Зачем нужны псевдо-4K-проекторы и кому они подойдут

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Вместе с массовым распространением разрешения 4K на рынке проекторов появились модели как с «честным» 4K, так с «ненастоящим». К первым традиционно относят те модели, физическое разрешение чипов которых составляет 4K. Если же родное разрешение поменьше, но используется технология Pixel Shifting, то такие модели часто клеймят «псевдо-4K» проекторами.


Что такое Pixel Shifting

Pixel Shifting — это технология сдвига пикселей, которая позволяет увеличить детализацию создаваемого проектором изображения. В современных проекторах встречается 2-фазный и 4-фазный пиксельшифтинг. Все те ужасы, что можно прочитать в интернете о технологии Pixel Shifting (она же e-Shift), в основном связаны с 2-фазной реализацией, но и здесь не всё так просто.

2-фазный пиксельшифтинг означает, что для отображения каждого кадра пиксели сдвигаются 1 раз по диагонали, после чего возвращаются в исходное положение. Если родное разрешение проектора составляет 1528 x 2716 точек, то после сдвига количество пикселей на экране удваивается и составляет 2x1528x2716 ≈ 8.3 Мп, что как раз соответствует 4K UHD. Описанная выше реализация встречается в DLP-проекторе Optoma UHD65.

2-фазный (сверху) и 4-фазный (снизу) сдвиг пикселей у DLP-проекторов

Ситуация несколько хуже, если родное разрешение — Full HD, как у 3LCD проектора Epson EH-TW7000. Реальное количество пикселей на экране составляет 2x1080x1920 ≈ 4.15 Мп. Вот это и есть самые настоящие «псевдо-4K». Это ровно половина от «честных» 4K. Впрочем, 4.15 Мп — это всё ещё на 12.5% большее число пикселей, чем в привычном для мониторов разрешении WQHD (1440x2560).

2-фазный сдвиг пикселей у проекторов с технологией 3LCD

4-фазный сдвиг пикселей встречается в большом количестве современных DLP-проекторов, в том числе и в самых бюджетных моделях с 4K-разрешением. Примером может служить ViewSonic PX701-4K. Пиксели сдвигаются 3 раза, после чего возвращаются в исходное положение. Таким образом, при нативном разрешении Full HD на проекционном экране мы получаем картинку 4x1080x1920 = 8.3 Мп, что опять же соответствует 4K UHD.

Зачем это нужно и кому подойдёт?

Применение технологии Pixel Shifting позволяет радикально снизить цены на 4K-проекторы. Кроме того, данная технология подразумевает работу чипов на вдвое/вчетверо более высокой частоте. Таким образом, в нативном разрешении проекторы с выключенным пиксельшифтингом умеют работать на частоте 120/240 Гц соответственно. Пользу от этого способны в полной мере ощутить обладатели свежих игровых консолей или мощных ПК.


Больше всего вопросов возникает к проекторам с 2-фазным сдвигом пикселей и реальным разрешением 4.15 Мп. Для кого они подойдут? Очевидно, что такие модели сложно порекомендовать для 4К-гейминга. Видеокарта будет нагружаться так же, как будто вы играете в «реальном» 4K, а на экране вы будете видеть только половину от обрабатываемых видеокартой пикселей.

Стоит ли тогда такие проекторы брать для игр в 1080p/120Гц? Тоже нет. Разумнее будет взять 1080p проектор с поддержкой 3D. Выйдет дешевле, а при подключении к ПК или приставке будет доступен режим 1080p/120Гц.

Если проектор не подходит для игр, значит, подходит для кино? Да, но как всегда нужно учитывать расстояние от зрителя до экрана. Вполне возможно, что в каком-нибудь конкретном сетапе из-за конфигурации помещения будут избыточны и 4K, и даже «псевдо-4K».

В интернете можно найти немало рекомендаций на эту тему. Довольно распространено мнение, что если расстояние от зрителя до экрана составляет не менее 160% от диагонали экрана, то достаточно будет разрешения Full HD. Если же расстояние меньше, то рекомендуется разрешение повыше. Счастливым обладателям орлиного зрения, разумеется, следует делать поправки. Что касается рисунка выше, то верхнюю треть сегмента «4K UltraHD» можно смело перекрашивать под «псевдо-4K».