Почти «Русское Возрождение». Пара фресок из Суздаля и запрещенная Троица

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Обзор | Путешествия и туризм

Суздаль сейчас особенно хорош: он готовится отметить тысячелетний юбилей, а потому там еще больше сувениров, еще больше лошадок и карет, еще больше магнитиков и еще меньше мороженого из огурца. 

Говорить подробно про город я не стану, тем более, что это мой первый пост в данном подразделе. Поэтому я просто поделюсь тем, что меня зацепило и то, по сути, ради чего я в очередной раз махнул в ту сторону. 

Справа на фото вид на Спасо-Евфимиев монастырь. Ныне - это музейный комплекс, где проходит несколько весьма любопытных выставок. Внешнее пространство - эдакая отечественная романика, что и логично: стены должны были быть защитой на случай чего. 

Одна из башен

Из нетипичных выставок - выставка, посвященная Тонино Гуэрра и Тарковскому, хотя, если вдуматься, то и это - вполне логично, ведь тут снималась одна из новелл к "Андрею Рублеву". А вот с историческим Рублевым тут дела обстоят плохо: подлинный и подтвержденный он находится во Владимире. 

Однако это не означает, что в Суздале нельзя посмотреть на "классиков" отечественной иконописи, и увидеть стоит тут фрески Гурия Никитина. 

Гурий Никитин

Это значительный русский живописец, и довольно каноничный современник другого видного мастера - Ушакова; деятельность обоих приходится на 17 век. Собственно, монастырь, о котором идет речь, является подтвержденным и самым значимым подлинником Никитина. Это известный факт. 

Творчество его, как по мне, отличается большей декоративностью, а те цвета, что удалось "спасти и сохранить" характеризуют его как великолепного колориста, конечно. Разница между двумя мастерами тоже проглядывается, и иконопись Никитина еще не так тяготеет к портрету, как ушаковская. Однако с точки зрения выстраивания многофигурных композиций он хорошо понимает, что делает и для кого. 

Ему отлично удается рассказать историю и сделать ее более реальной и близкой зрителю, чего и требуется от живописи такого рода в первую очередь. Как и в раннем итальянском Возрождении, здесь видна тенденция "переселения" библейских персонажей в реальный мир, хотя сами персонажи все еще весьма и весьма условны, чтобы оставаться узнаваемыми для малограмотных прихожан. 

Невероятное впечатление производят росписи барабанов, приведу несколько примеров. 

Конечно, мне больше всего понравилась "запрещенная Троица"

Строго говоря, иконы - это вообще штука такая, важная и нужная, но есть масса нюансов. Один из них, например, заключается в том, что Бога-отца изображать вообще-то нельзя. Канон, конечно, строгий, само собой, но соблюдаемый далеко не всеми. 

Один из образов, который требует такого изображения - это так называемая "Новозаветная Троица". У нее есть несколько вариантов исполнения, и в главном барабане мы видим один из них - "Отечество". Здесь на троне восседает Бог-отец, бог-сын изображен в виде подростка, так называемый образ "Спас Эммануил". Ну и само собою - голубь. 

Голубь на фреске от времени уже теряется, но, приблизив, разглядел. Любопытно же, что работа над росписью шла, согласно данным, около 1689, а буквально за пару десятков лет Большой Московский Собор технически-то и запретил подобные изображения, так что перед нами в каком-то смысле "Запрещенное искусство". 

Кстати, к Ветхозаветной Троице, а рублевская - это она, таких претензий не предъявляли, и даже ссылались на нее как на канон, рекомендуя следовать. 

Где это можно посмотреть

Итак, фрески можно наблюдать на территории монастыря, в Спасо-Преображенском* Соборе. Это своего рода доминанта территории, которую легко распознать по зеленым куполам. 

Рядом с собором находится примерное место упокоения князя Пожарского, там и крест, и склеп, и все, как положено. 

В общем, увидеть это, конечно, стоит, тем более, что сейчас оригинальный цвет после поновлений уже восстановлен почти полностью. Единственная большая беда - Богоматерь на входе утрачена почти полностью и восстановлению не подлежит. 

  • * — Преображенский Иван Сергеевич признан иностранным агентом
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Об авторе
Иногда пишу про гаджеты, иногда про часы и выставки. С недавних пор Веду telegram о выставках. А еще написал книгу

Сейчас на главной

Новости

Публикации

По холодным следам: как ученые нашли вулкан, виновный в глобальном похолодании 1831 года?

Представьте себе мир, где лето вдруг превращается в зиму. Где урожай гибнет под натиском нежданных морозов, а на календаре, как назло, июль. Звучит как начало апокалиптического фильма? Нет, это...

Почему Хула-Хуп не падает? Математика доказывает: важна не только скорость, но и форма

Вы когда-нибудь задумывались, почему обруч, вращающийся вокруг талии, не падает? Эта, казалось бы, простая детская игра на самом деле скрывает в себе сложные физические и математические...

Как в США передвинули здание телефонной станции, не прерывая её работу ни на минуту

В истории строительства существует немало удивительных инженерных достижений, но передвижение здания телефонной станции в Индианаполисе в 1930 году занимает среди них особое место. Представьте...

Что будет, если одна ядовитая змея укусит другую

Если ядовитая змея укусит человека, то у человека есть возможность воспользоваться противоядием. А что будет, если ядовитая змея укусит не человека, а свою «соплеменницу», другую змею? В этом...

Зачем при взлете и посадке в самолете просят вернуть спинки кресел в вертикальное положение

Ситуация довольно знакомая всем: бортпроводник с вежливой, но настойчивой улыбкой просит вернуть спинку кресла в вертикальное положение, пристегнуть ремни, убрать столик и поднять шторки...

Как правильно утилизировать ёлку после Нового Года (и не получить штраф)

Новогодние праздники рано или поздно подходят к концу: подарки распакованы, салаты съедены, а шампанское выпито. И теперь перед нами встаёт важный вопрос: как правильно попрощаться с главной...