Является ли космос колыбелью жизни? Новое исследование пытается дать ответ

Загадка возникновения жизни на Земле будоражит умы ученых и философов на протяжении веков. Откуда взялись первые организмы? Как из хаоса неживой материи возникла сложная и упорядоченная система, которую мы называем жизнью? И хотя однозначного ответа пока нет, наука шаг за шагом приближается к разгадке этой тайны. И, возможно, ключ к ней лежит не на Земле, а в бескрайних просторах космоса.

Представьте себе раннюю Землю — раскаленный шар, окутанный ядовитыми газами, безжизненный и негостеприимный. Трудно вообразить, что в этом адском котле могла зародиться жизнь. Но что, если необходимые «ингредиенты» были доставлены извне, словно посылка из далекой галактики?

Звездная пыль и аминокислотный алфавит

Последние исследования указывают на удивительную возможность: строительные блоки жизни, такие как аминокислоты, могли формироваться в межзвездной среде — в холодных и разреженных облаках газа и пыли, заполняющих пространство между звездами. Здесь, на поверхности мельчайших пылинок, под воздействием космического излучения и экстремальных температур, атомы углерода, кислорода и азота вступают в танец химических реакций, создавая органические молекулы — основу будущей жизни.

Анализ экстракта UPLC. Влияние ионного сигнала на массы указанных молекул в зависимости от времени удержания по данным сверхвысокоэффективного жидкостного хроматографического анализа экстракта из остаточного вещества комнатной температуры (13C, CO и NH3 реагенты). Время появления ионов из химических эталонов изображено пунктирными линиями. Положительная идентификация соответствующих молекул обозначается зелеными галочками, в то время как красный крест означает отрицательную идентификацию.
Автор: Serge A. Krasnokutski et al., Formation of extraterrestrial peptides and their derivatives.Sci. Adv.10,eadj7179(2024).DOI:10.1126/sciadv.adj7179(CC-BY 4.0) Источник: www.science.org

Эти молекулы не остаются в одиночестве. В хаотическом вихре межзвездной среды они сталкиваются, взаимодействуют, объединяются в цепочки, подобно буквам, складывающимся в слова. Так рождаются пептиды — молекулы, играющие ключевую роль в биохимических процессах живых организмов.

Космический ковчег: доставка на дом

Но как эти молекулярные «заготовки» попали на Землю? Ответ кроется в космических странниках — кометах и метеоритах. Эти небесные тела, образовавшиеся в ранней Солнечной системе, подобно ковчегам, хранят в себе драгоценный груз органических молекул, накопленных за миллионы лет странствий по галактике.

Столкновение с Землей становится для них роковым, но для нашей планеты — это подарок судьбы. Разрушаясь в атмосфере, кометы и метеориты осыпают Землю органическими веществами, обогащая ее первичный «бульон» и создавая благоприятные условия для возникновения жизни.

Лаборатория жизни: от молекул к организмам

Получив необходимые «ингредиенты», Земля превращается в гигантскую лабораторию, где начинают происходить удивительные превращения. Пептиды, подобно умелым мастерам, катализируют химические реакции, ускоряя и направляя процессы формирования более сложных молекул. Постепенно возникают первые протоклетки — прообразы будущих клеток, отделенные от внешнего мира примитивными мембранами.

И наконец, происходит чудо — рождается самовоспроизводящаяся система, способная к эволюции и развитию. Жизнь выходит на сцену, чтобы начать свое захватывающее путешествие по планете Земля.

Универсальная формула жизни

Эта гипотеза, подтвержденная многочисленными исследованиями, открывает захватывающие перспективы. Если строительные блоки жизни формируются в межзвездной среде, значит, они могут существовать и в других уголках Вселенной. Возможно, жизнь — не уникальное явление, а универсальный принцип, реализующийся везде, где для этого создаются подходящие условия.

Мы пока не знаем, насколько широко распространена жизнь во Вселенной, но поиск продолжается. И возможно, в один прекрасный день мы найдем братьев по разуму, рожденных под другими звездами, но из той же космической колыбели, что и мы.

3 комментария

V
Невозможно объяснить эволюционной теорией возникновение полного генетического кода, являющегося необходимым условием для размножения клетки. В связи с белками и ДНК в голову приходит старая загадка о том, кто появился первым — курица или яйцо. Биолог Хитчинг говорит: «Образование белков зависит от ДНК. Но ДНК не может образоваться без уже существующего белка» . Итак, остается парадокс, выдвинутый Дикерсоном: «Что возникло сначала», белок или ДНК? Он утверждает: «Ответ должен гласить: „Они развились параллельно“» . В сущности, он говорит, что «курица» и «яйцо» развились одновременно, не происходя друг от друга. Кажется ли тебе это разумным? Один научный журналист оценивает это так: «Возникновение генетического кода представляет собой сложную проблему типа „курица или яйцо“, и она пока что остается совершенно неразрешенной».Химик Дикерсон также сделал следующий интересный комментарий: «Эволюция генетического аппарата — это та ступень, для которой нет лабораторных моделей; поэтому рассуждать можно бесконечно, безо всяких ограничений неудобными фактами» . Но можно ли назвать научным подход, при котором запросто отмахиваются от лавины «неудобных фактов»? Лесли Оргел называет существование генетического кода «самым запутанным аспектом проблемы возникновения жизни» . А Фрэнсис Крик пришел к заключению: «Несмотря на то, что генетический код почти универсален, механизм, необходимый для его воплощения, слишком сложен, чтобы появиться в один момент» .
Стараясь уклониться от неизбежного вывода, что невозможное осуществилось «в один момент», эволюционисты выступают за постепенный процесс, при котором шаг за шагом мог бы действовать естественный отбор. Однако без генетического кода, обеспечивающего размножение, не может быть никакого материала для естественного отбора.
d
Ох уж это человечество! Из пустяка раздуло невероятную проблему. Все эти «вопросы» от неприятия и незнания истинной структуры Мироздания. Вечность управляется Канонами Вечности, которым подчиняется всё и вся. Одним из важнейшим является Канон покоя вечного движения — эволюция. В соответствии с этим Каноном, создаются новые миры (мерности) и вселенные, как полигон для эволюции и расширения сферы разума. Далее, выбирается тип оболочки (тела) в зависимости от условий, в частности, планеты, которая будет заселена. После чего происходит процесс материализации, то есть мгновенного проявления того или иного организма, поэтому спор о том, что вначале, курица или яйцо, не имеет смысла — вначале ВСЕГДА мысль и проявленная воля Создателя, либо тех сущностей, кто творят новые миры — Отцов-основателей.
d

Всё давным давно есть, но вы не хотите принимать правду.