Мода на самураев прошла мимо этой игры... Обзор Total War: SHOGUN 2

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Обзор | Компьютерные и мобильные игры

2024 год можно называть годом многих вещей: годом «победы Xbox», годом «погибели Sony», годом «победы азиатской игровой индустрии», годом «протеста против повестки» и т. д. Но есть более утончённая тема, которая тоже вписывается в текущие реалии. Речь идёт об аномально растущем интересе к истории Японии (хотя этот интерес был всегда). Особое внимание заострено ровно на двух известных исторических эпохи — периоды Сэнгоку (1467—1573 гг.) и Бакумацу (1853—1868 гг.). В марте уже вышла Rise of the Ronin. Также, весной шёл сериал Сёгун. В мае вышла PC-версия Ghost of Tsushima. А этим летом нам показали геймплей Assassin's Creed Shadows, в котором главной гордостью проекта стал темнокожий самурай. Как видите, 2024 год был полон не только играми от азиатов, но и играми про азиатскую культуру и историю. Помимо текущих релизов, эта «культурная экспансия» побудила геймеров вернуться в такие игры как Sekiro и серии Nioh. Но почему-то никто не захотел возвращаться в такую интересную игру как Total War: SHOGUN 2… Никто кроме меня. Потому в этом обзоре я проведу ретроспективу того, что это был за проект и как он играется в 2024 году.

Автор: Creative Assembly Источник: store.steampowered.com

Что это за игра?

Поясню для тех, кто родился в после 2010-го. Total War — серия стратегий, каждая часть которой посвящена определенной эпохе или вселенной. На данный момент, самым большим онлайном может похвастаться только Total War: WARHAMMER 3. Ежедневно в него играют около 20 тыс. человек. У остальных проектов онлайн не достигает и 5 тысяч. SHOGUN 2 не является исключением…

Кроме того, сегодня серия Total War, как и многие другие стратегии, известна своим обилием DLC, без которых игра перестаёт быть поистине интересной. Правда многие из них требуют невероятных вливаний. Но говоря об игре в обзоре, то тут эта политика выглядит ещё более-менее цивильной и адекватной (но это только моё мнение).

Говоря уже о SHOGUN 2, то данная стратегия целиком посвящена междоусобным войнам в Японии. В этом плане у нас есть 3 кампании (оригинал и 2 DLC), каждая из которых имеет особые отличительные черты, которые наслаиваются на общий геймплей. При этом, в каждой из них суть заключается в том, чтобы захватить столицу и определенное количество провинций.

Поговорим о геймплее

В этом блоке я расскажу про общие геймплейные черты игры, которые я не хочу по 3 раза переписывать, рассказывая о кампании, кооперативном режиме и мультиплеере. И начать стоит с того, что игра представляет собой борьбу выбранного вами клана за власть. В оригинальной игре мы будем иметь дело с периодом Сэнгоку Дзидай (эпохой воюющих провинций) и можем играть за один из 12 знатных домов того времени (трое из этих домов доступны только в DLC). DLC «Рассвет самураев» повествует историю конфликта трёх знатных домов конца во времена войны Гэмпэй. А DLC «Закат самураев» является вольной интерпретацией Войны Босин, в ходе которой император Японии возвращал свою власть у сёгуна. В ней представлен выбор из 10 домов, 5 из которых на стороне императора и ещё 5 представляют интересы сёгуна.

Каждый из этих предлагаемых домов имеет свои отличительные особенности, вокруг которых и стоит пробовать играть. Например, Айдзу — ультра-консерваторы и противники прогресса. Потому у них довольно сильны устаревшие виды войск. Токугава — главные интриганы и каноничные победители в эпохе воюющих провинций. Их основная сила заключена в дипломатии и агентах. И такие особенности присущи каждому. Правда у некоторых она выражена особенно слабо, а у некоторых она совершенно безумна и меняет весь принцип игры с ног на голову.

Вот такой интересный дизайн сделали для последнего аддона к «Закату самураев»
Автор: DanyaShepard

Как я упомянул выше, каждая кампания состоит из двух частей, каждая из которых требует определенных интеллектуальных навыков игрока. На стратегической карте нужно обладать аналитическим складом ума, уметь считать числа, оценивать риски и уметь строить долгосрочные планы. (В этом обзоре я не стану затрагивать особенности работы экономики, налогов и других показателей т.к. это слишком долго и нудно)

Карта Японии (Некоторые скриншоты я позаимствую у других пользователей т.к. я просто люблю играть в игры, а не делать скриншоты 24/7)
Автор: Mile pro Libertate Источник: steamcommunity.com

Вся эта карта разбита на 65 провинций, каждая из которых содержит в себе те или иные инфраструктурные особенности. У одних есть выход к морю, что позволяет заниматься торговлей и строить флот. Другие могут обладать специальной инфраструктурой, дающей особые преференции: железорудные/золоторудные рудники, институты, фабрики, лесопилки, многое другое и даже скрытые деревни ниндзя (прям как в аниме Наруто).

Помимо управления армией, флотом и городами, в кампании можно нанимать специальных агентов, цель которых заключается в выполнении определенных задач. Во всех трёх кампаниях они почти одинаковы и выполняют аналогичные функции. Есть ниндзя, которые убивают командиров, есть силовики, ловящие этих самых ниндзя и поддерживающие порядок в провинциях. А также есть различные религиозные деятели, которые тоже поддерживают порядок в регионе, приглашают всех в свою веру и оскорбляют вражеские армии, чтобы те сражались хуже.

По сути, всю кампанию можно пройти чисто на этой карте, управляя фигурками с войсками и агентами и манипулировать вероятностями. Но такой подход солидно портит игровой опыт, лишая его не менее интересной и захватывающей части этой игры — сражений в реальном времени. Управление войсками всегда было самым весёлым и увлекательным зрелищем, где игрок обладает всеми шансами на победу (чего нет в автоматических сражениях). Каждое такое сражение имеет только одну цель: победить врага. Но обстоятельства и условия могут быть разными. К примеру, в одном бою нужно просто подавить жалкий крестьянский бунт, а в другом нужно придумать как переиграть многотысячную и невероятно опытную армию, когда у тебя самого только пара сотен самураев и лютая артиллерия.

Сражение сделал в редакторе чисто ради скрина
Автор: DanyaShepard

Да, для того, чтобы побеждать, нужно владеть невероятными навыками микро-контроля, но если вы владеете им хоть в какой-либо форме, то проблем у вас быть не должно. Кроме того, многие карты сражений предлагают разные варианты для размещения войск и ведения боевых действий. Потому тут, как и в любой другой стратегии выигрывают самые внимательные и смекалистые, а не те, у кого войско побольше.

Помимо сухопутных сражений, стычки можно (а иногда нужно) проводить на воде. Игра не просто так предлагает вам нанимать различные типы кораблей. Тут есть как быстроходные кораблики, способные поджечь пукан любому противнику, так и куча абордажных гигантов с целой кучей моряков, готовых вспороть глотку противнику на пришвартованном корабле.

Автор: STRAW Источник: steamcommunity.com

Именно этот режим давал основные эмоции от игры. И именно тут творилась самая весёлая составляющая, где можно было выставить войска не просто «стенка-на-стенку», а провернуть какой-нибудь хитрый тактический манёвр и переиграть врага, сохранив свою армию.

Стоит коротко проговорить ещё о других игровых аспектах, связанных с кампанией. Хоть серия игр и называется Total War, но чтобы война была победоносной, важно обращать внимание на мирные аспекты. Как я говорил, в игре есть множество вариантов того, как именно нужно добиваться победы. Можно строить торговый флот и отправлять их на другие торговые фактории. Можно подстрекать народ из других провинций на восстание, чтобы прийти и отобрать регион у бутовщиков. А можно вовсе подкупить гарнизон крепости и захватить всю провинцию.

Помимо этого, всегда нужно обращать внимание на такую интересную вещь, как «развитие» дома. И под этими подразумевается система прокачки фракции, состоящей из двух древ: военного и гражданского. В каждой кампании это древо выглядит по-своему, но суть у них всегда одна и та же. Первая предлагает особенности для развития армии, а вторая даёт особенности развития в плане культуры, дипломатии, экономики и особых видов войск по типу ниндзя в открытых сражениях или монахов. Лично я отдавал предпочтение прокачке второго древа. Так можно было обеспечить стабильный заработок на внутренней и внешней торговле и содержать вменяемую армию.

Помимо прокачки дома, прокачивать можно своих командиров и агентов. Причём одни улучшения позволяют им лучше выполнять свои задачи, а другие могут помочь в развитии всему клану.

На этом общие черты всей серии заканчивается и пора разобрать особенности каждой кампании. Благо отличий там хватает.

Оригинальная кампания

Довольно сложно говорить об отличительных чертах оригинальной кампании, когда ты осознаёшь тот факт, что именно от неё отталкивались авторы в разработке аддонов…

Но даже так, главной отличительной чертой был и остаётся сама эпоха, в которой происходят события. Те, кто смотрел сериал «Сёгун», понимают, что из себя представляет эпоха того времени: дома идут друг против друга ради власти. И в ходе этой борьбы, претенденты строили такие заговоры, что даже заговорщики не понимали, что стали жертвами другого заговора. В SHOGUN 2 нет настолько продвинутой системы дипломатии. Но принцип «сегодняшний друг может стать врагом» является одним из основополагающих. Потому в середине кампании обязательно случится такая ситуация, когда здешний сёгун посчитает ваш клан опасным и потребует от остальных, чтобы вас истребили…

Автор: DanyaShepard

По сути, всю кампанию SHOGUN 2 можно назвать одной большой королевской битвой, в которой принимают участие 12 домов и только один из них выйдет победителем.

Если говорить про какие-либо затруднительные и бесящие аспекты данной кампании, то самым отвратительным является вопрос религии. Дело в том, что у каждого клана и каждой провинции есть своя признанная вера, которую они продвигают. И данный вопрос стоит невероятно остро, когда играешь за христиан или сектантов из Икко-Икки т.к. если просто захватывать провинции и не уделять внимание данному аспекту, то все быстро взбунтуются… Потому приходится ждать, держать гарнизон и агентов до тех пор, пока все не успокоятся и уверуют в твою религию.

Автор: DanyaShepard

Сложно что-то ещё говорить про эту кампанию т.к. всё самое основное я уже рассказал выше, а список отдельных особенностей довольно скуден…

«Рассвет самураев»

Главным и, по моему мнению, невероятно бесящим отличительным элементом данной кампании является то, что данный конфликт выражен в формате трёх сторон, в каждой из которых есть два «братских» дома. Другими словами, этот аддон предназначен для совместного прохождения с другом/подругой. Если же вы вздумаете играть в это в одиночку, то готовьтесь к тому, что ваш «побратим» будет тупить, спать или вообще предаст (у меня такое случилось)!

Помимо ориентации на совместные действия, в этой кампании сильно снижен темп передвижения войск. Если в оригинальной кампании можно было дойти до соседней провинции за 1-2 хода, то тут может потребоваться аж 4-5.

Может показаться неуместным, но в других кампаниях войско могло передвигаться на много дальше…
Автор: DanyaShepard

При этом, разработчики решили понерфить множество баффов на дальность передвижения по карте. Военачальникам убрали этот бафф на поздние уровни, а строительство дорог стало невероятно дорогим удовольствием, которое даже не отвечает соотношению «цена-качество».

Ещё одним отличием станет то, что тут напрочь отсутствуют войска с огнестрелом (оно очевидно). Остались только метатели местных бомбочек, которыми ещё надо уметь пользоваться…

Автор: DanyaShepard

Но самые весёлые изменения кроются в режиме сражения. Во-первых, в этом аддоне войска ещё не знают что такое «сомкнутый строй». Потому они выглядят как какое-то хаотичное сборище мужиков. Во-вторых, провинции, зачастую, происходит вообще по принципу обычного сражения т.к. в этом аддоне решили пересмотреть значение укреплений. Теперь первые два уровня защиты представляют собой лишь низкие стены, за которыми могут укрываться лучники. Больших стен здесь нет. Ворот тоже. Потому всё сражение выглядит как обычная битва «стенка-на-стенку».

Вот так выглядит типичная крепость в этом аддоне
Автор: DanyaShepard

Подводя итоги, кампания «Рассвет самураев» мне понравился меньше всего из-за того, что она ориентирована на двух человек. При игре в соло сразу теряешь надёжного союзника, который сможет помочь в трудную минуту. А скорость передвижения войск на ранней стадии игры негативно сказывается на темпах развития клана и стратегическом планировании. Из-за этого, всего, победа в такой кампании может затянуться до требуемых 100 ходов (в короткой кампании).

«Закат самураев»

Последний аддон в данном списке имеет наибольшее количество изменений и особенностей, по сравнению с оригиналом. Смена эпохи на более позднюю сильно сказалось на тактике. Если в оригинале и «Рассвете» бои строились за счёт винегрета из пехоты, лучников и конницы, то в «Закате» основой армии стали бойцы с огнестрельными пушками и артиллерия.

В детстве этот трейлер мне сразу продал это DLC и заставил поугарать с происходящего.

Исходя из этого, можно уже сделать вывод как именно будут проводиться бои: две шеренги стрелков, стоят друг против друга и стреляются до потери пульса. Да, в этой кампании всё ещё есть конница и пехота ближнего боя. Но пока она добежит до врага, 1/5 бойцов будет попросту пущено в расход. Хотя даже такое не является преградой для продумывания победной тактики, в которой бойцы ближнего боя будут ключевой ударной силой.

Автор: DanyaShepard

Подобная тактика изменилась не только на суше, но и на море. Теперь дальний бой является наиболее приемлемым видом сражения, нежели тактика абордажей (которые остались в этой кампании). Основной акцент сделан на огневую мощь кораблей и их броню, которая может быть деревянной, медной или стальной, в зависимости от прокачки дома.

Автор: DanyaShepard

Но стоит отметить, что даже такие перемены не сделали морские сражения в кампании столь же важными, сколько сухопутные баталии и здешняя дипломатия. Потому в них весело резвиться только в редакторе боёв…

Вообще, весь прогресс той эпохи всецело продемонстрирован на древах развития дома. Если в прошлых кампаниях можно было сразу прокачать высокоуровневую ветку, не думая об остальных, то тут разработчики ввели новое ограничение, выраженное в «уровне прогресса» дома.

Обвёл синим
Автор: DanyaShepard

Всего этих уровней 4 и на каждом из них есть свои плюсы и минусы. Например, на первом уровне прогресса все традиционные войска будут сразу опытными. Но с приходом прогресса, опыт этих бойцов будет падать, а жители провинций будут недовольны модернизацией. Но без этого не получится открыть самые продвинутые исследования…

Говоря о здешнем конфликте, стоит упомянуть то, что к середине игры на вас не ополчатся сразу все… если вы не оплошаете с выбором стороны. Дело в том, что в этой кампании можно не только выбрать сторону между сёгуном и императором, но и занять «третью» сторону и пойти против всех, создав свою собственную республику. Но подобный ход стоит делать на втором прохождении, когда поймёте как устроена данная игра.

Лично мне эта кампания понравилась куда больше, чем тот же оригинальный Shogun и DLC «Рассвет самураев». Управление обычной толпой солдафонов с палками мне показалось не так интересно, как управление солдафонами, стреляющими из этих палок (к этому же сравнению можно указать ещё то, что мне очень зашла игра за до Отомо и Оду).

Исторические сражения

Ещё одной интересной геймплейной фичей тут является реконструкция сражений того времени. Разработчики предлагают переиграть одни из главных сражений Японии. При этом, многие из этих сражений мы будем должны переиграть таким образом, что ход истории будет изменён. Одним из таких сражений является Битва при Сэкигахаре, где нам придётся управлять армией, которая в реальности проиграла.

Я не знаю есть ли подобный режим в других частях, но тут подобная фишка мне понравилась. Кроме того, помимо исторических баталий, игроки уже много лет создают свои собственные сражения, которые тоже требуют солидной смекалки и умения распоряжаться войсками.

Мультиплеер и совместные кампании

Ну, а теперь пора перейти к самой печальной части данного обзора — к сетевым режимам. Дело в том, что игры серии Total War выходят по той же схеме, что и Call of Duty — каждый год.

Автор: Wikipedia Источник: ru.wikipedia.org

Из-за этого, многие фанаты серии не зацикливаются на какой-нибудь одной эпохе, а просто играют в новинки и терпят издевательства от разработчиков, которые презентуют невероятно дорогие DLC и пытаются объявить забастовку игре. Из-за этого, ситуация с онлайном в SHOGUN 2 аналогична прочим «культовым» частям серии по типу Rome 2. С другой стороны, многим другим частям серии повезло ещё хуже. Например, пиковый онлайн PHARAOH вообще оказался ниже 5,5 тыс. игроков единовременно.

Если говорить о самом геймплее, то он представляет собой всё те же сражения в реальном времени, но в стиле MMO, где каждый игрок создаёт свой собственный клан и лидера и захватывает «персональную Японию» на карте. Захваты же происходят путём победы в сражениях с другими игроками. Кроме того, каждая захваченная территория предлагает что-то новое: либо новый вид войск, либо новую способность, которую можно будет применить в следующем сражении. Поражения же ничего у вас не отнимают.

Раньше я любил рубиться с друзьями вот в этот режим, чтобы побыстрее открыть все эти штучки-дрючки и пойти резвиться в реальный мультиплеер.
Автор: DanyaShepard

К сожалению, в этот мультиплеер уже не получится нормально поиграть. Несмотря на онлайн в 5 тысяч тел, онлайн-режим не сумел удержать внимание игроков. Кроме того, тогдашняя система подбора соперника не обращала никакого внимания на опыт и уровень игрока. Потому приходилось терпеть унижения от высокоуровневых типов с прокачанными войсками… Ну, а сейчас эта проблема и вовсе никого не волнует т.к. игру вовсе не получится найти.

В игре есть ещё режим совместной игры. Но как это бывает в подобных режимах, нужно искать друга, у которого есть пара сотен свободных часов. И не стоит забывать, что если один ход может тянуться до 30 минут, то в совместном режиме с пошаговой механикой это растянется на очень долгое время…

Автор: DanyaShepard

Я даже не уверен, что есть смысл искать сообщества в других соц. сетях и платформах. Мои личные поиски привели меня к тому, что игра в онлайновом плане попросту сдохла.

DLC

Перед подведением итогов я бы поговорить об остальном доп. контенте, который прилагается к этой игрушке и как сильно он влияет на игру. Всего к этой игре прилагалось 8 дополнений, 2 из которых — крупные аддоны. Ещё 3 — это дополнительные дома для оригинальной кампании. Ещё два набора добавляют новые виды войск. Ну, а последнее DLC добавляет… брызги кровь в бою.

Автор: Steam Источник: store.steampowered.com

Я не знаю как обстоят дела в предыдущих и последующих частях франшизы, но у меня есть стойкое подозрение, что эта игра стала тестовым полигоном для прогона будущей маркетинговой схемы…

Выводы…

Я не являюсь каким-то там фанатом этой франшизы и стратегий в целом (хойщикам привет). Просто в далёком 2011 году мне попалась демо-версия этой стратегии и я решил в неё играть. Потому я не стану говорить о том какими сегодня являются разработчики и что с ними не так. Всё-таки я играю в игры, чтобы ловить кайф, а не для того, чтобы ощутить на себе как очередной жадный разработчик обчистит мой кошелёк на всякие DLC.

SHOGUN 2 — такая же игра, как многие другие «контурные карты», в которых нужно следить за кучей показателей. Но помимо этого она подкупает своей механикой сражений, в ходе которых могут принимать участие аж 10 000 бойцов с обеих сторон. Лично мне жаль, что игра так быстро ушла в забвение и о ней теперь никто ничего не говорит. Особенно жаль сейчас, когда в развлекательной культуре вновь прошлась вся эта мода на самураев и старо-японскую культуру…

Автор: DanyaShepard
Изображение в превью:
Автор: Creative Assembly
Источник: store.steampowered.com
СтратегияПошаговая стратегияТактикаPC
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Об авторе
Мамкин экономист, диванный аналитик и будущий эффективный менеджер! Изначально хотел писать статьи на тему геймдева, экономики и денег, а в итоге пишу обо всём, кроме экономики и денег… А ещё я идейный пират и считаю, что каждый уважающий себя потребитель должен иметь право пользоваться программами и играть в игры до того, как окончательно решат купить его.

1 комментарий

Maksey
Офигенная серия, классная игра, интересный обзор со взглядом с разных сторон. Спасибки.

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Сужение дороги – кто кому должен уступать с разметкой и без

Сужение дороги — это участок дороги, где происходит уменьшение количество полос движения и пропускной способности. Такие участки нередко встречаются как в городе, так и на загородных...

Китайские присадки для моторных масел: стоит ли доверять?

В последние годы рынок моторных масел в России серьезно изменился: многие знакомые западные бренды ушли, уступив место новым игрокам, в основном из Китая. Это заставляет автовладельцев тщательно...

Пилит 50-сантиметровые пеньки с легкостью! Обзор мощной 82V аккумуляторной пилы Greenworks GD82CS51

Аккумуляторный инструмент стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, но что если я скажу вам, что Greenworks предлагает батарейки мощностью до 82 Вольт? Сегодня я хочу поговорить о мощной...

4,2 миллиарда лет назад: встречайте LUCA, прародителя всего живого

Попытки заглянуть в колыбель земной жизни, разгадать тайну зарождения первого организма, из которого проросло все многообразие живых существ — задача, не дающая покоя ученым уже не одно...

Обзор смартфона OnePlus 11 спустя год: отличный флагман со всего тремя недостатками

В начале 2023 года компания OnePlus выпустила одиннадцатое поколение своего флагмана. Модель продолжала тенденции, впервые заложенные в модели 9 Pro: актуальная флагманская начинка, тройная камера...