Про мониторы серии ProArt компания Asustek с гордостью пишет, что это мониторы профессионального уровня. Что ж, заявленные характеристики, среди которых цветовой охват 100% пространства sRGB и 99% AdobeRGB, 10-битный вывод и внутренняя таблица соответствия цветов с разрядностью в 12 бит профессиональному уровню отвечают. Плюс, каждый экземпляр монитора проходит фабричную калибровку до целевого значения ΔE меньше 3, о чем свидетельствует прилагаемый отчет.
Содержание:
- Паспортные характеристики, комплект поставки и цена
- Внешний вид
- Коммутация
- Меню, локализация и управление
- Изображение
- Оценка качества цветопередачи
- Измерение равномерности черного и белого полей, яркости и энергопотребления
- Определение времени отклика и задержки вывода
- Измерение углов обзора
- Выводы
Паспортные характеристики, комплект поставки и цена
Тип матрицы | AH-IPS со светодиодной GB-LED подсветкой |
Диагональ | 24,1 дюйма (61,13 см) |
Отношение сторон | 16:10 |
Разрешение | 1920×1200 пикселей |
Шаг пикселей | 0,27 мм |
Яркость | 350 кд/м² |
Контрастность | 1000:1, динамическая 80 000 000:1 |
Углы обзора | 178° (гор.) и 178° (верт.) до контраста > 10:1 |
Время отклика | 6 мс от серого к серому — GTG |
Количество отображаемых цветов | 1,07 млрд. |
Интерфейсы |
|
Совместимые видеосигналы | До 1920×1200 пикселей при 60 Гц Отчет MonInfo для DisplayPort-подключения Отчет MonInfo для DVI-D-подключения Отчет MonInfo для HDMI-подключения Отчет MonInfo для VGA-подключения |
Акустическая система | Отсутствует |
Особенности |
|
Размеры (Ш×В×Г) | 557,2×416,3×235 мм с подставкой |
Масса | 6,6 кг |
Потребляемая мощность | Менее 72 Вт менее 1 Вт в режиме ожидания, 0 Вт в выключенном состоянии |
Напряжение питания | 100—240 В, 50/60 Гц |
Комплект поставки |
|
Ссылка на сайт производителя | www.asus.com |
Средняя цена по данным Яндекс.Маркет | T-10392963 |
Предложения по данным Яндекс.Маркет | L-10392963-10 |
Внешний вид
Дизайн строгий, с прямыми рублеными формами, к элементам, имеющим исключительно декоративную функцию, можно отнести только узкую красную вставку в нижней части фронтальной рамки. На фотографиях эта вставка выглядит ярко-красной, но на самом деле (при свете сверху) она видится скорее как темно-красная и практически не привлекает к себе внимания. Внешние панели монитора, включая рамку вокруг экрана и подставку, изготовлены из черного пластика с матовой и немного шершавой поверхностью. Внешняя поверхность матрицы черная и матовая. Блок экрана относительно толстый и массивный. Справа спереди на рамке блока экрана расположены пятипозиционный джойстик и еще шесть кнопок управления, а также индикатор состояния.
На внутреннюю скошенную к матрице часть рамки нанесена дюймовая (сверху и справа) и сантиметровая (снизу и слева) разметка с делениями и редкими числами. Кроме того, разметка нанесена на телескопическую часть стойки и в градусах в районе двух поворотных частей подставки. Разметке на экране еще можно найти какое-то применение, но разметка на подставке, особенно в данном варианте без чисел, не может быть использована даже, например, для запоминания вариантов ориентации дисплея. На левом торце находятся четыре USB-разъема, остальные разъемы и механический выключатель питания расположены в нише на задней панели и ориентированы вниз. Подключать кабели к монитору довольно удобно, особенно при перевороте блока экрана в портретную ориентацию. Также на задней панели можно обнаружить разъем для кенсингтонского замка. Вентиляционные решетки расположены по периметру задней панели.
Штатная подставка позволяет блок экрана немного наклонить вперед, отклонить назад, приподнять, перевернуть в портретную ориентацию (для этого экран нужно сначала приподнять и отклонить назад) и повернуть вправо-влево.
Основание подставки относительно большое по площади, но оно плоское, что повышает эффективность использования рабочей площади стола. Монитор стоит на подставке очень устойчиво.
Конструкция подставки достаточно жесткая. Снизу ее основание усилено рамой из пластика и, в районе стойки, стальными дисками. Шесть резиновых прокладок прямоугольной формы защищают поверхность стола от царапин и предотвращают скольжение монитора на гладких поверхностях. Кабели, идущие от разъемов монитора, можно стянуть в аккуратной пучок специальной стяжкой, входящей в комплект поставки. При необходимости подставку можно отсоединить (крепежные винты зарыты резиновыми заглушками) и закрепить блок экрана на VESA-совместимом кронштейне (площадка 100 на 100 мм). Продается монитор в большой строго оформленной коробке с пластиковой ручкой сверху, что удобно при транспортировке одним человеком.
Коммутация
Видеовходов четыре и все разные: DisplayPort, HDMI, DVI-D и единственный аналоговый VGA. Цифровые входы поддерживают HDCP. При подключении к DisplayPort поддерживается режим с 10 бит на цвет. Между входами можно переключаться кнопкой на передней панели или в меню.
Автопоиска активного входа мы не обнаружили. Коммуникацию DDC/CI можно отключить. Входы DisplayPort и HDMI способны принимать цифровые аудиосигналы (только PCM стерео), которые выводятся после преобразования в аналоговый вид через гнездо миниджек 3,5 мм. К этому гнезду можно подключить внешнюю активную акустическую систему или наушники. Громкости в случае 32-омных наушников достаточно, качество звука очень хорошее — звук чистый, диапазон частот широкий, в паузах шума не слышно. В монитор встроен USB(3.0)-концентратор с одним входом и четырьмя выходами.
Меню, локализация и управление
Навигация по меню относительно удобная, не столько из-за способа навигации и изменения значений параметров, сколько из-за того, что для навигации используется очень удобный джойстик на контрольной панели. При настройке изображения меню остается на экране, что немного мешает оценке вносимых корректировок. Впрочем, двум кнопкам можно назначить одну из десяти функций,
тогда при нажатии на эти кнопки в центре экрана выводится только небольшое окошко.
Настраивается положение, ориентация, прозрачность и задержка автоматического выхода из меню. Индикатор состояния неяркий. Он светится белым при работе монитора, красным в режиме ожидания и не горит, когда монитор выключен. Подсветку индикатора в рабочем состоянии можно отключить в меню. Когда на экране нет меню, нажатие на джойстик выводит шаблоны/линейки QuickFit, следующая кнопка — вызов меню, следующие две — пользовательские функции, кнопка еще ниже — переключает профили и при длительном нажатии запускает автоматическую подстройку под параметры VGA-сигнала, и кнопка над кнопкой питания — выбор источника сигнала. Есть русская версия экранного меню.
Кириллический шрифт читаемый и более-менее неровный. Качество перевода на русский язык хорошее. К монитору прилагается краткое руководство, где есть вариант текста на русском языке, а также CD-ROM с драйверами (INF- и CAT-файлы и профиль ICM) монитора и полными версиями руководства в виде PDF-файлов, среди которых также есть русская версия.
Разметка на рамке монитора дополнена возможностью вывода сантиметровой и дюймовой сетки с цифровой шкалой. Следом за сетками идет решетка из четырех линий, разметка формата А4 в ландшафтной и портретной ориентации, тоже для формата Letter, 8 на 10, 5 на 7, 4 на 6, 3 на 5 и 2 на 2 дюйма. Шаблоны можно передвигать и менять цвет их линий.
Изображение
Настроек относительно много, есть даже продвинутая многопараметрическая регулировка цветового баланса, доступная при выборе пользовательского профиля.
Профилей всего семь, включая фабрично калиброванные sRGB и Adobe RGB.
При выборе двух профилей (Пейзажный режим и Театральный режим) можно включить демонстрационный режим Splendid Demo Mode, в котором коррекция применяется только к половине экрана, что позволяет наглядно увидеть, что и как корректируют эти профили.
Кстати, к монитору прилагается напечатанный отчет о калибровке, который можно посмотреть, выбрав миниатюру ниже:
К сожалению, данной реализации настройки монитора не хватает гибкости. Например, при выборе фабричных профилей часть настроек блокируется, а для пользовательского профиля нельзя взять за основу один из предустановленных. То есть взять и немного подправить предустановленный профиль sRGB не получится. Кроме того, некоторое недоумение вызывает отсутствие какой-либо программы для настройки монитора с компьютера, включая, например, тонкую регулировку кривых гамма-коррекции в целом и по цветам. Получается, что потенциал в виде 12-битной внутренней таблицы коррекции цветов в явном виде пользователю недоступен. Правда, видимо, доступен 10-битный вывод, но его мы не тестировали по причине отсутствия профессиональной видеокарты.
Режимов геометрической трансформации три: Полный экран — изображение растягивается на весь экран, 1:1 — вывод пиксель в пиксель в центре экрана, OverScan — то же, что и Полный экран, но картинка еще и немного увеличивается, так что по периметру чуть-чуть обрезается.
Присутствует функция двойного изображения картинка-в-картинке и картинка-рядом-с-картинкой. Настройки этой функции находятся в меню установок. На сочетание источников наложено только одно ограничение — в дополнительном окне не может быть картинка от HDMI, если в основном от DVI, и наоборот.
При VGA-подключении автоматическая подстройка под параметры сигнала выполняется быстро и правильно, в тенях различаются все градации оттенков, но в светах ближайшие к белому 5 оттенков по яркости от него неотличимы. В режиме 1920×1200 при любом способе подключения четко различаются полоски через один пиксель, артефактов нет (кроме слабых теней от темных контрастных объектов при VGA-подключении), цветные линии толщиной в один пиксель выводятся без потери цветовой четкости. При увеличении параметра Контрастность выше 84 начинают пропадать градации в светах, при уменьшении Яркость или Контрастность — падает яркость, но количество различимых градаций практически не меняется, при этом Яркость регулирует именно яркость подсветки, а Контрастность — меняет пропускание ЖК-матрицы. «Кристаллический» эффект (микроскопическая вариация яркости) отсутствует.
Кинотеатральные режимы работы тестировались при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300 по HDMI. Завал в тенях и светах не выходит за «безопасные» границы. Яркостная четкость очень высокая и в случае сигнала Full HD составляет 1080 линий. В этом режиме при выборе режима 1:1 картинка выводится 1:1 без какой-либо интерполяции. Цветовая четкость немного занижена, возможно, это связано с погрешностями при восстановлении цвета из цветоразностного способа представления. Монитор воспринимает сигналы 576i/p, 480i/p, 720p, 1080i/p. Сигнал 1080p при 24 кадр/с принимается, но выводится в режиме 60p с чередованием кадров 2-3. В случае чересстрочных сигналов монитор складывает кадр из полей, при этом лучше всего результат получается при исходных 24 кадр/с, при преобразовании чересстрочного сигнала для исходных 25 кадр/с (PAL) и 30 кадр/с (NTSC) на границах объектов в движении можно заметить характерную гребенку. Сигналы обычного разрешения монитор обрабатывает без учета соотношения пикселей, поэтому в режиме 1:1 PAL-картинка в формате 4:3 немного вытянута по вертикали, а NTSC — сжата. Вообще, с масштабированием из низких разрешений не все хорошо, для 576i/p и 480i/p нет ни вписанных в границы экрана 16:9, ни 4:3 и нет хорошего сглаживания, а для 720p нет полноэкранных 16:9. Поэтому единственным способом смотреть кино при подключении, например, к плееру будет установка на источнике режима с разрешением 1080 строк.
Тестирование ЖК-матрицы
Оценка качества цветопередачи
Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 17 оттенков серого при различных значениях параметра Гамма. На графике ниже приведены полученные гамма-кривые (число в скобках — показатель аппроксимирующей степенной функции):
Реальная гамма-кривая ближе всего к стандартной при Гамма = 2.2, поэтому далее мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) именно при этом значении. Заметим, что настройку Контраст мы установили в 70, так как при превышении этого значения гамма-кривая имела заметный перегиб в светлой части. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами:
Несмотря на небольшие вариации, равномерность роста прироста яркости сохраняется на всем диапазоне и каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего. На начальном участке даже наблюдается почти линейный рост яркости, что соответствует стандарту sRGB:
Аппроксимация полученной гамма-кривой дала показатель 2,31, при этом аппроксимирующая показательная функция почти не отклоняется от реальной гамма-кривой:
Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр i1Pro 2 и комплект программ Argyll CMS (1.5.0). Цветовой охват в режиме sRGB практически совпадает с sRGB:
В режиме Adobe RGB чуть-чуть меньше соответствующего стандарта:
А в режиме Стандартный (или Пользовательский без коррекции) охват максимальный:
Ниже приведены спектры для белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов) для режимов Стандартный
и sRGB:
Такой спектр с тремя почти симметричными горбами по одному на каждый основной цвет характерен для мониторов, в которых используется светодиодная подсветка. Видно, что в режиме sRGB цветовой охват сужается за счет перекрестного подмешивания компонент.
Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) в случае режимов Стандартный, sRGB, Adobe RGB и Пользовательский после ручной коррекции:
Видно, что в случае режима sRGB и Adobe RGB цветопередача немного отличается от стандартной (цветовая температура немного выше 6500 К и ΔE относительно большое). Ручная коррекция удалась наполовину, так как мы уменьшили ΔE и для точки белого фактически установили температуру в 6500 К, но в тенях вариация цветовой температуры несколько увеличилась.
Измерение равномерности черного и белого полей, яркости и энергопотребления
Измерения яркости проводились в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены). Контрастность вычислялась как отношение яркости полей в измеряемых точках.
Параметр | Среднее | Отклонение от среднего | |
мин., % | макс., % | ||
Яркость черного поля | 0,35 кд/м² | −9,7 | 17 |
Яркость белого поля | 334 кд/м² | −10 | 6,3 |
Контрастность | 948:1 | −16 | 8,2 |
Аппаратные измерения показали хорошую равномерность параметров. Контрастность для IPS довольно высокая. Фотография ниже дает представление о распределении яркости черного поля по площади экрана:
Видно, что в нижних углах есть относительно большие участки с небольшим повышением яркости черного поля.
При включении режима ASCR монитор меняет яркость подсветки в зависимости от общей яркости изображения. При выводе черного поля во весь экран через несколько секунд подсветка выключается совсем и перемещения курсора мыши недостаточно для ее включения. Практической пользы от этого режима мы не видим.
Яркость белого поля в центре экрана и потребляемая мощность.
Значение настройки Яркость/режим | Яркость, кд/м² | Потребление электроэнергии, Вт |
100 | 346 | 46,0 |
50 | 251 | 37,0 |
0 | 111 | 24,0 |
Ожидание | — | 0,9 |
Выключен* | — | 0,5 |
* Кнопкой на рамке, механический выключатель на задней панели полностью отключает монитор от сети. |
При уменьшении параметра Яркость меняется только яркость подсветки, т.е. без ущерба для качества изображения (сохраняется контрастность и количество различимых градаций) яркость монитора можно менять в широких пределах, что позволяет с комфортом работать и смотреть фильмы как в освещенном, так и в темном помещении (хотя минимальная яркость могла быть и пониже). Мерцания подсветки не видно благодаря очень высокой частоте модуляции — 21 кГц. Заметим, что эта частота фактически находится вне звукового диапазона (даже у особо одаренных в этом плане людей чувствительность на такой частоте сильно снижена), поэтому вероятность появления писка исключена.
Определение времени отклика и задержки вывода
Время отклика при переходе черный-белый-черный равно 16,3 мс (7,3 мс вкл. + 9,0 мс выкл.). Переходы между полутонами происходят в среднем за 24,5 мс в сумме.
Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора составила примерно 20 мс как при VGA-, так и при DVI-подключении, при HDMI-подключении она уменьшилась до 17 мс. В подавляющем большинстве случаев такая задержка не будет ощущаться.
Измерение углов обзора
Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в вертикальном, горизонтальном и диагональном (из угла в угол) направлениях.
В вертикальной плоскости | В горизонтальной плоскости |
По диагонали | Яркость черного поля в процентах от максимальной яркости белого поля |
Контрастность |
Уменьшение яркости на 50% от максимального значения:
Направление | Угол, градусы |
Вертикальное | −35/36 |
Горизонтальное | −42/43 |
Диагональное | −39/40 |
Отметим плавное уменьшение яркости при отклонении от перпендикуляра к экрану в горизонтальном направлении, при этом графики не пересекаются во всем диапазоне измеряемых углов. Чуть быстрее падает яркость при отклонении в вертикальном направлении. При отклонении в диагональном направлении поведение яркости оттенков имеет промежуточный характер между вертикальным и горизонтальным направлениями, за исключением яркости черного поля, которая начинает резко возрастать уже при 20° отклонения от перпендикуляра к экрану. Если сидеть от экрана на расстоянии 60-70 см, то черное поле по углам будет заметно светлее, чем в центре, впрочем, оставаясь примерно нейтрально-серым по оттенку. Контрастность в диапазоне углов ±82° для двух направлений значительно превышает 10:1 и только для диагонального направления в одно сторону опускается ниже отметки 10:1 при 70°.
Для количественной характеристики изменения цветопередачи мы провели колориметрические измерения для белого, серого (127, 127, 127), красного, зеленого и синего, а также светло-красного, светло-зеленого и светло-синего полей во весь экран с использованием установки, подобной той, что применялась в предыдущем тесте. Измерения проводились в диапазоне углов от 0° (датчик направлен перпендикулярно к экрану) до 80° с шагом в 5°. Полученные значения интенсивностей были пересчитаны в ΔE относительно замера каждого поля при перпендикулярном положении датчика относительно экрана. Результаты представлены ниже:
В качестве реперной точки можно выбрать отклонение в 45°, что может быть актуальным в случае, например, если изображение на экране рассматривают два человека одновременно. Критерием сохранения правильности цветов можно считать значение ΔE меньше 3.
Из графиков следует, что значительного сдвига большинства оттенков нет при отклонении в любом направлении, и только синий и светло-синий цвета сильно меняются в случае диагонального отклонения.
Выводы
ЖК-монитор Asus PA249Q можно отнести к профессиональным мониторам, но с некоторыми оговорками. Основная претензия заключается в том, что нет специального программного обеспечения, с помощью которого можно тонко настраивать цветопередачу, используя все возможности монитора в виде внутренней таблицы соответствия цветов с разрядностью в 12 бит. Также не очень удобно то, что при выборе профиля с предустановленным охватом sRGB все настройки цветопередачи блокируются, а получится ли в пользовательском профиле настройками монитора аккуратно уменьшить охват до sRGB — неизвестно, скорее всего, нет. Конечно, можно работать в приложениях, поддерживающих цветовой профиль, но любая программная коррекция неизбежно приводит к некоторой деградации изображения. Впрочем, уменьшить отрицательные последствия такой коррекции может использование 10-битного вывода, который доступен в случае видеокарт профессиональных серий.
Достоинства:
- Хорошая цветопередача
- Широкий цветовой охват
- 12-битная таблица для внутренней калибровки
- Четыре видеовхода, в том числе DisplayPort с поддержкой 10-битного режима
- Строгий дизайн
- Режим картинка-в-картинке и картинка-рядом-с-картинкой
- Четырехпортовый USB(3.0)-концентратор
- Удобная и регулируемая подставка
- Отсутствие мерцания подсветки
- Удобный 5-позиционный джойстик на контрольной панели
- VESA-площадка 100 на 100 мм
- Шкала на рамке, встроенные сетки и шаблоны
- Русифицированное меню
Недостатки:
- В комплекте нет ПО для настройки цветопередачи
Так как монитор комплектуется всеми кабелями, которые могут понадобиться для работы с ним, то редакция iXBT.com сочла необходимым присудить ЖК-монитору Asus PA249Q награду за отличную комплектацию.