а не по большому счету, конечно же.
Недостатки:
- Засветка черного поля с углов
- Экономичный дизайн с минимальной регулировкой положения экрана
Конструктивные особенности:
- Широкий формат, мелкий пиксель
- «Переливчатость» картинки при взгляде сбоку и по диагонали
Достоинства:
- Хорошая цветопередача
- Хорошие яркость и контраст, как следствие — большой динамический диапазон
- Малое время реакции пикселя при практически полном отсутствии артефактов разгона
- Достаточный комплект поставки, включая стыдливо упрятанные динамики.
Да и в конференции отзывы пользователей в основном в диапазоне от благожелательных до восторженных.
Отталкиваясь от этого монитора в дальнейших статьях я попытаюсь изложить свои соображения о надвигающейся широкоформатности и постараюсь приблизиться к теме эргономики ЖК-дисплеев.
и лично Марата Курьянова
за предоставленные для тестов
видеокарту Sapphire Radeon X1600 Pro 512 МБ AGP и кабель DVI Dual Link