Загадочные объекты класса G: ключ к разгадке тайны первичных черных дыр?

Загадка темной материи уже много лет ставит в тупик астрофизиков. Что это за неуловимая субстанция, составляющая более 80% массы Вселенной? Несмотря на многочисленные попытки, ее природа остается тайной, скрытой в глубинах космоса. Среди множества теорий выделяется одна, интригующая своей простотой и элегантностью: гипотеза о первичных черных дырах.

Образование первичных черных дыр, вольная интерпретация

Первичные черные дыры, в отличие от своих звездных собратьев, рожденных в результате гравитационного коллапса звезд, возникли в бурные первые мгновения после Большого взрыва. Тогда Вселенная была невероятно плотной и горячей, и флуктуации плотности могли привести к формированию этих загадочных объектов.

Долгое время считалось, что образование первичных черных дыр требует экзотических условий, недостижимых в рамках стандартных космологических моделей. Однако последние исследования открывают перед нами совершенно новый мир возможностей, демонстрируя, что рождение этих космических исполинов может быть гораздо более обычным явлением, чем предполагалось ранее.

Новая физика в действии: как Юкавские взаимодействия формируют первичные черные дыры

Один из наиболее захватывающих сценариев образования первичных черных дыр основан на принципах, не требующих радикального пересмотра наших представлений о Вселенной. В основе этой идеи лежит взаимодействие элементарных частиц через юкавские силы — мощные силы притяжения, действующие на коротких расстояниях.

Численное моделирование формирования первозданной структуры. Начиная с малых возмущений, на рисунке выше показан рост нелинейной структуры в эпоху доминирования излучения
Автор: Marcos M. Flores, Alexander Kusenko; arxiv:2404.05430 [astro-ph.CO] https://doi.org/10.48550/arXiv.2404.05430 CC-BY 4.0 Источник: arxiv.org

Представим себе раннюю Вселенную, наполненную экзотическими частицами, взаимодействующими посредством юкавских сил. Эти силы, подобно магниту, стягивают частицы, формируя плотные сгустки материи — первичные гало. По мере сжатия гало юкавские взаимодействия порождают интенсивное излучение, уносящее энергию и вращательный момент. В результате гало стремительно коллапсирует, превращаясь в первичную черную дыру.

Этот сценарий обладает рядом уникальных преимуществ. Во-первых, он не требует введения экзотических частиц или полей, ограничиваясь минимальными модификациями стандартной модели физики элементарных частиц. Во-вторых, юкавские силы обеспечивают эффективный механизм охлаждения, позволяя гало быстро сжиматься, минуя препятствия, связанные с фермиевским давлением вырождения.

Следы космических исполинов: как обнаружить первичные черные дыры

Если первичные черные дыры действительно существуют, то как нам их обнаружить? Ведь эти объекты невероятно малы, а их гравитационное воздействие на окружающую материю практически незаметно.

На помощь астрофизикам приходят нейтронные звезды — сверхплотные остатки массивных звезд, обладающие невероятной гравитацией. В плотных областях космоса, таких как галактический центр, первичные черные дыры могут попадать в гравитационные ловушки, создаваемые нейтронными звездами. Постепенно черная дыра поглощает вещество нейтронной звезды, увеличиваясь в размерах и в конечном итоге превращая ее в черную дыру звездной массы.

Обилие PBH в рамках формирования первобытной структуры. Темная материя (DM) кривая соответствует 𝜂𝜓 ∼ 𝜂𝐵 ∼ 10-10 при 𝑚𝜓 = 5 ГэВ. Как вариант, гравитационная кривая гравитационных волн (ГВ), относящаяся к LIGO, Virgo и KAGRA, соответствует 𝜂𝜓 = 10-9 и 𝑚𝜓 = 5 МэВ.

Этот процесс сопровождается яркими астрофизическими явлениями: килоновой вспышкой, аналогичной взрыву при слиянии нейтронных звезд, и мощным радиосигналом — быстрым радиовсплеском. Таким образом, поиск «осиротевших» килоновых, не сопровождающихся гравитационными волнами от слияния нейтронных звезд, но связанных с быстрыми радиовсплесками, может стать ключевым инструментом в охоте за первичными черными дырами.

Предсказанные сигналы гравитационных волн, обусловленные формированием структуры за счет дальнодействующего взаимодействия взаимодействия. Распределение масс сверхплотностей предполагается монохроматическим. Здесь, массы сверхплотностей составляют 10-2 𝑀⊙ (слева), 10-12 𝑀⊙ (в центре) и 10-21 𝑀⊙ (справа).
Загадочные объекты класса G: неужели это следы поглощенных нейтронных звезд?

В самом сердце нашей галактики, в непосредственной близости от сверхмассивной черной дыры Стрелец A*, астрономы обнаружили загадочную группу объектов, получивших название «объекты G». Эти объекты ведут себя как объекты звездной массы, но их излучение напоминает свечение пыли и ионизированного газа.

Происхождение объектов G остается загадкой. Одна из гипотез предполагает, что они представляют собой остатки нейтронных звезд, поглощенных первичными черными дырами. Согласно этой идее, первичная черная дыра, поглотив нейтронную звезду, окружает себя оболочкой из пыли и газа, формируя объект, похожий на объекты G.

Первичные черные дыры: ключ к пониманию Вселенной

Новые идеи о формировании и методах обнаружения первичных черных дыр открывают перед нами удивительный мир, где границы между привычными космологическими моделями и фундаментальными принципами физики элементарных частиц размываются.

Исследование первичных черных дыр — это не просто поиск новой формы темной материи. Это путешествие в самые сокровенные тайны ранней Вселенной, способное пролить свет на процессы, определившие ее эволюцию и приведшие к рождению звезд, галактик и жизни.

• В статье говорится о том, что Юкавские силы, будучи более мощными, чем гравитация, могут способствовать формированию первичных чёрных дыр. Но если они так сильны, почему мы не наблюдаем их проявления в повседневной жизни?

Юкавские силы действительно сильнее гравитации, но только на очень коротких расстояниях, сравнимых с размерами атомного ядра. На макроскопическом уровне их влияние практически незаметно, поскольку оно экспоненциально убывает с расстоянием. Поэтому в привычном нам мире доминирует гравитация, определяя движение планет, звезд и галактик.

• В статье утверждается, что первичные чёрные дыры могут поглощать нейтронные звезды, оставляя после себя облако пыли и газа. Но как такое возможно? Ведь чёрные дыры, по определению, поглощают всё, что попадает в их гравитационное поле.

Действительно, чёрные дыры поглощают вещество, но этот процесс не мгновенный. При поглощении нейтронной звезды первичная чёрная дыра сначала разрывает её на части, формируя аккреционный диск, вращающийсяся вокруг неё. Часть вещества из этого диска, не успев попасть в чёрную дыру, может быть выброшена наружу, образуя облако пыли и газа.

Наука не стоит на месте, и мы постоянно открываем новые астрономические явления. Поэтому гипотеза о том, что объекты G представляют собой нечто совершенно новое, не исключена. Однако на сегодняшний день теория о поглощении нейтронных звезд первичными чёрными дырами лучше всего объясняет наблюдаемые характеристики этих объектов.

• Если первичные чёрные дыры являются темной материей, значит ли это, что они могут находиться и в нашей Солнечной системе? Может ли одна из них стать причиной глобальной катастрофы на Земле?

Вероятность того, что первичная чёрная дыра находится рядом с Землей, крайне мала. Даже если такая чёрная дыра и существует в пределах Солнечной системы, её размеры на несколько порядков меньше размера атома, а масса — сравнима с массой небольшого астероида. Гравитационное влияние такого объекта будет ничтожным, и он не представляет никакой опасности для Земли.

• В статье упоминается о том, что испарение первичных чёрных дыр может стать источником энергии для формирования сверхмассивных чёрных дыр. Но ведь испарение чёрных дыр — это чрезвычайно медленный процесс, занимающий триллионы лет. Как такие чёрные дыры могут влиять на события, происходящие в ранней Вселенной?

Действительно, испарение чёрных дыр с массой, сравнимой с массой звезды, занимает очень много времени. Однако первичные чёрные дыры могут обладать гораздо меньшей массой, и время их жизни значительно короче. Такие чёрные дыры могли испариться в первые миллиарды лет после Большого взрыва, оказав влияние на формирование сверхмассивных чёрных дыр.