5 игр-генераторов историй: напишите своё приключение
Игры бывают разными. Одни ведут нас по строго определённому сюжету, словно интерактивное кино. Другие дают полную свободу действийявл без какой-либо истории. Но существует особая, редкая категория игр, где сюжет рождается прямо на наших глазах — и главным сценаристом становится сам игрок.
Я знаю всего пять таких проектов, и каждый подходит к идее создания уникальных историй по-своему. От научно-фантастических колоний до средневековых династий, от масштабных империй до одиночных странствий — все они предлагают игроку стать автором собственного неповторимого приключения.
Rimworld. Генератор космических драм
Тайнан Сильвестр, создатель Rimworld, первым ввёл термин «генератор историй» в игровой индустрии. Его детище представляет собой симулятор космической колонии, где каждое прохождение становится уникальным благодаря двум ключевым элементам: решениям игрока и искусственному интеллекту под названием Рассказчик, который постоянно подкидывает новые испытания и возможности.
В RimWorld каждый персонаж имеет свой характер, навыки и предысторию. Их взаимодействие создаёт настоящие драмы: романтические отношения, конфликты, предательства… А Рассказчик тем временем подбрасывает испытания: от падающих с неба грузовых контейнеров до нашествий механоидов или племён дикарей, превращая каждую игровую сессию в настоящую космическую одиссею. Не говоря уже о возможности собственноручно «накосячить» с планом застройки, уморить колонистов голодом или «поймать» сумасшествие прироманьяка, радостно поджигающего склад с минометными минами.
С выходом дополнения Ideology игра приобрела новую глубину — теперь колонисты могут исповедовать различные верования, от каннибализма до технофобии. Каждая идеология влияет на геймплей, создавая дополнительные сюжетные повороты.
При всей своей глубине Rimworld остаётся удивительно доступной игрой. Интуитивный интерфейс и пошаговое обучение позволяют новичкам легко погрузиться в процесс, а ветеранам — экспериментировать с продвинутыми механиками вроде создания автоматизированных систем или разведения генетически модифицированных животных. А многочисленные модификации от сообщества ещё больше расширяют возможности для творчества.
Dwarf Fortress. Как не надо строить колонию
Если RimWorld фокусируется на историях отдельных людей, то Dwarf Fortress замахнулась на нечто большее — симуляцию целого фэнтезийного мира. Игра начинается задолго до появления первого гнома в вашей крепости: алгоритмы генерируют тысячелетия истории, создавая уникальную вселенную с собственными легендами, войнами и цивилизациями, где каждый артефакт имеет свою историю, а каждый персонаж — детально проработанную биографию. И только потом вы получаете контроль над группой дварфов, готовых основать новую крепость.
Каждое решение в управлении крепостью может привести к неожиданным последствиям. Случайное затопление шахты способно обернуться экологической катастрофой, а неосторожное копание слишком глубоко — пробуждением древнего ужаса. И главная прелесть Dwarf Fortress — именно в её непредсказуемости. Крепость может пасть из-за вторжения гоблинов, безумного дварфа или просто неудачного расположения водопровода. Каждая такая катастрофа становится легендой, передающейся в сообществе игроков. Недаром девиз игры гласит: «Проигрыш — это весело!»
К сожалению, амбициозность проекта обернулась запредельной сложностью. Даже после выхода официльной тайловой версии игра выделяется откровенно устаревшей графикой, «инопланетным» управлением и десятками совершенно контринтуитивных механик… Тем не менее, несмотря на все объективные и субъективные недостатки, Dwarf Fortress остаётся культовой игрой, вдохновившей целый поджанр. Её влияние сложно переоценить — достаточно сказать, что без неё не было бы и самого RimWorld.
AI Dungeon. Нейросеть-генератор историй?!
Эта игра возрождает давно забытый жанр текстовых квестов, но делает это на совершенно новом технологическом уровне. Вместо заранее прописанных вариантов, здесь работает большая языковая модель, способная понять и отреагировать практически на любые действия игрока.
В базовой версии AI Dungeon доступна бесплатно, позволяя любому желающему создать собственное приключение. Вы можете быть кем угодно: от средневекового рыцаря до космического пирата. ИИ подстраивается под ваш стиль игры, развивая историю в выбранном направлении. Система умеет запоминать контекст (хоть и весьма специфическим образом, при личном участии игрока) и поддерживать долгие сюжетные линии, что делает повествование по-настоящему захватывающим.
Каждая сессия в AI Dungeon уникальна, ведь искусственный интеллект импровизирует на ходу. Иногда результаты могут быть нелогичными или абсурдными, но в этом и заключается часть очарования игры — никогда не знаешь, какой поворот примет твоя история в следующий момент.
И, мне кажется, с развитием нейросетей эта технология только продолжит набирать обороты — как в сторону последовательности сюжета, так и в сторону отказа от «костылей» вроде специфического форматирования и отдельных блоков «памяти» модели, связанных графами понятий и словами-триггерами. Наконец, быть может, однажды появится и поддержка русского языка — пока, чтобы насладиться новой технологией, нужно знать «буржуйский».
Kenshi. Песчинка в пустыне
Kenshi предлагает уникальный подход к созданию историй — здесь игрок начинает как никому не известный странник в огромном постапокалиптическом мире. Никаких подсказок, никакого предопределённого пути — только бескрайние просторы и множество возможностей для тех, кто сумеет выжить в этом безжалостном мире, где каждый день может стать последним.
От других игр жанра Kenshi отличается масштабом симуляции — игра моделирует целый континент, где каждый персонаж живёт своей жизнью. Торговые караваны перевозят товары между городами, банды совершают набеги, рабовладельцы охотятся за неосторожными путниками — и всё это происходит независимо от действий игрока, создавая ощущение по-настоящему живого мира. И ваш герой — лишь песчинка в этом мире. Не более, но и не менее.
Каждый персонаж развивается исключительно через практику: хочешь стать лучшим фехтовальщиком — сражайся, мечтаешь о крепких мышцах — таскай тяжести. Постепенно из обычного странника можно вырасти в лидера собственного поселения или даже государства, но путь будет долгим и опасным. И что самое важное — совершенно непредсказуемым.
По мере развития вам открываются новые возможности: от создания собственной банды до основания поселения, которое может вырасти в настоящее государство. Каждое такое прохождение становится уникальной историей восхождения от полного ничтожества до значимой силы в мире Kenshi, где каждый шрам и каждая победа формируют неповторимую сагу о выживании и триумфе…
Ну или, что более вероятно, вы окажетесь в рабстве, с вас снимут шкуру безумные роботы, проткнут заточенным железным ломом, растворят в кислоте или оставят без рук, ног и гроша в кармане. Мир жесток, и это тоже часть истории. Истории, которая написана не для вас.
Crusader Kings 3. Династические хроники
Crusader Kings 3 выделяется среди других глобальных стратегий Paradox Interactive полным отсутствием предопределённого сюжета. Перед нами единственный тайтл в ростере гранд-стратегий Paradox Interactive, где нет ни «исторического пути», ни фокусов, ни размена миллионов душ за клок земли. Вместо этого игра предлагает стать творцом истории средневековой династии — от безвестных графов до могущественных императоров, где каждое поколение пишет свою главу в многовековой хронике рода.
Главная особенность проекта — акцент на личностях правителей и их взаимоотношениях. Каждый монарх обладает уникальным характером, привычками, достоинствами и пороками. Детально проработанная система личностных черт и событий делает каждого персонажа по-настоящему живым и запоминающимся (чаще всего — матерно). Династические браки, придворные интриги, тайные общества и религиозные конфликты создают богатую почву для самых разных историй, где политические решения тесно переплетаются с личными драмами через несколько систем и банальные случайные ивенты.
Игра не ограничивает вас целями или сценариями — можно строить великую империю, плести сеть династических союзов или отправиться в странствия в роли безземельного рыцаря… А потом умереть от стилета в заднице, сердечного приступа или кровавого поноса. Но и смерть персонажа не означает конец игры — бразды правления переходят к наследнику, который продолжит писать историю династии по-своему, иногда кардинально меняя курс, заданный предшественником.
Наконец, многочисленные случайные события и решения других правителей делают каждое прохождение неповторимым. Особенно интересны моменты, когда приходится разгребать последствия решений предыдущего правителя, усадив-таки свою корму на трон повыше — например, угрозу «отвала» половины империи из-за неудачного брака или неожиданную перспективу войны со всем миром.
• • •
«Настоящих буйных мало» — эта фраза как нельзя лучше описывает жанр игр-генераторов историй. Несмотря на огромный потенциал, по-настоящему удачных проектов можно пересчитать по пальцам одной руки.
Если вам известны другие достойные представители жанра — буду рад узнать о них в комментариях. А тем, кто заинтересовался концепцией, рекомендую ознакомиться с моей подборкой уже вышедших (после написания) и только готовящихся к выходу проектов, вдохновлённых успехом Rimworld.
5 грядущих конкурентов Rimworld: симулятор колонии в тренде?
Источник: store.steampowered.com
5 комментариев
Добавить комментарий
В базе там убогая модель с короткой памятью, хуже локалок, ещё и обрезанным функционалом для настройки. Заплатив же, вы получаете тот же мистраль, лламу, или чатГПТ с обрезанным функционалом. И такая печальная ситуация у них тянется со времён, когда ОпенИИ начала цензурить свои первые модели.
Единственная интересность, эти же разрабы пытались сделать удобный интерфейс для текстовой рпгшки с ИИ ГМ. Только чем закончилось -хз.
Добавить комментарий