Зачем ехать в Кисловодск, или Одно из самых удивительных собраний пейзажей Н. Н. Дубовского, которое я когда-либо видел
Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
Если автор пообещал вам публикацию на iXBT.com (а не в блогах iXBT.com), то сообщите об этом, пожалуйста, на почту abuse@corp.ixbt.com
Добрый день, уважаемые читатели!
То, что произошло на днях на IXBT, я считаю большой личной удачей, так что не могу этим не воспользоваться: данный рассказ я откладывал с лета, потому что мысленно сознавал, что, взявшись за него, так или иначе пришлось бы рассказывать о городе в целом…
И вот, буквально пару дней назад выходит подробный пост о Кисловодске, за что спасибо vilgun, и я лишь дополню то, что открыл именно для себя на этом курорте. Речь пойдет о художественном музее Ярошенко.
В заголовке нет опечатки, и я попробую сейчас как-то логично объяснить, почему именно этот музей стоит посетить тем, кто интересуется русской живописью. Музей — это дом русского передвижника Николая Александровича Ярошенко, почетного гражданина Кисловодска, видного портретиста! Мы его помним в первую очередь по ряду картин из ГТГ, например, «Всюду жизнь» и «Кочегар», авторские копии которых есть в кисловодском собрании.
Сам Дом-музей включает несколько экспозиций, где представлены и современные, в том числе местные мастера. Но мы осмотрим с вами сегодня лишь залы с признанной классикой.
Николай Ярошенко
Во-первых, что абсолютно очевидно, музей хранит огромное наследие Ярошенко. Такие музеи хороши как раз тем, что помогают увидеть не просто лучшие работы, но помогают представить как бы творческий путь, искания, удачи и неудачи. В собрании вы увидите огромное количество этюдов, эскизов, натурных зарисовок.
Причем, стоит сказать, что пусть поначалу на себя и обратят ваше внимание портреты:
Или некоторые жанровые сцены:
В огромном изобилии тут выставлен пейзаж, а вот оценить Ярошенко-пейзажиста позволяет далеко не каждый музей! И, на мой взгляд, это очень интересная и важная часть экспозиции:
Это и работы, привезенные из путешествий, и натурные зарисовки видов Кавказа, конечно! Оговорюсь сразу: я отснял почти весь музей, но не все фото я предложу вашему вниманию.
Как видно, и что, как по мне, не очень-то понимаешь по залу в той же Третьяковской Галерее, пейзаж у Ярошенко занимает видное место, и в этом он преуспел весьма и весьма! И, во-первых, это произвело на меня очень хорошее впечатление.
Передвижники
Музей располагает впечатляющим собранием живописи, графики, этюдов художников «Товарищества». Причем, самых разных его периодов: здесь вы увидите штучно Перова.
Некоторые работы Мясоедова: одного из основателей, старейших членов, а заодно и, по некоторым воспоминаниями, может, и не самого деликатного в общении человека:
Эта часть коллекции, хоть и включает первые имена, но не могу сказать, что она хорошо их характеризует. При всем уважении, это провинциальный музей, а значит и живопись тут как бы «по остаточному принципу». Скажем, Нестеров представлен несколькими этюдами:
И это явно какие-то фрагменты или потенциальные фрагменты будущих больших работ.
Например, вот такая травка — это все, что тут от великого Левитана:
Здесь же очень крошечный Куинджи:
Карандашным эскизом представлено творчество Кустодиева, которое без красок ну абсолютно невозможно осмыслить:
То есть, если говорить грубо, то эта часть скорее историческая, хронологическая. И все же ругать ее — невозможно: Петровичев, Туржанский, Бакст, П. Брюллов, семья Маковских…
Бялыницкий-Бируля:
Богданов-Бельский, Верещагин, Поленов:
Константин Коровин:
Особенно интересно и неожиданно было увидеть две весьма крупные картины Саврасова:
Но один из залов просто поражает по-настоящему, и вот пришло время вернуться к заголовку этой публикации.
Николай Дубовской
Рассказать об этом художнике в двух словах — невозможно! Да я и начать-то толком не могу… Дело в том, что он с одной стороны очень популярен: его картины находятся в частных собраниях, на российских аукционах стоимость стартует тысяч от 500, да и на западных это всегда топ-лоты: одна из работ ушла с молотка за 777000 фунтов!
Он был известным и активным членом «Товарищества», его работами восхищались и Левитан, и Репин, а слава буквально гремело, но вот сейчас: толком ни монографии, ни исследований, и в реальности Дубовской — почти забыт.
Пожалуй, широкому кругу интересующихся он знаком дважды по одной и той же картине: «Притихло», авторские повторения которой есть в ГТГ и ГРМ:
Штучно Дубовской представлен в Ярославле, Калуге, Саратове, но объективного представления об этом мощнейшем пейзажисте по таким, разовым знакомствам, не составить. Кое-что о его таланте, жизни и творчестве рассказано Минченковым в «Воспоминаниях о передвижниках», и поныне почти все источники так или иначе сводятся к этой книге.
Его полотно с римской выставки, «Родину» невероятно хвалил Репин, и, кстати, с ней тоже связан занятный случай, пересказанный Минченковым: когда картина была готова и уже стояла и подсыхала, маленькому сыну Дубовского показалось, что как-то уж мало на ней ворон, и он, взяв черную краску, добавил повсюду громадные черные кляксы.
Николай Никанорович перенес это стойко, и еще какое-то время удалял лишних птиц с этого пейзажа…
Почему его так мало? Дело в том, что значительную часть собрания (ок. 77 картин) Дубовской завещал родному Новочеркасску под обещания отдельного музея, и сегодня все собрание хранится в Новочеркасском музее истории донского казачества.
На сайте указано, что кое-какие вещи выставлены в залах, однако о полной, подробной выставке Дубовского речи, кажется, все еще не идет. И вот здесь, в Кисловодске — отдельный зал, и это 24 — пусть небольших — живописных полотна, в одном месте, в одно время! Я отснял весь зал и приведу его тут полностью:
Примечательно, что уже даже среди этих работ можно увидеть и разные искания в направлениях, стилях. Известно, что у Дубовского был интерес к портрету, современники отмечали, что он исследовал импрессионизм и даже в каком-то смысле подпал под его влияние:
К сожалению, тут нет характерных жанровых работ, хотя тот же Репин «троллил» Николая Никаноровича, мол, завалил он уже жанрами всех! Но как пейзажист Дубовской в Кисловодске раскрыт прекрасно.
Опять же, признаем, что некоторые вещи — это скорее этюдные зарисовки, но в одном месте и в таком количестве… Я Дубовского ей-богу нигде не припоминаю. Впрочем, есть и пара вполне крупных работ весьма внушительного размера.
На этом я благодарю вас за внимание и еще раз благодарю автора исходного поста о Кисловодске, который проделал колоссальную работу по описанию этого города, сильно выручив меня, пусть и не подозревая об этом!