Как создать кликер в Scratch: уроки программирования для детей

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Программирование для начинающих в визуальном конструкторе Scratch — это распространенное увлечение детей, интересующихся современными технологиями. Популярная среди подрастающего поколения среда разработки увидела свет более 20 лет назад — в 2003 году, а создали ее в медиалаборатории Массачусетского технологического института с целью привить детям интерес к программированию и обучить их базовым навыкам разработки. Scratch в наше время — это не только продвинутый инструмент для разработки игр для самых маленьких, но и сообщество увлеченных юных программистов.


Многие родители нередко задумываются о том, чтобы помочь ребенку освоить языки программирования и обучить основам разработки. Это особенно актуально в том случае, если ребенок увлечен компьютером и любит проводить свободное время в играх. Кроме того, многие юные геймеры признаются, что мечтают о создании собственного виртуального мира. Scratch — это отличный инструмент для того, чтобы помочь ребенку провести время с пользой для ума, создать собственную игру и поделиться своими успехами с друзьями и единомышленниками.

Дети занимаются программированием на курсах. Фотографии публикуются с разрешения детей и их родителей.

Scratch для детей — полезное и интересное увлечение

Среда визуального программирования Scratch для детей может похвастаться обширной аудиторией: согласно данным статистики, по состоянию на ноябрь 2023 года платформа насчитывала более 121 млн зарегистрированных пользователей. Число аккаунтов растет с каждым днем, поскольку визуальное программирование в Scratch для детей становится все более распространенным увлечением во всем мире.

Почему дети и их родителей все чаще выбирают Scratch в качестве первого языка программирования? На это есть множество причин — начиная с того, что платформа представляет собой полноценное комьюнити юных разработчиков, и заканчивая огромным набором навыков, которые развиваются благодаря обучению программированию в Scratch для школьников. Эти умения принято называть «soft skills», или «мягкими навыками». Они пригодятся школьнику на протяжении всей жизни независимо от того, захочет ли он связать свою будущую карьеру с программированием.

  • Логическое мышление. Программируя в визуальной среде Scratch, дети учатся структурировать свои мысли, а также разбивать большие проекты на маленькие подзадачи, понимать последовательность действий и логику выполнения программы.
  • Проблемное мышление. Дети учатся анализировать возникающие в процессе программирования трудности и находить пути их решения, используя средства разработки Scratch.
  • Креативное мышление. Чтобы создать качественную и интересную игру, анимацию или мультфильм на платформе, необходимо проявить творческие навыки и фантазию. В среде Scratch есть множество инструментов для воплощения самых смелых идей — например, функции добавления графики, звукового сопровождения и анимации.
  • Компьютерная грамотность. Работая в визуальном конструкторе Scratch, дети знакомятся с устройством компьютера и периферийной техники, а также изучают операционную систему и основы работы с файлами и программами.
  • Работа в команде и ответственность. На онлайн-курсах программирования в Scratch дети находят друзей и единомышленников, распределяют задачи, а главное — учатся работать ответственно и сообща. Это очень полезный навык, поскольку большинство современных информационных продуктов создаются большими командами разработчиков.
  • Умение справляться с неудачами. В процессе программирования в Scratch у ребенка могут возникнуть затруднения, связанные с некорректной работой созданной игры, анимации или мультфильма. Дети учатся находить собственные ошибки, анализировать и исправлять их. В дальнейшем это помогает им не бояться трудностей и не опускать руки в случае возникновения проблем.
  • Математические навыки. В Scratch содержится немало математических операций и функций. Для того, чтобы успешно программировать в конструкторе, необходимо вспомнить счет, алгоритмы, геометрию и другие понятия из курса математики. Как правило, дети, которые увлекаются программированием, без труда получают высокие оценки в школе.
Дети занимаются программированием на курсах. Фотографии публикуются с разрешения детей и их родителей.

Программирование в Scratch для детей: создаем первую игру

Дети, которые только начинают осваивать программирование в Scratch, нередко задаются вопросом — с чего начинать обучение? К счастью, сейчас юным программистам доступно множество различных видеоуроков, подходящих школьникам с любым уровнем IT-подготовки. Повторяя простые инструкции и руководствуясь своей фантазией, ребенок без труда сможет создать собственную игру, анимацию или мультфильм. Начинающим программистам мы предлагаем создать в Scratch простую, но увлекательную игру в жанре кликер.

Суть таких игр предельно проста. Игроку нужно кликать по определенным предметам, зарабатывая виртуальную валюту. В дальнейшем полученные очки можно потратить на приобретение улучшений. Несмотря на простоту игрового процесса, кликеры полюбились игрокам со всего мира, а самые популярные из них преодолели отметку в десятки миллионов скачиваний. К счастью, создать собственный кликер в конструкторе визуального программирования Scratch для детей не так сложно, как кажется на первый взгляд: с этой задачей справится даже школьник. Для этого достаточно лишь следовать простой инструкции.

Подготовка

Для создания кликера нам понадобятся:

  1. Спрайты:
  • спрайт большого яблока (наша кнопка) и несколько костюмов;
  • спрайт маленького яблока (для анимации сбора);
  • спрайт корзинки;
  • фон.
  1. Звуки:
  • звук монетки (coin);
  • ускоренный звук монетки (coin).

Расположение элементов и создание кнопки

Мы расположим кнопку нашего кликера посередине. Рядом мы разместим большой спрайт яблока. Корзинка будет под ним, а в ней будет располагаться маленький спрайт яблока:

Создадим главное — кнопку нашего кликера. Мы будем работать в спрайте большого яблока:

  1. Создадим переменную «score» для нашего счета, и в блоке «когда флаг нажат» дадим ей значение 0.
  1. Создадим собственный блок «пополнение счета» и сообщение «анимация», будем вызывать их в блоке «когда спрайт нажат»

Пополнение счета и анимация

Продолжим работу в нашем спрайте кнопки и определим блок пополнения счета. В блоке «пополнение счета» будем изменять нашу переменную на 1, и для удачного попадания, в блоке с условием «если — то», в условие поставим конструкцию «х = у», в Х поставим блок «случайное число от 1 до 10», а в У поставим 1, и уже внутри будем пополнять переменную не на 1, а на 5 баллов, это будет удачное попадание:


Не забудем добавить звуки: короткий на обычное попадание, и обычный на удачное.

Также добавим смену костюма: она будет происходить каждый раз, когда мы набираем 10 очков. Для этого нам нужно в условии блока «если — то» сравнить остаток от деления нашего счета на число 10 с нулем, и в этом случае менять костюм:

Создание анимации

При нажатии на кнопку мы передаем сообщение «анимация». Предлагаем разместить её на маленьком спрайте яблока.

Для начала мы будем прятать яблоко: в блоке «когда флаг нажат» поместим команду «спрятаться»

Теперь мы будем делать клона нашего спрайта каждый раз, когда будем получать сообщение «анимация»:

И когда мы будем клоном, наше яблоко будет складываться в корзину:


Точка, в которую оно плывет — положение корзины.

Итог

Мы сделали простой кликер, в котором по нажатию на кнопку мы получаем очки, и проигрывается анимация сбора яблока, а также есть удачное попадание. Предлагаем протестировать игру:

Видеоурок по созданию кликера в Scratch для детей

Мы постарались наиболее подробно описать процесс создания кликера в Scratch для детей. Однако не зря говорят, что повторение — это мать учения. Иногда для того, чтобы успешно справиться с задачей, нужно увидеть все своими глазами. Мы предлагаем вам посмотреть инструкцию по созданию кликера в Scratch для детей в формате видеоурока.

Программирование в Scratch для детей: преимущества платформы

Платформа Scratch для детей имеет множество преимуществ, которые заинтересуют юных программистов. Вот, за что дети и родители выбирают этот конструктор визуального программирования для создания своих первых игр, мультфильмов и анимаций:

  • Простота использования. Scratch — это конструктор, который разработан в первую очередь для детей, поэтому он может похвастаться простым и интуитивно понятным интерфейсом для программистов любого уровня. Игры, мультфильмы и анимации в Scratch создаются при помощи специальных блоков: их нужно перетаскивать и соединять по аналогии с кирпичиками «Лего». Scratch не требует опыта написания кода, благодаря чему подходит даже начинающим.
  • Результат в режиме реального времени. Поскольку Scratch — это среда визуального программирования, школьники могут сразу видеть результат своей работы прямо на экране, оперативно находить ошибки и исправлять их. Благодаря этому дети понимают, как работает их программа, что мотивирует их на дальнейшее изучение средств разработки.
  • Возможность самовыражения. В Scratch дети проявляют свои творческие способности, создавая яркие игры, мультфильмы и анимированные открытки. Scratch дает возможность реализовать самые интересные идеи: создать собственных персонажей и локации, прописать диалоги и сюжетные линии. Все это способствует развитию фантазии у детей.
  • Комьюнити разработчиков. В Scratch есть встроенная возможность загружать собственные проекты на платформу, делиться ими с друзьями и единомышленниками, а также работать в команде с другими детьми над новыми интересными проектами. Социальная составляющая — это отличная мотивация для юных программистов: школьники учатся работать в команде, относятся к выполнению задач со всей ответственностью и получают заслуженное признание собственных успехов от товарищей.
  • Простота в обучении. Сама платформа Scratch может похвастаться обширной базой учебных материалов, благодаря чему освоить программу без труда сможет даже школьник. Кроме того, в интернете доступны сотни различных видеокурсов на всех языках мира. А если юный разработчик столкнется с трудностями, то он сможет задать свои вопросы на профильных форумах, где ему обязательно помогут.
Дети занимаются программированием на курсах. Фотографии публикуются с разрешения детей и их родителей.

В целом, Scratch — это многофункциональная среда разработки, которую выбирают сотни миллионов детей и их родителей для обучения программированию. Несмотря на то, что Скретч считается в первую очередь инструментом для юных начинающих разработчиков, его встроенного функционала достаточно для воплощения в жизнь самых смелых детских идей и фантазий. На курсах программирования в Scratch дети создают увлекательные игры, яркие анимации и интересные мультфильмы, а также делятся своими успехами с родителями, друзьями и единомышленниками. Освоив Скретч, многие дети приступают к изучению более сложных и «взрослых» языков программирования — например, Python, который тоже распространен среди школьников.