5 настроек телевизора, которые чаще всего снижают качество изображения

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Многие пользователи после покупки и распаковки телевизора не утруждают себя сколько-нибудь вдумчивой настройкой изображения. Производители учитывают этот факт, а потому настройки изображения «из коробки» обычно делаются такими, чтобы большинство покупателей не задумывалось о необходимости что-то менять. Для чуть более продвинутых пользователей в настройках ТВ доступно множество опций и функций, и с каждым годом их число растет.


Грамотно пользуясь этими функциями, можно приблизить картинку к той, какой её задумывал режиссер. Если же бездумно включать все доступные «улучшайзеры», то эффект будет обратный. Сегодня предлагаю рассмотреть те функции телевизоров, включение которых чаще всего приводит к снижению качества изображения. К сожалению, эти опции бывают включены «по умолчанию» в некоторых моделях ТВ.

1. Цифровое шумоподавление

Функция шумоподавления была актуальна во времена DVD. Чтобы фильм поместился на такой диск, видеодорожку приходилось сильно сжимать, что нередко приводило к появлению шумов. Рассматриваемая функция позволяет существенно снизить количество отображаемых при просмотре помех, но кто в наше время смотрит DVD?

Если включить шумодав во время воспроизведения контента с высоким битрейтом, то качество картинки от этого лишь ухудшится. Современные телевизоры не настолько умные, чтобы отличать помехи от мелких деталей или намеренной зернистости изображения (как на картинке выше). Таким образом при активации шумоподавления картинка теряет в детализации. Это особенно легко заметить, если внимательно посмотреть на лица актеров: шумодав разглаживает шероховатости не хуже иного фильтра для селфи в смартфоне.

2. Сглаживание движения (интерполяция движения)

Название этой настройки может варьироваться в зависимости от производителя ТВ, ну суть всегда одна: дорисовывание промежуточных кадров. Встроенное в телевизор ПО из двух соседних оригинальных кадров генерирует один или несколько промежуточных. Визуально это добавляет картинке плавности, но вместе с этим появляется так называемый «эффект мыльной оперы».

Сглаживание движения воспринимается как нечто неестественное при просмотре фильмов, изначально снятых в 24 к/с. Фильмы теряют в «кинематографичности» и становятся больше похожи на дешевые сериалы. Из-за увеличенной кадровой частоты зрителю легче заметить недостатки в гриме главных героев, недоработки в спецэффектах и т. п. 


Пример артефактов интерполяции движения

Кроме того, в силу несовершенности технологии в динамичных сценах возможно появление артефактов (чаще всего на краях движущихся объектов, что ухудшает восприятие объема). Смотреть фильмы со включенной интерполяцией движения не рекомендуют даже актеры и режиссеры. В частности, Том Круз и Кристофер Маккуорри записали в декабре 2018 года ролик, где призвали зрителей отключать эту функцию.

3. Eco-режим

Экологичный режим призван снижать расход электроэнергии во время просмотра ТВ. Если в вашем доме телевизор работает сутками напролет, то эту функцию можно включить, во всех остальных случаях — выключайте. Функция Eco снижает пиковую яркость телевизора, что делает светлые сцены намного менее выразительными, особенно в случае просмотра HDR-контента.

По задумке производителей, Eco-режим должен динамически подстраивать яркость в зависимости от уровня освещенности в помещении, для этого в ТВ встраивают соответствующий датчик. Тем не менее почти во всех случаях сниженная яркость будет недостаточной для вдумчивого просмотра фильмов. Если телевизор куплен в одной из стран ЕС, то Eco может быть включен по умолчанию.

4. Резкость (Четкость)

Слева оригинальное изображение, справа — с повышенной резкостью

Возможность добавить картинке резкости — это тоже наследие эпохи DVD. Сейчас же, когда бóльшая часть контента производится в разрешении Full HD или выше, повышение четкости чаще вредит качеству изображения, чем наоборот. Настройка резкости способна увеличить зернистость изображения и добавить эффект свечения на границах контрастных объектов.

Эту настройку часто выкручивают до максимума на выставочных образцах: в условиях интенсивного освещения торгового зала телевизор с более резкой картинкой может выглядеть выигрышнее на фоне конкурентов. В домашних условиях разумнее оставить настройку четкости в нейтральном положении (у большинства брендов ТВ это соответствует положению 0, у Sony — 50).

Если же вы готовы повозиться с настройкой четкости, чтобы добиться идеального результата, то можно использовать специальный паттерн AVS HD 709.


В меню настроек любого телевизора можно найти выбор режимов изображения. Тем, кого хоть немного волнует качество картинки, следует избегать большинства из них. Итак, самыми распространенными режимами являются:

  • Стандартный;
  • Динамический;
  • Игровой;
  • Кино;
  • Спорт.

Стандартный — этим пресетом на постоянной основе пользуется большинство владельцев телевизоров. Именно он включен «из коробки». Ему свойственна посредственная точность цветопередачи — картинка «холодная», поэтому белый цвет больше похож на синий. Кроме того, в этом режиме сглаживание движения включено по умолчанию в большинстве случаев.

Таким пресетам, как Спорт, Игровой и Динамический (или Vivid) свойственны еще большие огрехи в цветопередаче, поэтому для регулярного просмотра контента они мало пригодны. Из упомянутых выше наиболее точным по цветопередаче является режим Кино (или Фильм).

Если в меню есть режимы с заводской калибровкой, следует отдавать предпочтение именно им. К таким относятся ISF день, ISF ночь, ISF эксперт и им подобные, а также Режим кинорежиссера (Filmmaker Mode). Они по задумке должны приблизить картинку на ТВ к той, которую видит режиссер монтажа или которую зритель может наблюдать в кинотеатре.