Как выбрать проектор для домашнего кинотеатра
Если есть желание смотреть кино у себя дома на действительно большом экране, то проектор становится намного более выгодным приобретением, нежели телевизор. Панели с диагональю более 100 дюймов имеют цену, сравнимую с иномаркой. В то же время даже не самые дорогие проекторы способны создать достаточно яркую картинку диагональю в 120 дюймов. Однако выбрать проектор в целом сложнее, так как нужно принимать во внимание большее число параметров, о которых сегодня и поговорим.
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/20/93/55/2021/12/04/e230f81434.jpg?w=877)
Содержание
Проекционное отношение
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/20/93/55/2021/12/04/c7eb28faba.jpg?w=877)
Первое, на что нужно смотреть при выборе проектора — это на его проекционное отношение. Все остальные параметры не будут иметь значения, если проектор просто не подойдет для вашего помещения. Проекционное отношение (Throw Ratio) — это отношение расстояния к ширине изображения. К примеру, проекционное отношение 1.5:1 означает, что при расстоянии между проектором и экраном в 1.5 метра ширина проецируемого изображения составит 1 метр.
Вторая цифра (единичка) может не указываться, а параметр «проекционное отношение» может быть назван «коэффициентом проекции». Тут всё зависит от производителя проектора или от конкретного сайта, но суть от этого не меняется. На AliExpress этот параметр и вовсе называется «Фокус». А проекционное отношение 1.5:1 будет указано как «Фокус: X 1,5».
У недорогих моделей проекционное отношение фиксированное, а у тех, что подороже, оно зачастую «плавающее». В первом случае регулировать размер изображения можно либо перемещением проектора/экрана, либо при помощи масштабирования. Однако у недорогих проекторов масштабирование исключительно цифровое, т. е. картинку можно сделать поменьше ценой уменьшения фактического разрешения изображения.
Во втором случае проекционное отношение обычно указывается производителями как промежуток, например «1.49~1.64». Таким образом, в определённых пределах можно менять размер проецируемой картинки без перемещения проектора/экрана и без потери качества.
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/20/93/55/2021/12/04/130f7f8c38.jpg?w=877)
Необходимые расчеты для конкретного помещения / модели проектора можно провести самостоятельно, а можно воспользоваться калькулятором проекции. Наиболее удобным (на мой взгляд) является калькулятор от ProjectorCentral, см. скриншот выше.
Яркость
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/20/93/55/2021/12/04/b45dd18a03.jpg?w=877)
Чем больше размер экрана, тем более яркий нужен проектор, особенно если предполагается использовать его не только в ночное время. При наличии хороших блэкаут-штор требования к яркости можно снизить.
Яркость проекторов многие производители (например, Acer) указывают в люменах, не уточняя методику измерения. Другие (к примеру, ViewSonic) проводят замеры яркости по стандарту ANSI (Американский национальный институт стандартов) и соответственно указывают яркость в ANSI-люменах.
Чтобы более-менее объективно сравнить яркость проекторов от разных производителей, можно использовать замеры, которые проводят эксперты всё того же ресурса ProjectorCentral. Обычно по результатам их замеров яркость оказывается в несколько раз ниже официальных цифр.
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/20/93/55/2021/12/04/8f2803843a.jpg?w=877)
Продавцы на AliExpress в описании и на картинках указывают внушительные значения в мифических «китайских люменах» даже для довольно недорогих моделей, и эта цифра как правило не говорит вообще ни о чём. Зато если зайти в раздел «Характеристики», то для многих моделей можно найти куда более близкое к реальности значение в ANSI-люменах.
Разрешение изображения
Среди проекторов для домашних кинотеатров, как и среди телевизоров, сейчас господствуют 3 разрешения изображения: 720p, 1080p и 4K. Разрешение 1440p, столь популярное среди мониторов для ПК, не прижилось среди проекторов и ТВ, увы. При выборе разрешения нужно отталкиваться от расстояния между зрителем и экраном, а также от назначения проектора.
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/20/93/55/2021/12/04/7207d2d47f.jpg?w=877)
Разрешения 720p вполне достаточно для того, чтобы включить детям мультфильмы. 1080p уже подходит для регулярного просмотра полнометражных фильмов, если расстояние от зрителей до экрана составляет как минимум 160% диагонали этого самого экрана. Если же расстояние меньше, то имеет смысл присмотреться к моделям с поддержкой 4K.
Эти рекомендации не являются строгим правилом, а потому счастливым обладателям орлиного зрения, которые различают пиксели даже на 4K-смартфонах с расстояния в одну морскую милю, следует делать собственные поправки.
Технология формирования изображения
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/20/93/55/2021/12/04/fae94b0834.jpg?w=877)
Не вижу смысла подробно рассказывать о каждой технологии, благо что информации о них в Рунете — хоть отбавляй. Поэтому вкратце о каждой, с точки зрения потребителя.
1LCD (или TFT) — этой технологией оснащены наиболее доступные проекторы. Крупными брендами не используется. Особенности:
- Самая низкая цена;
- Долговечность (срок службы лампы десятки тысяч часов);
- Разрешение — от 360p до 1080p включительно (4K пока что нет);
- Частота обновления изображения — не более 60 Гц;
- Нет поддержки 3D;
- Мало моделей с поддержкой HDR;
- Засоряются пылью, необходимо разбирать и чистить несколько раз в год;
- Высокий уровень шума.
DLP — эта технология свойственна проекторам из средне- и высокобюджетного сегмента. Особенности:
- Герметичность оптической системы (чистка практически не требуется);
- Компактность и низкий вес;
- Низкий уровень шума;
- Разрешение — вплоть до 4K;
- Частота обновления — до 240 Гц включительно (в режиме 1080p);
- Энергоэффективность (встречаются даже модели с собственным аккумулятором);
- Возможен неприятный «эффект радуги» при движении головой во время просмотра (но это индивидуально).
3LCD в основном встречается в высокобюджетном сегменте. Особенности:
- Высокая яркость;
- Высокая точность цветопередачи;
- Разрешение — до 4K включительно, частота обновления — не более 120 Гц;
- Сравнительно малый срок службы лампы при высокой её цене;
- Большой вес;
- Высокий уровень шума;
- Необходимо периодически чистить, как и 1LCD.
LCoS,SXRD,D-ILA — это решения уровня Hi-End. Стоимость таких проекторов уже сравнима с телевизорами диагональю 100+ дюймов.
Время отклика
Даже среди «экспертов» бытует мнение, что время отклика влияет на плавность изображения. На самом деле это, конечно, не так.
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/20/93/55/2021/12/04/6f24efbc2f.jpg?w=877)
«Низкий показатель задержки при обновлении кадра» — это то, что на русском языке зовётся временем отклика. Даже в рекламных материалах производителей проекторов используется именно термин «время отклика». И даже при высоком времени отклика изображение не будет подтормаживать, если источник изображения выдаёт стабильный fps с хорошим фреймпейсингом.
Время отклика связано со скоростью реагирования пикселей, и важно это в основном для соревновательных шутеров. Для серьезного киберспорта никакой из современных проекторов не подходит в любом случае, ибо по данному показателю проекторы отстают даже от игровых мониторов 7-летней давности. Тем не менее играть с большим временем отклика в любые активные игры будет не так приятно, ибо управление будет ощущаться слегка заторможенным. При этом изображение «подтормаживать» не будет.
При высоком времени отклика могут наблюдаться задержки в управлении (оно будет казаться «ватным») и некоторая смазанность границ объектов в движении, но никак не «подтормаживание» изображения. Если fps стабилен, а фреймпейсинг «ровный», то картинка будет идеально плавная, без «подтормаживания», независимо от времени отклика.
Как и в случае с мониторами, верить на слово в указанное производителем значение времени отклика не следует. Зачастую этот параметр вообще не фигурирует в спецификациях на оф. сайтах производителей. Сколько-нибудь объективные выводы можно делать по замерам времени отклика различными ресурсами и обзорщиками. К примеру, замеры времени отклика проекторов на регулярной основе проводит автор ютуб-канала "Ониомания" в своих обзорах.
Как и у мониторов, у проекторов наблюдается тенденция: чем выше максимальная частота кадров, тем ниже время отклика. Чаще всего частота кадров составляет 60 Гц или 120 Гц. Почти все современные модели, которые поддерживают 3D, поддерживают и 120 Гц, даже если это не заявлено производителем. Подробнее об этом — на 4pda. Модели на 240 Гц — это DLP-проекторы, которые в режиме 4K работают на частоте 60 Гц, а в режиме Full HD — до 240 Гц.
HDR
Не стоит ожидать от технологии HDR в проекторах чего-то столь же впечатляющего, что могут показать OLED-телевизоры и мониторы с сертификатом Vesa DisplayHDR 1000. У проекторов нет мультизональной независимой подсветки, а потому имплементация HDR ограничивается лишь более широким цветовым охватом.
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/20/93/55/2021/12/04/15c344593a.jpg?w=877)
Во время просмотра контента в формате HDR10 проектор работает с цветовым пространством DCI-P3, которое на 25% шире, чем стандартное и привычное sRGB. Насколько хорошо каждая конкретная модель проектора справляется с отображением палитры DCI-P3 — это уже другой вопрос.
В целом, HDR в проекторах можно сравнить с HDR в мониторах с сертификатом Vesa DisplayHDR 400. Да, это лучше, чем ничего. Но это ни в коей мере не раскрывает всех прелестей HDR-контента. А потому сильно переплачивать за поддержку HDR в проекторе смысла не имеет.
Ниже оставлю несколько ссылок на неплохие варианты проекторов по одному на каждую технологию.
Технология 1LCD Touyinger RD828
Технология 3LCD Epson EH-TW5820
Вывод
Выбор проектора действительно намного сложнее, чем выбор телевизора. Я постарался не превращать эту публикацию в диссертацию, а потому коснулся лишь тех моментов, про которые часто забывают различные «эксперты». Надеюсь, мне удалось помочь вам в выборе.
13 комментариев
Добавить комментарий
За эти 7 лет многое изменилось. Из-за появления не дорогих телевизоров с огромными диагоналями спрос на проекторы сильно упал, и произошла «элитаризация»: в продаже сейчас в основном или дешевые проекторы с ужасной картинкой, годные лишь для всяких презентаций в офисе, или действительно качественные проекторы для ДК, но за бешеные деньги. Чего-то среднего практически нет, за 100-200 тысяч практически ничего хорошего не предлагается, в отличие от телевизоров. Далеко не всем нужна диагональ больше 65", и еще меньше кому хочется ради нее заморачиваться с экранами и затемнением комнаты. Многим не нравится смотреть видео в темной комнате, они хотят параллельно еще чем-то заниматься (если что, для меня это наоборот главное преимущество проектора над телевизором — в темной комнате совсем другой уровень погружения, а смотреть в темноте ТВ — глаза слишком быстро утомляются). В общем сегодня с точки зрения большинства ТВ имеет сплошные преимущества перед проектором за ту же цену, как по качеству картинки, так и по удобству. Если OLED подешевеет (или какой-нибудь microLED придет за нормальную цену), то по качеству картинки ТВ будут опережать проекторы уже намного, хотя бы потому, что ни какой проектор «настоящий» HDR не покажет (как и обычные LCD ТВ кстати, и даже модные QLED). Так ли этот HDR нужен? Ну, судя по всему, всякие Netflix со товарищи считают, что да. По мне так лучше бы они наконец все перешли с 24 на 48 к/с, а лучше 120, причем на «допотопных» 1080p :-)
Картинка на DLP приятная, но у меня от него почему-то глаза устают. Правда это давно было, может сейчас совсем другие DLP. 3xDLP это вообще отлично… если бы не цена. И на 3xLCD ИМХО вполне нормальная картинка. Уровень черного, да, ниже. Но у этих ваших DLP тоже черный никакой в сравнении с OLED :-) Про чистку не знаю откуда у вас инфа. Я свой Sanyo Z5 с 2007 (или 2008) года ни разу не чистил. Картинка конечно «поблекла», но это из-за выработки ресурса лампы, а не из-за пыли. И чистится, если что, он, кажется, не сложно. Процесс описан в инструкции, «аэроклизма» входит в комплект.
Речь идет о задержке отображения кадра, то есть времени между выдачей видеокартой картинки и ее отображением… 20мс это конечно фантастика… а вот возможность получить 150мс на проекторе за 10к$ — суровая реальность.
В случае проекторов именитых производителей матрицы у них быстрее чем в мониторах и определяющим тут являются аппаратно программные возможности железа. Проекторы «офисного» уровня (без линзшифта) с слабым железом при «корректировке трапеции» не только вносят ощутимую задержку, но и от 1080р оставляют чуть ли не 360p. Заточенные под кино для «плавности картинки 24Гц» просчитывают и отображают несколько промежуточных кадров (делают это они и для других частот), а это уже автоматом задержка минимум в один кадр. Топовые проекторы следом апскейлят низкое разрешение до 4к...
И эти задержки не важные при просмотре кино (зачастую отключаемые) — делают шутеры не играбельными. А в паре с беспроводным HDMI можно и психическое расстройство получить.
Именно это и называется временем отклика, о котором я и писал. А Катерина как раз продемонстрировала «потрясающий уровень экспертности». Ибо «подтормаживание» картинки возникает при просадках фпс и/или при «рваном» фреймпейсинге. Особенно учитывая, что технологий, типа FreeSync / G-Sync, в проекторах отродясь не было. При высоком времени отклика могут наблюдаться задержки в управлении (оно будет казаться «ватным») и некоторая смазанность границ объектов в движении (к примеру, в случае недорогих VA-матриц это хорошо заметные «шлейфы», но и у других матриц этот эффект тоже есть), но никак не «подтормаживание» изображения. Если фпс стабилен, а фреймпейсинг «ровный», то картинка будет идеально плавная, без «подтормаживания», независимо от времени отклика. После этого комментария разжевал этот момент в статье немного подробнее, чтобы таких вопросов больше не возникало. Правки отобразятся после модерации.
Матрицы ни в каких проекторах не могут даже близко конкурировать по времени отклика с современными игровыми мониторами (особенно на TN-матрицах, типа BenQ Zowie, или с мониками IPS на 280 — 390 Гц), и даже многим телевизорам они проигрывают (особенно с OLED 120 Гц).
«Неиграбельность» — понятие относительное. Кто-то в шутеры на PS3 играл с 30 fps с периодическими просадками, да на старых телеках с внушительным временем отклика, и даже не жаловался, а кому-то и стабильных 120 fps на шустрых мониторах мало. Но в целом я эту мысль выразил в своем материале: «играть с большим временем отклика в любые активные игры будет не так приятно, ибо управление будет ощущаться слегка заторможенным. При этом изображение «подтормаживать» не будет.»
Ключевое слово — мониторами. Не ТВ. У современных мониторов даже IPS сейчас аж 360 «честных» Гц бывает. Да что там IPS, у MV бывает 240 Гц! У ТВ же редко бывает больше 120 Гц. Но у проекторов больше 60 Гц бывает еще реже, да.
Касательно «плавности» — при диагонали 6 метров любая картинка менее 100Гц выглядит как рваное г… где быстрые объекты или фоны «телепортируется» — перескакивая по пол метра. Именно поэтому у киношных проекторов уже сто лет по умолчанию идет апскейлинг и быстрые матрицы. А десятикратная разница в цене, как раз идет за качество апскейла.
Скорость матриц у проекторов конечно хуже ОЛЕД, но вообще не является определяющим фактором. Как и у телевизоров аппаратно-программную часть под минимизацию задержки никто не оптимизировал и она может быть любой!!! В сравнении с VGA+кинескорный монитор это минимум +15мс, в режиме «кино» может легко накидываться еще +200мс.
Возвращаясь к играм, у нормальных проекторов для игр есть режим «игры», где вся обработка и улучшалки отключается и мы имеем играбельную, перескакивающую по пол метра картинку — с задержками сравнимыми с говеным монитором. FreeSync / G-Sync рулит, но это отдельный разговор и на огромных диагоналях без стабильных 120 ФПС будет играбельная, но рваная картинка.
Какие нафиг 7мс матриц, если у некоторых проекторов минимальная задержка относительно монитора 50мс.
4к, вся фигня и 240 Гц( правда субдискритизпция 4:2:0 становится). Короче советую.
Добавить комментарий