Зло пожирает само себя. Подборка криминальных драм, которые вы могли пропустить
Серая мораль, объемные персонажи, столкновение продуманных планов с человеческим фактором, ожившие человеческие отношения и пугающий образ насилия. Каждый отрицательный персонаж носит черту, делающую его немного приятнее в наших глазах, каждый положительный содержит какую-то гнильцу, червоточину, что слегка уравнивает его с отрицательными. Это — реальный мир. Возможно не такой, каким он является на самом деле, но однозначно такой, каким его представляет целевая аудитория криминальной драмы, жанра, который никогда не подводит любителя хорошего сюжета и персонажей. Их можно шерстить с самой элиты, можно порыться в провальной любительщине, и всегда останется шанс отыскать жемчуг. Предлагаю уважаемому читателю свою собственную подборку.
«Ледяной» 2012
Ричард Куклинский — самый ужасающий убийца страны. Выросший в неблагоприятной семье мальчик регулярно получал побои от обоих родителей. О жестокости перенесенного Ричардом говорит эпизод, в котором отец забил его старшего брата до смерти. Результат воспитания не заставил себя ждать. Обладатель огромного роста и силы, Ричард с детства развлекался жестокими расправами над бродячими животными, а первого человека он забил до смерти в 14 лет. В какой компании он рос и чем начал промышлять думаю никому объяснять не надо. Ричард не показывал особых успехов в криминальном бизнесе, пока не обнаружил свое настоящее призвание — заказные убийства. Безжалостный психопат смог заниматься любимым делом, получая за него большие деньги. Борцовские приемы и методы устранения он оттачивал на бездомных, исполнял заказы и заметал следы самыми изобретательными способами, часто убивал просто подвернувшихся ему под настроение людей. Однажды ревностный католик Ричард жестоко поглумился над обратившейся в отчаянии к молитве жертвой, а после долго сожалел о своем акте богохульства (не об убийстве). Христианин с хорошим воспитанием, Ричард не переносил насильников, которым лучше было не попадаться в его руки. Избавляться от жертв он предпочитал, подвергая их заморозке в промышленном холодильнике и выбрасывая через месяцы и годы, чтобы труднее было определить время смерти. За подобную манеру еще не обнаруженного убийцу окрестили Айсмэном. Примерный семьянин и преданный друг, Ричард искусно прятал свою истинную натуру, оставаясь для близких образцовым американцем до самого дня своей поимки.
Главная изюминка фильма заключается в том, что описанное мной — не краткое содержание, а реальная история главного героя. Историю же кино пришлось сильно править, чтобы она хоть немного напоминала человеческую жизнь. И тем не менее на выходе получилась суровая криминальная драма с динамичным сюжетом и хорошим подбором актеров. Ричарда сыграл актер с пугающей харизмой, Майкл Шеннон. Мискаст по внешности, но стопроцентное попадание в образ. Через сильно смягченный и несколько романтизированный образ Ричарда Майклу удалось передать этот дуализм его страшной натуры. Неловкий и очень приятный человек способен внушать настоящий ужас, стоит только герою Майкла оказаться в своей стихии. Не скажу, что это прямо выдающееся кино на все времена, но оно отличается хорошей игрой актеров и уникальной пугающей атмосферой. И несмотря на местами резкий монтаж режиссеру удалось провести зрителя через ключевые события в жизни этой сюрреалистично жуткой фигуры. Пусть поубавив градус жестокости героя, выставив на первый план его нетерпимость к насильникам и любовь к семье, но реальная история Куклинского была настолько ужасающа, что даже жалкого ее процента хватает, чтобы создать тяжелую криминальную драму.
«Корпорация убийств» 1960
Художественная адаптация истории реально существовавшей организации выполняющей заказы совета знаменитого Национального преступного синдиката, созданного во времена Сухого закона США для контроля над подпольным алкогольным рынком. Если Национальный преступный синдикат являлся без преувеличения государством внутри государства, то Корпорация убийств была его спецслужбой. Предполагается, что Корпорация в ответе примерно за тысячу выполненных заказов. По сюжету гангстер еврейского происхождения Эйб Релес (блестяще сыгранный неподражаемым и еще молодым Питером Фальком) прославился в городе как хороший специалист по силовому устранению конкурентов, за что удостоился внимания Луиса Лепке, организовывающего заказные убийства для самых влиятельных гангстеров страны. Луис дает Эйбу его первое задание, для исполнения которого Эйб привлекает друга жертвы, Джоуи, по совместительству своего должника. С этого момента Эйб становится тайным силовиком организации с сильнейшим прикрытием и перспективами для собственного бизнеса.
Для любого знакомого с историей этой жуткой организации, старт фильма за тогда еще будущего исполнителя корпорации, Эйба Релеса, — знаковый выбор главного героя, обещающий интереснейшие повороты событий. Всем остальным не стану спойлерить. В этом фильме ярко воссоздан образ криминала высшего уровня. Не азартных охотников, а терпеливых рыболовов, забрасывающих приманку и дожидающихся, когда несчастная жертва клюнет. Корпорация знаменита тем, что на роль непосредственных исполнителей заказов набирала не матерых профи, а доведенных до отчаяния людей: должников, игроманов, опустившихся алкоголиков. Через таких центровых, как Релес, доведенных до отчаяния людей ставили перед таким выбор, что соучастие в убийстве казалось им спасительной соломинкой. Исполнители как правило понятия не имели чьи заказы выполняют на самом деле, и разумеется после первого исполнения с них уже не слезали. Именно такая тонкая и циничная игра мафиозных деятелей отображена в этом великолепном кино 60-х. Никакой романтизации, никакой демонизации — только голая правда, которая страшнее самого гипертрофированного насилия. И, разумеется, черно-белое кино, до жути напоминающая мелькающие в нем реальные кадры убитых людей, имеет особый шарм документальной хроники.
«Капоне» 1975
Немножко о том как создавался тот самый Национальный преступный синдикат. 1918 год. Грядет сухой закон, и молодой энергичный гангстер Джонни Торрио планирует вложиться в контрабанду и подпольное производство, чему препятствует «Большой» Джим Колозимо, его принципиальный босс старой закалки. Скрепя сердце Джони принимает решение ради будущего организации сместить босса. Для этого он приближает к себе нового напористого и бесстрашного протеже Альфонсе Капоне. Вдвоем с партнером, Джонни выводит бизнес на совершенно новый уровень, но неразборчивый в методах Аль вызывает все больше раздражения у хитрого и деликатного Джонни. И вновь зло пожирает само себя… Чтобы стать еще сильнее!
В кино не хватает плавности более современных криминальных драм, переход главного героя к крупным делам оказался слишком резким. Но в особом очаровании кино 70-х «Капоне» не откажешь. Если криминальная драма 80-х обладает атмосферой видео хроники, их коллеги 70-х во всю эксплуатируют очарование газетных титульников. Театральщина и тщательно подобранные кадры создают свою особую атмосферу, заменить которую современное кино не способно. Если вы любитель почитать газету за сигарой просто ради медитативности самого процесса, хорошая криминальная драма 70-х это именно то что вам нужно.
П.С.
Да, это Сталонне в роли телохранителя и наследника Капоне, Фрэнка Нитти. Одна из первых ролей будущего знаменитого боксера.
«Порок на экспорт» 2007
Очень душевная клюква от самого Кроненберга с Арагорном на главной роли. Культовый канадский режиссер приложил максимум усилий, чтобы вдохнуть в популярный у нас жанр новую жизнь со свойственной ему страстью к деталям. Вместо орков перед нами предстают люди с мотивацией, похожие на обычных европейцев. Персонажи данной клюквы объемны и интересны. Она все еще забавна, но по-своему: забавный бред, передаваемый на серьезных щах, а не через сюрреалистичные образы. «Порок на экспорт» — гламурнизация образа русского бандита. Хорошие манеры, прикрытие бизнеса, любовь к классической музыке и опрятности. Образ, явно продиктованный «Крестным отцом», демонстрирует русскую мафию как что-то пугающее, но человечное. И кино действительно пробирает своей оригинальностью и попыткой изобразить западному зрителю гламурный образ общества воров в законе. Здесь играют не аутентичный блатняк, но и не казачок — воры «Порока на экспорт» слушают «Очи черные». Вигго Мортенсен в роли непрошибаемого Николая, проделал гигантскую работу по созданию образа своего персонажа, пишут, что даже посмотрел атмосферный перестроечный боевичок «По прозвищу Зверь». И действительно в образе флегматичного, гордого, сурового снаружи, мягкого внутри Николая чем-то угадывается персонаж Певцова. Если вы требуете от фильма хоть какой-то аутентичности, то это не оно, но попытку действительно изобразить что-то достоверное не оценить сложно. Ну и это просто хорошая криминальная драма, с положительными русскими героями, крутыми гангстерами, харизматичным главным героем. Клюква фильма сохранилась только в некотором недопонимании предмета, но не в намерениях. Русские персонажи изображены без страха и презрения, но и без приторности, а просто обычными людьми. В этом фильме русских можно смело заменять британцами.
«Пророк» 2009
Режиссер, Жак Одиар, поучаствовал в создании сценария к фильму «Профессионал» с Жан-Полем Бельмондо, что хорошо ощущается в этом тюремном артхаусе. Псевдореалистичное насилие, немые сцены, скудная музыкальная палитра, бытовые диалоги, оставшиеся между строк подавленные эмоции. Зайдет не каждому, но если у вас бывает меланхоличная минутка, в которую вам хочется неторопливой, беспощадной драмы, то я бы рекомендовал составить о картине собственное мнение.
Молодой араб Малик садится на шесть лет. Он не то чтобы агрессивен, просто горд и решителен, из-за чего многое в жизни претерпел. В тюрьме он оказывается совсем один в очень недружелюбной среде, в которой в одиночку не справиться. Волей случая его затягивает компания корсиканских авторитетов, заставляя выполнять для них различные поручения. Малику трудно влиться в чуждое ему общество, а собратья его отвергают. Парню придется проявить природную смекалку, чтобы обустроить свое непростое место в жизни.
Артхаусная серая мораль. В фильме хорошо показаны как мрачные стороны затягивающего мафиозного болота, так и возможности наладить жизнь для человека, оказавшегося на самом дне этого болота без какой-либо иной надежды. И фильм действительно здорово показал весь процесс тюремного становления из ничего не значащего человека в полноценного уважаемого члена пусть и криминального, но общества. Именно это превращение относительно безвредного мальчика, жертвы своего невежества и плохого образования, в авторитетного криминального воротилы удалось Одиару особенно удачно. Современного зрителя может отпугнуть расовая тема, попавшего в сложную ситуацию арабского заключенного, но тогда это было не то чтобы свежо, но актуально и обсуждаемо.
«Субурра: город мафии» 2015
Криминал по-крупному. Кино про то как в самые продуманные и тщательно выполненные коррупционные схемы вмешивается человеческий фактор. Один из тех фильмов, что на своей заре казался мне убогой, бездуховной, современной (на тот момент) пустышкой, и вдруг раскрылся спустя время. В центре истории политический проект о строительстве итальянского Лас-Вегаса, в который вовлечены интересы многочисленных мафиозных кланов, представляемых авторитетным доном по прозвищу Самурай. Отвечающий за политическую поддержку проекта политик попадает в деликатную ситуацию, из которой выпутывается при помощи солдата сторонней бандитской группировки. Разумеется, тот не упускает случая воспользоваться компроматом на политика. Политик в свою очередь привлекает к решению проблемы заинтересованную в проекте группировку. Ряд случайностей и человеческий фактор приводит к тому, что дело всей его жизни повисает на волоске, и Самураю приходится разрешать множество конфликтов, препятствующих запуску проекта, отсчет до которого уже пошел на считанные дни.
Старая добрая политико-криминальная драма-детектив о том на каких костях строятся великие города, какие люди возводят что-то из ничего. Любопытный образ итальянского бандитизма наших дней. Молодежная мода, клубная жизнь, свободные нравы, современные автомобили, слияние мафии с правительством, но все та же первобытная жестокость. Неплохо показана разница между старой породой бандитов и новыми молодыми, пока еще проходящими естественный отбор. Много запоминающихся персонажей и сюжетных веток, через интересные повороты соединяющиеся в большом конфликте. Эмоции, досадные недоразумения, холодный расчет, политика и бизнес мешаются в кашу, медленно разгоняясь к концовке, в которой зло пожирает само себя. Фильм страдает от недостатков современного кино, когда красивые кадры под подходящую музыку становятся важнее истории, но они лишь слегка затягивает сценарий, а не подменяют его.
«Фейерверк» 1997
В какой момент жизнь инспектора Ниши полетела по наклонной? Его ребенок умер от рака, его жена умирает от лейкемии, один его друг погиб у него на глазах, оставив жену и сына, другой стал инвалидом, самого Ниши отстранили от службы (за что не уточняется, но вероятно это как-то связано с тем, как он расстрелял в труп погибшего при задержании подозреваемого весь барабан служебного револьвера). Все что у него осталось это чувство вины, взрывной характер и навыки, которые уже не пропьешь. Ответственный Ниши вдруг остается в окружении несчастных людей, что зависимы от него. И для того чтобы оказать им помощь, бывший полицейский решается на тяжелые преступления и конфликт с якудзой.
Такеши больше не фильмы снимает, а пишет картины и сочиняет стихи при помощи языка кинематографа. И для лирической картины о человеке, которому нечего терять, более подходящего языка не придумаешь! Медитативная постановка Тэкеши не знает середины, она либо бежит спринт, либо неспешно прогуливается любуясь видами. Милые ламповые сцены без слов демонстрируют убедительную химию между персонажами, резко обрывающие их сцены насилия содержат свой особый накал свирепости. Только Китано может снять беззвучную сцену настолько напряженно или уютно. Через них мы видим настоящую не показную дружбу, теплые без приторности отношения уже начавшей стареть, но еще красивой семейной пары, наглую злобу и мелочность хозяев японской жизни. Особый резкий монтаж Такеши подает картину красивыми обрывками, заставляя зрителя собирать пазл. Ну и конечно сам брат якудза, Такеши, всегда смотрится нереально круто и опасно, самый крутой образ человека, которому нечего терять, что я видел. Фильм для тех, кто любит помедитировать под хорошие немые сцены и меланхоличную музыку.
«Угроза обществу» 1993
Крипсы и Бладсы, Сиволк и Биволк. Уникальная атмосфера гангстерской элиты одного из самых угнетенных народов мира, порождающего особую породу гангстеров, тех, которые долго не проживут и прекрасно знают об этом. Черное гетто Лос-Анджелеса — абсолютно безнадежное место. Люди загнивают внутри него, их не ждет ничего хорошего снаружи. Против них настроен весь мир, и они иду в никуда по головам своих черных собратьев. «Угроза обществу» — один из лучших фильмов воссоздающих эту уникальную атмосферу. Перед главным героем, Кейном, предстает весь набор соблазнов уйти от его ужасающей реальности: безумное упоение гангстерским образом жизни, попытка найти новую цель в смене религии, забыться в наркомании. Все эти пути приводят к одному и тому же тупику, а Кейн слишком умен, чтобы удовлетвориться хоть чем-нибудь из этого и просто проплыть по течению своей заведомо короткой жизни. А когда судьба подбрасывает ему шанс бежать от всего этого, то он пугает его еще больше. Ведь Кейн привык, что в своей страшной реальности он человек с именем и авторитетом, доставшимся ему кровью, чужой и своей, а там он будет всего лишь чернокожим из гетто, униженным существом, которому общество заранее отказывает в праве быть кем-то еще. Это не история ошибки выжившего про суперзвезду, прорубившую себе путь к самым вершинам, а жизнь и перспективы для самого обычного парня и его шансы на скачок к нормальному существованию. Фильм действительно смог показать, как нормального, умного человека не смогло свести с ума кровавое безумие его жизни. Он не просто идет по своему пути, но пытается рефлексировать. Но осознать ему удается только безграничную безнадежность, что привносит в нее дополнительные мучения.
«Горечь и сладость» 2005
Немножко олдбоевщины и гламура. С утверждением, что корейцы одержимы красотой, я не совсем согласен. Скорее они одержимы гламуром и попсой, внешней красотой без изъяна и изюминки, когда красота становится настолько обыденна и сера, что за нее просто не цепляется глаз. Но я бы не сказал, что это плохо. Это создает какую-то свою собственную корейскую антиутопическую атмосферу, за которую я все равно люблю произведения их культуры. Ведь, несмотря на слишком показную красоту и театральщину, в этих произведениях есть и огонь, и самоотдача, отсутствие которых и ставится в упрек нашей традиционной попсе. Эта странная магия аниме, когда вроде бы персонажей и сюжеты клепают по очень стандартному шаблону с довольно узким выбором, но в ручную доработку вкладывают огромное количество усилий, когда наш творец просто выкинул бы их на экран как есть. Оживлять то что рождено мертвым — и есть азиатское безумие!
Ким Сон У бескомпромиссен, принципиален и предан. Он служит боссу мафиозного клана железным правым кулаком, перед которым не устоит ни одна преграда. Сам же Ким пользуется абсолютным доверием и надежно прикрыт от опасных врагов, нажитых верной службой. Но цена всего этого — безграничная преданность. Однажды босс дает Киму задание проследить за его молодой фавориткой, и в случае подтверждения самых худших опасений, свершить справедливую кару. Но при виде красавицы Хи-Су, при звуках ее музыки, несокрушимая стена льда дает трещину, и Ким впервые не исполняет поручение босса. Разумеется, это не может остаться без возмездия.
Да, я тоже проблевался, когда досмотрел до этого момента, и даже бросил просмотр. Не знаю, что заставило меня дать фильму шанс, но как же я рад, что все же сделал это! Попса, клише и анимешный фарс — будто бы тончайший троллинг зрителя. Каждый раз, когда происходит событие, из-за которого я чувствую, что фильм меня уже потерял, сюжет делает резкий оборот, и вот я уже полностью им поглощен. История развивается, как и положено жестокой криминальной драме… временами переходя в абсурдную комедию! Фильм напоминает старые русские драмы, в которых комедии под час уделяется не меньше времени чем трагедии, от чего реализм происходящего только усиливается. Ведь жизнь не только бесконечно подкидывает нам препятствия, но и бесконечно над нами пошучивает… Горечь и сладость? Многие драмы несправедливо об этом забывают! Если вас зацепила подборка, и вы размышляете с чего начать, настоятельно рекомендую именно «Горечь и сладость».
«Руины прошлого» 2013
На первый взгляд фильм не очень попадает под определение жанра. Но на мой взгляд по духу он один из лучших его представителей, поскольку показывает, что любое преступление или злое намерение, как бы оно не было оправдано приводит к тяжелым последствиям все стороны конфликта. Главного героя зовут Дуайт Эванс. Дуайт — сломленный человек. После убийства родителей он отгородился от мира и живет как бездомный. Но когда он узнает, что убийца досрочно выходит на свободу, то решается на месть. Удастся ему все продумать? Каков будет ответ? Оставит ли жестокая семья убийцы его родных в покое? Недалекий Дуайт так далеко не планирует.
Фильм изо всей силы лупит под дых своим реализмом. Главный герой не то что не Чак Норис, он даже не Джон Макклейн, даже не среднестатистический крепкий мужик, способный за себя постоять. Он очень мягкотелый, трагедия, случившаяся с родителями, буквально ломает героя, а собирается он только для того, что за них отомстить. И нет, он не обретает внезапное просветление и интеллект тактика, дождь из роялей в кустах не приходит ему на помощь. У него регулярно случаются проблемы из-за неопытности в таких делах, природной невнимательности, физической слабости, а все успехи Дуайта связаны либо с посторонней помощью, либо с тем, что противник банально не принимает его в серьез и раз за разом подпускает себе. И это всегда не глупость, а человеческий фактор. Да собственно от самого дна американского криминала, мелкой банды, состоящей из нескольких родственников, особо многого не ожидаешь. Это именно тот противник, что может представлять такую опасность, для простого человека, оказавшегося не в том месте, и которого он сможет при некоторой удаче одолеть. Свирепость насилия, реальность героя, ужас, переживаемый им от содеянного, его отчаяние перед неизбежностью схватки — напряженность фильма выворачивает на изнанку и вызывает неподдельные эмоции. Вам жаль главного героя, вам понятна его мотивация, понятны сомнения; вас застают врасплох повороты сюжета, и даже отдельные члены банды вызывают уважение и симпатию. Фильм ни слова не говорит о том, какая месть плохая или о том, что зло получает по заслугам, что мир теперь стал капельку лучше. К финалу он вас просто опустошает, чтобы даже думать о подобном.
Итог
Криминальная драма — жанр, который всегда найдет истинного ценителя, а хороший фильм легко может пройти незамеченным, иметь локальный успех, банально затеряться во времени. Это именно тот жанр, который без труда выдерживает проверку временем, а охота за самыми затерянными его представителями всегда стоит времени киномана. Так что если читатель предложит автору свой вариант забытой или мало известной криминальной драмы, мы все ему будем благодарны.
Источник: www.kinopoisk.ru
3 комментария
Добавить комментарий
Думаю, много кто ориентируется на рейтинг при решении о просмотре старых фильмов.
Я на рейтинги не смотрю.
Добавить комментарий