Забытая музыка предков: что рассказали ученым наскальные рисунки с музыкальными инструментами?
В сердце африканского континента, где саванна встречается с гранитом, хранится тайна, зашифрованная в красках на камне. Древние художники Зимбабве, задолго до появления письменности, оставили потомкам послание, звучащее сквозь тысячелетия. Это послание — не просто изображения быта или охоты, но и сложная партитура, исполняемая на инструментах, высеченных в вечности. Новое исследование, опубликованное в журнале «Азания: Археологические исследования в Африке», открывает нам двери в этот удивительный мир звуков и ритуалов, позволяя услышать музыку, застывшую на каменных полотнах.
Открытие звучащего ландшафта
Долгое время наскальное искусство Зимбабве рассматривалось преимущественно как визуальный источник информации о жизни древних обитателей региона. Внимание исследователей было сосредоточено на сценах охоты, изображениях животных и антропоморфных фигур. Однако, группа археологов под руководством доктора Джошуа Кумбани и профессора Маргариты Диас-Андреу задалась амбициозной целью — расшифровать музыкальную составляющую этого наследия. Они обратили внимание на то, что в руках многих фигур на рисунках находятся предметы, подозрительно напоминающие музыкальные инструменты. Это наблюдение стало отправной точкой для масштабного исследования, впервые столь глубоко погрузившегося в изучение связи между наскальным искусством и музыкальной культурой Зимбабве.
Исследователи столкнулись с непростой задачей. Ведь недостаточно просто идентифицировать предмет в руках фигуры как инструмент. Необходимо было доказать, что он действительно использовался для извлечения звука, а не был, например, просто элементом украшения или ритуальным предметом. Для этого ученые разработали методику, основанную на анализе позы и жестов изображенных людей. Особое внимание уделялось положению рук, взаимодействию фигуры с инструментом и контексту сцены. Например, человек, держащий трубку у рта, с большой вероятностью играет на флейте, а согнутые в локте руки, сжимающие предмет округлой формы, могут свидетельствовать о ритмичном встряхивании погремушки. Этот кропотливый анализ позволил ученым не только идентифицировать конкретные типы инструментов, но и предположить способы игры на них.
Инструментарий древних музыкантов
Используя систему классификации Хорнбостеля-Закса, ученые разделили обнаруженные на рисунках инструменты на четыре основные группы: идиофоны (погремушки, бумборд), мембранофоны (барабан), хордофоны (не обнаружены в данном исследовании) и аэрофоны (флейты, трубы). Наиболее распространенными инструментами оказались погремушки, что неудивительно, учитывая их простоту и доступность. Ученые обнаружили изображения как ручных погремушек, так и тех, которые крепились к телу, например, к плечам или предплечьям. Интересно, что ножные погремушки, широко распространенные в традиционной музыкальной культуре современного Зимбабве и часто изображаемые в наскальном искусстве Южной Африки, на зимбабвийских рисунках отсутствуют. Это наблюдение подчеркивает региональные различия в музыкальных традициях и заставляет задуматься о культурном многообразии древнего населения региона.
Наряду с погремушками, исследователи обнаружили изображения барабанов, флейт и труб. Примечательно, что музыкальные луки, еще один распространенный инструмент в Южной Африке, на зимбабвийских рисунках также не встречаются. Этот факт еще раз подтверждает гипотезу о существовании различных культурных зон с уникальными музыкальными предпочтениями.
Музыка в ритуале и повседневности
Однако, анализ наскальных рисунков позволил ученым увидеть не только разнообразие инструментов, но и их роль в жизни древних людей. Особый интерес представляет связь музыкальных инструментов с трансовыми мотивами. На многих рисунках погремушки и барабаны изображены в сочетании с фигурами в состоянии транса — териантропами (людьми-животными), людьми с вздыбленными волосами или вздутыми животами. Это свидетельствует о том, что музыка играла важную роль в ритуалах и церемониях, возможно, связанных с исцелением или общением с духовным миром.
В то же время, трубы и флейты, похоже, имели более широкий спектр применения. Их изображения встречаются как в контексте трансовых ритуалов, так и в сценах, которые можно интерпретировать как изображения повседневной жизни или развлечений. Это позволяет предположить, что эти инструменты использовались как для сопровождения ритуальных действий, так и для исполнения музыки в более светском контексте.
Гендерный аспект музыкальной культуры
Не менее интересным аспектом исследования стал анализ гендерных ролей в исполнении музыки. Оказалось, что погремушками пользовались как мужчины, так и женщины, в то время как трубы и флейты ассоциировались исключительно с мужчинами. Это наблюдение открывает простор для дальнейших исследований, направленных на изучение гендерных норм и ограничений в древнем обществе. Возможно, существовали определенные культурные табу, запрещавшие женщинам играть на аэрофонах, или же выбор инструмента был связан с определенными социальными ролями и обязанностями.
Заключение: звуки прошлого, говорящие с настоящим
Исследование, проведенное доктором Кумбани и профессором Диас-Андреу, открывает нам новый взгляд на наскальное искусство Зимбабве. Оно показывает, что каменные полотна хранят в себе не только визуальные образы, но и отголоски звучащего мира древних людей. Анализ музыкальных инструментов, изображенных на рисунках, позволяет нам реконструировать фрагменты музыкальной культуры, узнать о ритуалах и верованиях, а также задуматься о культурных различиях в древнем обществе.
0 комментариев
Добавить комментарий
Добавить комментарий