Обзор UBOAT: достойный духовный наследник Silent Hunter 5

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Обзор | Компьютерные и мобильные игры

Среди компьютерных игр есть особая ниша, занимаемая военно-морскими симуляторами. Когда-то давно, в те времена, когда Ubisoft ещё не гналась за мейнстримом, она подарила нам легендарную серию Silent Hunter. Эти игры позволяли почувствовать себя командиром подводной лодки времён Второй мировой войны, погружаясь в атмосферу напряжённых морских сражений и тактических решений.

Особенно запомнились игрокам третья и пятая части серии. Silent Hunter III стала настоящим полигоном для модостроителей, а Silent Hunter V поражала своей продвинутостью и реализмом. Но время неумолимо — даже самой свежей игре серии уже стукнуло четырнадцать лет.

К счастью, нашлись энтузиасты, решившие возродить дух легендарной серии. Студия Deep Water взялась за амбициозный проект — создание духовного наследника Silent Hunter 5 под названием UBOAT. И вот, спустя годы разработки, в августе 2024 года игра наконец-то добралась до полноценного релиза. Давайте же погрузимся в пучину этого симулятора и посмотрим, удалось ли разработчикам достойно продолжить традиции культовой серии.

Автор: Deep Water Studio Источник: store.steampowered.com

Сценарии

UBOAT предлагает игрокам богатый выбор сценариев, каждый из которых погружает вас в уникальную историческую ситуацию. От выбора сценария зависит не только время начала вашей кампании, но и тип подводной лодки, которой вам предстоит командовать.

Если вы когда-либо проклинали подлодку типа VII «плавучим гробом» в отчаянной попытке избежать чугунных подарков, то знакомство с лодкой типа II может окончательно вогнать вас в пучину отчаяния. Эти маленькие субмарины, предназначенные для прибрежных операций, заставят вас почувствовать себя капитаном консервной банки посреди бушующего океана. Но не стоит отчаиваться — каждый тип лодки имеет свои преимущества и недостатки, и мастерство командира проявляется именно в умении использовать сильные стороны своего корабля.

Например, такая субмарина почти не видна на сонаре или в бинокль вражеского корабля. Ибо, собственно, консервная банка посреди океана.

Выбор года начала кампании также серьёзно влияет на игровой опыт. Начать войну в 1939 году — значит получить относительно лёгкую прогулку по морям, где противник ещё не успел развернуть свои системы противолодочной обороны. Но попробуйте начать в 1943 или 1944 году — и вы окажетесь в настоящем цирке смерти, где вам отведена роль грустного клоуна. Противник вооружён до зубов, конвои хорошо охраняются, а небо кишит самолётами-охотниками. Для нужд этого обзора я выбрал золотую середину — сценарий на лодке типа VII в 1939 году. Самое начало войны, когда немецкие подводники ещё не знали, какие испытания их ждут впереди.

Начало игры

Первое, что бросается в глаза при запуске новой кампании — обилие настроек сложности. UBOAT предлагает игроку самому определить баланс между реализмом и игровыми условностями. Эти настройки — не просто косметические изменения. Они кардинально меняют геймплей, превращая UBOAT то в относительно доступную аркаду, то в хардкорный симулятор без единой подсказки. Ну, или что-то между.

Автор: Deep Water Studio

В максимально реалистичном режиме вам придётся вручную рассчитывать курс цели, а затем вводить полученные данные в электромеханический компьютер наведения TDC, тогда как на карте не будет вообще ни единой отметки. Это требует не только глубоких знаний морской навигации, но и недюжинного терпения. Для менее хардкорных игроков предусмотрены промежуточные настройки, где часть расчётов берут на себя члены экипажа.

Для этого обзора я выбрал золотую середину: реалистичные настройки, но с автоматическим расчётом курса цели помощниками капитана. Впрочем, игра всегда оставляет за вами право взять управление в свои руки, если вы почувствуете, что справитесь лучше виртуального старпома.

Автор: Deep Water Studio

После настройки сложности нас ждёт простенький редактор внешности капитана — приятная мелочь, позволяющая персонализировать своего героя. И вот теперь, когда все приготовления завершены, пора отправляться в море!

Первый поход: испытание огнём и водой

Игра начинается с обучения, которое я настоятельно рекомендую пройти даже опытным морским волкам. UBOAT может показаться знакомой тем, кто играл в Silent Hunter, но здесь есть множество нюансов и новых механик, которые лучше изучить в спокойной обстановке. Обучение проходит в форме серии мини-миссий, каждая из которых знакомит с определённым аспектом управления подлодкой.

Автор: Deep Water Studio

После завершения обучения игра отправляет нас в первый боевой поход. Если вы выбрали сценарий 1939 года, то начнёте играть ещё до официального объявления войны. В этот момент море кажется почти безмятежным — лишь одинокие торговые суда нарушают спокойствие вод. Но не обольщайтесь этим затишьем перед бурей.

Этот период — отличная возможность освоиться с управлением лодкой, изучить её системы и сработаться с экипажем. Не расслабляйтесь слишком сильно — скоро прозвучит сигнал боевой тревоги, и начнётся настоящее испытание ваших навыков. Но, опять же, не сразу: из портов ещё идут (и долго будут идти) одинокие торговые корабли, конвои невнимательны, а одиночек можно топить даже не тратя ценные торпеды — достаточно выслать досмотровую команду и заложить взрывчатку. Пользуйтесь этим временем, пока дают.

Война не стоит на месте

По мере продвижения кампании вас ждут всё более сложные и интересные задания. Одиночные торговые суда сменяются хорошо охраняемыми конвоями. Вам предстоит участвовать в исторических операциях, таких как знаменитый рейд на гавань Скапа-Флоу — миссия, граничащая с самоубийством, но способная принести огромную славу в случае успеха.

Автор: Deep Water Studio

Но война — это не только героические операции. Большую часть времени вы будете заниматься рутинной, но от этого не менее опасной работой. Патрулирование заданных квадратов, выслеживание вражеских судов, уклонение от противолодочных сил — всё это интересно, ибо каждый выход в море уникален. Выходил на конвой по маркеру гидрофона, ожидая там кучу торговцев и полтора фрегата, а получил очень злой авианосец, четыре крейсера и пяток эсминцев. Да, так тоже бывает.

При этом игра постоянно подбрасывает новые вызовы. Противник не дремлет и постоянно совершенствует свои средства обнаружения и уничтожения подводных лодок. Сначала появляются радары, затем реактивные бомбомёты, а потом радары начинают устанавливать даже на самолёты. Каждое такое нововведение заставляет пересматривать тактику и искать новые способы выживания.

Но и вы не останетесь безоружными перед лицом новых угроз. По мере прохождения кампании ваша подлодка будет модернизироваться. Появятся более ёмкие батареи, позволяющие дольше находиться под водой. Торпеды научатся ходить «змейкой», усложняя задачу противнику по уклонению. На подлодке появятся сонарные ловушки икислородные поглотители. Наконец, в войска начнут поступать магнитные взрыватели здорвого человека с нормальным контролем качества, которые делали не на фабрике дядюшки Ляо. Всё это, вкупе с накапливаемым опытом экипажа, позволит вам оставаться грозной силой даже в самые тяжёлые годы войны.

Человеческий фактор

UBOAT — это не только о железе и технологиях. Ключевую роль в игре играет экипаж вашей подлодки. И здесь разработчики постарались максимально точно передать атмосферу жизни на борту тесной субмарины.

Офицеров катастрофически не хватает на все вахты, им нужно время на отдых, а весь экипаж требует регулярного питания. Порой кажется, что штатное расписание занижено как минимум в полтора раза — и это полностью соответствует реальным мемуарам подводников тех лет.

К счастью, игра даёт возможность немного облегчить жизнь экипажа. За особые боевые заслуги вы сможете получить двух дополнительных офицеров сверх штата. Мой совет — возьмите второго вахтенного (выделив стартового офицера в боцмана-кока-картографа) и ещё одного механика. Это позволит хотя бы на самых критичных участках похода организовать полноценное круглосуточное дежурство, не разрываясь между дозорным постом и картографическим столом.

Автор: Deep Water Studio

Управление экипажем — отдельная мини-игра внутри UBOAT. Вам придётся следить за усталостью моряков, их моральным духом, распределять обязанности и решать неизбежно возникающие конфликты. От того, насколько умело вы справитесь с этой задачей, во многом зависит успех боевых операций. Моряков-трусов, к слову, никто не запрещает (и даже поощряет) списывать на берег.

Кроме того, в игре есть прокачка: и матросы, и офицеры получают опыт во время выполнения заданий, и могут открывать перки. Перки офицеров влияют на их действия, а перки матросов — на эффективность подлодки в целом, например, немного уменьшая издаваемый экипажем шум.

Два взгляда на войну

Одна из самых интересных особенностей UBOAT — наличие двух принципиально разных режимов управления и обзора. Первый, ставший уже классикой жанра — вид подводной лодки «в разрезе». Здесь вы видите всю субмарину сбоку, как на чертеже, с доступом ко всем элементам управления прямо на экране. Этот режим очень удобен для тактического планирования и быстрого реагирования в бою.

Автор: Deep Water Studio

Второй режим — от первого лица. Здесь вы можете взять под контроль капитана или любого офицера, свободно перемещаясь по отсекам лодки. Управление в этом режиме осуществляется через меню приказов, вызываемое кнопкой Tab. Этот вид невероятно иммерсивен — вы буквально чувствуете себя внутри подводной лодки, можете рассмотреть каждую деталь интерьера, услышать скрип переборок и шум двигателей.

Режим от первого лица позволяет по-настоящему погрузиться в атмосферу. Вы можете лично встать у перископа, вглядываясь в горизонт в поисках вражеских кораблей. Или занять место у гидрофона, вслушиваясь в звуки океана. В моменты затишья можно пройтись по отсекам, наблюдая за работой экипажа или просто наслаждаясь детализацией окружения.

Однако, стоит отметить, что режим от первого лица не слишком удобен в бою. Он требует больше времени на навигацию по меню и перемещение между постами управления. Поэтому я предпочитаю использовать классический вид «в разрезе» для боевых ситуаций, а режим от первого лица — для погружения в атмосферу во время спокойных моментов похода или ручного управления каким-либо из механизмов подлодки.

Важно отметить, что в режиме от первого лица, вне зависимости от настроек сложности, вы можете взять на себя управление любым элементом подлодки. Хотите лично послушать гидрофон? Пожалуйста. Считаете, что цель начнет замедляться в рамках противоторпедного маневра? Можете вручную подкорректировать данные в TDC. Видите воздушную угрозу? Займите место у зенитного орудия на палубе. Эта возможность добавляет игре гибкости.

Графика и оптимизация

В плане визуального исполнения UBOAT — настоящий праздник для глаз любителей морской тематики. Игра предлагает невероятно атмосферную картинку, которая отлично передаёт как красоту морских просторов, так и клаустрофобную тесноту подводной лодки.

Особенно впечатляют эффекты воды — будь то бушующий шторм на поверхности или подводная муть при погружении. Детализация внутренних помещений субмарины также на высоте: каждый прибор, каждый вентиль выглядит аутентично и словно просит прикоснуться к нему. Причем к ним, по большей части, можно прикоснуться — или, как минимум, на них посмотреть: бутафории здесь нет.

Что касается производительности, здесь разработчикам можно только поаплодировать. На моей системе с RTX 3070m игра стабильно держит 30 кадров в секунду при разрешении 2K и почти максимальных настройках графики. Это отличный результат для такого детализированного симулятора.

Оптимизация позволяет наслаждаться красотами игры даже на не самых топовых системах, что делает UBOAT доступным для широкого круга игроков. При этом, если у вас есть возможность запустить игру на максимальных настройках, вы будете вознаграждены поистине впечатляющей картинкой.

Кривая сложности: от новобранца до аса подводной войны

Одна из самых интересных особенностей UBOAT — её удивительно высокий потолок мастерства. Игра растёт вместе с игроком, постоянно подбрасывая новые вызовы и возможности. Эта кривая обучения не линейна, а скорее напоминает лестницу с несколькими крутыми подъёмами.

Начало игры может показаться относительно простым, особенно если вы начинаете кампанию в 1939 году. Одиночные торговые суда, слабая противолодочная оборона — всё это позволяет новичку освоиться и почувствовать себя грозой морей. Но не обольщайтесь — это лишь затишье перед бурей.

Первый серьёзный скачок сложности происходит с появлением конвоев. Теперь вам предстоит иметь дело не с беззащитными торговцами, а с группами кораблей под охраной военных судов. Это требует совершенно иного подхода к планированию атак и управлению лодкой. Следующий этап эволюции — появление у противника новых средств обнаружения и уничтожения подводных лодок. Радары, гидролокаторы, глубинные бомбы новых типов — всё это заставляет пересматривать тактику и искать новые способы выживания.

Но и вы не остаётесь безоружными перед лицом новых угроз. Появление магнитных взрывателей «здорового человека» (в отличие от ранних ненадёжных образцов) значительно повышает эффективность ваших торпед. Продвинутые системы наведения позволяют точнее поражать цели. А сонарные ловушки дают шанс ускользнуть от преследования.

Мой личный рекорд корабельного топилова за один боевой поход на пике «рая подводника»
Автор: Deep Water Studio

Особенно хочется отметить, как меняется игра в 1943-1944 годах. Это период, который немецкие подводники называли «чёрным временем». Небо буквально кишит самолётами противника, конвои охраняются мощными эскортными силами, а на некоторых торговых судах появляется собственное вооружение. В эти годы каждый выход в море превращается в настоящее испытание на прочность… Пока у вас не появляются шноркель и надежный радар-детектор, которые снова позволяют относительно безопасно «кошмарить» противника.

Важно понимать, что в UBOAT нет искусственного баланса. Игра стремится к исторической достоверности, а значит, в определённые периоды вы будете чувствовать себя практически неуязвимым, а в другие — загнанным зверем.

Автор: Deep Water Studio

При этом игра даёт достаточно времени для обучения. Начиная кампанию в 1939 году, вы получаете возможность постепенно наращивать свои навыки, готовясь к будущим испытаниям. К тому моменту, когда война достигнет своего пика, вы уже будете опытным командиром, способным справиться с самыми сложными ситуациями.

Заключение: достойный наследник легенды

UBOAT — тот редкий случай, когда духовный наследник превзошел оригинал просто по всем параметрам, и хотя бы равных аналогов игре сегодня банально нет.

Если оценивать проект по пятибалльной шкале, я бы поставил проекту твёрдые 4.5 из 5. Четверть балла снимаю за не самый удобный интерфейс в режиме от первого лица — в Silent Hunter V это было реализовано чуть лучше. Ещё четверть балла — за то, что разработка официально завершена с выходом из раннего доступа и добавлением типа II, а значит мы, скорее всего, не увидим в UBOAT подводные лодки типов IX, XVII и XXI. Что немного обидно, так как эти субмарины могли бы добавить ещё больше разнообразия в геймплей.

Однако мелкие недочёты не могут перечеркнуть главного: UBOAT в своём нынешнем виде является великолепной игрой, настоящим подарком, и я советую её, как минимум, ценителям жанра военных симуляторов и/или морской тематики. Это уникальный опыт, который сложно найти в современной игровой индустрии.

Изображение в превью:
Автор: Deep Water Studio
Источник: store.steampowered.com
Имитатор техникиСимуляторPC
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Об авторе
Наношу добро, причиняю пользу, благодарен за лайки и содержательные (дополняющие статьи) комментарии.

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Как работает особая система защиты пальцев на циркулярных пилах

Практически все виды инструмента, ручного или электрического, требуют соблюдения требований безопасности. Ослабление контроля может привести не только к царапинам и порезам, но и к более серьезным...

Как с легкостью приготовить кондиционер для белья из подручных средств

Когда речь заходит о стирке, почему бы не отказаться от магазинных ополаскивателей и не попробовать сделать их самим? Это не так уж сложно и поможет сэкономить деньги, а также избавит от...

Hamster Kombat: стоит ли хомячье безумие вашего времени?

Все сошли с ума от хомяка. Простое приложение — мультяшный рисунок, изображающий грызуна. Грызуна надо «тапать» — щелкать пальцем по изображению. От этого нехитрого действия...

Каким комнатным цветам вреден водяной душ

Если вы когда-либо увлекались домашним садоводством, наверняка знаете, что большинство комнатных растений любят, когда их листья время от времени опрыскивают водой. Это помогает им избавиться от...

Мощный аналог бензиновому триммеру для любой сложности работы: Обзор аккумуляторного триммера Greenworks GD60BCB на 60В

На протяжении всей моей жизни каждое лето у меня возникает необходимость бороться с буйной растительностью на дачном участке. Перепробовано уже множество различных способов стрижки газонов и...

Как избавиться от слизней: простой рецепт приманки из овсяных хлопьев

Лето — это не только время жаркого солнца и щедрых урожаев, но и время, когда наши огороды начинают атаковать различные вредители. Одной из серьёзных проблем для многих садоводов...