Сказать, что новые iPhone ждали, будет и правдой, и неправдой одновременно. Их ждали, как приход, допустим, осени, которая приходит ежегодно, «по расписанию», и приносит с собой привычный набор «функций». Конечно, в день старта продаж за iPhone опять выстраивались очереди, техноблогеры выискивали баги, а аналитики строили прогнозы. Но ничего выходящего за рамки ставшего уже традиционным сценария не было. Тем интереснее разобраться, как все-таки были улучшены смартфоны Apple и какой прогресс случился за год. В этой статье мы поговорим об iPhone 13 и 13 mini, а позже разберем подробно iPhone 13 Pro и Pro Max.
Общую информацию и все подробности, озвученные Apple, мы излагали и анализировали в репортаже по итогам сентябрьской презентации, поэтому не будем повторяться и перейдем к тестированию. Разве что напомним для начала характеристики новинок. Большинство спецификаций iPhone 13 и iPhone 13 mini совпадают, поэтому мы даем их единым списком.
Технические характеристики Apple iPhone 13 и Apple iPhone 13 mini
- SoC Apple A15 Bionic (6 процессорных ядер: 2 высокопроизводительных и 4 энергоэффективных, 4 графических ядра, 16 ядер Neural Engine)
- Сенсорный дисплей 6,1″, OLED, 2532×1170, 460 ppi, емкостной, мультитач / 5,4″, OLED, 2340×1080, 476 ppi, емкостной, мультитач
- RAM (по информации Geekbench 5): 3,6 ГБ
- Флэш-память 128/256/512 ГБ
- Поддержка карт памяти отсутствует
- Сотовая связь: UMTS/HSPA/HSPA+/DC-HSDPA (850, 900, 1700/2100, 1900, 2100 МГц); GSM/EDGE (850, 900, 1800, 1900 МГц), LTE Bands 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 12, 13, 17, 18, 19, 20, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 38, 39, 40, 41, поддержка Gigabit LTE, 5G (в России не поддерживается)
- Wi-Fi 6 (802.11b/g/n/ac/ac/ax, 2,4 и 5 ГГц, поддержка MIMO)
- Bluetooth 5.1, A2DP, LE
- NFC (только для Apple Pay)
- GPS c A-GPS, Глонасс, Galileo и QZSS
- Универсальный разъем Lightning
- Камеры: фронтальная (12 Мп, видео 4К 30 к/с, 720р 240 к/с) и тыльные модули 12 Мп (съемка видео 4К 60 к/с): широкоугольный и сверхширокоугольный
- Распознавание лица с помощью камеры TrueDepth
- Литий-полимерный аккумулятор 3240 / 2438 мА·ч (неофициальная информация), несъемный
- Поддержка беспроводной зарядки стандарта Qi
- Поддержка аксессуаров MagSafe
- Габариты 147×72×7,7 / 132×64×7,7 мм
- Масса 174 / 141 г
- Защита IP68
- Операционная система iOS 15
Розничные предложения Apple iPhone 13 | |
---|---|
Розничные предложения Apple iPhone 13 mini |
И вот традиционное сравнение ключевых характеристик новинок с непосредственными предшественниками.
Apple iPhone 13 / 13 mini | Apple iPhone 12 / 12 mini | |
---|---|---|
Экран | 6,1″, OLED, 2532×1170, 460 ppi / 5,4″, OLED, 2340×1080, 476 ppi | 6,1″, OLED, 2532×1170, 460 ppi / 5,4″, OLED, 2340×1080, 476 ppi |
SoC (процессор) | SoC Apple A15 Bionic + система Neural Engine | SoC Apple A14 Bionic + система Neural Engine |
Флэш-память | 128/256/512 ГБ | 64/128/256 ГБ |
Оперативная память (по версии Geekbench 5) | 3,60 ГБ | 3,62 ГБ |
Связь | 5G (в России не поддерживается), Gigabit LTE, Wi-Fi 802.11ax (Wi-Fi 6) | 5G (в России не поддерживается), Gigabit LTE, Wi-Fi 802.11ax (Wi-Fi 6) |
Тыльные камеры | 2 модуля по 12 Мп (видео — 4K 60 к/с): стандартный широкоугольный и сверхширокоугольный (120 градусов) | 2 модуля по 12 Мп (видео — 4K 60 к/с): стандартный широкоугольный и сверхширокоугольный (120 градусов) |
Фронтальная камера | 12 Мп (видео — 4K 60 к/с), распознавание лица FaceID | 12 Мп (видео — 4K 60 к/с), распознавание лица FaceID |
Быстрая зарядка | есть + технология MagSafe (беспроводная зарядка мощностью до 15 Вт, магнитное подключение аксессуаров) | есть + технология MagSafe (беспроводная зарядка мощностью до 15 Вт, магнитное подключение аксессуаров) |
Аккумулятор, мА·ч (неофициальная информация) | 3240 / 2438 | 2815 / 2227 |
Габариты (мм) | 147×72×7,7 / 132×64×7,7 | 147×72×7,4 / 132×64×7,4 |
Масса (г) | 174 / 141 | 162 / 133 |
Подчеркнем, что это далеко не все характеристики, и тем не менее, они весьма показательны для понимания общей картины. Сразу видны ключевые новшества: более емкий аккумулятор (как у iPhone 13 по сравнению с iPhone 12, так и у iPhone 13 mini по сравнению с iPhone 12 mini), варианты накопителя более емкие, но вместе с тем чуть-чуть выросла и толщина (на 0,3 мм) и масса.
Упаковка и комплектация
Тонкой коробкой нас уже не удивишь — зарядное устройство, из-за которого бокс раньше был объемнее, Apple убрала уже в прошлом году. Однако небольшое новшество все же есть: теперь производитель отказался и от пленки — очевидно, из соображений экологии.
Доказательством того, что упаковка не вскрывалась, служит бумажная лента, которую надо оторвать. Эта система общая у всех новых iPhone.
Внутри же все по-прежнему. В комплекте есть кабель Lightning/USB-C, наклейка в виде логотипа Apple и ключик для извлечения SIM-карты.
Дизайн
Внешний вид обеих моделей очень близок к тому, что было год назад. Скажем больше: ощущение новизны отсутствует, хотя некоторые мелкие изменения все-таки есть.
Собственно, изменилась прежде всего «челка» у верхней грани. Она стала чуть менее широкой, а динамик для телефонного разговора переехал к самому краю устройства. Соответственно, расположение фронтальной камеры и датчиков Face ID тоже было скорректировано. Но вряд ли пользователь сможет почувствовать это.
Мы бы не сказали, что с новой «челкой» устройство стало красивее. Если бы Apple избавились от нее вовсе — тогда другое дело. Но принципиальной разницы между тем, что есть сейчас, и тем, что было раньше, пожалуй, нет. Соответственно, это дело вкуса, не более того.
И конечно, главное визуальное отличие — иное расположение двух камер на тыльной стороне. Раньше они были строго одна над другой, теперь разнесены и по горизонтали. Это новшество, как мы знаем, породило множество шуток и мемов. Возможно, у него есть даже какое-то техническое обоснование. Но широкая публика видит в этом только один смысл: сделать так, чтобы все поняли: у тебя все-таки новый iPhone, а не старый.
У iPhone 13 mini блок камер выглядит точно так же, как у основной версии, и по размеру он идентичен, так что на меньшем корпусе воспринимается как более крупный. Но тут, опять-таки, дело вкуса.
Небольшое изменение толщины и массы вовсе не ощущается. А вот о чем стоит сказать, так это о цветах. iPhone 13 приехал к нам в розовой версии, и хотя розоватый оттенок здесь действительно есть, что отмечали все, кому мы его показывали, по сути это, скорее, бежево-кремовый. Впечатление от него специфическое: вроде и не белый, а какой — непонятно.
Пожалуй, это по-своему хорошо — все-таки прямолинейные цвета вызывают ассоциацию с чем-то дешевым. А тут цвет сложный, интересный. С другой стороны, мы очень рекомендуем при выборе этого варианта найти возможность посмотреть его вживую и не торопясь прислушаться к своим ощущениям. Фотографии совершенно не передают его. Одно можно сказать точно: выглядит он не пошло, не как из комедий про блондинок.
Что же касается iPhone 13 mini, здесь все попроще: мы тестировали вариант product(Red), с очень насыщенным, почти вишневым цветом.
В целом дизайн iPhone 13 и 13 mini не вызывает сильных эмоций: ни положительных, ни отрицательных. Изменения по сравнению с прошлогодними версиями — косметические.
Экран
Основные характеристики экрана iPhone 13 такие же, как у iPhone 12: это OLED с диагональю 6,1″ и разрешением 2532×1170, что дает плотность точек 460 ppi. В свою очередь, iPhone 13 mini по этим параметрам идентичен iPhone 12 mini: 5,4″, OLED, 2340×1080, 476 ppi. Но в обоих случаях изменения все же есть. Мы протестировали дисплеи по всей строгости нашей методики. Тесты выполнил и прокомментировал Алексей Кудрявцев.
Лицевая поверхность экрана выполнена в виде стеклянной пластины с зеркально-гладкой поверхностью, устойчивой к появлению царапин. Судя по отражению объектов, антибликовые свойства экрана чуть лучше, чем у экрана Google Nexus 7 (2013) (далее просто Nexus 7). Для наглядности приведем фотографию, на которой в выключенных экранах отражается белая поверхность (слева — Nexus 7, справа — Apple iPhone 13, далее их можно различать по размеру):
Экран у Apple iPhone 13 немного темнее (яркость по фотографиям 98 против 102 у Nexus 7). Двоение отраженных объектов в экране Apple iPhone 13 очень слабое, это свидетельствует о том, что между слоями экрана (конкретнее между внешним стеклом и поверхностью матрицы) нет воздушного промежутка. За счет меньшего числа границ (типа стекло/воздух) с сильно различающимися коэффициентами преломления такие экраны лучше смотрятся в условиях интенсивной внешней засветки, но вот их ремонт в случае потрескавшегося внешнего стекла обходится гораздо дороже, так как менять приходится экран целиком. На внешней поверхности экрана есть специальное олеофобное (жироотталкивающее) покрытие (эффективное, немного лучше, чем у Nexus 7), поэтому следы от пальцев удаляются существенно легче, а появляются с меньшей скоростью, чем в случае обычного стекла.
При ручном управлении яркостью и при выводе белого поля во весь экран максимальное долговременное значение яркости составило около 800 кд/м² (заявлено до 800 кд/м² в обычном режиме и до 1200 кд/м² в режиме HDR), минимальное — 1,8 кд/м². Максимальная яркость очень высокая, и, учитывая отличные антибликовые свойства, читаемость даже в солнечный день вне помещения будет на хорошем уровне. В полной темноте яркость можно понизить до комфортного значения. В наличии автоматическая регулировка яркости по датчику освещенности (он находится ниже решетки фронтального громкоговорителя в области «челки»), которая включена по умолчанию. В автоматическом режиме при изменении внешних условий освещенности яркость экрана как повышается, так и понижается. Работа этой функции зависит от положения ползунка регулировки яркости: им пользователь выставляет желаемый уровень яркости для текущих условий. Если ничего не менять, то в полной темноте яркость понижается до 1,8 кд/м² (очень темно), в условиях освещенного искусственным светом офиса (около 550 лк) яркость экрана устанавливается на 115-120 кд/м² (приемлемо), в очень ярком окружении (освещенность более 20000 лк) поднимается до 800 кд/м² (до максимума, так и нужно). Результат нас не совсем устроил, поэтому в темноте мы чуть подвинули ползунок яркости вверх (в меню быстрого доступа), и для трех указанных выше условий получили 15, 105-120 и 800 кд/м² (идеально). Получается, что функция автоподстройки яркости работает адекватно, и есть возможность отрегулировать характер изменения яркости под требования пользователя. На любом уровне яркости присутствует модуляция с частотой 480 Гц. На рисунке ниже приведены зависимости яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) для нескольких значений настройки яркости (примерные значения):
Видно, что на максимальной и средней яркости амплитуда модуляции не очень большая (точнее скважность явно низкая), в итоге видимого мерцания нет. Однако при сильном понижении яркости появляется модуляция с большой относительной амплитудой (и высокой скважностью), ее наличие уже можно увидеть в тесте на присутствие стробоскопического эффекта или просто при быстром движении глаз. В зависимости от индивидуальной чувствительности такое мерцание может вызывать повышенную утомляемость. Впрочем, частота довольно высокая и фаза модуляции различается по площади экрана, поэтому негативный эффект от мерцания снижен.
В этом экране используется матрица Super AMOLED — активная матрица на органических светодиодах. Полноцветное изображение создается с помощью субпикселей трех цветов — красного (R), зеленого (G) и синего (B), но красных и синих субпикселей в два раза меньше, что можно обозначить как RGBG. Это подтверждается фрагментом микрофотографии:
Для сравнения можно ознакомиться с галереей микрофотографий экранов, используемых в мобильной технике.
На фрагменте выше можно насчитать 4 зеленых субпикселя, 2 красных (4 половинки) и 2 синих (1 целый и 4 четвертушки), при этом, повторяя эти фрагменты, можно выложить весь экран без разрывов и перехлеста. Для таких матриц компания Samsung ввела наименование PenTile RGBG. Разрешение экрана производитель считает по зеленым субпикселям, по двум другим оно будет в два раз ниже.
Экран характеризуется великолепными углами обзора. Правда, белый цвет при отклонении на большие углы приобретает легкий синеватый оттенок, но черный цвет остается просто черным под любыми углами. Он настолько черный, что параметр контрастности в данном случае неприменим. Для сравнения приведем фотографии, на которых на экраны Apple iPhone 13 и второго участника сравнения выведены одинаковые изображения, при этом яркость экранов изначально установлена примерно на 200 кд/м², а цветовой баланс на фотоаппарате принудительно переключен на 6500 К.
Белое поле:
Отметим хорошую равномерность яркости и цветового тона белого поля.
И тестовая картинка:
Цветовой баланс немного различается, насыщенность цветов в норме. Напомним, что фотография не может служить надежным источником сведений о качестве цветопередачи и приводится только для условной наглядной иллюстрации. В частности, выраженный красноватый оттенок белого и серого полей, присутствующий на фотографиях экрана Apple iPhone 13, при перпендикулярном взгляде визуально отсутствует, что подтверждается аппаратными тестами с помощью спектрофотометра. Причина в том, что спектральная чувствительность матрицы фотоаппарата неточно совпадает с этой характеристикой человеческого зрения.
Теперь под углом примерно 45 градусов к плоскости и к стороне экрана. Белое поле:
Яркость под углом у обоих экранов заметно уменьшилась (чтобы избежать сильного затемнения, выдержка увеличена в сравнении с предыдущими фотографиями), но в случае Apple iPhone 13 падение яркости выражено гораздо меньше. В итоге при формально одинаковой яркости экран Apple iPhone 13 визуально выглядит гораздо более ярким (в сравнении с ЖК-экранами), так как на экран мобильного устройства часто приходится смотреть как минимум под небольшим углом.
И тестовая картинка:
Видно, что цвета не сильно изменились у обоих экранов и яркость у смартфона Apple iPhone 13 под углом заметно выше. Переключение состояния элементов матрицы выполняется практически мгновенно, но на фронте включения может присутствовать ступенька шириной примерно 17 мс (что соответствует частоте обновления экрана в 60 Гц). Например, так выглядит зависимость яркости от времени при переходе от черного к белому и обратно:
В некоторых условиях наличие такой ступеньки может приводить к шлейфам, тянущимися за движущимися объектами.
Построенная по 32 точкам с равным интервалом по численному значению оттенка серого гамма-кривая не выявила завала ни в светах, ни в тенях. Показатель аппроксимирующей степенной функции равен 2,25, что близко к стандартному значению 2,2. При этом реальная гамма-кривая очень мало отклоняется от степенной зависимости:
Цветовой охват равен sRGB:
Смотрим на спектры:
Такие спектры типичны для матриц OLED — компоненты хорошо разделены, что позволяет достигнуть широкого цветового охвата. Однако в данном случае цветовой охват аккуратно корректируется до границ sRGB. В итоге визуально цвета имеют естественную насыщенность.
Это относится к тем изображениям, в которых прописан профиль sRGB или не прописано вообще никакого профиля. Однако родным для современных топовых устройств Apple является цветовое пространство Display P3 с немного более насыщенными зеленым и красным цветами. Пространство Display P3 основано на SMPTE DCI-P3, но имеет точку белого D65 и гамма-кривую с показателем примерно 2,2. Кроме того, производитель заявляет, что начиная с iOS 9.3 на системном уровне поддерживается управление цветом, это облегчает приложениям под iOS задачу правильно выводить на экран изображения с прописанным цветовым профилем. Действительно, дополнив тестовые изображения (файлы JPG и PNG) профилем Display P3, мы получили цветовой охват шире sRGB (вывод в Safari):
Отметим, что координаты первичных цветов практически в точности совпали с теми, что прописаны для стандарта DCI-P3. Смотрим на спектры в случае тестовых изображений с профилем Display P3:
Видно, что в этом случае есть небольшое перекрестное подмешивание компонент в красной области, то есть родное для экрана Apple iPhone 13 цветовое пространство чуть шире, чем Display P3.
Баланс оттенков на шкале серого очень хороший, так как цветовая температура близка к стандартным 6500 К, а отклонение от спектра абсолютно черного тела (ΔE) меньше 10, что для потребительского устройства считается приемлемым показателем. При этом цветовая температура и ΔE мало изменяются от оттенка к оттенку — это положительно сказывается на визуальной оценке цветового баланса. (Самые темные области шкалы серого можно не учитывать, так как там баланс цветов не имеет большого значения, да и погрешность измерений цветовых характеристик на низкой яркости большая.)
В этом устройстве Apple есть функция Night Shift, которая ночью делает картинку теплее (насколько теплее — указывает пользователь). В принципе, яркий свет может приводить к нарушению суточного (циркадного) ритма (см. статью про iPad Pro с дисплеем 9,7 дюйма), но все решается снижением яркости до низкого, но еще комфортного уровня, а искажать цветовой баланс, уменьшая вклад синего, нет абсолютно никакого смысла.
Присутствует функция True Tone, которая, если ее включить, подстраивает цветовой баланс под условия окружающей среды. Мы включили эту функцию и проверили, как она работает:
Условия | Цветовая температура на белом поле, К | ΔE на белом поле |
---|---|---|
Функция True Tone выключена | 6700 | 1,7 |
True Tone включена, светодиодные светильники с холодным белым светом (6800 К) | 7680 | 0,4 |
True Tone включена, галогеновая лампа накаливания (теплый свет — 2850 К) | 4760 | 2,8 |
При сильном изменении условий освещенности подстройка цветового баланса выражена слабо, поэтому с нашей точки зрения эта функция не работает так, как нужно. Отметим, что сейчас сложившимся стандартом является калибровка устройств отображения к точке белого в 6500 К, но в принципе, коррекция под цветовую температуру внешнего света может принести пользу, если хочется добиться лучшего соответствия изображения на экране с тем, что видно на бумаге (или на любом носителе, на котором цвета формируются за счет отражения падающего света) в текущих условиях.
По критерию вывода кадров качество воспроизведения видеофайлов на экране самого устройства очень хорошее, так как кадры (или группы кадров) могут выводиться с равномерным чередованием интервалов и без пропусков кадров вплоть до файлов 4К и 60 кадр/с. По крайней мере, в случае воспроизведения видео частота обновления экрана фиксированная и равна 60 Гц, поэтому в случае файлов с 24, 25 и 50 кадр/с длительность вывода части кадров удвоена, но чередование длительности выполняется в группах с равным количеством кадров. При воспроизведении видеофайлов с разрешением 1920 на 1080 (1080p) на экране смартфона изображение собственно видеофайла выводится точно по высоте экрана (при ландшафтной ориентации). Четкость картинки высокая, но не идеальная, так как от интерполяции к разрешению экрана никуда не деться. Отображаемый на экране диапазон яркости соответствует фактическому для данного видеофайла. Отметим наличие поддержки аппаратного декодирования файлов H.265 с глубиной цвета 10 бит на цвет, при этом вывод градиентов на экран осуществляется с гораздо лучшим качеством, чем в случае 8-битных файлов. Впрочем, это не доказательство истинного 10-битного вывода. Также поддерживается отображение файлов HDR (HDR10, H.265). В режиме HDR (то есть для HDR‑контента — мы использовали тестовые ролики, которые опубликовали на YouTube) максимальная яркость достигает порядка 1120 кд/м² для небольших по площади участков, что согласуется с данными производителя.
Подведем итоги. Экран имеет очень высокую максимальную яркость (до 800 кд/м² на белом поле во весь экран в режиме SDR, тогда как у iPhone 12 было 625 кд/м², и как минимум до 1120 кд/м² в режиме HDR) и обладает отличными антибликовыми свойствами, поэтому устройством без особых проблем можно пользоваться вне помещения даже летним солнечным днем. В полной темноте яркость можно понизить до комфортного значения (вплоть до 1,8 кд/м²). Допустимо использовать режим с автоматической подстройкой яркости, работающий адекватно. К достоинствам экрана также нужно отнести эффективное олеофобное покрытие, поддержку цветового охвата sRGB (при участии ОС) и хороший цветовой баланс. Заодно напомним про общие достоинства OLED-экранов: истинный черный цвет (если в экране ничего не отражается), заметно меньшее, чем у ЖК, падение яркости изображения при взгляде под углом. К недостаткам можно отнести мерцание экрана, обнаруживаемое визуально на низкой яркости. У пользователей, особо чувствительных к мерцанию, из-за этого может возникать повышенная утомляемость. Тем не менее, в целом качество экрана очень высокое.
И теперь — экспертиза Алексея Кудрявцева об экране iPhone 13 mini.
Лицевая поверхность экрана выполнена в виде стеклянной пластины с зеркально-гладкой поверхностью, устойчивой к появлению царапин. Судя по отражению объектов, антибликовые свойства экрана чуть лучше, чем у экрана Google Nexus 7 (2013) (далее просто Nexus 7). Для наглядности приведем фотографию, на которой в выключенных экранах отражается белая поверхность (слева — Nexus 7, справа — Apple iPhone 13 mini, далее их можно различать по размеру):
Экран у Apple iPhone 13 mini немного темнее (яркость по фотографиям 99 против 103 у Nexus 7). Двоение отраженных объектов в экране Apple iPhone 13 mini очень слабое, это свидетельствует о том, что между слоями экрана (конкретнее между внешним стеклом и поверхностью матрицы) нет воздушного промежутка. За счет меньшего числа границ (типа стекло/воздух) с сильно различающимися коэффициентами преломления такие экраны лучше смотрятся в условиях интенсивной внешней засветки, но вот их ремонт в случае потрескавшегося внешнего стекла обходится гораздо дороже, так как менять приходится экран целиком. На внешней поверхности экрана есть специальное олеофобное (жироотталкивающее) покрытие (эффективное, немного лучше, чем у Nexus 7), поэтому следы от пальцев удаляются существенно легче, а появляются с меньшей скоростью, чем в случае обычного стекла.
При ручном управлении яркостью и при выводе белого поля во весь экран максимальное долговременное значение яркости составило около 800 кд/м² (заявлено до 800 кд/м² в обычном режиме и до 1200 кд/м² в режиме HDR), минимальное — 1,8 кд/м². Максимальная яркость очень высокая, и, учитывая отличные антибликовые свойства, читаемость даже в солнечный день вне помещения будет на хорошем уровне. В полной темноте яркость можно понизить до комфортного значения. В наличии автоматическая регулировка яркости по датчику освещенности (он находится ниже решетки фронтального громкоговорителя в области «челки»), которая включена по умолчанию. В автоматическом режиме при изменении внешних условий освещенности яркость экрана как повышается, так и понижается. Работа этой функции зависит от положения ползунка регулировки яркости: им пользователь выставляет желаемый уровень яркости для текущих условий. Если ничего не менять, то в полной темноте яркость понижается до 1,8 кд/м² (очень темно), в условиях освещенного искусственным светом офиса (около 550 лк) яркость экрана устанавливается на 80 кд/м² (приемлемо), в очень ярком окружении (освещенность более 20000 лк) поднимается до 800 кд/м² (до максимума, так и нужно). Результат нас не совсем устроил, поэтому в темноте мы чуть подвинули ползунок яркости вверх (в меню быстрого доступа), и для трех указанных выше условий получили 12, 90-110 и 800 кд/м² (идеально). Получается, что функция автоподстройки яркости работает адекватно, и есть возможность отрегулировать характер изменения яркости под требования пользователя. На любом уровне яркости присутствует модуляция с частотой 480 Гц. На рисунке ниже приведены зависимости яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) для нескольких значений настройки яркости (примерные значения):
Видно, что на максимальной и средней яркости амплитуда модуляции не очень большая (точнее скважность явно низкая), в итоге видимого мерцания нет. Однако при сильном понижении яркости появляется модуляция с большой относительной амплитудой (и высокой скважностью), ее наличие уже можно увидеть в тесте на присутствие стробоскопического эффекта или просто при быстром движении глаз. В зависимости от индивидуальной чувствительности такое мерцание может вызывать повышенную утомляемость. Впрочем, частота довольно высокая и фаза модуляции различается по площади экрана, поэтому негативный эффект от мерцания снижен.
В этом экране используется матрица Super AMOLED — активная матрица на органических светодиодах. Полноцветное изображение создается с помощью субпикселей трех цветов — красного (R), зеленого (G) и синего (B), но красных и синих субпикселей в два раза меньше, что можно обозначить как RGBG. Это подтверждается фрагментом микрофотографии:
Для сравнения можно ознакомиться с галереей микрофотографий экранов, используемых в мобильной технике.
На фрагменте выше можно насчитать 4 зеленых субпикселя, 2 красных (4 половинки) и 2 синих (1 целый и 4 четвертушки), при этом, повторяя эти фрагменты, можно выложить весь экран без разрывов и перехлеста. Для таких матриц компания Samsung ввела наименование PenTile RGBG. Разрешение экрана производитель считает по зеленым субпикселям, по двум другим оно будет в два раз ниже.
Экран характеризуется великолепными углами обзора. Белый цвет едва заметно меняет оттенок даже при отклонении на большие углы, что для AMOLED редкость. Черный цвет остается просто черным под любыми углами. Он настолько черный, что параметр контрастности в данном случае неприменим. Для сравнения приведем фотографии, на которых на экраны Apple iPhone 13 mini и второго участника сравнения выведены одинаковые изображения, при этом яркость экранов изначально установлена примерно на 200 кд/м², а цветовой баланс на фотоаппарате принудительно переключен на 6500 К.
Белое поле:
Отметим хорошую равномерность яркости и цветового тона белого поля.
И тестовая картинка:
Цветовой баланс немного различается, насыщенность цветов в норме. Напомним, что фотография не может служить надежным источником сведений о качестве цветопередачи и приводится только для условной наглядной иллюстрации. В частности, выраженный красноватый оттенок белого и серого полей, присутствующий на фотографиях экрана Apple iPhone 13 mini, при перпендикулярном взгляде визуально отсутствует, что подтверждается аппаратными тестами с помощью спектрофотометра. Причина в том, что спектральная чувствительность матрицы фотоаппарата неточно совпадает с этой характеристикой человеческого зрения.
Теперь под углом примерно 45 градусов к плоскости и к стороне экрана. Белое поле:
Яркость под углом у обоих экранов заметно уменьшилась (чтобы избежать сильного затемнения, выдержка увеличена в сравнении с предыдущими фотографиями), но в случае Apple iPhone 13 mini падение яркости выражено гораздо меньше. В итоге при формально одинаковой яркости экран Apple iPhone 13 mini визуально выглядит гораздо более ярким (в сравнении с ЖК-экранами), так как на экран мобильного устройства часто приходится смотреть как минимум под небольшим углом.
И тестовая картинка:
Видно, что цвета не сильно изменились у обоих экранов и яркость у смартфона Apple iPhone 13 mini под углом заметно выше. Переключение состояния элементов матрицы выполняется практически мгновенно, но на фронте включения может присутствовать ступенька шириной примерно 17 мс (что соответствует частоте обновления экрана в 60 Гц). Например, так выглядит зависимость яркости от времени при переходе от черного к белому и обратно:
В некоторых условиях наличие такой ступеньки может приводить к шлейфам, тянущимися за движущимися объектами.
Построенная по 32 точкам с равным интервалом по численному значению оттенка серого гамма-кривая не выявила завала ни в светах, ни в тенях. Показатель аппроксимирующей степенной функции равен 2,25, что близко к стандартному значению 2,2. При этом реальная гамма-кривая очень мало отклоняется от степенной зависимости:
Цветовой охват равен sRGB:
Смотрим на спектры:
Такие спектры типичны для матриц OLED — компоненты хорошо разделены, что позволяет достигнуть широкого цветового охвата. Однако в данном случае цветовой охват аккуратно корректируется до границ sRGB. В итоге визуально цвета имеют естественную насыщенность.
Это относится к тем изображениям, в которых прописан профиль sRGB или не прописано вообще никакого профиля. Однако родным для современных топовых устройств Apple является цветовое пространство Display P3 с немного более насыщенными зеленым и красным цветами. Пространство Display P3 основано на SMPTE DCI-P3, но имеет точку белого D65 и гамма-кривую с показателем примерно 2,2. Кроме того, производитель заявляет, что начиная с iOS 9.3 на системном уровне поддерживается управление цветом, это облегчает приложениям под iOS задачу правильно выводить на экран изображения с прописанным цветовым профилем. Действительно, дополнив тестовые изображения (файлы JPG и PNG) профилем Display P3, мы получили цветовой охват шире sRGB (вывод в Safari):
Отметим, что координаты первичных цветов практически в точности совпали с теми, что прописаны для стандарта DCI-P3. Смотрим на спектры в случае тестовых изображений с профилем Display P3:
Видно, что в этом случае есть небольшое перекрестное подмешивание компонент в красной области, то есть родное для экрана Apple iPhone 13 mini цветовое пространство чуть шире, чем Display P3.
Баланс оттенков на шкале серого отличный, так как цветовая температура близка к стандартным 6500 К, а отклонение от спектра абсолютно черного тела (ΔE) меньше 3, что для потребительского устройства считается великолепным показателем. При этом цветовая температура и ΔE мало изменяются от оттенка к оттенку — это положительно сказывается на визуальной оценке цветового баланса. (Самые темные области шкалы серого можно не учитывать, так как там баланс цветов не имеет большого значения, да и погрешность измерений цветовых характеристик на низкой яркости большая.)
В этом устройстве Apple есть функция Night Shift, которая ночью делает картинку теплее (насколько теплее — указывает пользователь). В принципе, яркий свет может приводить к нарушению суточного (циркадного) ритма (см. статью про iPad Pro с дисплеем 9,7 дюйма), но все решается снижением яркости до низкого, но еще комфортного уровня, а искажать цветовой баланс, уменьшая вклад синего, нет абсолютно никакого смысла.
Присутствует функция True Tone, которая, если ее включить, подстраивает цветовой баланс под условия окружающей среды. Мы включили эту функцию и проверили, как она работает:
Условия | Цветовая температура на белом поле, К | ΔE на белом поле |
---|---|---|
Функция True Tone выключена | 6700 | 1,2 |
True Tone включена, светодиодные светильники с холодным белым светом (6800 К) | 7550 | 0,8 |
True Tone включена, галогеновая лампа накаливания (теплый свет — 2850 К) | 4700 | 2,8 |
При сильном изменении условий освещенности подстройка цветового баланса выражена слабо, поэтому с нашей точки зрения эта функция не работает так, как нужно. Отметим, что сейчас сложившимся стандартом является калибровка устройств отображения к точке белого в 6500 К, но в принципе, коррекция под цветовую температуру внешнего света может принести пользу, если хочется добиться лучшего соответствия изображения на экране с тем, что видно на бумаге (или на любом носителе, на котором цвета формируются за счет отражения падающего света) в текущих условиях.
По критерию вывода кадров качество воспроизведения видеофайлов на экране самого устройства очень хорошее, так как кадры (или группы кадров) могут выводиться с равномерным чередованием интервалов и без пропусков кадров вплоть до файлов 4К и 60 кадр/с. По крайней мере, в случае воспроизведения видео частота обновления экрана фиксированная и равна 60 Гц, поэтому в случае файлов с 24, 25 и 50 кадр/с длительность вывода части кадров удвоена, но чередование длительности выполняется в группах с равным количеством кадров. При воспроизведении видеофайлов с разрешением 1920 на 1080 (1080p) на экране смартфона изображение собственно видеофайла выводится точно по высоте экрана (при ландшафтной ориентации). Четкость картинки высокая, и в вертикальном направлении (по короткой стороне) вывод идет 1:1 пиксель в пиксель, однако в горизонтальном направлении (по длинной стороне) изображение на пару пикселей то ли растянуто, то ли сжато, поэтому есть интерполяция и четкость чуть снижена. Заметить это можно только при выводе специальных тестовых файлов, и в предыдущей модели все было также. Отображаемый на экране диапазон яркости соответствует фактическому для данного видеофайла. Отметим наличие поддержки аппаратного декодирования файлов H.265 с глубиной цвета 10 бит на цвет, при этом вывод градиентов на экран осуществляется с гораздо лучшим качеством, чем в случае 8-битных файлов. Впрочем, это не доказательство истинного 10-битного вывода. Также поддерживается отображение файлов HDR (HDR10, H.265). В режиме HDR (то есть для HDR‑контента — мы использовали тестовые ролики, которые опубликовали на YouTube) максимальная яркость достигает порядка 1150 кд/м² для небольших по площади участков, что согласуется с данными производителя.
Подведем итоги. Экран имеет очень высокую максимальную яркость (до 800 кд/м² на белом поле во весь экран в режиме SDR и как минимум до 1150 кд/м² в режиме HDR) и обладает отличными антибликовыми свойствами, поэтому устройством без особых проблем можно пользоваться вне помещения даже летним солнечным днем. В полной темноте яркость можно понизить до комфортного значения (вплоть до 1,8 кд/м²). Допустимо использовать режим с автоматической подстройкой яркости, работающий адекватно. К достоинствам экрана также нужно отнести эффективное олеофобное покрытие, поддержку цветового охвата sRGB (при участии ОС) и отличный цветовой баланс. Заодно напомним про общие достоинства OLED-экранов: истинный черный цвет (если в экране ничего не отражается), заметно меньшее, чем у ЖК, падение яркости изображения при взгляде под углом. К недостаткам можно отнести мерцание экрана, обнаруживаемое визуально на низкой яркости. У пользователей, особо чувствительных к мерцанию, из-за этого может возникать повышенная утомляемость. Тем не менее, в целом качество экрана очень высокое.
Производительность
Обе модели работают на новой платформе — Apple A15 Bionic, 5-нанометровой SoC Apple, имеющей четырехъядерный GPU и шестиядерный CPU, где два ядра высокопроизводительные, а еще четыре — энергоэффективные. Таким же количеством и соотношением ядер отличалась Apple A14 Bionic. Тем более интересно сравнить производительность iPhone 13 с iPhone 12. Благо и объем оперативной памяти у них одинаков. Включать в тестирование мини-версии смартфонов мы не стали, поскольку понятно, что результаты будут такими же, как у их более крупных «товарищей» из тех же поколений (с поправкой на разрешение экрана, значимое для onscreen-тестов GPU-бенчмарков).
Начнем с браузерных бенчмарков: Octane Benchmark, Kraken Benchmark и JetStream второй версий. SunSpider 1.0.2 мы больше не используем в топовых устройствах Apple, так как этот тест для них слишком легок и результаты получаются не очень показательными. На всех смартфонах мы использовали браузер Safari, а также актуальные на момент выхода аппаратов операционные системы.
Apple iPhone 13 (Apple A15) |
Apple iPhone 12 (Apple A14) |
|
---|---|---|
Octane 2.0 (больше — лучше) |
54363 балла | 57683 балла |
Kraken Benchmark 1.1 (меньше — лучше) |
446 мс | 453 мс |
JetStream 2 (больше — лучше) |
171 балл | 156 баллов |
Вот и сюрприз: разницы практически нет. iPhone 13 не смог существенно обогнать iPhone 12, а в одном тесте даже немного уступил. В двух других разница все-таки в пользу новинки, но она минимальна. По всей видимости, за время, прошедшее с тестирования iPhone 12, заметно обновился браузер.
А вот в комплексных бенчмарках AnTuTu и Geekbench 5 результаты получились уже более закономерными, однако разрыв между новинками и прошлогодней моделью и здесь невелик.
Apple iPhone 13 (Apple A15) |
Apple iPhone 12 (Apple A14) |
|
---|---|---|
AnTuTu (больше — лучше) |
793161 | 577648 |
Geekbench 5 Single-Core Score (больше — лучше) |
1719 | 1604 |
Geekbench 5 Multi-Core Score (больше — лучше) |
4441 | 4075 |
Geekbench 5 Metal Score (больше — лучше) |
10931 | 9070 |
Последний бенчмарк — GFXBenchmark Metal — посвящен тестированию производительности GPU. Все тесты Offscreen в нем осуществляют рендеринг картинки в фиксированном разрешении, вне зависимости от реального разрешения экрана (таким образом удобно сравнивать устройства с разными экранами). Мы приводим результаты в fps, с округлением до целого числа.
Apple iPhone 13 (Apple A15) |
Apple iPhone 12 (Apple A14) |
|
---|---|---|
GFXBenchmark Aztec Ruins (High Tier) | 43 fps | 48 fps |
GFXBenchmark 1440р Aztec Ruins (High Tier Offscreen) | 31 fps | 22 fps |
GFXBenchmark Aztec Ruins (Normal Tier) | 60 fps | 59 fps |
GFXBenchmark 1080р Aztec Ruins (Normal Tier Offscreen) | 89 fps | 89 fps |
GFXBenchmark Car Chase | 47 fps | 51 fps |
GFXBenchmark 1080p Car Chase Offscreen | 63 fps | 67 fps |
GFXBenchmark 1440p Manhattan 3.1.1 Offscreen | 61 fps | 58 fps |
GFXBenchmark Manhattan 3.1 | 60 fps | 60 fps |
GFXBenchmark 1080p Manhattan 3.1 Offscreen | 127 fps | 114 fps |
GFXBenchmark Manhattan | 60 fps | 60 fps |
GFXBenchmark 1080p Manhattan Offscreen | 140 fps | 167 fps |
И опять мы не видим убедительного прироста производительности.
Что ж, утверждать, что новинка существенно производительнее предшественника, мы не можем. Кое-где разница есть, где-то она минимальна, а подчас мы наблюдали и вовсе проигрыш iPhone 13. В среднем, пожалуй, можно говорить о 10-процентном приросте, но вряд ли больше.
Камеры
Как уже отмечалось, в iPhone 13 и 13 mini две тыльные камеры, расположенные по диагонали, а не друг под другом, как раньше. Мы решили сравнить фотовозможности новинок с прошлогодним iPhone 12 Pro Max. Результаты прокомментировал Антон Соловьев.
Несмотря на то, что некоторые параметры действительно изменились в лучшую сторону, улучшения эти ровно таковы, чтобы вы лично для себя смогли оправдать покупку нового iPhone. Не более. Размер пикселя главного модуля вырос, но нельзя сказать, что это значительный рост. Улучшилась стабилизация, но и это не заметно глазом. В слепом тестировании едва ли возможно будет отличить снимки 13-й и 12-й моделей. И уж конечно не будет разницы в духе «вот на камеру 12 получалось сплошное мыло, а на камеру 13 качество уже на уровне зеркалок», как пишут некоторые издания. Такого прогресса мы не обнаружили.
Ниже — примеры снимков на iPhone 13 и iPhone 12 Pro Max, сделанные в одинаковых условиях. Подчеркнем, что мы всегда стараемся снимать одинаковые планы, чтобы можно было сравнить тестируемые модели не только с теми, что сейчас есть на руках, но и с теми, которые мы тестировали в прошлые годы. И мы не ставим перед собой задачу раскрыть потенциал фотовозможностей тестируемых устройств. Скорее, задача создать максимально равные, нейтральные, повторяемые и наглядные условия.
iPhone 13, 26 мм | iPhone 12 Pro Max, 26 мм |
---|---|
Судя по экспозиции и обработке шумов, увеличение сенсора мало повлияло на результат. Хотя при хорошем освещении можно отметить некоторое улучшение детализации.
iPhone 13, 26 мм | iPhone 12 Pro Max, 26 мм |
---|---|
При определенных условиях создается впечатление, что в 13-й версии лучше отрабатывает стабилизатор, и в целом геометрия снимка получается лучше. Но чтобы обнаружить подобные улучшения, их нужно целенаправленно искать, разглядывая снимки попиксельно. В среднем же, при изучении полноразмерных снимков отличий не видно.
iPhone 13, 26 мм:
iPhone 12, 26 мм:
Отличия между [более] широкоугольными модулями найти еще сложнее. После долгого изучения снимков вообще перестаешь понимать, где какая версия камеры. Судя по Exif, модуль здесь тот же, что и в 12-й версии, хотя у версии Pro Max его обновили.
iPhone 13, 14 мм | iPhone 12 Pro Max, 14 мм |
---|---|
iPhone 13, 14 мм:
iPhone 12, 14 мм:
Ниже для сравнения приведены фрагменты снимков стандартной версии смартфона и mini. Видно, что они не отличаются, то есть камеры действительно одинаковые.
iPhone 13 mini, 26 мм | iPhone 13, 26 мм |
---|---|
Добавим, что убедиться в работе режима макро, о котором много говорилось, нам не удалось. Теоретически, он должен включаться автоматически при приближении смартфона к объекту съемки ближе определенного расстояния. На практике минимальное фокусное расстояние у iPhone 13 / 13 mini и, соответственно, результат съемки оказываются примерно такими же, как у iPhone 12 Pro Max (если использовать основную камеру).
Что касается видеовозможностей, то при съемке в 4К@60 fps мы не обнаружили большой разницы между iPhone 12 Pro Max и iPhone 13 / 13 mini. В светлое время суток все эти модели снимают очень достойно, в темное же проблемы пока слишком велики, чтобы всерьез воспринимать данную возможность.
А вот что нам было особенно интересно проверить, так это разрекламированный на презентации режим «Киноэффект». У него две базовых идеи. Во-первых, автоматическое перемещение фокуса в процессе съемки — если, например, фокус был на переднем плане, а объект на заднем начинает двигаться. Во-вторых, изменение фокуса в видео постфактум, уже после съемки.
Вот так выглядит окно с настройками киноэффекта. В правом верхнем углу можно заметить значок диафрагмы — этот параметр регулируется.
Диафрагма изменяется в диапазоне от F2,0 до F16. Соответственно, при F2,0 глубина резкости минимальна, в фокусе — только объекты на одном удалении от камеры. И в процессе съемки вы можете перемещать фокус, двигая квадратик на экране. Другое дело, что у нас не было ощущения именно полноценного кинематографического бокэ, которого легко добиться при съемке на зеркальную камеру. Скорее, это выглядит так, что часть кадра заблюрена. Тем не менее, если объекты расположены в достаточно свободном пространстве (например, скульптуры на открытом воздухе), то может получиться действительно красиво.
Что же касается автоматического переключения фокуса, то здесь всё не так просто. Не всегда iPhone точно улавливает движущуюся фигуру и не всегда корректно переключается на нее с того человека, который был в фокусе ранее. Вероятно, это сильно зависит от фона, пространства. Если пространство загроможденное, например типичный офис, то смартфону сложнее понять, куда переводить фокус.
Снимать в режиме «Киноэффект» можно пока только с разрешением 1080р@30 к/с, а файл получается примерно в полтора раза «тяжелее», чем если снять в том же разрешении в обычном режиме. Зато в приложении «Фото» его действительно можно редактировать, меняя фокус, и это — вау!
Вы выбираете конкретное место видео и опять же квадратиком перемещаете фокус туда, куда хотите. Соответственно, до следующего смещения фокус будет там.
Все это сделано удивительно интуитивно. И действительно работает. Соответственно, даже если вы снимаете сцену с людьми и автоматическая перефокусировка сработала не так, как хотелось бы, в итоге все можно поправить уже на монтаже. Будем ждать, когда соответствующая возможность появится в Final Cut Pro X!
Мы обязательно поэкспериментируем с киноэффектом, когда будем тестировать Pro-версии iPhone 13, все-таки там есть и лидар, и дополнительная камера. Но уже сейчас отметим, что эта возможность кажется нам крайне перспективной.
Автономная работа и нагрев
Одна из главных особенностей новых iPhone — увеличенная продолжительность работы от аккумулятора. Понятно, что по-настоящему проверить это возможно только в реальной жизни, а не в специальном тестировании, используя новинку в таких же сценариях, как основной аппарат, и срок такого использования должен быть немалым — просто для того, чтобы исключить возможную погрешность, ведь интенсивность использования ото дня ко дню варьируется.
Однако наша методика тестирования тоже позволяет сделать некоторые выводы. И в данном случае наиболее показательным оказался режим 3D-игр как самый точный и активно нагружающий устройство.
Результаты тестирования в разных режимах при яркости экрана 100 кд/м² представлены в таблице.
iPhone 13 | iPhone 13 mini | iPhone 12 | iPhone 12 mini | |
---|---|---|---|---|
Чтение книг | 20 часов | 14 часов 30 минут | 21 час | 18 часов 30 минут |
Просмотр YouTube-видео 1080р | 16 часов 40 минут | 14 часов 15 минут | 18 часов 30 минут | 14 часов 30 минут |
Игра (батарейный подтест GFXBenchmark Manhattan 3.1.1) | 5 часов 37 минут | 4 часа 5 минут | 3 часа 57 минут | 3 часа 19 минут |
Хорошо видно, что в режиме игр обе новинки существенно превзошли своих предшественников. Это значит, что, во-первых, батареи теперь действительно более емкие, а во-вторых, вероятно, новая SoC более энергоэффективна, чем прошлогодняя.
Что касается других режимов, здесь есть даже небольшое отставание от прошлогодних аппаратов, но что стало его причиной — объяснить сложно. И с точки зрения реального использования эти режимы, конечно, менее показательны. Так что они представляют, скорее, теоретический интерес.
Теперь поговорим о нагреве.
Ниже приведены теплоснимки задней поверхности iPhone 13 и iPhone 13 mini, полученные после 15 минут работы теста аккумулятора Manhattan 3.1 в бенчмарке GFX Benchmark Metal:
Нагрев больше в левой части аппаратов, что, видимо, соответствует расположению микросхемы SoC. По данным теплокамеры, максимальный нагрев составил 42 градуса у iPhone 13 и 44 градуса у iPhone 13 mini (при температуре окружающего воздуха в 24 градуса), это не очень высокий нагрев.
Выводы
Год назад мы констатировали: «iPhone 12 и iPhone 12 Pro получились симпатичными, но не прорывными устройствами. Разве что увеличение дисплея и обновление дизайна действительно производят впечатление». Теперь можем повторить те же слова в отношении новых аппаратов, только вместо Pro речь идет о mini. Но в этом году даже обновления дизайна и увеличения дисплея нет, а прирост производительности совсем небольшой. Раньше Apple не давала таким обновлениям нового номера, а просто дополняла их буквой s: например, iPhone 4s, iPhone 5s... Если вы сравните список новшеств iPhone 4s по отношению к iPhone 4 со списком новшеств iPhone 13 в сравнении с iPhone 12, то увидите, что они вполне сопоставимы. Но, видимо, маркетинг гласит: новая цифра воспринимается лучше.
Все это, однако, не значит, что сами по себе новые аппараты плохие. Нет, у них прекрасные экраны (еще более яркие, чем раньше), выдающаяся, по меркам смартфонов, производительность, отличные камеры с рядом интересных программных новшеств и серьезным усовершенствованием сверхширокоугольной камеры, увеличенная продолжительность работы от аккумулятора — по крайней мере, в режиме высокой нагрузки. А еще — больше емкость хранилища: 128, 256 и 512 ГБ вместо 64, 128 и 256 ГБ соответственно.
Последний аспект необходимо учитывать, выбирая между iPhone 13/13 mini и iPhone 12/12 mini, которые остаются в ассортименте Apple. На официальном сайте разница в цене между моделями с наименьшим объемом хранилища составляет 15 тысяч рублей. Но если сравнивать варианты с одинаковым объемом хранилища (128 ГБ или 256 ГБ), то разница составит всего 10 тысяч. Собственно, эта разница наглядно свидетельствует о том, что и в Apple осознают: шаг вперед в этом году не столь велик. Будь реальная разница в цене выше, целесообразность покупки iPhone 13 и 13 mini оказалась бы далеко не столь очевидной.
Она и сегодня под вопросом, все-таки 10 тысяч — тоже деньги. С другой стороны, даже если новый аппарат будет работать на час дольше при повседневном использовании (а Apple обещает больше), это может оказаться существенным подспорьем активным жителям мегаполиса, оправдывающим эту десятку. Да и более новую SoC не стоит сбрасывать со счетов, пускай она не так уж сильно обгоняет предшественника.
Кстати, учитывая, что в этом году цены выросли очень на многое, было бы логично, если бы и тут их подняли. Но Apple оставила их на прежнем уровне. А теперь самое интересное: в США разница между iPhone 13 и iPhone 12 с идентичным объемом хранилища составляет и вовсе всего $50. Даже не 100 долларов, а 50! С таким раскладом серьезные аргументы вроде более емкого аккумулятора и новой SoC вовсе не нужны, это чисто символическая доплата за то, чтобы обладать более новой и актуальной моделью. России повезло чуть меньше, и все равно: 10 тысяч — вполне щадящая сумма (особенно на фоне общей стоимости аппаратов). Но интересно, что оставив iPhone 12 / 12 mini, Apple убрала из ассортимента iPhone 12 Pro / 12 Pro Max. Видимо, логика такая: мешать продажам настоящего флагмана они не должны. А о том, насколько целесообразно покупать iPhone 13 Pro / 13 Pro Max, мы поговорим в следующей статье.