Пугающая пустота: неожиданная причина неточности большинства древних карт
Наиболее древние из сохранившихся до наших дней карт были созданы на глиняных табличках в Вавилоне более 4.5 тыс. лет назад. И хотя картография является очень древней наукой, но точные, достоверные и общедоступные карты мира появились по историческим меркам совсем недавно. По данным ВВС США к 1940 году менее 10% поверхности суши на Земле было картографировано в соответствии с (довольно низкими) требованиями к точности у авиационных карт того времени.
Вплоть до 19 века карты часто были очень грубыми и неточными, к тому же они были заполнены большим количеством рисунков, которые нисколько не помогали ориентироваться на местности, а скорее даже наоборот. На старых картах не редко можно увидеть морских чудищ, никогда не существовавшие острова, мифические города и королевства. Это всё можно было бы легко списать на суеверность и необразованность людей того времени, однако на самом деле причина низкой точности составляемых карт была в другом.
Картографы времен Позднего Средневековья и эпохи Возрождения прекрасно понимали, что создают неточные карты с нарисованными и обозначенными на ней вымышленными объектами и существами. Это было связано с трендом на дизайн «horror vacui», что в переводе с латинского означает «боязнь пустоты».
На протяжении столетий жители разных континентов мало что знали друг о друге. У жителей Европы было мало точной информации об Африке или Южной Америке. У картографов в Азии было очень мало информации о Великобритании или Австралии, и так далее. Когда торговцы, исследователи и солдаты возвращались домой после дальнего странствия, они привозили с собой заметки и делились информацией с картографами. Те собирали информацию по крупицам, чтобы составить путеводитель или обновить карту. Проблема заключалась в том, что информация, как правило, была неполной, а порой противоречивой.
Малообследованные западным миром области есть на карте мира до сих пор, особенно их много в КНДР. Иногда на спутниковых снимках можно увидеть строение или дорогу, но на Google-карте в этом месте будет пустота, своего рода «белое пятно». В наши дни такой подход считается наиболее благоразумным — в условиях дефицита информации лучше оставить пространство на карте пустым.
Однако жившие столетия назад картографы придерживались иного подхода. Создатель карты с большим количеством белых пятен был бы осмеян. Карта считалась бы неполной, недоделанной, а её автор едва смог бы сводить концы с концами. Как и картины, карты рисовались вручную. Как и картины, карты могла позволить себе только наиболее обеспеченная прослойка общества, которая ожидала роскошного оформления с переизбытком декоративных элементов.
На красочной морской карте Средиземного моря итальянца Джованни Баттиста Каваллини от 1640 года, представленной выше, суша заполнена крупными изображениями гор, городов (в том числе вымышленных) и деревьев, а компасных роз на ней гораздо больше, чем необходимо. Таким образом автор старательно заполнял белые пятна на карте.
В некоторых случаях карты дополнялись островками текста, где описывались, например, особенности местной фауны или климата. Конечно, картограф при желании мог бы оставить на карте небольшую сноску, а текст разместить под картой. Но в этом сценарии на карте осталась бы область, которая выглядела бы слишком пустой, что не соответствовало бы «канону» horror vacui.
Блоки с текстом, компасные розы, избыточно крупные обозначения в действительности были меньшим злом, по сравнению с мифическими существами и несуществующими географическими наименованиями, к которым прибегали многие составители карт. «Расцвет» horror vacui пришелся на XVI и XVII века, и пошел на спад только к середине XVIII века, когда все больше и больше картографов стали воспринимать карты как нечто более научное. Они стали заполнять декоративными элементами лишь поля вокруг карт, а малоизученные территории и моря оставлять неукрашенными.
Едва ли выдающиеся картографы Средневековья и эпохи Возрождения верили, что где-то на поверхности морской глади плавают гигантские морские чудища; едва ли они действительно считали, что посреди Атлантического океана находится Атлантида. Но тогда было широко распространено мнение, что карты должны быть в равной степени эстетичными и функциональными, а потому без нагромождения декоративных элементов было не обойтись.
Следует отметить, что дизайн horror vacui сам по себе никуда не исчез и в наши дни, хотя он и сдает свои позиции под натиском минимализма, который появился в 1960-х годах. Среди дизайнеров в самых разных сферах, от часов и платьев до веб-сайтов и обложек книг, можно найти тех, кто придерживается horror vacui — работа не считается завершенной, если на ней осталось пустое место ̶б̶е̶з̶ ̶л̶о̶г̶о̶т̶и̶п̶а̶ без функциональной или декоративной нагрузки.
Источник: commons.wikimedia.org
1 комментарий
Добавить комментарий
Добавить комментарий