W-бозон под микроскопом ATLAS: первое измерение ширины на LHC

Открытие бозона Хиггса в 2012 году стало настоящим триумфом современной физики. Эта неуловимая частица, словно последний кусочек пазла, завершила Стандартную модель — теорию, описывающую фундаментальные строительные блоки Вселенной и силы, управляющие ими. Но, как это часто бывает в науке, каждая разгаданная тайна порождает новые вопросы. Стандартная модель, несмотря на свою элегантность и точность, не объясняет множество наблюдаемых явлений. Темная материя, асимметрия материи и антиматерии, гравитация — все это остается за пределами ее досягаемости.

Физики, неутомимые искатели истины, не опускают руки. Они продолжают исследовать микромир, пытаясь обнаружить следы новой физики, которая расширит наши представления о Вселенной. В их арсенале — мощнейшие инструменты, такие как Большой адронный коллайдер (LHC), и изощренные методы анализа данных. Одним из объектов пристального внимания стал W-бозон — частица, ответственная за слабое взаимодействие, играющее ключевую роль в радиоактивном распаде.

W-бозон — это своего рода «вестник слабости», переносящий эту фундаментальную силу между другими частицами. Его «ширина», характеризующая время жизни и способы распада, может скрывать подсказки о существовании новых, пока не открытых частиц и взаимодействий. Стандартная модель предсказывает значение ширины W-бозона с высокой точностью. Любое отклонение от этого предсказания станет сигналом того, что за кулисами Стандартной модели разыгрывается новая, неведомая нам физическая драма.

Недавно коллаборация ATLAS, работающая на LHC, провела самое точное на сегодняшний день измерение ширины W-бозона. Результат оказался немного больше, чем предсказывает Стандартная модель, но все еще находится в пределах допустимых погрешностей. Это как найти незначительное расхождение в сложном узоре — оно может быть случайностью, а может быть и ключом к разгадке.

Чтобы добиться такой высокой точности, физикам пришлось провести титаническую работу. Они проанализировали миллионы столкновений протонов, отследили траектории и энергии рождающихся частиц, учли влияние фоновых процессов и даже заглянули внутрь самого протона, изучив его внутреннюю структуру.

Это измерение ширины W-бозона — лишь один маленький шаг на длинном пути познания Вселенной. Впереди еще много работы: новые эксперименты, более точные измерения, развитие теоретических моделей. Но каждый такой шаг приближает нас к разгадке величайших тайн природы, к пониманию того, из чего состоит наш мир и какие силы им управляют. Физики продолжают искать, задавать вопросы и бросать вызов устоявшимся представлениям, ведь за пределами Стандартной модели скрывается необъятный океан неизведанного, полный удивительных открытий.